Причины и истоки агрессивного поведения – причины, особенности, формы, коррекция. Агрессивное поведение детей и подростков :: SYL.ru

Содержание

Причины агрессивного поведения : system_psiholog — LiveJournal

Что вас привлекло в этой теме: причины агрессивного поведения?

Наверняка агрессию испытывали все. Агрессию может вызвать даже эта статья. Если вдруг редакторы забыли поставить картинки и видео в тексте, вы тут же возмутитесь: «Какого черта… нет даже картинок!» — и с агрессией закроете статью. Причиной проявления агрессивного поведения может стать что угодно.

Агрессия на самом деле вовсе не плоха и даже необходима. Ну представьте себе, как бы вы появились на свет, если бы сперматозоид вашего папы не был агрессивным, не растолкал всех остальных и не дошел до цели! Вы бы сейчас не читали эту статью.

 Причины агрессивного поведения картинка

Агрессивное поведение мужчины: причины


Вот вам живой пример. На даче разросся дикий виноград, и часть веточек зацепилась за крышу соседа; и такая же красота теперь у соседей. Но тут выходит сосед с лестницей, перелезает через забор и срубает весь виноград.

Что это, как не проявление агрессивного поведения из-за того, что растение нарушило чужую территорию? Никто не залез в дом, не сказал ничего обидного его жене, мальчишки не выбили мячом случайно окно. Красивое растение, не понимая и не ведая границ, росло себе во все стороны. Но в результате лишилось жизни.

Хорошо, что еще сами пострадавшие соседи не стали выяснять отношения, а то бы неизвестно, чем дело кончилось.
Или вот. Мужчина из ревности убил другого мужчину, который посмотрел на его жену.

Тут вам не просто территория чужая. Есть нечто, что я считаю своим, а тут кто-то может у меня это отобрать. И даже если он не хочет отобрать, но только посматривает — ревность пресекает это на корню.

Когда мы проявляем агрессию, то, по сути, говорим: «Не лезьте ко мне, а то убью, не заходите на мою территорию и даже думать забудьте смотреть или брать то, что я считаю своим!» Это так и у высших приматов. И мы от этого не так далеко ушли.

Я мечу территорию, чтоб никто чужой не заходил, и скалю зубы, чтоб не покушались на мое добро.

Причины и истоки агрессивного поведения


Причины агрессивного поведения берут начало в биологической программе нашего вида еще от зарождения человека. Это был неприязненный вид, ранний человек, у которого инстинкты преобладали.

Мы рождаемся и умираем, как животные, и во многих своих пристрастиях и поступках руководствуемся инстинктами. В биологии инстинкт — это врожденная биологическая программа поведения. Такая же программа в компьютере, без которой он не будет работать.

Наши предки во многом еще пользовались инстинктом, как и животные. Но у первобытного человека не было когтей, зубов и быстрых ног, которые были у животных. Постоянные проблемы с пищей — практически голод. Поэтому желание съесть другого вполне естественно для того времени.

А после введения табу на каннибализм (ведь иначе мы бы «скушали друг друга») это становится невозможным. Я хочу другого съесть, но не могу и испытываю колоссальные страдания (агрессию), так как нарушение табу влечет за собой изгнание из стаи, а значит, и невозможность иметь право на пищу и на спаривание.

 причины агрессивного поведения человека картинка
Чем менее человек развит, тем он более неприязненный, недоверчивый, настороженный, агрессивный. И как следствие, такой человек бывает не реализован в обществе. Но при развитых свойствах длительная невозможность реализации приводит к фрустрациям и агрессии. Это основные причины агрессивного поведения.

Причины агрессивного поведения: эволюция желаний


Но есть что-то сильнее агрессии. Это желание сохранить себя во что бы то ни стало. Человек испытывает неприязнь к другому, понимает, что может его съесть, но не позволяет табу. Причем вторичное ограничение — культура — не позволяет «съесть ближнего» во всех смыслах.

И тогда человек хочет испытывать хотя бы куцую радость, когда другому плохо: злорадство. Или стремится использовать его имущество для себя.

У другого, например, есть каменный топор, и я хочу им завладеть. Просто отобрать не получится, есть запрет: «Не возжелай чужого!». Но можно поменяться. Ты — мне. Я — тебе. Так возникает мена. Я меняю свой топор на скребок. Это одна из форм развития. Потом это будет торговля.

Первый человек возникает в осознании пользы и выгоды и нежелании невыгоды. Когда человек недоразвит по каким-либо причинам — свое он не отдаст, а чужое хочет взять. Но есть закон, и «чужое» у своих взять не получится — выгонят, а хуже этого ничего нет. И тогда фрустрированные, жадные до чужого объединились и поняли, что надо грабить не своих, а чужих.

С этого времени появились войны. Это не что иное, как коллективное стяжательство и разрядка агрессии. Нельзя сознательно остановить войну, так как это коллективное бессознательное.

Причины агрессивного поведения: от заботы о себе до заботы об обществе


Эволюция психики человека — это развитие его желаний. Один из законов сохранения вида, чтобы вид не самоистреблялся, это заповедь: «Не убивай». А также — «не возжелай того, что есть у ближнего твоего, его жену, дом…». То есть возникающее желание должно сдерживаться законом. Так постепенно идет развитие: мена-торговля-закон.

Любые изменения сопровождаются агрессией. Так, например, подросток претерпевает постоянные изменения — роста, веса, гормонов, перепадов настроения. Меняется поведение его с другими подростками, которые тоже проходят такие же этапы изменений. И поэтому подростки часто очень агрессивны.

По типу агрессии всегда можно понять, чего не хватает человеку. Что он хочет, но не получает. Какая его потребность не реализована.

Все развивается в свою противоположность — и любой ребенок, и наш вид. От агрессивного, неприязненного, направленного только на себя — до живущего во благо общества.


Агрессия и энергия


Все сегодня жалуются на то, что не хватает сил, совсем нет энергии. Ее не хватает на работу, семью, детей, на отдых, на чтение. А между тем любая агрессия сопровождается большим выбросом энергии. Нужна энергия на планы, на реализацию желаний, но уходит она не туда. Уходит она на агрессию или на то, чтобы контролировать ее.

Когда мы злимся и ведем себя агрессивно — просто сбрасываем огромное количество энергии в никуда, и потом у нас нет сил. Мы обесточены. Это тоже природный механизм, чтобы мы не навредили себе еще больше.


Или мы сдерживаем эту энергию в себе, причиняя себе вред в виде психосоматических заболеваний.

Это происходит потому, что мы этим не управляем. Снаружи ничего не произойдет, пока не осознаем этот механизм. Энергии много, но она работает против нас. Но теперь вы знаете триггер, и уже не будете ее расходовать просто так.

«…Может, это и мелочь, но для меня — огромное облегчение. Я раньше постоянно плакала, просыпалась в плохом настроении, реагировала на все агрессивно, не могла понять, что со мной происходит уже лет пятнадцать, почему мне плохо там, где другим хорошо. Теперь знаю, что это «нехватки», которые нужно наполнить…»
«… Я обижался на кого-либо или на что-либо и впадал в депрессию по этому поводу. Потом обижался на себя и на судьбу, потому что у меня депрессия, и депрессировал еще сильнее. Да и снаружи-то ничего никому заметно не было. На окружающих я это внутреннее состояние выплескивал в виде агрессии. Странно, как меня, вообще, терпели люди. А сегодня, о чудо! Я неожиданно для самого себя прекрасно понимаю, почему человек поступает так, а не иначе…»
«… Поняла, как различаются люди, откуда возникают желания. Наконец получила долгожданный ответ на вопрос, почему происходит так, а не иначе. Нашла тот самый ориентир. И вся моя напряженность, нервозность, агрессия ушли. Теперь я начала раскрываться для себя по-новому, и мир раскрывается для меня…»

Подробнее об этом вы узнаете на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Регистрируйтесь здесь.

Автор Анна Афанасова, психолог
Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читайте также:

Что делать, когда все надоело
Как понять себя
Почему люди пьют алкоголь



истоки агрессии в животном мире и причины агрессивного поведения

Наблюдая агрессивное поведение подростков, проявление агрессивности внутри супружеской пары или агрессию по отношению к незнакомым людям, принято объяснять подобные проявления недостаточностью воспитания. Но это верно лишь отчасти. Природа человеческой агрессивности намного глубже. И истоки агрессивного поведения следует искать в животном мире.

Природа агрессии животных и человека разумного

Агрессивность — свойство не только человека разумного. Агрессивное поведение животных проявляется очень ярко, но в животном мире схватки между представителями одного вида — довольно редкое явление. Не то, что у нас! Дело в том, что многие виды животных (львы, ядовитые змеи, а также осы, пчелы) вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели, по крайней мере, одной особи. Поэтому природа у них выработала запрет на применение оружия во внутривидовых разборках — споры разрешаются на турнирах, для которых есть свой кодекс чести (не хуже, чем у рыцарей средневековья).

Более 50 лет назад австрийский зоолог лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью. Проанализировав агрессивность человека и животных многих видов, зоолог пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Человек и его предки были слабо вооружены от природы — даже кусаться толком не могли (помните, как Балу уговаривал Маугли добыть «железный зуб»?). Поэтому естественная мораль у человека была изначально слаба. Все бы ничего, если бы в процессе исторического развития человек не стал самым вооруженным видом на Земле.

Однако, как это ни парадоксально, но природа агрессии животных и человека разумного, а также способы ведения боевых действий имеют много общего. Вот лишь некоторые примеры.

Часто причины и истоки агрессивного поведения кроются в соблюдении принципа «око за око»… Если кто-то схватил одну из ворон и поволок прочь, ее товарки скликают всех окрестных ворон, и те начинают с воплями преследовать хищника, не позволяя ему насытиться добычей. Где бы ни появился хищник, окрестные вороны слетятся и поднимут гвалт. Мстительны и многие виды обезьян, осы, пчелы. А некоторые муравьи не только уносят с поля боя раненых и убитых (эдакая муравьиная битва за тело Патрокла!), но и хоронят погибших. Наверняка без всяких мыслей о потустороннем мире.

Предки человека тоже были мстительны по отношению к хищникам, а позднее перенесли ту же тактику на врагов своего вида. Вот они — истоки человеческой агрессивности! И поныне потребность отомстить часто мобилизует коллективное поведение больших групп людей. Наглядный пример — большие и малые войны народов.

Истоки агрессивности человека и животных

У многих видов животных в нормальных условиях особи живут по обычным жизненным программам. Когда же условия ухудшаются или плотность популяции превысит критическую, начинают рождаться особи с другой программой. Они не могут жить так, как их родители, они устремляются в набеги. Типичный пример агрессии в животном мире — нашествия саранчи. Биологическая цель нашествия вполне прагматична — выбросить за пределы популяции избыточное молодое поколение. Из-за этого маленькие безобидные и трусоватые грызуны — лемминги проходят сотни километров, переплывают реки, нападают на более крупных животных и даже на людей.

У человека в сходных условиях тоже происходят изменения с молодежью: она не хочет жить, как родители, тоже образует группы, которые легко превращаются в банды.

Истоки агрессии человека, причины великого переселения народов, крестовых походов, нашествия монголов также нужно искать в биологии.

Например, у павианов в процессе эволюции выработалась довольно сложная оборонительная тактика, совершенствовалось военное искусство. Павианы любят ходить строем: в середине идут самцы-доминанты, «штаб» обезьяньего войска. Рядом — молодые самки с детенышами. В авангарде идут самцы второго иерархического ранга (субдоминанты).

Обнаружив опасного хищника, они развертываются вогнутым оборонительным полумесяцем и стремятся задержать противника. Тактика весьма эффективная: потеряв пять—семь «бойцов», павианы способны изувечить леопарда. Еще в обезьяньем войске есть арьергард и даже боковое охранение!

У общественных насекомых, вставших на путь так называемой «избыточной милитаризации» (например, у термитов), тоже образуются военные касты. Их солдаты не только сами не желают добывать пропитание, но и разучились, есть без посторонней помощи. Их кормят сестры-рабочие. У некоторых видов оформилась узкая специализация воинов: насекомые-танки и противотанковые средства, артиллерия и фортификационные сооружения, химические мины и т. д. Точно так же и у людей: когда общество втягивается в затяжной вооруженный конфликт, выделяется группа воинов, которая, с одной стороны, существует как бы для защиты общества, а с другой — сама для себя. И тому есть примеры из современности.

Так что не стоит обольщаться: человек не изобрел ничего нового, а лишь довел до абсурда заложенные в него природой агрессивные инстинкты.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Оцените тему статьи

Будем очень признательны,если оставите свою оценку
Loading…

Формы и истоки агрессивного поведения

Все более увеличивающаяся напряженность общества, рост национальных и этнических конфликтов, многочисленные локальные войны порождают в людях неуверенность в будущем. И все же, обладая наивысшими адаптационными возможностями, человек приспосабливается почти к любым изменениям внешней среды, включая и социальные перемены – войны, реформы, революции, природные и антропогенные катастрофы и т.д. Однако, безусловно, и то, что жизненные трудности не позволяют многим людям конструктивно справляться с ними, и механизмы психологической защиты направляются на уход от существующих проблем. Среди этих механизмов – алкоголизация, наркотизация, зависимость от чего угодно, преступность. Все это сужает круг интересов и увлечений, снижает уровень требований и критики к себе, то есть наблюдается постепенная деградация личности. Это и есть дисфункциональность личности, приводящая к саморазрушающему поведению (Попов Ю.В., 1997). Говоря словами Г. Аммона (1994), происходит изменения идентичности, под которым он понимает процесс, как постепенное развитие, оставляющее после себя след. Она (идентичность) не бывает окончательной, а растет благодаря социальной энергии. Социальная энергия – это крепость и сила, которые даются людям среди людей. В одних случаях эта социальная энергия означает умение развивать понимание и интерес к другому человеку, вступать с ним в продуктивный контакт, принимать его всерьез в его бытии. Это есть конструктивная социальная энергия. В других, — социальная энергия (деструктивная), хотя и отражает все еще контакт и связь, но действует разрушительно, как в экстремальном случае. В третьих, — это дефицитарная, отклоненная социальная энергия – игнорирование людей.

Мне представляется уместным, прежде чем приступить к анализу поведения людей и связанных с этим проблемам агрессивности, рассмотреть некоторые аспекты поведения животных, поскольку здесь аналогии и сравнения, сопоставления и противопоставления являются необходимостью. Хотя бы лишь потому, что человек по своей природе является биосоциальным животным, и во многих проявлениях обнаруживает поразительное сходство с поведением животных, и не только высокоорганизованных.

Один из основных положений современной этологии – это принцип иерархической организации поведения животных (Новицкий Б., 1981). Согласно этому принципу выделяют ряд уровней поведения, отличающихся сложностью входящих в них элементов. В зависимости от сложности и значимости этих элементов, Hafer E.S. (1969) выделяет девять основных типов поведения: пищевое, выделительное, исследовательское, агрессивное (конкурирующее). Очень важно, что соотношение элементов низшего уровня в более высоком не фиксировано. Они могут использоваться в разном составе и последовательности. Часть элементов может быть врожденной, другие – могут возникать в результате научения, причем это не связано с их численностью. Доказательством генетической обусловленности некоторых форм поведения животных является эффективность селекции по данному поведенческому признаку. Porzig E. et al. (1973), анализируя результаты исследований генетического влияния на поведение, поддерживает мнение о возможном влиянии на общую поведенческую активность животных трех генов: активности, страха и дикости, а также инстинкта попрошайничества. Большинство исследователей подтверждают, что поведение животных, которое предопределяет их социальное положение в стаде (охватывающее такие явления, как агрессивность, стремление к конфликтам или уклонение от конфликтных ситуаций, а также поведение в драке), обусловлено наследственными факторами.

В контексте человеческого поведения, на мой взгляд, уместно сравнение домашних и диких животных в том аспекте, что, как утверждает Sambraus H.H. (1968), домашние животные сохраняют этологические признаки раннего возраста на протяжении всей жизни. Зато у диких животных через определенное время они исчезают. По мере одомашнивания изменяется также реактивность животных. Проводимый человеком искусственный отбор привел к ослаблению адаптационных способностей (выживаемости) домашних животных в тяжелых условиях.

Аналогичные тенденции и соотношения можно наблюдать и среди людей: погибают наиболее строптивые, храбрые, непокорные; выживают «мягкие», податливые. «Парниковые», по сравнению с прошлым, условия жизни современного человека приводят к снижению его адаптационных возможностей. Это проявляется в нарастании заболеваемости, особенно, некоторых болезней.

Человек, фактически, сам производит свою селекцию. Селекция, направленная на выведение животных (можно сказать и людей) со спокойным темпераментом способствовала улучшению большинства полезных признаков, так как животные спокойного нрава обладают обычно и лучшей продуктивностью, чем беспокойные. Прямые параллели между человеком и животными здесь не уместны, однако вся история цивилизации свидетельствует о том, что активные, деятельные, целеустремленные, агрессивные (в прямом и переносном смысле этого слова) люди всегда или практически всегда не имели потомков или ограничивались одним-двумя детьми. Чаще, конечно, они не успевали обзавестись семьей, будучи одержимыми какой-либо целью, и всю свою жизнь (чаще короткую) отдавали своей цели. Спокойный и податливый же обыватель, придерживающийся принципа «моя хата с краю», успевал за свою долгую жизнь наплодить себе потомство.

У сельскохозяйственных животных, находящихся в стаде, на пастбище или в просторных загонах, наблюдается много поведенческих реакций, которые характерны для их диких предков или сородичей. Например, такие как, стадность, установление иерархических отношений, доминирование самцов над самками и многие другие. Здесь напрашиваются аналогии с человеком. Человек, будучи коллективным (стадным) существом (животным) дает нам яркие примеры проявления «синдрома толпы». Но поведение одомашненных животных все же отличается от поведения их диких предков. Так же и у людей. Современный человек далеко не тот по психобиологическим параметрам, что был многие и многие тысячи лет назад. Это, прежде всего, результат целенаправленного отбора со стороны человека в желательном для него направлении, а также изменений внешней среды. В ходе своей многовековой истории человек проходил именно такой искусственный отбор – человека человеком, более сильного более слабым. Сильным мира сего были нужны покорные и исполнительные подданные.

Социальное поведение людей подчиняется не только тем закономерностям, которые присущи любому филогенетически возникшему поведению, но и диктуется его биологией, разумом и культурной традицией. Установлена связь между телосложением и поведением (Sheldom et al., 1940, 1942). Выделяя эндоформный, мезоформный и экзоформный типы телосложения, они указывают на четкую связь между последними и темпераментом: эндоформный – висцеротония – добродетельность, общительность, малоподвижность; мезоформный – соматотония – агрессивность, активность, потребность в нагрузках; экзоформный – церебротония – сдержанность, заторможенность, скрытность.

Говоря о «культурном» отборе, К. Лоренц (1994) указывает на историческое поведение народов, основанного на разумной природе человека. Именно эта природа заставляет две нации состязаться и бороться друг с другом, даже когда их не вынуждает к этому никакая экономическая причина. Она подталкивает к ожесточенной борьбе две политические партии или религии. Она заставляет какого-нибудь «Александра» или «Наполеона» жертвовать миллионами своих подданных ради страсти объединить под своей властью весь мир. Нас же еще в школе учили относиться к этим людям с уважением; даже почитать их как великих. А чем хуже, скажем, «идеи мировой пролетарской революции Ленина-Сталина» или «коричневые идеи великого рейхсканцлера» Гитлера?

В том же историческом аспекте поведение человека проявляется в двух моделях – кооперация и распределение. Э. Фромм (1994) связывает эти модели с прошлой охотничьей жизнью человека. И если согласиться с утверждением, что охотничья жизнь привела к генетическим изменениям, то придется сделать вывод, что у современного человека скорее надо искать врожденный рефлекс к кооперации и распределению (всем поровну), чем к убийству и жестокости. То есть, по логике автора коммунизм является неизбежным результатом эволюции человеческого общества?! К сожалению, история цивилизации свидетельствует, что склонность к сотрудничеству и справедливому распределению проявляется нерегулярно. Это говорит о том, что охотничья жизнь не оставила в человеке генетических следов и доминирует «рефлекс безмерного эгоизма», особенно в современной цивилизации.

Для совершения самых низменных или самых высокоморальных поступков на индивидуальном уровне человеку необходимо воодушевление, что представляет собой проявление внутривидовой агрессии. А для этого нужны враг, массы и вождь. Тогда уже снимаются инстинктивные запреты убивать и калечить сородичей, препятствия теряют свою важность, идет переоценка ценностей. То есть, фактически имеют место формирование групп, группировок, фракций, шаек, банд, объединений и т.д., которые подчиняются закономерностям образования анонимных стай у животных. Воодушевление представляется как настоящий автономный инстинкт человека, наподобие инстинкта триумфального крика у серых гусей (Лоренц К., 1994).

Кого он (человек) относит к врагам? Кого он признает вождем?

С точки зрения Бойко В.В. (1994) в своем общении с себе подобными, человек проявляет три типа отношений: 1) отношение к конкретному другому человеку; 2) отношение личности с собирательным типом, встречающимися в сфере профессиональной (или какой-либо другой) деятельности; 3) отношение к людям вообще. Его коммуникативность проявляется в виде поведенческих характеристик, представляющих, так называемый, низкий общий уровень коммуникативной толерантности, среди которых: а) человек не хочет понимать индивидуальность другого; б) человек рассматривает в качестве эталона себя; в) человек категоричен или консервативен в оценках людей; г) человек не умеет скрывать или сглаживать неприятные чувства; д) человек стремится переделать, перевоспитать партнера; е) человек хочет подогнать партнера под себя; ж) человек не умеет прощать другому его ошибки; з) человек нетерпим к физическому или психическому дискомфорту партнера; и) человек плохо приспосабливается к характерам окружающих. Соответственно о высоком уровне коммуникативной толерантности свидетельствуют противоположные признаки.

Поведение человека, в частности, саморазрушающее поведение, Попов Ю.В. (1994) пытается классифицировать выделением нескольких осей. Первая ось – это собственно тип поведения, угроза для жизни, ущерб для физического здоровья, ущерб для нравственного и духовного развития, ущерб для будущего социального статуса. Вторая ось – это уровень дисфункции личности: акцентуация, непсихотическое и психотическое расстройства личности. По третьей оси автор отмечает тип личностной акцентуации или стигмы – гипертимный, циклоидный, психастенический, эпилептоидный, эмоционально-лабильный, сенситивный, шизоидный и т.д. Четвертая ось отражает степень социальной адаптации, которая определяется уровнем социального функционирования и степенью ее конструктивной направленности – устойчивая, парциальная, неустойчивая адаптация и дезадаптация. Все человеческое поведение диктуется осознанной ответственностью.

Апофеозом поведенческих расстройств и проявления агрессии на уровне общества является война. Будучи специфически человеческим феноменом, война наиболее ярко высвечивает нюансы человеческой агрессивности. Она всегда сопровождала социализированного человека, являясь своего рода инструментом решения многих проблем. Филогенетически человек в своей агрессивности всегда отличался от хищников. Только у него встречается особая агрессивность в виде склонности к убийству как самоцели. И как отмечалось, в отличие от всех млекопитающих, человек – единственный, кто способен испытывать удовольствие от убийства и созерцания страданий себе подобных, да и не только подобных.

Э. Фромм (1994) рассматривает войну, как проявление инструментальной агрессии человека. Но причины ее видит не в деструктивных инстинктах человека, как считают психоаналитики и инстинктивисты. С точки зрения Э. Фромма деструктивность не является ни врожденным элементом, ни структурным компонентом «человеческой натуры». Если бы причины войн коренились во врожденных деструктивных импульсах, то все в истории человечества было бы наоборот. В древних обществах первые охотники, собиратели и земледельцы не отличались ни воинственностью, ни кровожадностью, ни разрушительностью и другими агрессивными тенденциями. Как было показано выше, среди современных племен, живущих на первобытном уровне и являющихся, фактически, моделью исследования, наблюдается разная направленность и интенсивность агрессивности, вплоть до практически полного отсутствия ее. Точно так же, как и мало агрессивны все животные, живущие на воле. В зоопарке же или в загоне агрессивность у них резко увеличивается – у самок в 9, у самцов в 17,5 раз (Kummer H., Bucy P.C., 1951). Причина такого явления заключается в заметном и реальном уменьшении «жилплощади». Это же вызывается изменением социальной структуры стада. Словом, причина — в социальных условиях.

Человек создал себе искусственную среду обитания, в которой и проживает в стесненных условиях. Он сделал эти условия нормой жизни, что и сделало его психологию более деструктивной. Поэтому повышенную агрессивность человека следует объяснить не только более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Поэтому по мере развития цивилизации неуклонно возрастало не только число захватнических, агрессивных войн, но и их жестокость. Причем каждая война имела в качестве основной причины целый комплекс проблем. Это и экономические, и политические, и территориальные, и религиозные, и мировоззренческие причины; кроме того, — тщеславие одних вождей, отсутствие гипкости других, глупость третьих. И если в начале любой войны имеются сторонники и противники ее разжигания в силу особенностей первопричины и целей, преследуемых каждой войной, то по ходу ее, особенно в период максимального разжигания, она приобретает характер «религиозного» феномена. Фетишируется все – государство, народ, вожди, идеи, история, символы, и все превращается в идолов, перед которыми уже не может устоять ничто и никто. Как отмечает Э. Фромм (1994), все приносится в жертву, даже свои дети; идолопоклонничество оказывается сильнее любви к собственным детям. Но, в конце концов, любая война несет с собой серьезную переоценку всех ценностей, и человек снова становится человеком.

Если исходить с позиций З. Фрейда, утверждающего врожденную деструктивность человека, то его предок должен был быть хищником, наделенным агрессивными рефлексами в отношении всех живых существ, включая человека. Однако, нет никаких оснований считать, что ответственность за «хищнические» наклонности человека можно возложить на гены его предка – австралопитека. На сегодня не доказан ни тот факт, что у него самого (австралопитека) были инстинкты хищника, ни тот факт, что именно он является предком человека. В то же время некоторые антропологические исследования (Freeman D., 1964) показывает, что натура человека и вся человеческая цивилизация своим существованием обязаны необходимости приспосабливаться к хищникам, как это имело место в период плейстоцена с австралопитеком – мясоедом в Южной Африке. Анатомически и физиологически Homo Sapiens не отличается от современного человека, что позволяет нам проводить исследование агрессивности на современных примитивных племенах. Это позволит прояснить проблему влияния «охотничьего поведения» на социальную организацию и личность. Однако данные палеонтологии нельзя считать достоверными. Примерно 30 – 300 тыс. лет тому назад в Европе и Западной Азии обитали гоминиды, которых сегодня называют неандертальцами. Их прямыми потомками сегодня являются современные люди – вид Homo Sapiens. Очень долго (десятки тысяч лет) неандерталец сосуществовал (как показывают палеонтологические данные) с кроманьонцем – человеком современного типа. Одновременно высказываются смелые, но пока еще не подтвержденные предположения о генезе человека. Результаты молекулярно-генетических исследований современного человека показали, что неандерталец дальнейшей эволюции не претерпел и бесследно вымер. Анализ последовательности ДНК костных останков неандертальцев показал наличие 27 отличий в ДНК современного человека и неандертальца. Аналогичные исследования были проведены и среди представителей различных рас людей, которые установили, что ДНК неандертальца и современного человека, независимо от расовой принадлежности, имеют примерно в два раза меньше различий, чем человек и шимпанзе. То есть можно предположить, что неандерталец не оказался тупиковой ветвью в эволюции человека, а, возможно, был вытеснен, а затем и поглощен нашим общим предком, обладающим более существенными признаками, такими как более развитые лобные доли головного мозга, членораздельная речь и т.д. Произошло это примерно 120 – 150 тыс. лет назад. Можно предположить, что они обеспечивали биологическую эволюцию человека, особенно на ранних этапах его становления. В последующем биологические факторы эволюции человека отступили на второй план, уступая первенство социальным фактором. «Неандерталец» как носитель комплекса эволюционно незначимых признаков и сегодня живет рядом с нами. Но по ряду формальных признаков и критериев социально-экономического статуса он, хотя и превосходит своих собратьев по биологическому типу, однако, его поступки, поведение, ценностные ориентиры и установки, оставленное им потомство, не вносят существенного вклада в социальную эволюцию человека1. Продолжая эту довольно крамольную и спекулятивную мысль, можно предположить, что современное человечество состоит, по крайней мере, из трех видов человека: неандертальца, кроманьонца и их перекрестного потомка.

причины, особенности, формы, коррекция. Агрессивное поведение детей и подростков :: SYL.ru

Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Именно поэтому в данной статье максимально детально будет рассмотрено агрессивное поведение: причины его возникновения, различные формы, а также способы корректировки.

агрессивное поведение

Что это такое?

Изначально надо определиться с теми терминами, которые будут широко использоваться в этой статье.

Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».

  • Согласно Арнольду Бассу (известному психологу), агрессия – это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
  • Зильман утверждает, что агрессия – это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы.
  • Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).

Что же такое агрессивное поведение? Это примерно то же, что и сама агрессия. Т. е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.

Основные группы причин

Обязательно надо рассмотреть различные причины, которые могут провоцировать возникновение агрессивного поведения. Так, ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.

Биологические причины

Какие же они, биологические причины агрессивного поведения?

  • Наследственность. Особенно если она отягощена различными генетическими проблемами, алкоголизмом, употреблением наркотиков или иных психотропных веществ. Или же если в анамнезе родителей есть различные вирусные инфекции.
  • Половые гормоны. Ученые доказали, что на агрессивность человека влияет количество определенных гормонов. А именно в таком случае важен уровень тестостерона. Существенно возрастает он в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
  • Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов. А именно серотонина, дофамина и норадреналина.
  • Особое влияние на агрессивность и девиантное поведение человека оказывает лобная доля черепа (именно она осуществляет планирование и подавляет агрессию). Если она травмирована или же неправильно работает, могут нарушаться процессы агрессивности и соответственного поведения.

агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Социальные факторы

Стоит отметить, что специалисты утверждают: нельзя отдельно рассматривать только лишь односторонние причины агрессивного поведения. Чаще всего проблему провоцирует комплекс различных факторов. Так, важно отметить, что особое значение имеет социальное окружение человека.

  1. Нередко агрессивное поведение формируется в семье с раннего детского возраста как нормальная форма общения с окружающими.
  2. Психологи утверждают, что чаще от агрессивного поведения страдают малообразованные люди. Поэтому можно сделать вывод о том, что уровень образования также влияет на агрессию человека.
  3. Агрессивное поведение может формироваться также на месте работы.
  4. Если говорить о подростках, то нередко такое неправильное поведение формируется у них вследствие общения в определенных группах, коллективах. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре.

Психологические причины

Особенность черт характера личности также может влиять на формирование у человека агрессивного поведения. В таком случае чаще всего принято говорить о:

  • Тревожности.
  • Эгоцентризме.
  • Импульсивности.
  • Эмоциональной неустойчивости.
  • Склонности к эмоциям гнева, ярости.

Стоит отметить, что большое значение также имеют особенности контроля и самооценки такого человека. Однако все же максимально активным тут является уровень социализации каждого индивида (вместе с усвоением правовых и морально-этических норм поведения), а также характеристики мотивационной сферы.

Иной комплекс причин

Агрессивное поведение человека могут провоцировать также и иные причины, так называемые одноразовые.

  1. Боль. Ученые доказали экспериментально, что сильная боль может вызвать агрессивное поведение. И хотя опыты проводились на животных, это же правило действует и в отношении Homo Sapiens – человека разумного.
  2. Жара. Ученые давно говорят о том, что климатические условия сказываются на состоянии человека. Так, если на индивида «давит» табачный дым, знойный тяжелый воздух, плохие запахи – это все может провоцировать вспышки гнева и агрессивного поведения. Однако это утверждение — скорее гипотеза, ведь прямого доказательства данного факта ученые пока еще не получили.
  3. Атака. Нередко агрессивное поведение человека – это ответ на такие же действия иного индивида. Как говорится, «око за око».
  4. Теснота. Опять же этот факт доказан при помощи экспериментов на животных. Но все же относится и к человеку. Если кого-то поместить в тесное пространство (например, клетку), через время возникает агрессия и агрессивное поведение.
  5. Алкоголь и различные психотропные вещества являются нередко прямой причиной возникновения агрессивного поведения у многих индивидов.
  6. Возбуждение, в том числе и сексуальное, также может провоцировать возникновение этой проблемы.

причины агрессивного поведения

Особенности

Стоит отметить, что вышеупомянутый психолог Басс особенности агрессивного поведения описывает на основании трех предельно простых шкал:

  1. Физическое – вербальное (словесное) агрессивное поведение.
  2. Активное – пассивное агрессивное поведение.
  3. Прямое – непрямое агрессивное поведение.

Однако это неустойчивые формы, они могут варьироваться в зависимости от ситуации. К примеру, активное физическое агрессивное поведение – это нанесение ударов иному человеку, его избиение. Неактивная форма – это, например, найм убийцы или же сговор с иным человеком, который принесет ущерб. Пассивное физическое агрессивное поведение – это, к примеру, стремление сделать все, чтобы не позволить другому человеку достичь вершин в карьере. Далее еще проще. Так, вербально активное действие – это словесная обида. А вербальное неактивное – это обычное распространение сплетен или же грязных слухов.

Формы

Важно также отметить, что существуют еще и различные формы агрессивного поведения. Так, чаще всего их ученые компонуют по особым парам.

  • Физиологическая и патологическая агрессия. В первом случае действия человека не носят злого умысла, а совершаются, чтобы самоутвердиться, чем-то овладеть. Тут еще может возникать и понятие оборонительного агрессивного поведения. В таком случае у человека просто включается защитная реакция и инстинкт самосохранения. Во втором случае речь идет уже о целенаправленном, истинном агрессивном поведении. Тогда главной целью является именно нанесение ущерба иному человеку.
  • Отдельно специалисты выделяют физическую (телесную) и вербальную (словесную) агрессию. Стоит отметить, что у детей младшего возраста преобладает именно первая форма поведения. У взрослых же чаще всего встречается вербальное агрессивное поведение. В этом случае огромную роль играет процесс социализации и трансформация некоторых поведенческих реакций для адаптации к существующим морально-этическим нормам.
  • Отдельно также существует скрытое агрессивное поведение (в таком случае человек в голове проигрывает различные виды своих поступков относительно другого человека или группы лиц) и открытое (подразделяется на два последующих вида).
  • Существует открытое прямое и открытое косвенное агрессивное поведение. В первом случае действия направлены непосредственно на объект, которому хочется навредить. Во втором случае вред может наноситься косвенно. Чаще всего это делается через анонимные письма, распускание сплетен. Важно еще отметить, что именно косвенное агрессивное поведение может проявляться открыто или же исподтишка (это жалобы, ложь, доносы, придирки, злорадство).

Также надо сказать и о том, что основатель психоанализа, Гюнтер Аммон, выделяет три основных вида агрессии (соответственно, и агрессивного поведения):

  1. Конструктивная. В таком случае агрессивное поведение имеет социально приемлемые формы.
  2. Деструктивная. Тут агрессивное поведение имеет социально неприемлемую форму.
  3. Дефицитарная. От нее страдают чаще всего пациенты с различными психосоматическими отклонениями или болезнями. В таком случае принято говорить о дефиците существующих поведенческих навыков.

Агрессивное поведение также можно разделить на два вида относительно его направленности:

  1. Экстрапунитивное поведение. Т. е. внешнее, направленное на иных людей.
  2. Интрапунитивное поведение. Направленное исключительно на себя. Это так называемая аутоагрессия.

Несколько слов о детях

Агрессивное поведение детей – это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.

агрессивное поведение детей

Стоит отметить, что агрессивное поведение дошкольников – это весьма распространенное явление. Однако как можно узнать, что у ребенка проблемы и что ему уже на данном этапе необходима помощь? Так, для этого надо знать, какие же признаки свидетельствуют о том, что у малыша именно агрессивное, а не какое-либо иное, поведение.

  • Высокая частота агрессивного поведения. Если ребенок более чем 4 раза в час проявляет враждебность к окружающим, его поведение можно квалифицировать как агрессивное.
  • Преобладание физической агрессии. Т. е. ребенок старается причинить людям из своего окружения телесные повреждения: ударить, пнуть, ущипнуть и т. д.
  • Направленность поведения. Можно с уверенностью сказать, что у ребенка большие проблемы, если целью его агрессивного поведения становится именно причинение боли, а не достижение определенной цели (например обидеть, чтобы отобрать игрушку).

Источники агрессивного поведения в детском коллективе

Важно также отметить, что агрессивное поведение детей провоцируют следующие основные факторы или, как их называют в психологии, источники:

  1. Чувство страха. Ребенок может себя агрессивно вести, если он не доверяет окружающим, если он в своем окружении видит для себя опасность.
  2. Запреты. Очень часто причиной агрессивного поведения малыша становятся запреты, которые не дают возможности реализоваться планам или желаниям крохи. Причиной становится обычное неудовлетворение потребностей.
  3. Самостоятельность. Также ребенок может себя агрессивно вести, отстаивая свое право на определенную территорию (игрушку). Это проявление самостоятельности, попытка обретения свободы.

Основа агрессивного проявления у детей

Однако все же надо сказать, что агрессивное поведение детей дошкольного возраста чаще всего вызвано тем укладом жизни, к которому привык малыш. Что это значит? Маленькие дети копируют все, что происходит в их ближайшем окружении. И чаще всего это семья. Практикующие психологи и психотерапевты отмечают, что большинство деток с агрессивным поведением перенимают такую форму общения из отношений старших родственников: родителей, бабушек-дедушек. Т. е. если в семье принято ругаться, обзываться и иногда пинать друг друга, надо понимать, что так же будет поступать и малыш с иными, окружающими во внешнем его мире людьми. Многим родителям просто надо в первую очередь обратить внимание на себя, а потом только искать изъяны в своих детях.

Также нередко агрессивное поведение детей дошкольного возраста вызывается обычной ревностью. Т. е. негативным поведением ребенок просто желает обратить на себя внимание. Чаще всего это возникает в том случае, если в семье рождается еще один малыш, и первому ребенку уделяется гораздо меньше времени.

Но и тут надо помнить: если правильно не отреагировать на единичные вспышки агрессивности и соответствующего поведения, это может перерасти в плохую привычку. А справиться с этим будет уже гораздо труднее.

агрессивное поведение человека

Правила поведения родителей

Как уже было выше сказано, агрессивное поведение младших школьников – это весьма распространенная проблема. Как же в таком случае родителям реагировать правильно? Что нужно делать, чтобы еще больше не усугубить состояние?

  1. Надо помнить, что запрет и агрессия – это не самая лучшая реакция на агрессивное поведение малыша. Платить ребенку тем же не стоит. Нужно постараться понять причины такого поведения, а также постараться их устранить.
  2. Не нужно резко пресекать агрессивное поведение ребенка. Делать это надо постепенно. Надо постараться дать крохе возможность выплеснуть свою агрессию. Или же переместить ее на что-то иное. К примеру, можно дать ребенку порвать фотографию своего врага. В результате этого количество проявлений агрессивного поведения в реальной жизни существенно снизится.
  3. Детям надо показывать правильный пример. Поэтому при них нужно стараться не злиться, не кричать, не обижать других. Например, ударить мужа в плечо от злости – это показать плохой пример своему ребенку.

Родители должны помнить, что агрессивное поведение – это не всегда плохо. Точнее, иногда это может быть естественная защита от действий окружающих. Так что нельзя малыша сразу же ругать. Лучше всего научить его управлять своими вспышками гнева. Это умение ему точно пригодится на всю жизнь. Ну и, конечно же, пока ребенок маленький, его нужно как можно чаще обнимать, целовать, говорить, что он любим и ценен. Ведь нередко агрессивное поведение школьников – это просто желание привлечь к себе внимание.

Несколько слов о подростках

Отдельная тема – это дети в период полового созревания. Ну и, естественно, огромную проблему составляет агрессивное поведение подростков. Стоит отметить, что причины этого чаще всего следующие: колебание уровня гормонов и влияние ближайшего окружения. Так, о первом пункте все уже сказано выше. Что же относительно второго? Психологи утверждают, что подростковый период – это время становления ребенка как личности, его взросление. Тут возникает желание как можно чаще и больше проявлять самостоятельность. Но проблема в том, что далеко не все родители к этому бывают готовы. И опять же на первый план выходят запреты, которые и являются главными провокаторами такого поведения. При этом еще нередко агрессивность детей повышается вследствие их общения в определенных группах. Подростки частенько кооперируются в так называемые компании по интересам. Некоторые из них целью ставят вредительство не только родителям и окружающим людям, но и самим себе (группы подростков, склонных к суицидальному поведению). В таком случае ребенка надо как можно скорее изъять из такого коллектива.

Коррекция поведения детей младшего возраста

Отдельно также надо рассмотреть такой подпункт, как коррекция агрессивного поведения ребенка. Что же может делать родитель, чтобы избавиться от данной проблемы?

  1. Игнорирование незначительной агрессии. Однако нельзя просто сделать вид, что ничего не произошло. Можно сказать: «Малыш, я знаю, что тебе плохо, я тебя понимаю». Категорически запрещается кричать и отвечать тем же.
  2. Если маленький ребенок начинает проявлять агрессию, надо постараться переключить его внимание на что-то интересное. Т. е. кроху надо отвлечь.
  3. Надо научиться выводить ребенка из состояния агрессии. Так, можно подойти, взять его за руку (отвлекающий маневр) и спросить, не устал ли он, может, хочет пить или кушать.

агрессивное поведение младших школьников

Физические упражнения

Психологи утверждают, что отличная коррекция агрессивного поведения детей – это различные физические упражнения. Однако для этого ребенок должен сам хотеть справиться с проблемой. Т. е. в моменты, когда он будет чувствовать прилив агрессии и желание сделать кому-то плохо, нужно начинать приседать, делать зарядку для пальцев и т. д. Это отличный не только отвлекающий, но и успокаивающий маневр.

Как можно отвлечь себя от вспышек агрессии и агрессивного поведения? Так, ребенок должен знать, что ему помогут следующие действия:

  1. Надо вдохнуть воздух, ненадолго задержать дыхание, а далее выдохнуть.
  2. Если есть такая возможность, надо походить.
  3. Отлично помогает обычное сжимание-разжимание кулаков.
  4. Помогает справиться с агрессивным поведением обычное разрывание бумаги.
  5. Если у ребенка частые вспышки агрессивного поведения, ему надо всегда при себе иметь два грецких орешка. В момент прилива ярости их надо покачать в руках, побросать, тем самым отвлекаясь.

Важно отметить, что коррекция агрессивного поведения детей младшего возраста нередко не может обойтись только лишь усилиями родителей. Нужно не стесняться привлекать к этому действию специалистов – психологов, психотерапевтов.

Коррекция поведения подростков

Агрессивное поведение подростков – также весьма распространенна проблема. Очень много современных детей в период полового созревания становятся неуправляемыми. Огромное влияние на это оказывают сами родители, общение с внешним окружающим миром, а также телевидение. Какой же может быть коррекция агрессивного поведения подростков, что она должна включать в себя?

  1. Спокойная реакция. Чаще всего агрессивное поведение подростка направлено именно на то, чтобы обидеть родителей, «вывести из себя». В таком случае надо постараться сделать все, чтобы после вспышки гнева у ребенка появилось чувство стыда за свои деяния. Также можно во время неадекватного поведения задавать наводящие вопросы об усталости, чувстве голода или жажды (как и в случае с маленькими детьми).
  2. Родитель должен помнить, что надо акцентировать внимание не на самом подростке, а на его поведении. Т. е. плох не ребенок, а его манера общения с окружающими. Во время анализа ситуации надо концентрироваться на данном случае, не вспоминая предыдущих подобных.
  3. При подростках также надо контролировать свои негативные эмоции, вспышки гнева. А за агрессивное поведение нужно не бояться просить прощения у ребенка.
  4. Коррекция агрессивного поведения подростков запрещает такие совершенно неэффективные методы, как угрозы, обзывания, применение физической силы.
  5. Лучший метод вывести подростка из состояния агрессии – проявлять спокойствие. Ребенка это обескуражит и успокоит.

Профилактические меры

Очень важной также является профилактика агрессивного поведения. Ведь, как говорится, проблему лучше предупредить, нежели позже с ней справляться. О чем в таком случае надо помнить?

  • Правильное формирование круга интересов. Нужно привлекать малыша к тем занятиям, которые позитивно влияют на формирование личности: это музыка, спорт, чтение.
  • У ребенка не будет времени на злость и агрессию, если он как можно чаще будет где-то задействован. В таком случае актуальной будет различная деятельность: трудовая, спортивная, организаторская, художественная и т. д.
  • Даже в самых трудных ситуациях надо обращать внимание на позитивные стороны характера ребенка. А не на негативные.
  • Нельзя на агрессивное поведение ребенка отвечать тем же. В таком случае он поймет, что он поступает неправильно. В противном же случае такое поведение точно повторится.
  • Нужно уважать чувства детей. Также надо прислушиваться к ним. Очень важно узнать причину агрессивного поведения. Ведь только так в дальнейшем можно будет пресекать эту проблему.
формы агрессивного поведения

Что еще предполагает профилактика агрессивного поведения детей и подростков? Так, родители должны помнить о том, что агрессия – это выброс огромного количества энергии. Именно поэтому надо постараться перенаправить ее в правильное русло. Это может быть работа, разрывание бумаги или даже бой подушками.

почему он таким становится и как себя вести с ним

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, что делает человека агрессивным. Вы узнаете, какие цели преследует такая личность. Вам станет известно, как проявляется агрессивность. Вы выясните, как общаться с подобными людьми.

Определение понятия и виды

Человек злиться. У него из ушей идет дымЧеловек злиться. У него из ушей идет дым

Агрессивность является таким понятием, под которым подразумевается желание нанести определенный вред объекту, на которого направлена агрессия. Проявление агрессивности могут быть направлены, как на окружающих людей, предметы, так и на самого агрессор.

По форме агрессивность бывает таких типов:

  • прямая;
  • физическая, например, избиение и изнасилование;
  • вербальная, например, угроза, клевета;
  • косвенная, например, злобные шутки;
  • инструментальная — способ достижения цели;
  • эмоциональная — состояние аффекта.

Давайте рассмотрим, какие виды агрессии бывают.

  1. Импульсивная и контролируемая, зависящие от того, в каком состоянии в данный момент находится личность.
  2. Непроизвольная, когда отсутствует контроль над своими поступками и произвольная, когда причинение боли является намеренным действием.
  3. Также выделяют ситуативную агрессию — возникает под воздействием определенных факторов. При их устранении злость исчезает. Агрессия, как черта характера — человек постоянно злой.
  4. Основываясь на том, смогла ли личность достичь своей цели, применив агрессию, различают деструктивное и конструктивное состояние. В первом случае такое поведение принесло только вред, во втором — успех.

Преследуемые цели

Девушка злиться, ее переполняют эмоцииДевушка злиться, ее переполняют эмоции

Целью агрессии может быть психологическая разрядка

Агрессивное поведение может возникать, когда у личности появляются определенные стремления в жизни.

  1. Желание иметь власть над другими людьми, принуждать их к какому-либо поведению, действиям, которые угодны агрессивному индивидууму. В частности, тут речь идет о моральном насилии над другими людьми.
  2. Способ произвести особое впечатление. Когда в коллективе появляется агрессивная личность, у кого-то она может вызвать испуг, у кого-то желание соперничества, кто-то захочет отомстить.
  3. Способ психологической разрядки. Когда у человека на протяжении дня скапливаются негативные эмоции, под руку попадается неугодная личность, на которой удается разрядиться, выплеснув накопившийся стресс.
  4. Стремление к власти. Как известно, добиться этого мирным путем практически невозможно. Всегда приходится идти по головам и наносить кому-то хоть минимальный, но вред. У людей, желающих властвовать, как правило, агрессивность более высокая, чем у других. Больше всего склонны к этому особи мужского пола.
  5. Желание нанести кому-то ущерб. Ситуации, когда есть личности, которые заслуживают того, чтобы с ними вели себя агрессивно, например, спровоцированные желанием отомстить за причиненную боль. Агрессия такого характера свойственна практически всем людям.
  6. Способ самообороны. Некоторые личности ведут себя слишком нагло, настырно, опускаться до их уровня не стоит, но в некоторых ситуациях лучше показать свои «зубки», чтобы Вас не съели.

Вам стали известны основные цели для возникновения агрессивного характера. Нужно понимать, что в некоторых случаях агрессия просто необходима. Общество неспособно выжить, если люди не проявляют враждебное настроение по отношению друг к другу. Поэтому попытки избавить всех людей от агрессии, обречены на провал. Хоть отдельно взятым личностям этого удается избежать.

Возможные причины агрессии

Парень с девушкой общаются на повышенных тонах. Оба в костюмахПарень с девушкой общаются на повышенных тонах. Оба в костюмах

Причина агрессии может крыться в необходимости отстоять свои права

Психология выделяет ряд факторов, которые влияют на развитие агрессии.

  1. Инстинкт. Агрессия влияет на возможность человека выжить в сложных условиях окружающей среды, она помогает бороться за собственную территорию, сражаться за пищевые ресурсы, защищать потомство, увеличивать генофонд. Энергия агрессии продуцируется в организме людей, постепенно накапливается, со временем вырывается наружу. У каждого человека имеется определенная грань, переступив через которую, возникает враждебность в поведении. Агрессивность может являться и наследственным признаком, переданным от охотников, которые были нашими предками. Естественно, что подобная природа может стать стимулом к разрушению, насилию, войнам. В данном случае, речь идет о неизбежном развитии агрессии и трудностям с ее контролем.
  2. Влияние примера взрослых. Когда ребенок растет и видит перед собой пример отца или матери, он начинает им подражать в одевании, способе вести беседу. Также происходит и подражание агрессивному поведению. Если ребенок регулярно видит, как его родители скандалят, кричат друг на друга, то считает, что подобное поведение является нормальным.
  3. Неправильная модель воспитания. Когда взрослые слишком требовательно относятся к своему малышу, придираются к нему или напрямую говорят о том, что ребенок вел себя агрессивно по отношению к остальным детям, умел дать сдачи, наказать.
  4. Результат, возникший из-за неспособности самореализоваться. Когда человек сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению желаемого, у него невольно возникает агрессия, которая может быть направлена на окружение и самого себя. И хорошо, если подобное поведение случается редко.
  5. Ситуация в семье. Например, дети, которые растут без отца или матери, могут начинать вести себя агрессивно по отношению к другим людям. Другой вариант — многодетные семьи, где возникает противостояние между братьями и сестрами. Также большое значение имеет то, какими способами родители наказывают детей за проступки.

Отвечая на вопрос, почему человек агрессивен, стоит учитывать факторы, которые могут влиять на возникновение такого поведения, усугублять его и делать разрушительным:

  • особенности воспитания;
  • обстановка в обществе;
  • особенности культуры — у некоторых агрессия поощряется;
  • СМИ, которые вещают о насилии, что приводит к мнению о нормальности подобного явления и повышают риск развития агрессивного населения.

Характерные проявления

Разбитая тарелка на полу и ножка девушкиРазбитая тарелка на полу и ножка девушки

В порыве агрессии человек может начать бить посуду

Агрессивность проявляется следующими признаками:

  • физическое насилие;
  • попытки причинить боль;
  • чувство вины;
  • недоверие и подозрительность;
  • самобичевание;
  • сопротивление;
  • словесные негативные выражения;
  • физическое насилие.

Агрессивность проявляется в поведении человека. Он:

  • ругается;
  • ломает мебель;
  • хлопает дверью;
  • кусается;
  • бьет посуду;
  • выражается нецензурными словами.

Особенности общения с агрессивной личностью

Сердитый парень с серьезной девушкой сидят за столом напротив друг другаСердитый парень с серьезной девушкой сидят за столом напротив друг друга

Давайте рассмотрим правила, как вести себя рядом с человеком, испытывающим агрессию.

  1. Научитесь уходить от конфликтных ситуаций. Таким образом, Вы сможете оградить себя от ряда ответных чувств. Не нужно вестись на провокации, отвечать открытым гневом на агрессию. В ситуации, если предстоит столкновение с опасной личностью, лучше вовсе спастись бегством.
  2. Подстраивание. Иногда стоит использовать эффект «хамелеона». В такой ситуации шансы на успокоение увеличиваются. Суть такого метода в том, чтобы настроиться на одну волну с агрессивным оппонентом, Вы можете также высказываться на повышенных тонах, но не выражать при этом агрессию, направленную на человека, постепенно снижая тон разговора.
  3. Самоконтроль. Нужно быть способным удержаться, не начать выплескивать агрессию на обидчика. Говорите про себя, что Вы сдержаны, спокойны, находитесь в безопасности.
  4. Задумайтесь над мотивами происшествия, почему агрессор так себя ведет по отношению к Вам. Будьте объективными в своих размышлениях, возможно, Ваши действия спровоцировали человека на это.
  5. Следите за языком своего тела. В такой ситуации будьте максимально открытыми, держитесь прямо, исключите скрещенные руки или ноги, смотрите оппоненту в глаза.

Также нужно знать, как дальше себя вести, если близкий человек стал агрессивным.

  1. Позвольте ему выговориться, пусть расскажет о наболевшем.
  2. После того, как человек успокоится, можно задать ему несколько уточняющих вопросов, чтобы убедиться в том, что Вы правильно поняли его претензии.
  3. Важно в этот момент контролировать свои эмоции, голос, быть уверенным в себе и ненапуганным.
  4. Если это необходимо, выразите сочувствие.
  5. Если в Ваших силах что-то исправить, как-то повлиять на ситуацию, помогите человеку справиться с его проблемой.

Теперь Вы знаете, что делать, если человек ведет себя агрессивно. Как видите факторов, влияющих на подобное поведение, может быть множество. Зная о возможных причинах развития агрессии, предостерегайте себя от подобного поведения. Если среди Ваших близких или друзей имеются агрессивные личности, используйте правила общения с ними, предложенные в этой статье.

Агрессивное поведение | Причины, формы и характеристика агрессивного поведения

Характеристика агрессивного поведения

Психологи отмечают, что агрессивное поведения начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Выделяют три фактора, которые провоцируют возникновения агрессивного поведения — психологический, биологический и социальный.

Биологический фактор –наследственность, злоупотребление наркотиками, алкоголем и психотропными препаратами, черепно-мозговая травма, инфекционное заболевание.

Социальный фактор — влияние семьи, друзей, коллег по работе, асоциальный круг общения.

Психологический фактор – эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, мнительность, зависимость.

trusted-source[12], [13], [14], [15], [16], [17]

Особенности агрессивного поведения

Агрессивное поведение – это такой вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. Агрессивное поведение различается по гендерному признаку.Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом). Среди особенностей агрессивного поведения можно отметить склонность к физическому воздействию, вплоть до жестоких драк; порча имущества; шантаж; унижения и оскорбления.

trusted-source[18], [19], [20], [21], [22], [23], [24]

Психология агрессивного поведения

Напомним, что агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”), означающее “нападение, нападать”. Психологи отмечают, что между агрессивностью и агрессией существует различие: агрессивность – это черта характера человека, а агрессия – состояние. Кстати, Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность – это врожденная форма поведения , которую невозможно вылечить, только ослабить.

Агрессивное поведение у детей

Психологи отмечают, что агрессивное поведение у маленьких детей (до 3 лет) естественный процесс, который не должен пугать их родителей. Причинами агрессивного подведения у ребенка может быть перевозбуждение, усталость, голод или жажда, плохое самочувствие. При правильном подходе родителей ребенок и при отсутствии биологического фактора агрессивного поведения, ребенок впоследствии перерастает агрессивное поведение.

trusted-source[25], [26]

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет

Двухлетние дети активно познают мир, они очень любознательны и открыты. Именно в этом возрасте любые запреты и неполучение желаемого вызывает у ребенка бурную агрессивную реакцию. В этом возрасте дети не могут оценить последствия своих действий. Толкнул товарища по песочнице, тот упал и больно ударился. Ругать ребенка, проявившего агрессию, психологи и педагоги не советую. Лучше спокойно объяснить ситуацию и переключить внимание своего малыша на что-то другое. Истерика часто свидетельствует не о скверном характере, а об усталости, голоде или жажде.

trusted-source[27], [28], [29]

Агрессивное поведение у ребенка 3 лет

Три года – это период первого возрастного криза у детей. Психологи считают, что в этом возрасте детская злость, гнев, истерика и агрессия не должны вызывать у родителей желание наказать и перевоспитать, а только помочь, понять и разъяснить. Поводом для тревоги может стать жестокое отношение ребенка к животным. Для коррекции поведения лучше обратится к детскому психологу.

trusted-source[30], [31], [32]

Агрессивное поведение у ребенка 7 лет

Семь лет – период еще одного кризиса в становлении личности ребенка. В 6-7 лет дети идут в школу, попадают в совершенно незнакомый мир рамок и ограничений, тем самым кризис становится глубже. «Семилетки» ссорятся со сверстниками, грубят родителям и нередко игнорируют авторитет педагога. Парадокс, но психологи уверены, что подавлять агрессию у детей не стоит. Зло порождает зло. Когда родитель наказывает ребенка за проявление агрессии, то тем самым только усугубляет ситуацию.Агрессию в ребенке семи лет провоцирует нервная обстановка в семье, частные ссоры между родителями; применения физического наказания к ребенку; секции борьбы, просмотр боевиков и триллеров; неправильная мотивация разрешения конфликтных ситуаций –«а ты его ударь в ответ».

trusted-source[33], [34], [35]

Агрессивное поведение дошкольников

Причиной проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть факторы наследственно-характерологические, биологические факторы, а также заболевания головного мозга, соматические.

Психологи единодушны – если в семье царит любовь и доверие, дружеская остановка, то ребенок никогда не станет проявлять агрессию. Семья, окружающие дети и средства массовой информации – эти три фактора (если ребенок физически здоров) влияют на уровень агрессии у дошкольника.

trusted-source[36], [37], [38], [39], [40], [41]

Агрессивное поведение младших школьников

Учителя отмечают, что с каждым годом число агрессивных детей неуклонно растет. Тем не менее, именно младшая школа оказывает максимальное влияние и воздействие на ребенка. То есть, квалифицированный педагог, безусловно, при участии родителей, может справиться с агрессией, проявляемой учениками 1-4 классов. В возрасте 6-10 дет происходит становление личности ребенка, определение его места в коллективе, нередко, дети пытаются доказать свою значимость посредством агрессии.

trusted-source[42], [43], [44], [45], [46]

Агрессивное поведение школьников

Как известно, школа накладывает на учеников серьёзные ограничения в поведении. И если учащиеся младших классов воспринимают это как норму, то старшеклассники порой протестуют. Нередко сложности возникают, когда материальное положение ученика намного выше его педагога и ребенок знает об этом. Дети из состоятельных семей чувствуют себя особенными и требуют такого отношения, как от сверстников, так и от педагогов. Причин, которые провоцируют агрессию в школьников, достаточно много. Важно, чтобы родители и педагоги не закрывали на проблему глаза, а пытались ее решить, привлекая психологов и психотерапевтов.

trusted-source[47], [48], [49], [50], [51], [52], [53], [54]

Агрессивное поведение подростков

Агрессия в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие — это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию.

trusted-source[55], [56], [57], [58], [59], [60], [61], [62]

Агрессивное поведение у педагогов

К огромному сожалению, профессионализм педагогов с каждым годом снижается. Речь идет не только о владении предметом, но и умении общаться, влиять и воздействовать на учеников, стать для них авторитетом намного сложнее, чем обучить сложным математическим расчетам. Престиж профессии учителя снижается. Нередко агрессивное поведение детей провоцирует такой же ответ со стороны педагогов. Ну а повышение голоса на учеников уже норма, а не исключение. Педагогика – сложная наука и постичь ее удается далеко не каждому учителю. Агрессивное поведение педагогов не должно оставаться незамеченным и покрываться коллективом, таким людям не место в системе образования. Чему может научить педагог, который регулярно повышает голос и оскорбляет своих учеников?

trusted-source[63], [64], [65], [66]

Агрессивное поведение мужчины

Чаще всего мужчины используют открытые формы агрессии. Причинами агрессии среди мужчин психотерапевты называют такие факторы, как наследственность, социально-культурный фактор, биологический. Чаще всего мужчины проявляют агрессию к членам своей семьи, женам и детям. Такая агрессия может быть, как физической, так и моральной, в том числе и экономической.Корректировать агрессивное поведение мужчин довольно сложно, так как практически в 100% случаев они считают свое поведение нормальным и не желают общаться с психологами.

trusted-source[67], [68], [69], [70], [71], [72], [73], [74]

Агрессивное поведение после инсульта

Агрессия после перенесенного инсульта – типичное последствие этой болезни.Пациент, перенесший инсульт, становится раздражительным, вспыльчивым, страдает от беспричинных перепадов настроения. Родственники должны запастись терпением и всячески помогать перенесшему инсульт. Так как больной нуждается в полном покое и только положительных эмоциях, от этого зависит успешность реабилитации.

Агрессия после инсульта связана с тем, что у больного изменяется психофизическое состояние.

trusted-source[75], [76], [77], [78], [79], [80], [81], [82]

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *