Асоциален это – Асоциальный индивид (человек): это кто такой, признаки

Содержание

Социальный класс — Википедия

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают[1].

Понятие «социальный класс» начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII—XIX веках. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, собственники-несобственники. Французские историки Ф. Гизо и О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения, выражающаяся в классовой борьбе. Английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо раскрыли внутреннее строение классов.

Деление на антагонистические (непримиримо борющиеся между собою) социальные классы впервые наиболее полно и развёрнуто описал Карл Маркс.

В социально-классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних классов в новой формации или зарождающиеся классы), а также различные слои общества[прим. 1].

Начиная с центуриатной реформы Сервия Туллия, Римские цензоры использовали слово classis для разделения населения на шесть сложных групп налогоплательщиков — от assidui (оседлые платежеспособные граждане с имуществом стоимостью более 100 000 ассов) до proletarii (единственное значение которых для государства выражалось в производстве потомства — будущих граждан Рима).

Позже с XVI века понятие «класс» продолжает использоваться в значении градации, категоризации. В частности, термин «класс» использовался Адамом Фергюсоном и Джоном Миллером для определения общественных слоёв по рангу и собственности. В этом смысле (как взаимозаменяемых синоним относительно понятия общественного сословия) в начале XVIII века он находится во всех европейских языках, в том числе и в классической политэкономии и английской социальной философии.

Понятие класса получило своё специфическое значение только после отмирания средневековой феодальной системы и с возникновением капиталистического индустриального общества. В политэкономии введению отдельного научного термина поспособствовал Давид Рикардо, начинающий свой главный труд с определения того, что в обществе насчитываются три больших класса (землевладельцы, капиталисты, рабочие), которые делят общественное богатство посредством различных источников дохода (земельная рента, прибыль и зарплата соответственно).

Влияние на позднейшую концепцию социальных классов, оформившуюся в марксизме, оказали также взгляды французских либерально-консервативных историков, впервые выделявших явление классовой борьбы (Франсуа Гизо, Франсуа Минье, Огюстен Тьерри), социалистов-утопистов (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье) и немецкого экономиста и философа Лоренца фон Штейна. Так, Гизо в работе «Правительство Франции со времён Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ — победитель, — дворянство; и другой — побеждённый — третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними невозможен. Примирить их — химерический замысел»

[2]. Сам Карл Маркс в письме Иосифу Вейдемейеру подчёркивал:

«Мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

Письмо К. Маркса И. Вейдемейеру от 5.03.1852

Согласно марксизму, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антагонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крепостные крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третий класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.

Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению Карла Маркса, было обладание частной собственностью на средства производства. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.

Все марксистские определения класса имеют три основные отличительные черты: Классы понимаются не просто как существующие «над» или «под» другими классами; они скорее всегда определяются с точки зрения их социального отношения к другим классам. Соответственно, названия классов — не «высший», «средний» и «низший», а «капиталисты», «рабочие», «феодалы» и «крепостные».

Социальные отношения, определяющие класс, всегда анализируются прежде всего с точки зрения социальной, а не технической организации экономических отношений. Классовые отношения прежде всего определяются социальными отношениями в процессе производства, а не социальными отношениями в процессе обмена.

Разработка классовой теории Марксом и Энгельсом[править | править код]

Несмотря на решающее значение концепций Карла Маркса и Фридриха Энгельса в развитии классовой теории в социальных науках, сами основоположники марксизма не осуществили систематизированного изложения своей классовой теории общества в каком-то одном месте, и её положения рассеяны в их трудах. Третий том «Капитала» завершается именно главой 52 «Классы», которая осталась недописанной. В этой главе Маркс успел отметить следующее: «Собственники одной только рабочей силы, собственники капитала и земельные собственники, соответственными источниками доходов которых является заработная плата, прибыль и земельная рента, следовательно, наёмные рабочие, капиталисты и земельные собственники образуют три больших класса современного общества, покоящегося на капиталистическом способе производства»

[3].

Употребление понятия «класс» Марксом можно разделить на:

  • Ранние работы — здесь он описывает конкретные классы в определенных обществах. Например, в работах «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», в которых он анализирует итоги революции 1848 года, её последствия и причины. Здесь Маркс определяет класс не сугубо экономически, а называет общие условия существования во всей совокупности (сюда относятся, например, образ жизни, интересы, образование и политическая организация) отделяющими один класс от другого.
  • Поздние работы — в них (например, в «Капитале») он абстрактно описывает различные классы как результат производственных отношений капитализма. Здесь Маркс стремится не только эмпирически описать соответствующие группы населения, но и объяснить системное происхождение такого разделения. Для этого он прибегает к трудовой теории стоимости и теории классовой борьбы.

Трудовая теория стоимости утверждает, что рабочая сила, продаваемая наемными работниками, является единственным товаром, чья меновая стоимость заключается в том, чтобы создать стоимости больше, чем он сам обладает. Капиталистический класс эксплуатирует рабочих, получая прибавочную стоимость.

Теория классовой борьбы занимает одно из центральных мест в марксистском материалистическом понимании истории, которое Фридрих Энгельс окрестил историческим материализмом. Возникновение классов становится возможным только тогда, когда рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной; с появлением последней фактом становится и имущественное неравенство. Однако ключевым для разделения на классы выступает общественное разделение труда — на умственный и физический, на управленческий и исполнительный, на квалифицированный и неквалифицированный. Энгельс отмечал, что в центре классовой борьбы находятся процессы производства и потребления, но её невозможно свести к одной только экономической сфере:

«…всякая историческая борьба — совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области — в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена».

К. Маркс. «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта»

Дебаты в современном марксизме[править | править код]

Но и среди марксистов нет согласия относительно того, какие классы существуют при современном капитализме. В спорах о его классовой структуре главную роль играет спор о «среднем классе». Все марксисты соглашаются, что индустриальные наемные работники физического труда принадлежат к рабочему классу, и все они сходятся в том, что собственники предприятий, эксплуатирующие наемных работников, относятся к классу капиталистов. Разногласия же начинаются при переходе к анализу проблемы «белых воротничков», — позиций, занимаемых высококвалифицированными специалистами и различными типами менеджеров[источник не указан 1202 дня].

Некоторые марксисты считают, что за исключением очень небольшого числа менеджеров высшего звена, непосредственно связанных с буржуазией посредством владения акциями, все наемные работники — это рабочий класс. Другие помещают многие категории наемных работников в сегмент мелкой буржуазии, который часто называют «новой мелкой буржуазией» — чтобы отличить её от традиционной мелкой буржуазии ремесленников, владельцев магазинов, производителей-индивидуалов. Третий вариант — это считать специалистов и менеджеров не частью мелкой буржуазии, а новым классом, называемым вслед за Джоном и Барбарой Эренрайх «классом специалистов и менеджеров» (Professional and Managerial Class). Этот класс определяется скорее специфической ролью, которую он играет в воспроизводстве классовых отношений, чем просто его позицией в рамках социальных отношений производства как таковых[4].

Представитель структуралистского марксизма Никос Пуланзас исходил из того, что классовые позиции невозможно определить на уровне только экономических отношений, тогда как важную роль играют отношения политические (так, он обращает внимание на отношения контроля и власти на капиталистическом предприятии)[5]; в итоге, он крайне сужает рамки рабочего класса в современном капитализме.

Представитель аналитического марксизма Эрик Олин Райт также усложняет концепцию классовой структуры с тем, чтобы дифференцировать общество не только по признаку отношения к средствам производства, но и в соответствии с местом в процессах производства и присвоения, уровнем квалификации или степени привилегированности на рабочем месте. С целью описания этого множества промежуточных и переходных случаев (например, тех же менеджеров и контроллеров / супервайзеров) он вводит категорию «противоречивая классовая позиция». Кроме того, он обращается к проблематике неоплачиваемой рабочей силы (например, женщин-домохозяек или матерей), и находит альтернативные механизмы, через которые жизнь людей может быть связана с процессом эксплуатации — для этого он использует понятие «косвенные классовые позиции». Наконец, он подтверждает динамичный, меняющийся характер принадлежности к классам[6].

Отдельно стоит вопрос соотношения «класса в себе» (объективно существующего в сложившейся экономической системе) и «класса для себя» (осознающего себя как класс с общими классовыми интересами и отстаивающего их посредством коллективного действия). С ним связаны дискуссии о классовом сознании и роли классовых политических организаций (например, партий), в которых участвовали многие марксистские философы и политические деятели (В. И. Ленин, Роза Люксембург, Дьёрдь Лукач и т. д.). Некоторые из них, как Э. П. Томпсон и Марио Тронти, считают, что классовое сознание предшествует оформлению класса в производственных отношениях[источник не указан 1202 дня].

Немарксистские теории социальной стратификации[править | править код]

Помимо марксистских идей о классах и классовой борьбе существует также агорическая классовая теория. Агористы считают, что современное капиталистическое общество разделено на два класса — угнетателей и эксплуатируемых. В качестве угнетателей выступают олигархи и государственники, а в роли эксплуатируемых предприниматели и рабочие. Наиболее полно эта теория изложена в книге Уолли Конгера — «агорическая классовая теория».

Альтернативой марксистской теории социальных классов стали работы Макса Вебера, в которых были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации. Вебер кроме экономического критерия (отношения к собственности и уровень доходов) учитывал также как социальный престиж (получение индивидом от рождения или благодаря своим личным качествам определенного социального статуса, позволяющего занять ему соответствующее место в социальной иерархии) и политическую власть. Он сформулировал теорию трехкомпонентной стратификации, характеризующую политическую власть как взаимодействие между «классом», «статусом» и «групповой властью». Вебер считал, что классовая позиция определяется, исходя из навыков и образования человека, а не столько их отношения к средствам производства. И Маркс, и Вебер считали социальное расслоение негативным явлением. Однако первый стремился к преодолению его вместе с капитализмом и частной собственностью на средства производства в коммунистическом обществе, в то время как второй видел решение в предоставлении равных возможностей в рамках капиталистической системы[7][8].

Большой вклад в развитие теории социальной стратификации внесли также такие ученые, как Толкотт Парсонс, Ральф Дарендорф, Бернард Барбер, Рэндалл Коллинз, Питирим Сорокин, Кингсли Дэвис и Уилберт Мур. Сторонники этой теории социальной стратификации считают, что понятие класса годится только для анализа социальной структуры обществ прошлого, а в современном обществе оно уже не применимо, так как возрастание роли наемных менеджеров привело к тому, что отношения собственности потеряли свою определенность, оказались размыты и поэтому понятие «класс» следует заменить понятием «страта» или слой, а общество рассматривать с точки зрения теории социальной стратификации, а не теории социально-классового строения общества. Страты, в отличие от класса, формируются не только по формальным экономическим признакам (наличие частной собственности, доход, профессии и др.), но и по таким признакам, как престиж, образ и стиль жизни, объем власти и авторитета.

В этих стратификационных моделях выделяются три уровня: высший слой (высший класс), средний слой (средний класс) и низший слой (низший класс). Высший слой — это элитарное меньшинство населения. Средний слой является основным слоем, который уравновешивает всё общество. Низший слой занимают люди, опустившиеся на социальное дно.[9]

Б. Барбер указывал, что за последние сто лет западное общество проделало эволюции от пирамидального типа социальной структуры к ромбовидному типу. Он пишет, что «самый большой процент населения принадлежит по своему рангу к верхней, средней и нижней частям средних слоев, а не к остроконечной верхушке или основанию стратификационных пирамид».

Принятый в США вариант социальной стратификации (модификация модели Денниса Гилберта, в которой пристутсвуют следующие классы: капиталистический, высший средний, средний, рабочий, рабочий бедный и андеркласс):

  • высший высший класс: руководитель общенациональной корпорации, совладелец крупной фирмы, высший военный чин, федеральный судья, крупный архитектор, известный врач, архиепископ;
  • высший класс: руководитель средней фирмы, врач с частной практикой, адвокат, преподаватель университета;
  • высший средний класс: преподаватель муниципального колледжа, менеджер среднего звена, учитель средней школы;
  • средний средний класс: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, менеджер супермаркета, квалифицированный столяр;
  • низший средний класс: автомеханик, парикмахер, бармен, квалифицированный рабочий, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика;
  • средний низший класс: среднеквалифицированный рабочий, водитель такси;
  • низший низший класс: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, дворник, мусорщик, неработающие, полностью зависящие от программ государственного вспомоществования.

В последнее время учёными выделяется ещё новые классы, например класс когнитариата[10] и прекариат.

Существует мнение, что классовое расслоение общества является необходимым условием развития цивилизации, поскольку лишь привилегированные классы имеют достаточно свободного времени, необходимого для развития искусства и науки, [11] на что марксисты возражают, что бедные не имеют свободного времени из — за того, что привилегированные классы паразитируют на их труде.

Примечания
  1. ↑ Определение Ленина:

    …большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

    Ленин В. И. Полное собрание сочинений. /5 изд. — Т. 39. — С. 15
Сноски
  1. под ред. М. Розенталя и П. Юдина. Краткий философский словарь. — 4-е изд.. — Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 240. — 703 с.
  2. ↑ Гизо. Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство. Париж, 1820 г. Цитируется статье Г. В. Плеханова «Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории»
  3. ↑ Карл Маркс. Капитал. Т. 3. Глава 52
  4. Barbara Ehrenreich and John Ehrenreich. «The Professional-Managerial Class» // Radical America 11, no. 2 (1977): 13.
  5. Nicos Poulantzas. Classes in Contemporary Capitalism. — London: New Left Books, 1975
  6. Эрик Олин Райт «Марксистские концепции классовой структуры» // Politics & Society 9, no.3 (1980): 323-70.
  7. Jones, Helen. Towards a classless society? (неопр.). — Psychology Press, 1997. — С. 4. — ISBN 978-0-415-15331-7.
  8. Leander, Anna. class, Weberian approaches to // Routledge Encyclopedia of International Political Economy: Entries A-F (англ.) / Jones, R.J. Barry. — Taylor & Francis, 2001. — P. 227. — ISBN 978-0-415-24350-6.
  9. Зеленцов А. Б. Процессы подход к управлению организацией. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — № 10. — С. 48-49.
  10. ↑ Армстронг, 2016, с. 30.
  • Далгатова А. Э. Статус предпринимателя малого бизнеса в условиях социальной мобильности современного российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2010. — № 4. — С. 187—191. Архивировано 8 сентября 2013 года.
  • Ермолаев С. А. «Классовая война» в «гипермаркете»: кто против кого? // Скепсис, 1 октября — 26 ноября 2008 г.
  • Новикова С. С. Социология: История, основы, институционализация в России. — М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт, Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с.
  • Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  • Семёнов Ю. И. «Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы» // Философия истории. «Современные тетради», 2003; ISBN 5-88289-208-2
  • Эрик Олин Райт. «Марксистские концепции классовой структуры» // Politics & Society 9, no.3 (1980): 323-70.* Соколов М. Классовый статус: сигналы и символы. — ИД «ПостНаука», 2017.
  • Соколов М. Социальные классы после Маркса. — ИД «ПостНаука», 2016.
  • Соколов М. Класс, статус и партия у Вебера. — ИД «ПостНаука», 2016.
  • Вивек Чиббер. Спасение класса от культурного поворота — Спільне, 2018.
  • Эрик Олин Райт «Марксистские концепции классовой структуры» // Politics & Society 9, no.3 (1980): 323-70.
  • Карен Армстронг. Святой Павел. Апостол, которого мы любим ненавидеть = St. Paul: The Apostle We Love to Hate (Icons) . — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 250 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-601-6.

Социальное государство — Википедия

Социальные затраты, процент от ВВП государств ОЭСР, 2001.

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat[1]) — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[2].

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического[3].

Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»[4].

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн[5][6][7]. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого [8], и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

  • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
  • Социально-ориентированная структура экономики;
  • Формирование гражданского общества;
  • Разработка государством разнообразных социальных программ;
  • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
  • Социальная ответственность перед гражданами.
  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов).
  • Борьба с безработицей.
  • Помощь молодым предпринимателям.

Прусский социализм[править | править код]

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер Отто фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Адольф Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.

Государство благосостояния[править | править код]

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о модели социальной защиты Бевериджа.

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

На основании доклада правительство Великобритании в 1944 году начало реформу системы социального страхования. К 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения, программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования[9].

8 января 1964 г. в США в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке (англ.)русск.» как часть программы построения «Великого общества». 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.[10]

Изменение отношения к идее социального государства[править | править код]

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства[11], под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика. Однако на тот момент так было только в отношении Великобритании и США, а так же (на время) Голландии.

Самый молодой монарх в Европе король Нидерландов Виллем Александр в сентябре 2013 года объявил о конце государства всеобщего благосостояния. Вместо него появится «общество участия» (participation society), предполагающее сокращение социальных расходов государства и перенос социальных расходов на население[12].

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и другие страны.

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)[13].

Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия[14]:

  • каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
  • каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
  • нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

В интервью агентству РИА-Новости 14 июня 2013 президент В. Путин заявил[15]:

… Социальная защита — одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от неё поставит под угрозу само существование института государства как такового… И кризис в ряде европейских стран наглядно это продемонстрировал. Ключевое слово здесь — неэффективность. Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы — вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать гораздо выгоднее, чем работать. Оно угрожает не только экономике, но и нравственным основам общества… Для России такой (европейский) подход неприемлем. Социально ориентированное государство — это не прихоть, а необходимость… Что касается Европы, … ведущие европейские страны проводят структурные реформы, чтобы повысить конкурентоспособность своих экономик, борются с безработицей… А свои обязательства прописали в Стратегии социально-экономического развития ЕС до 2020 года. Так что хоронить европейскую социальную модель пока рано.

К распространённой критике социального государства относится мнение, что оно приводит к социальному иждивенчеству, когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать[16].

Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляют собой форму экспроприации, а наличие правовых норм, которые относятся к категории лиц с чётко определённым социально-экономическим статусом, формой дискриминации[17]. Сторонники монетаризма, австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы, также полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод[17][18][19].

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся[20].

Многие учёные отмечают нарастающий кризис социального государства или государства всеобщего благосостояния. Это связано, в первую очередь, со стремительной модернизацией общества, его переходом на качественно новый уровень, на котором применение традиционных моделей социального перераспределения уже не представляется возможным.

Переход на новую ступень экономического и общественного развития сильно отразился на возможности сохранения социального государства. Наступающая эра экономики инноваций, а далее — экономики знаний предполагает принципиально новый способ мышления людей. Ценность индивида, его компетенций и личных навыков ставится выше ценности «индивида-винтика», следующего целям своего коллектива. Разрушение прежних коллективистских ценностей, концепции всеобщего равенства и блага, также внесло существенный вклад в обесценивание самой концепции социального государства.

Одним из факторов, ставших причиной кризиса, стал кризис национального государства и института государства в целом. В рамках современных тенденций государство как основной актор глобальных политических процессов теряет свои прежние позиции, усиляется тренд децентрализации государств, что приводит не только к устареванию концепции национального государства, но и в принципе к невозможности эффективного выполнения государством своих социальных функций. Кроме того, для осуществления полноценной социальной политики требовался значительный государственный аппарат, который имел тенденцию к разрастанию, что привело к существенным расходам государственного бюджета, его дефициту во многих социальных государствах. Это привело к дополнительным усилиям для стимулирования работы государственных органов, что также требовало определённых ресурсов и новых технологий. Помимо этого, концепция социального государства тесно связана со множеством этических вопросов. На практике же, в ходе функционирования государственных органов, появлялось стремление к подмене госслужащими социальных интересов общества внутренними интересами, реальная неэффективность их деятельности, стремление к более высокой должности и многие другие свойственные корпоративной среде явления.

Кризису способствует и продолжающийся процесс глобализации. Он является причиной кризиса национального государства, отмирание которого вызывает, как уже говорилось выше, и разрушение социальной модели государственного строя. В условиях, когда становится невозможным для ряда стран сохранять чёткие границы и обладать внешним суверенитетом, сохранение полноценного социального государства, одновременно способного контролировать и глобальных акторов финансовой деятельности для поддержания социальной справедливости, не представляется осуществимым.

Помимо практических несовершенств в ходе реализации принципов социального государства также наметился и этико-философский кризис, который обострялся по мере осуществления своей деятельности социальными государствами. Основой его стало разногласие во многих конкретных ситуациях между желанием действовать экономически эффективно и, с другой стороны, придерживаться социальной этики. Об этом кризисе говорил и П.Розанваллон, французский историк. Некоторые учёные полагают, что решение этого противоречия возможно с помощью разработки новой экономической парадигмы, в рамках которой экономическая эффективность будет оцениваться не в отрыве от человека как субъекта экономической деятельности, обладающего определёнными ценностями и совокупностью личностных качеств, но только в соотношении с социальными показателями. В данном случае можно говорить о таком феномене как социальная экономика. [21]

Помимо философского кризиса, вполне явным стал кризис, вызванный противоречием между концепциями правового и социального государства. В современных условиях первое признаётся как необходимость для существования демократического развитого государства, однако его принципы во многих аспектах противоречат методам и задачам второго. Если правовое государство говорит о контроле за деятельностью гос. структур и ограничении их власти с целью сохранения максимально возможной свободы граждан, то социальное предполагает прямое вмешательство государства в общественную жизнь ради всеобщего блага.[22]

  1. ↑ Также англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. В некотором смысле, является синонимом англо-саксонского термина «государство благосостояния» (англ. Welfare state) используют «социальное государство» (нем. Sozialstaat), прежде всего употребляемое в Германии и России, «государство-покровитель» или «государство-защитник» во Франции с. 6 (недоступная ссылка).
  2. ↑ Актуальное интервью. Социальное государство: лозунги или реальность? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 апреля 2018. Архивировано 23 апреля 2018 года.
  3. ↑ http://www.imemo.ru/ru/publ/2009/09016.pdf (недоступная ссылка) с. 11
  4. ↑ Джеффри Соммерс. Прибалтийский бунт: плоды тэтчеризма.
  5. ↑ Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики
  6. ↑ Евстратов Александр Эдуардович. Генезис идеи социального государства :Историко-теоретические проблемы : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 : Омск, 2005
  7. ↑ Классик государственного социализма
  8. ↑ Штейн Л. История социального движения Франции с 1789 года. Пер. со 2-го нем. изд. Т.1. Основное понятие общества и социальная история Французской революции до 1830 г. Спб.: Тип. А.М. Котомица, 1872. С. XXVIII
  9. ↑ Роик, Валентин, 2012, с. 95.
  10. ↑ История США. Том 4 Архивировано 18 сентября 2016 года.
  11. ↑ Демократический социализм (недоступная ссылка)
  12. ↑ Король Нидерландов объявил о завершении эпохи «всеобщего благосостояния»
  13. ↑ На «круглом столе» в Госдуме: За социальное государство и достойную жизнь граждан!
  14. Дреманова М. А. Россия — социальное государство? Архивная копия от 13 января 2014 на Wayback Machine // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
  15. ↑ Интервью информационному агентству «РИА Новости»
  16. ↑ Exposing the myths of walfare (англ.) / Centre for Labour and Social Studies
  17. 1 2 Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. — М.: ИРИСЭН, 2006. ISBN 5-91066-010-1
  18. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006.
  19. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. ISBN 5-91066-007-0
  20. ↑ Шубин А. В. Социализм: «Золотой век» теории
  21. Кибардина Л. Н. Основная проблематика и факторы кризиса современного социального государства // Омский научный вестник. — 2010.
  22. Кочетков В. В., Кочеткова Л. Н. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления // Власть. — 2009.

Социальная реабилитация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Социальная реабилитация как технология социальной работы[править | править код]

Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. д.

Цели и средства социальной реабилитации[править | править код]

В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  • Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
  • Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-

вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

  • Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство.
  • Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

  1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
  2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
  3. Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
  4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Медико-социальная реабилитация — это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

  1. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. — Владивосток, 2002
  2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 427с.
  3. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997 c. 328

Социальный статус — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 ноября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 ноября 2019; проверки требует 1 правка.

Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.

Социальный статус — это место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей[1]; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ[2]. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей[1].

Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям[2].

Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Большинство социологов придерживаются многомерного подхода, учитывая такие признаки, как:[3]

  1. собственность
  2. уровень дохода
  3. образ жизни
  4. отношения между людьми в системе общественного разделения труда
  5. отношения распределения
  6. отношения по потреблению
  7. место человека в иерархии политической системы
  8. уровень образования
  9. этническое происхождение и др.

Кроме того, в социологии существует так называемый главный статус, то есть наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью[3].

Несовместимость статусов возникает лишь при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

История социальных статусов в России[править | править код]

В Российской Империи выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах и указывавшиеся как «звание»:

При этом, если имелся какой-либо чин, то вместо указанных категорий населения указывался именно чин.

В Советском Союзе выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах, и указывавшиеся как «социальное положение»:

  • крестьянин
  • рабочий
  • служащий

К категории служащих относились все, кто имел высшее образование или окончил техникум. К категории рабочих относились все, кто не имел указанного образования. К категории крестьян относились жители сельских населенных пунктов, занятых в сельском хозяйстве, не имевшие вышеуказанного образования.

При поступлении на работу (службу) заполнялся «личный листок по учёту кадров», в котором имелась графа (№ 6) «Социальное происхождение». Обычно данную графу заполняли одним из следующих вариантов: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.[4]

  1. 1 2 Шкаратан, 2012, с. 54.
  2. 1 2 Шкаратан, 2012, с. 55.
  3. 1 2 Бадараев Д. Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009-01-01. — Вып. 5. — ISSN 1994-0866.
  4. ↑ Часто не корректно заполнялась как «служащий», «служащая», «рабочий», «рабочая» или «служащие» и т. п. В середине ХХ века эта графа называлась иначе: «социальное происхождение (бывшее сословие (звание) родителей)». Данная графа могла содержать ответы «из крестьян», «из мещан», «из дворян», «из купцов», «из духовного звания», «из военного сословия».
на русском языке
на английском языке

Социальное дно — Википедия

Социа́льное дно́, низы́ о́бщества (англ. Underworld[1]), опа́сный кла́сс (англ. Dangerous class) — нижний слой низшего класса (андеркласс), состоящий из люмпенизированных людей, оказавшихся за пределами условий и норм жизни, принятых в современном обществе; является питательной средой для преступного мира[2][3][4][5].

Нищие, просящие подаяние: бомжи, лишившиеся жилья, беспризорные дети, потерявшие родителей либо убежавшие из дома, алкоголики, наркоманы и проститутки (в том числе детская проституция), ведущие антисоциальный образ жизни.[3]

Ч. Л. Брайс называет этот социальный слой опасным классом и относит к нему бродяг, беспризорных, проституток, а также людей криминального мира[6].

Доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и практической регионалистики уязвимость ИППК ЮФУ А. В. Дятлов, отсылая к исследованиям Адама Пшеворского, отмечает, что «социальное дно состоит из низкоквалифицированных рабочих». А также указывает, что из «социальных аутсайдеров 25% бывших высококвалифицированных рабочих, 10-15% представителей интеллигенции, попадающих под влияние „социальной эксклюзии“».[7]

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина Е. Н. Заборова считает, что если мировое сообщество не сможет решить вопрос с нарождающимися проблемами трудоустройства, «то в будущем социальная структура поляризуется в отношении 20 : 80». Она отмечает, что при таком раскладе «20 % населения будут „иметь всё“, а остальные 80 %, лишённые полноценной работы, опустятся на социальное дно». Итогом такого размежевания, по мнению Заборовой, станет смерть среднего класса в богатых странах, а также возникновение всемирного социального конфликта из-за накопившихся противоречий между различными социальными группами[8].

В России[править | править код]

Российский социолог академик РАН Т. И. Заславская в рамках своей гипотезы о социальной структуре наряду с другими слоями российского общества — верхний, средний, базовый и низший — выделяет «десоциализированное социальное дно». В таком случае отличительной особенностью социального дна является его отчуждённость от «социальных институтов большого общества, компенсируемой включённостью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни». К представителям социального дна в России относятся: преступники и полупреступные элементы (воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наёмные убийцы), а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.[5][7][9][10]

Российский философ И. М. Ильинский отмечает, что «к 2007 г. на социальное „дно“ в России опустилось 14 миллионов человек: 4 миллиона бомжей, 3 миллиона нищих, 4 миллиона беспризорных детей, 3 миллиона уличных и привокзальных проституток»[11].

Российский экономист В. Л. Иноземцев считает, что представителями низшего класса, включая андеркласс, являются 13-15% от всего населения, находящиеся за гранью бедности. Также в выделенную группу Иноземцев помещает 15% населения, доходы которого не превышают половины среднего дохода современного работника по найму. Таким образом, категория людей, относящаяся к андерклассу, не выпадает из структуры общества и его жизни. Иноземцев полагает, что объединение данного класса несёт в себе разрушительную силу, что может привести к нарастанию социальной опасности[12][13].

Российский историк и социолог Н. Д. Вавилина относит к социальному дну в России следующие социальные группы[14]:

  • бездомные
  • бывшие заключённые
  • бомжи
  • нищие
  • алкоголики
  • наркоманы
  • беспризорные дети
  • проститутки
  • беженцы

В США[править | править код]

Американский социолог Уильям Ллойд Уорнер на основе разделения общества по различию уровня образования, места жительства, дохода и происхождения выделил 6 классов: верхний-верхний, нижний-верхний, верхний-средний, нижний-средний, верхний-нижний, нижний-нижний (или социальное дно).

  1. ↑ Underworld // Англо-русский словарь по социологии, 2011.
  2. ↑ Добреньков, Кравченко, 2003-2004.
  3. 1 2 Яценко, 1999.
  4. ↑ Радаев, 1998.
  5. 1 2 Герчикова, 1994, Андекласс, или социальное дно: люмпенизированная маргинально-периферийная группа; широкое социальное основание криминального мира, с. 82.
  6. ↑ Dangerous class // Англо-русский словарь по социологии, 2011.
  7. 1 2 Дятлов, 2007, с. 50.
  8. ↑ Заборова, 2006, с. 194.
  9. ↑ Волков, Добреньков, Нечипуренко, Попов, 2003.
  10. ↑ Далгатова, 2010, с. 190.
  11. ↑ Ильинский, 2009, с. 22.
  12. ↑ Матлахова, 2009, с. 152.
  13. ↑ Иноземцев, 1997, с. 27.
  14. ↑ Вавилина, 2000, с. 37.
  • Акимов В. А. 12.2. Ущерб для жизни и здоровья людей // Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В. А. Акимов, Ю. Л. Воробьёв, М. И. Фалеев и др.. — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с. (сохранённая копия)
  • Вавилина Н. Д. Бедность в России как социальное явление и социальная проблема : Социологические аспекты / автореферат дис. … доктора социологических наук : 22.00.04. — М.: РАГС при Президенте РФ, 2000. — 45 с.
  • Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  • Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1994. — 685 с.
  • Дятлов А. В. Инновационные группы населения: в поисках социетальности // Общество: политика, экономика, право. — 2007. — № 2. — С. 50—66. Архивировано 8 сентября 2013 года.
  • Далгатова А. Э. Статус предпринимателя малого бизнеса в условиях социальной мобильности современного российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2010. — № 4. — С. 187—191. Архивировано 8 сентября 2013 года.
  • Данканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 3. — С. 59—63. Архивировано 2 сентября 2013 года.
  • Социальное дно // Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: в 3 томах: словарь по книге. — М.: Социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2003-2004.
  • Заборова Е. Н. Феномен города с точки зрения теории социального пространства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2006. — № 2 (57). — С. 188—195. Архивировано 7 декабря 2013 года.
  • Закомолдина Т. О. Проблема социального сиротства в современной России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право.. — 2008. — № 2. — С. 3—9. Архивировано 6 сентября 2013 года.
  • Закомолдина Т. О. О законодательной регламентации социального сиротства в современной России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2009. — № 1. — С. 84—94. Архивировано 6 сентября 2013 года.
  • Иванова М. С. Маргинализация и её динамика в современном российском обществе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2013. — Вып. 2 (14). — С. 162—169. Архивировано 6 декабря 2013 года.
  • Ильинский И. М. Белая правда Бунина (заметки о бунинской публицистике) // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 4. — С. 5—26. Архивировано 4 сентября 2013 года.
  • Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения (рус.) // Вопросы философии. — 1997. — № 10.
  • Кравченко А. И. Социология. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 508 с. Архивная копия от 18 декабря 2013 на Wayback Machine
  • Лиходей О. А. Социальные причины и особенности роста бродяжничества и попрошайничества в постсоветской России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 2005. — № 11. — С. 208—219. Архивировано 6 декабря 2013 года.
  • Матлахова М. С. Обретение дома: проблема рисков в современной культуре // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. — 2009. — № 8. — С. 149—158. Архивировано 6 декабря 2013 года.
  • Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 368 с. — ISBN 5–7567–0195–8.
  • Римашевская Н. М. Социальное дно России // Bласть. — 1999. — № 9. — С. 30—34.
  • Римашевская Н. М. Бедность и маргинализация населения (социальное дно) // Социологические исследования. — 2004. — № 4. Архивировано 5 декабря 2013 года. (частичная копия)
  • Культура. Русская литература // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М.: Энциклопедия.
  • Сергодеева Е. А. Феноменологическая версия Эпистемологического конструктивизма // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2010. — № 4. — С. 24—29. Архивировано 5 сентября 2013 года.
  • Сигида Н. А. Война — специфический вид социального насилия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2010. — № 4. — С. 19—23. Архивировано 9 ноября 2013 года.
  • Смирнова Н. В. Динамика социального неравенства в современной России // Общество: политика, экономика, право. — 2008. — № 2. — С. 63—68. Архивировано 8 сентября 2013 года.
  • Сухарев О. С. Вопросы методологии институционального анализа: нормативные оценки и теория // Журнал институциональных исследований. — 2010. — № 3. — С. 35—40. Архивировано 6 сентября 2013 года.
  • Фетюхин М. И. 3. Социальный контроль девиантного поведения // Социальное право: Курс лекций. —  Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. — 252 с. (копия)
  • Фёдоров В. А. 10. Пореформенный город. // История России 1861-1917. — М.: Высшая школа, 2000. — 384 с. (сохранённая копия)
  • Чапцов Р. П. Глоссарий, буква М // Россия на пути к рынку: экономика, государство, безопасность и каčество. — М.: РАЕН, 2001. — 302 с. Архивная копия от 18 декабря 2013 на Wayback Machine
  • Эфендиев А. Г., Пушкарёва Г. В., Щербина В. В. Ретритизм // Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 654 с. — («Высшее образование»). (сохранённая копия)
  • Социальное дно // Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. — СПб.: Лань, 1999. — 528 с. — ISBN 5-8114-0167-1. (сохранённая копия)

Список социальных сетей — Википедия

ИмяОписаниеДата запускаАккаунтовРегистрацияПеревод на русский языкГлобальный Alexa[1] рейтинг

Авааз

Социальная платформа, продвигающая действия активистов по таким вопросам, как права человека, климатические изменения и религиозные конфликты. Занимается сбором подписей на различные темы и рассылкой петиций.2007&&&&&&&040300000.&&&&&040 300 000+[2]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&05510.&&&&&05510[3]
Латвия

Ask.fm

Сервис вопросов и ответов с элементами социальной сети.2010&&&&&&&090000000.&&&&&090 000 000[4]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&0176.&&&&&0176[5]
Соединённые Штаты Америки

Change.org

Онлайн-платформа для размещения петиций.2007&&&&&&0215000000.&&&&&0215 000 000+ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&01269.&&&&&01269
Соединённые Штаты Америки

Facebook

Общего характера.февраль 2004&&&&&02000000000.&&&&&02 000 000 000+[6]Да&&&&&&&&&&&&&&03.&&&&&03[7]
Соединённые Штаты Америки

Flickr

Хранение, обмен и использование цифровых фотографий.февраль 2004&&&&&&&053000000.&&&&&053 000 000[8]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&085.&&&&&085[9]

foursquare

Социальная сеть с функцией геопозиционирования, предназначенная в основном для работы с мобильных устройств.11 марта 2009&&&&&&&025000000.&&&&&025 000 000

[10]

ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&0517.&&&&&0517[11]
Соединённые Штаты Америки

discord

Социальная сеть с упором на игры.6 октября 2010&&&&&01000000000.&&&&&01 000 000 000+[12]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&036.&&&&&036[13]
Соединённые Штаты Америки

Google+

Общего характера.28 июня 2011 — 2 апреля 2019&&&&&&0540000000.&&&&&0540 000 000[14]Только для аккаунтов G SuiteДаНеизвестно
Соединённые Штаты Америки

Last.fm

Музыкальный сервис с элементами социальной сети.2002&&&&&&&040000000.&&&&&040 000 000ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&01642.&&&&&01642[15]
Соединённые Штаты Америки

LinkedIn

Деловая и профессиональная сеть.май 2003&&&&&&0225000000.&&&&&0225 000 000+[16]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&&09.&&&&&09[17]
Соединённые Штаты Америки

LiveJournal

Блог-платформа.март 1999&&&&&&&039426278.&&&&&039 426 278[18]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&0136.&&&&&0136[19]
Соединённые Штаты Америки

MySpace

Общего характера.август 2003&&&&&&&025000000.&&&&&025 000 000+[20]ОткрытаяНет&&&&&&&&&&&&0937.&&&&&0937[21]
Япония

Mixi

Общего характера. Популярна в Японии.февраль 2004&&&&&&&026000000.&&&&&026 000 000+[22]Требуется приглашениеНет&&&&&&&&&&&01093.&&&&&01093[23]
Соединённые Штаты Америки

Pinterest

Международная социальная сеть, предназначенная для публикации и обмена изображениями и анимацией.2011&&&&&&0100000000.&&&&&0100 000 000+[24]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&030.&&&&&030[25]
Соединённые Штаты Америки

Reddit

Социальный новостной сайт.2005&&&&&&&036000000.&&&&&036 000 000+ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&&07.&&&&&07

Renren

Популярна в Китае. До августа 2009 называлась 校内 (Xiaonei).декабрь 2005&&&&&&0160000000.&&&&&0160 000 000+[26]ОткрытаяНет&&&&&&&&&&&&0739.&&&&&0739[27]

Sina Weibo

Общего характера. Микро-блог.14 августа 2009&&&&&&0500000000.&&&&&0500 000 000+[28]ОткрытаяНет&&&&&&&&&&&&&017.&&&&&017[29]
Соединённые Штаты Америки

SoundCloud

Социальная сеть для музыкантов и диджеев.2010&&&&&&&010000000.&&&&&010 000 000+[30]ОткрытаяНет&&&&&&&&&&&&0155.&&&&&0155[31]
Соединённые Штаты Америки

Tagged

Общего характера.октябрь 2004&&&&&&0100000000.&&&&&0100 000 000+[32]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&0836.&&&&&0836[33]
Соединённые Штаты Америки

Tumblr

Сервис тамблелоггинга общего характера с элементами социальной сети.2007&&&&&&0220000000.&&&&&0220 000 000+[34]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&034.&&&&&034[35]
Соединённые Штаты Америки

Twitter

Общего характера. Микро-блог.15 июля 2006&&&&&01300000000.&&&&&01 300 000 000+[36]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&011.&&&&&011[37]
Россия

ВКонтакте

Общего характера.10 октября 2006&&&&&&0500000000.&&&&&0500 000 000+[38]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&022.&&&&&022[39]
Россия ОдноклассникиОбщего характера.26 марта 2006&&&&&&0300000000.&&&&&0300 000 000+[40]ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&049.&&&&&049[41]
Соединённые Штаты Америки

Vine

Социальная сеть, позволяющая создавать короткие (длительностью 6 секунд) видеоролики.24 января 201340 000 000+ОткрытаяДа (Только в приложении)Неизвестно
Флаг США

YouTube

Сервис видеохостинга с функциями социальной сети.2005 год1 000 000 000+ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&&&&02.&&&&&02

Qzone

Крупнейшая в Китае социальная сеть.2005 год700 000 000+ОткрытаяНет&&&&&&&&&&&&&&09.&&&&&09
Флаг США

Classmates

Социальная сеть для студентов и школьников.1995 год50 000 000+только имея адрес .eduНет&&&&&&&&&&013127.&&&&&013 127
Флаг США

Brainly (рус. Знания)

Социальная сеть, предназначенная для студентов и преподавателей.2009 год100 000 000+ОткрытаяДа&&&&&&&&&&&04438.&&&&&04438
Россия

Мой Мир

Общего характера.2007 год25 000 000ОткрытаяДа
www.24tm.ruОбщего характера.2011 год22 000 000ОткрытаяДа12 122

Социальная роль — Википедия

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.

Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвинг Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах, причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о социальной роли как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные социальные роли оказываются плохо совместимыми.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие 5 характеристик любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По степени выраженности эмоциональности.Некоторые роли различаются по эмоциональной окраске (врач-хирург & мать ребенка)
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребёнка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн
  1. ↑ Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *