Что такое пмпк комиссия – Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)-наш опыт — после пмпк комиссии какие садики дают — запись пользователя whitecollars (whitecollars) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Медкарта. Прививки. Карантин

Содержание

Что нужно знать родителям о психолого-медико-педагогических комиссиях — ПМПК?

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации. 

Помощь оказывается:

  • бесплатно на базе Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • строго на основании заявления родителей или при наличии согласия родителей.

Как правило, Центры выполняют в регионах функции ПМПК, психолого-медико-педагогической комиссии и проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей на основании которого можно требовать от школы создания особых условий для обучения, либо воспользоваться услугами специалистов.

Что делает ПМПК:

  • выявляет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонения в поведении детей, 
  • проводит обследования детей и дает рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, 
  • подтверждает, уточняет или изменяет рекомендации, которые были даны ранее.

Комиссия делает вывод:

  • о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии, 
  • о наличии или отсутствии отклонений в поведении,
  • о наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Комиссия дает рекомендации по:

  • определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, 
  • определению форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, 
  • созданию специальных условий для получения образования.

Школа не может заставить родителя проходить ПМПК или перейти на адаптированную программу, рекомендованную ПМПК, если родитель сам этого не хочет. 

Заключение ПМПК выдается на руки родителю. Для родителя оно носит рекомендательный характер. Родитель может требовать от органов власти и организаций выполнения рекомендаций ПМПК. Эти рекомендации для него — это инструмент и основание требовать создания условий, которые будут учитывать особые потребности ребенка. 

Заключение ПМПК действительно в течение 1 года. Оно может быть уточнено, изменено и пересмотрено.

Родители имеют право: 

  • присутствовать при обследовании, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей; 
  • получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи; 
  • в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Если родитель видит, что ребенок с трудом справляется с образовательной программой, плохо адаптируется в школе, переживает кризис, он может обратиться за бесплатной помощью специалистов Центра: педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и других специалистов.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает: 

  1. психолого-педагогическое консультирование; 
  2. коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическую помощь обучающимся; 
  3. комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 
  4. помощь в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 

По направлению ПМПК и КДН помощь оказывается бесплатно. При условии выполнения Центром государственного (муниципального) задания и для достижения целей, ради которых он учрежден, специалисты центра могут оказывать дополнительные платные услуги.

Жалоба на действия Психолого-медико-педагогической комиссии

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Москвы

Если ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то ему может быть оказана психолого-педагогическая помощь.

Психолого-педагогическая помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися педагога-психолога, логопедическую помощь обучающимся;

3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

(Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в образовательной организации, которую посещает ребенок, или в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы на основании заявления в письменной форме родителей (законных представителей) ребенка. Заключение врачебной комиссии и заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы для оказания психолого-педагогической помощи не требуются.

Если ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Ст. 2, п. 16, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), для него создаются специальные условия для получения образования.

Специальные условия для получения образования – это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здания организаций (безбарьерная среда).

Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего уровней образования):

  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей;
  • для слепых, слабовидящих детей;
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для детей с задержкой психического развития;
  • для детей с умственной отсталостью;
  • для детей с расстройствами аутистического спектра;
  • для детей со сложными дефектами.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

(Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

Для создания ребенку с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения и воспитания на базе образовательной организации, необходимо получить заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы с рекомендациями о необходимости создания специальных условий при получении образования. На центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы родитель (законный представитель) ребенка предоставляет медицинское заключение врачебной комиссии (приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключения о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья») и справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (для детей-инвалидов, инвалидов).

что это такое? Педагогическая характеристика для ПМПК. Заключение ПМПК

Каждый человек за свою жизнь проходит довольно много различных комиссий, начиная с того момента, когда его осматривают при выписке из роддома. Далее ребенка ждет комиссия при поступлении в детский сад, школу, вуз и т.д. В данной статье хочется рассказать о ПМПК: что это такое и зачем это нужно ребенку.

пмпк что это такое

Расшифровка

Сегодня множество слов или фраз зашифровывают для облегчения. Так получилось и в данной ситуации. Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. как расшифровать аббревиатуру? Полностью это будет звучать так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация, консилиум). Может возникнуть логический вопрос о том, почему существует несколько вариаций расшифровки? Все просто: нужно просто смотреть, относительно кого же данная аббревиатура применяется. Если говорят маме, что ребенку нужно пройти ПМПК, то это будет комиссия, если же речь идет о враче или учителе, который является ее членом, то последняя буква в аббревиатуре ПМПК расшифровывается как консилиум.

Цель

Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. для чего существует данная комиссия? Главной ее целью является определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по поводу вопросов относительно не только физического, но и психического развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно данного ребенка или группы учащихся. Стоит также отметить, что работать ПМПК может для различного количества детей (не более 100 тысяч).

Состав

Важным моментом также является состав ПМПК. Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения). В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.), специальные педагоги (это могут быть логопеды, сурдопедагоги), социальный работник (а также социальный педагог), юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования.

Стоит сказать, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, и ребенок направляется исключительно к тому специалисту, который на данный момент ему необходим. Важно сказать, что помимо постоянных членов в данную комиссию могут быть приглашены и временные. Так, это может быть воспитатель ученика, представитель классного комитета, так называемое референтное лицо, т.е. тот из преподавателей, который может при необходимости «разговорить» ученика в силу своего авторитета. Почему же такая большая ПМПК? Комиссия именно в таком составе дает возможность ребенку (а также его родителям) пройти обследование в кратчайшие сроки, обойдя всех специалистов в одном месте. Это существенно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.

 характеристика на ученика на пмпк

Задачи

Разбираемся далее в аббревиатуре ПМПК. Что это такое и зачем данная комиссия нужна? Стоит уделить внимание такому важному моменту, как задачи, которые ставят перед собой специалисты. На первом месте находится выявление причин отклонений ученика (важный момент, который может в последующем предупредить возникновение и развитие подобных случаев). Также комиссия обязана предоставить практическое решение проблемы, с которой столкнулся учащийся (важно, чтобы в данный момент дезорганизация не распространилась на иных учащихся).

В обязательном порядке члены комиссии решают, как должен проходить процесс обучения у учащегося (или группы учеников), а также представить различные рекомендации его родителям или педагогам образовательного учреждения. Важным моментом является и то, что комиссия должна составить план работы ПМПК по коррекции процесса обучения.

Функции

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько простых функций психолого-медико-педагогической комиссии. В первую очередь это диагностическая – определение причин, по которым у ученика возникли проблемы, рассмотрение его семейных и дружеских отношений, просмотр сведений о нем, его талантов и потенциала. Следующая очень важная функция комиссии – реабилитирующая. Так, специалисты должны как можно лучше сконцентрироваться и представить ученику различные выходы из данной ситуации: это может быть оптимизация процесса его обучения, семейная реабилитация, медицинские рекомендации и т.д. Ну и, конечно же, воспитательная функция, которая также присуща такому органу, как ПМПК.

заключение пмпк

Организация деятельности

Как же должна быть организована деятельность данной комиссии? Так, заседания чаще всего проводятся не регулярно, а по необходимости (в зависимости от ситуации или согласно подготовленности методических материалов по проблеме). Важно сказать, что заседание может быть собрано в экстренном порядке, а все, что происходит в момент работы комиссии, фиксируется секретарем в специальном протоколе. Все проводится в форме беседы, к которой специалисты готовятся заблаговременно. На заседании обговариваются различные способы оптимизации учебного процесса ученика или группы учеников, а также даются предварительные выводы и общие рекомендации по решению существующей проблемы.

Формы деятельности комиссии

Интересным моментом также является то, что формы работы ПМПК могут быть различными. Стоит сказать, что бывают как плановые (запланированные), так и внеплановые заседания (цель – экстренное решение проблемы). Что касается первых, имеет место быть классическая форма их проведения. Ей предшествует возникновение проблемы, для решения которой комиссия и будет собираться. Специалисты предварительно готовятся, на самом же заседании представляют определенные выводы и дают рекомендации.

Модернизированная версия проведения консилиума заключается в том, что все происходит в виде игры, где ребенку намного проще расслабиться. Выводы и рекомендации при таком варианте развития событий даются комиссией несколько позже. Также консилиум может быть собран в режиме «форс-мажор», когда требуется срочное решение проблемы и дело не терпит отлагательств. Стоит сказать о том, что сами заседания могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной формах, в зависимости от того, требует помощи один ученик или целая группа.

характеристика для дошкольника на пмпк

О детях

Почему и когда может проходить заседание ПМПК в школе? Так, детей на обследование могут направлять по заявлению самих родителей или по рекомендации органов образования, здравоохранения, социальной защиты. Важным моментом является то, что ребенок проходить данную комиссию может только с согласия родителей. Однако есть маленький нюанс: получать разрешение не требуется, если учащегося на комиссию направили по решению суда. В таком случае ребенка могут обследовать в присутствии обоих или одного из родителей.

Характеристика

Если ребенок направляется на прохождение обследования сотрудниками учебного учреждения, важным документом является педагогическая характеристика для ПМПК. Тут воспитатель (или руководитель класса) должен не только указать на недостатки ребенка, но и дать более развернутую картину его состояния. Важно указать на характер затруднений, написать о том, какие меры предпринимались, какова была на них реакция ученика. Данный документ не должен быть исключительно негативным. Важно также указать положительные стороны ребенка.

Характеристика на ученика на ПМПК может включать такие данные, как количество лет, проведенных в учебном заведении, отношения в семье ребенка, его личностная характеристика (общительность, склонности к наукам, умение находить общий язык с одноклассниками), также важно подать документы об успеваемости по различным предметам.

Алгоритм составления характеристики

Как правильно должна быть составлена характеристика на ученика на ПМПК? Так, данный документ имеет свою определенную форму, где обязательно указываются все необходимые данные. В самом начале пишут Ф.И.О. ученика, заведение, где он проходит обучение, класс. Сам же текст может начинаться с информации о том, какая семья у ребенка, насколько она благополучна, какой формы воспитания придерживаются родители. Далее последует разъяснение нюансов учебной деятельности ребенка. Педагог обязательно должен рассказать о том, насколько ученик быстро и качественно усваивает знания, какое у него мировоззрение и общее развитие, соответствует ли оно данному возрасту.

Далее следует более подробное разъяснение по основным предметам обучения. Если это первоклассник, должно быть описано, насколько ребенок знает математику, умеет ли читать, как пишет. Если это старшеклассник, разъяснения будут более общими. Должно быть указано, к каким предметам есть склонности, какие труднодоступны и тяжелы в изучении. Особое внимание должно быть уделено процессам мышления, особенностям памяти, иным навыкам. Также очень важно дать эмоционально-личностную характеристику ученика. При необходимости образец характеристики на ПМПК преподаватель может взять в методкабинете, где ему должны представить полную информацию о данном документе, а также о правильной форме его составления.

пмпк в школе

Обследование

Ребенок, направленный на ПМПК, может проходить медицинское обследование. Для этого будут задействованы такие специалисты, как офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, психиатр и обязательно психолог. Именно по решению врачей будет составлено медицинское заключение касательно определенного ребенка. Психолого-педагогическое обследование должно выявить различные психологические особенности развития ученика (навыки общения, самообслуживания, характер игровой деятельности и т.д.).

Дошкольники

Перед школой ребенок также должен быть направлен на обследование описываемой комиссией. Для этого ему понадобится характеристика для дошкольника на ПМПК, которую должны предоставить воспитатели детского сада, где ранее обучался малыш. Она может стать центральным звеном в характере обследования малыша. Однако при этом сама комиссия должна выявить уровень готовности ребенка к школе – определить уровень его умственного, эмоционального и физического развития, ведь малыш должен на этом этапе уже обладать некими знаниями об окружающем мире, иметь смекалку и основы логического мышления, способность запоминать. Также он должен уметь контролировать позывы своего тела, самоорганизовываться. Если ребенок уже учился в школе, комиссия должна определить причины, по которым у него возникли те или иные трудности. Обязательной опять же будет характеристика на ПМПК (1 класс, второй или пятый – не столь важно, данные там будут все равно приблизительно одинаковые), на основе которой члены комиссии смогут сделать предварительные выводы.

Документация

Если ученику необходимо обследование ПМПК, стоит знать, что родителям необходимо собрать пакет определенных документов. Для каждого особого случая он будет разным, однако обязательно включает копию свидетельства о рождении ребенка, копии паспортов родителей, документ, который подтвердит место жительства ученика, различные бумаги, подтверждающие, например, инвалидность – это так называемый гражданский комплект. Также понадобится педагогический комплект, в который обязательно входит характеристика ребенка на ПМПК, ксерокопия личного дела учащегося, возможно, понадобится предоставление некоторых рабочих тетрадей (особенно это касается учеников начальной школы).

Необходимы и медицинские документы, такие, как выписка педиатра, а также заключение медкомиссии. В особых случаях могут понадобиться, например, аудиограмммы (если у ребенка нарушение слуха) или особые заключения при таком заболевании, как ДЦП.

представление на пмпк

Протокол заседания ПМПК

Важным документом является сам протокол ПМПК, в котором должно быть зафиксировано все, что происходило на заседании. Так, он имеет свою стандартную форму. Начинается он с даты проведения и перечня всех тех специалистов, которые при этом присутствовали (поименно и под роспись). Далее следует повестка дня, где кратко описываются все вопросы, которые подлежат рассмотрению. Основная и самая важная часть протокола – описание прохождения самого заседания (фиксируется практически все, что было сказано). Завершается протокол решениями комиссии, ее предложениями и рекомендациями. В самом конце все фиксируется подписями председателя и секретаря. Стоит сказать, что сам протокол является официальным документом, он длительное время сохраняется в архивах.

Заключение

Очень важным документом является заключение ПМПК. Именно в нем содержатся все результаты проведенного обследования, которые могут послужить официальным основанием для направления ученика в образовательные учреждения специального типа. При этом сами члены комиссии обязаны сохранять конфиденциальность. Если же родители не согласны с решением комиссии, им может быть предоставлено право замены некоторых специалистов (в компетенции которых они сомневаются), а также выбора иного экспертного учреждения. При необходимости решение комиссии может быть обжаловано в суде (гражданское судопроизводство). Стоит также сказать, что только заключение ПМПК (городской, районной, областной) дает основание для направления или перевода ребенка в специализированное учебное заведение.

Алгоритм составления

Стоит казать, что такой документ, как заключение ПМПК, является фиксированным, он не имеет свободной формы. Так, в самом начале приводится общее заключение консилиума касательно определенного ученика. Тут будет небольшое досье на ребенка (Ф.И.О., класс обучения, образовательное учреждение, домашний адрес), далее последует такой пункт, как причины направления на ПМПК, сюда могут включаться также жалобы родителей или преподавателей ученика, не менее важным является мнение классного руководителя относительно этого ребенка. Далее к документу отдельно будут прикреплены заключения различных специалистов, которые проводили обследование. В конце представляется общее заключение консилиума, а также рекомендации, которые дают его члены. Все фиксируется подписями и печатью.

пмпк комиссия

Заключения специалистов

Итак, произошло представление на ПМПК, ученик прошел все обследования, в конце каждый специалист дал свое заключение. К общему заключению будет обязательно прикреплено заключение психолога, который должен рассказать и психоэмоциональном развитии ученика, о его межличностных отношениях, а также об иных важных аспектах развития. Свое заключение также обязательно должен представить педагог, который даст краткую характеристику ученика, основываясь на его успеваемости по различным предметам. Подобный документ оформляет и врач-педиатр консилиума, его может по необходимости представлять логопед, дефектолог или иные специалисты (в зависимости от проблемы ребенка).

Документ каждого отдельного специалиста в обязательном порядке имеет такой пункт, как рекомендации, где должны быть перечислены способы решения имеющейся проблемы в каждом отдельно взятом случае.

Выводы

Бывают ситуации, когда ребенок направляется на комиссию более высокого уровня. Это может произойти в том случае, когда члены сформированной ПМПК не придут к единому решению. Такое развитие событий возможно и в том случае, когда родители не согласны с решением комиссии и не собираются его принимать. В таком случае решение ПМПК может быть передано в районную или областную комиссию. Только после дополнительного исследования заключение может быть возвращено в образовательное учреждение или отдано родителям.

Статья «Что такое ПМПК и стоит ли его бояться?»

Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешительны и отзывы родителей в интернете: зачастую комиссия проводится в некомфортной для ребенка обстановке, когда специалистам важно «поставить диагноз», и, кажется, что судьба ребенка их не волнует. Стоит ли бояться комиссии и как она проходит?

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей»

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

  • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)

    антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)

    омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.

Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).

Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.

Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.


 

ПМПК — что это такое?

ПМПК - что это? Речь о ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) заходит в случае неуспеваемости ребёнка, инвалидности. Неуспевающих школьников от 25 до 30 %.

Некоторым родителям уже приходилось сталкиваться с ПМПК. Другим предстоит.

Что полезно знать о ПМПК?

В каждой области два уровня комиссии:

  1. территориальная ПМПК – районный центр и прилегающие территории,
  2. центральная ПМПК – находится в областном центре.

Родители имеют право обратиться за консультацией в более высокую инстанцию, минуя нижнее звено. Вопрос рассматривается только по личному заявлению родителя (законного представителя) и в его присутствии. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и обязательный для школы. Если комиссия рекомендует кроме адаптированной программы дополнительные занятия со специалистами, учебное заведение обязано их обеспечить.

На ПМПК могут попасть не только школьники, но и дошкольники (ниже изложено в каких случаях).

Состав ПМПК

В состав комиссии входит ряд специалистов: психолог, дефектологи (сурдо- и тифлопедагоги, логопед, олигофренопедагог), социальный педагог, психиатр, секретарь и председатель.

Заседания могут проводится по-разному. Собирается вся комиссия за круглым столом и ведёт собеседование с ребёнком, а потом с родителями. Или каждый специалист работает с посетителями отдельно, в конце высказывая своё мнение.

Документы на комиссию

Обязательны документы:

  1. заключения специалистов медицинского профиля (окулиста, лора, невролога, психиатра, логопеда, клинического психолога),
  2. выписка из истории развития (дает педиатр),
  3. характеристики учителя (воспитателя) и других специалистов, работавших с учеником (если таковые есть),
  4. заявления родителей на осмотр ребёнка, согласие на обработку данных.

Обследование ведётся по специальному протоколу, доступному в интернете. Ничего особенного, как иногда утверждают посетители, члены комиссии не придумывают. Выбираются методики в соответствии с возрастом обследуемого.

Зачем нужна ПМПК

Задача – исследовать развитие ребёнка, найти причину нарушения и выбрать способы помощи, в том числе определить образовательный маршрут, то есть подобрать программу обучения, комфортную для ученика.

Дошкольники чаще всего приходят на комиссию в случае задержки речевого развития. Сейчас много ребят с тяжёлыми дефектами речи. Для них в детских садах открываются речевые группы.

Условия: 10 воспитанников ежедневно работают с логопедом по программам коррекции речи. Воспитатели и няня помогают детям исправить речь в свободной деятельности. На выходные родителям даётся небольшое домашнее задание. То есть работают все. Как правило, при грамотной согласованной работе за 2-3 года речь приходит в норму.

При повторном осмотре по результатам реабилитации выставленный ранее диагноз снимается (в заключении пишется «речевая норма») или заменяется более лёгким. Дети учатся в школе без особых проблем. Но для определения в речевую группу надо пройти комиссию на общих основаниях.

Как видите, задумано рационально. Трудности в обучении бывают разные. Например, ребёнок никак не может научиться читать, хотя с другими заданиями справляется вполне. Тогда ему предлагают поучиться в речевой школе V вида. Это общеобразовательная программа, делающая упор на исправление письменной речи. При успешной реабилитации ученик может вернуться в свою бывшую школу.

Если ученику совсем не под силу освоить программу массовой школы, выбирается не просто более лёгкая, а с упором не на теорию, а на практические занятия.

Обоснованием перехода на неё является диагноз, выставляемый психиатром и подтверждаемый ПМПК. Вот здесь и начинаются проблемы. Многие родители не соглашаются с диагнозами, обвиняя всех вокруг в предвзятости, желании «выбросить» неудобного ученика из массовой школы вместо дополнительных занятий.

Бывает и такое, но редко. Ученику-разгильдяю с умной головой ни психиатр, ни клинический психолог не выставит задержку развития. Родители напрасно не верят, потому что неадекватный диагноз – дело подсудное. Попадая в школу, как её раньше называли вспомогательную, эти ребята начинают учиться на 4-5, очень успешны на трудовых занятиях. То есть их сразу видно.

Выставленный диагноз можно опротестовать. Любая ПМПК расскажет, как это можно сделать.

В настоящее время количество коррекционных учебных заведений резко сокращено. Надо думать, в целях экономии. Дети с проблемами развития определяются в обычные классы. И называется это «инклюзивное образование». Дети находятся в классе, но обучаются по другой программе. «Инклюзивное» обучение даёт возможность экзамены за 9 класс сдавать в щадящем режиме.

Диапазон консультируемых ПМПК в последние годы значительно расширился за счёт детей-инвалидов, нуждающихся в адаптированных программах. Увеличился возраст обращающихся учащихся. Поэтому, скорее всего, через год комиссия будет реорганизована.

Пример психологической характеристики на ПМПК

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Фамилия, имя, отчество ребёнка                                                                                            

Дата рождения                                                                                                                      

Адрес                                                                                                                                  

Образовательное учреждение                                      Класс (группа)

Сроки пребывания в учреждении (когда и откуда поступил, оценка адаптации)                                                                                                                                                                                             

Общее впечатление о ребёнке (внешний вид, контактность, эмоционально-поведенческие особенности)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (владение сведениями о себе, семье, ближайшем окружении, уровень актуального развития)                                                                                                                                                                                                                                                       

Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой; латеральный профиль; двигательная активность)                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Характеристика познавательного развития:

Особенности восприятия (качество усвоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины; целостное восприятие объектов; представления о времени и пространстве)                                                                                                                                                                                                                           

Особенности внимания (устойчивость, концентрация, объём, избирательность, распределение, переключаемость)                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Особенности памяти (преобладающая модальность, запоминание и воспроизведение, объём запоминания, продуктивность)                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, моделирования, сформированность теоретических понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи)                                                                                                                                                                                                                                                                               

Особенности воображения (репродуктивное, творческое)                                                                               

Характеристика личностно-эмоционального развития:

Особенности личности (личностная активность, направленность, самооценка, мотивационные предпочтения, уровень притязаний)                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность)                                                                                                                                                                                 

Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль)                                                                                                                                                                               

Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками; социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации)                                                                                                                                                                                                                      

Особенности игровой деятельности для дошкольников (соответствие игры паспортному возрасту, любимые игры)                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Особенности учебной деятельности (организация деятельности, степень сформированности учебных навыков)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Заключение психолога                                                                                                                                                                                                                                                                               

Рекомендации                                                                                                                                                                                                                                                                                            

«___»                20__

Педагог-психолог                             (                     )

                                                         расшифровка

Заведующий (директор) МОУ                            (                     )

                                                                          расшифровка

Ребенка направили на ПМПК., ГБОУ Школа № 2121, Москва

Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

Состав ПМПК:

  1. Председатель – специалист в области образования.
  2. Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
  3. Психолог.
  4. Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
  5. Социальный работник, социальный педагог.
  6. Юрист.
  7. Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.

Как проходит обследование ребенка на ПМПК?

Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.

В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:

  • Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
  • Паспорт родителей.
  • Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
  • Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
  • Выписка педиатра из карточки.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Ксерокопия личного дела учащегося.
  • Более точную информацию о перечне документов уточняйте на официальном сайте и представителей ЦПМПК

Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.

Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.

К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.

Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?

По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.

Примерные вопросы и задания:

  1. Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
  2. Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
  3. Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
  4. Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
  5. Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
  6. Рассказать о профессиях.
  7. Рассказать о частях тела, их назначении.
  8. Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
  9. Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
  10. Составить рассказ по картинкам.
  11. Выделить звуки из слова, слова из предложения.
  12. Пересказать прочитанный текст.
  13. Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
  14. Рассказать о своих желаниях.

Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.

Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Выводы и рекомендации:

  • Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
  • Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
  • Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.

Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:

  • Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
  • Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.

Здоровья вам и вашим детям!

Учебно-методический материал: Психолого-медико-педагогический консилиум | Социальная сеть работников образования

ГБОУ Республики Марий Эл

«Козьмодемьянская школа-интернат»

«Согласовано»

«____»____________2018г.

Заместитель директора по УР

____________Матвеева О.В.

«Утверждено»

 «____»___________ 2018г.

И.о.директора школы-интерната

___________Новосёлов А.Г.

План работы

психолого-медико-педагогического консилиума

на 2018-2019г.г.

СОСТАВ КОНСИЛИУМА:

  1. Матвеева О.В.- заместитель директора по УР
  2. Искибаева Л.А.-заместитель директора по ВР
  3. Денисова В.А.-педагог-психолог
  4. Ерофеева Е.А.-учитель-логопед
  5. Шаланова А.А.-социальный педагог

Психолого-медико-педагогический консилиум является коллегиальным органом, который осуществляет взаимодействие специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

Цель ПМПк:

1.Организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности: памяти, внимания, работоспособности, развития речи обучающихся с особыми образовательными потребностями.

2. Своевременное оказание помощи учителям и воспитателям в обеспечении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся и в выборе эффективных методических приёмов, изучение личности школьника.

Задачи ПМПк:

1. выявление и ранняя (с 1-х дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика;

2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

3. выявление резервных возможностей развития;

4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся возможностей;

5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Консилиум позволяет:

Педагогу-психологу, логопеду  передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с воспитанником или коллективом.

Учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения воспитанников.

Педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности.

Объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников.

Наметить программу индивидуального развития учащегося, класса.

План работы психолого-медико-педагогического консилиума

Запланированное мероприятие

Сроки

выполнения

Ответственные

1.

Утверждение списков обучающихся надомного обучения на основании  медицинских заключений          

4 неделя августа –

 1 неделя сентября

Председатель ПМПк

2.

Заседание ПМП консилиума:

«Согласование плана взаимодействия. Утверждение плана работы»

август

Председатель ПМПк

педагог-психолог,

социальный педагог

учитель – логопед

3.

Изучение медицинских карт обучающихся. Определение  групп здоровья учащихся.

Определение детей «группы риска»

сентябрь

Председатель ПМПк

медицинский работник,

педагог-психолог,

социальный педагог

классные руководители

4.

 Диагностическое обследование первоклассников

 « Адаптационный период и готовность к обучению в школе».

 Родительские собрания: «Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе»        

сентябрь(1 класс)

октябрь(1 класс по результатам диагностики)

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог,

медицинский работник

учитель – логопед

5.

Выступление на родительских собраниях: «Особенности адаптационного периода у пятиклассников»        

октябрь

педагог-психолог        

6.

Анализ материалов тестирования по вопросам школьной зрелости первоклассников. Обсуждение материалов диагностического наблюдения причин школьной дезадаптации обучающихся 1-х классов.        

октябрь

        

педагог-психолог,

 классный руководитель        

8.

Заседание ПМП консилиума: «Определение учащимся индивидуальных маршрутов обучения»

1 четверть

4 неделя

 октября

Председатель ПМПк

9.

Мониторинг показателей развития психических процессов обучающихся 1-4-х классов.

ноябрь

педагог-психолог        

11.

Консультация для педагогов «Совместная работа учителя- логопеда   и педагогов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у учащихся»                

ноябрь

Учитель –логопед

12.

Заседание ПМП консилиума: «Взаимодействие специалистов школы  по решению  вопросов адаптации воспитанников школы.  Итоги работы школьного  ПМПк за 1-е полугодие».        

декабрь

Председатель ПМПк

Члены консилиума

14.

Групповые, индивидуальные занятия по коррекции и развитию психических процессов.        

в течение года

педагог-психолог

19.

Тест школьной тревожности 9 класс        

март

педагог-психолог

21

Заседание ПМП консилиума: «Определение учащимся индивидуальных маршрутов обучения»

апрель

Председатель ПМПк,

члены консилиума

22.

Диагностика  для 4 класса «Готовность к обучению в 5классе»

апрель

педагог-психолог

23

Итоги контроля по адаптации учащихся 1,5 классов

апрель

Классные руководители

педагог-психолог

24.

Анализ cоциально-психологического сопровождения обучающихся  школы за учебный год.

май

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

Заседание ПМП консилиума: «Итоги работы  школьного ПМПк  за 2-е полугодие 2018-2019 г.» Аналитический отчет.

Внеплановые консилиумы

А)

Перевод обучающихся на индивидуальные маршруты

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

Б)

Обсуждение проблемы обучения или воспитания с педагогами и родителями обучающихся

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

В)

Определение формы обучения для вновь прибывших в течение года учащихся

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

Г)

Подготовка документов на ЦПМПК

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *