что это такое? Определение фрустрации, примеры.
Что такое фрустрация
Разные концепции по-разному определяют понятие «фрустрация», но большинство из них сходится в том, что это комплекс отрицательных эмоций, которые вызваны некоим обманом ожиданий. Или самообманом, из-за не совсем верной оценки реальной действительности. По большому счёту это состояние возникает не только из-за неожиданных препятствий, но и потому, что обстоятельства в целом сложились не так, как ожидалось, несмотря на то, что для ожиданий были вполне серьезные основания.
Человек, ощущая разочарование в ситуации, в которой очень рассчитывал на определённый успех и даже сделал что-то для его достижения, переживает целую палитру негативных эмоций – от раздражения и ярости до отчаянья и бессилия. Фрустрация бывает резкой – когда человек выплёскивает свои эмоции одной мощной вспышкой и успокаивается, — и затяжной, когда чувство разочарования преследует его месяцы и даже годы. Отреагировать на фрустрацию тоже можно по-разному. Чем менее подвижна психика человека, тем ему сложнее пережить крушение своих планов.
Самые тяжёлые фрустрации – витальные, то есть связанные с глобальными жизненными ожиданиями. Они сопровождают, например, потерю близкого человека, без которого трудно представить своё будущее, неожиданную измену или развод, внезапную серьёзную болезнь или тяжёлую травму, неожиданную потерю работы и так далее. В целом такую фрустрацию может вызвать любой крупный личностный кризис, во время которого человеку кажется, что он лишился опоры в жизни. Личным психологам чаще всего приходится сталкиваться именно с такой проблемой пациентов на практике.
С другой стороны, и без таких катастроф человек может постоянно переживать фрустрации бытовые, то есть мелкие ежедневные неприятности, и они тоже становятся причиной стрессов и кризисов. Многочисленные и частые мелкие фрустрации приводят к проблемам с самооценкой, к застенчивости, зависимости от чужих оценок и так далее. Многие находят «выход», отказываясь от какой бы то ни было деятельности вообще, становятся социальными и психологическими затворниками.
Профилактика фрустраций
Избежать фрустраций и сложно, и просто одновременно. Перечислить всё, что необходимо для их профилактики, несложно, человеку не всегда удаётся осуществить все эти действия.
Можно избежать многих фрустраций, просто зная свои возможности и особенности характера и соразмеряя с ними свои цели и желания. Если человек точно знает, что ему не под силу поднять одной рукой автомобиль, он вряд ли подумает, что может запросто это сделать, и даже не поставит перед собой такую цель.
Другая профилактическая мера – анализ вероятностей, то есть сбор информации и оценка возможных рисков в каждом конкретном случае, обдумывание всех возможностей.
Хорошие средства от фрустраций – это здравый смысл и скепсис, широкий кругозор и понимание того, как и почему развиваются события. Для этого нужен умственный труд, и немалый, но информационная и интеллектуальная независимость предотвращает большую часть возможных разочарований.
Естественно, некоторые фрустрации невозможно предусмотреть и предотвратить: форс-мажорные обстоятельства часто не зависят от человеческой воли. В таких случаях требуется гибкость мышления. Стоит понять, что реальная действительность часто бывает сложнее, чем все предположения и ожидания, и не держаться за них слишком крепко. Эволюция неизменно требует от всех живых существ, в том числе и от человека, способности приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, изменяться вместе с ними.
Тревожное состояние и ощущение собственного бессилия, вызванное фрустрацией, нередко заставляет человека зациклиться на неприятных событиях прошлого. Выйти из этого состояния можно, только если направить своё мышление в будущее, найти новые цели и переключиться на них. Помните, что выбраться самостоятельно из тяжелого психологического состояния зачастую можно лишь обратившись к личному психологу за помощью. Не теряйте время если понимаете, что самостоятельно вам не справиться с проблемой.
Лекция на тему «Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации»
Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение «фрустрация» в современной психологии
2. Степени остроты фрустрации
3. Причины вызывающие фрустрацию
4. Типы фрустрационных реакций
Вывод
Список литературы
Определение «фрустрация» в современной психологии
Фрустрация- эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого препятствия на пути к цели. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая-в чувстве безысходности, крушения надежд, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.
Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск. Сколь часто фрустрация «навещает» человека, зависит от него самого. У каждого индивида свой порог фрустрации. Который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни.
Степень остроты фрустрационного переживания и последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет эти личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.
Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним . Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение» . Было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия.
3. Причины вызывающие фрустрацию
Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:
1) лишения– отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;
2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;
3) конфликт– одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.
В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта…».
Прямым следствием фрустрации является не агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций. Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.
И. П. Павлов много раз говорил о трудностях жизни, которые вызывают неблагоприятные состояния коры больших полушарий головного мозга. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.
Трудности:
1) вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия. Фрустрация к такого типа трудностям не относится;
2) непреодолимые. Явления фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деят-ти.
Другие трудности в жизни относятся к числу непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых . Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности.
4. Типы фрустрационных реакций
Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.
1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – это нападение по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия.
Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.
2) Отступление и уход – в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим или психологическим: а) сдерживание – осознанное отступление; б) подавление – неосознанное отступление. Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:
сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами;
рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения ;
фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы;
3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой. Регрессия – это возврат к поведению, сформированному значительно раньше и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. Регрессия – возвращение к более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.
Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель — реализовать мотив.
Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.
Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:
1) лишения- отсутствие необходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности;
2) потери;
3) конфликт.
Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме:
1) толерантность. Разные формы толерантности:
а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;
б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;
в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.
2) Фиксации – два смысла:
а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.
б) прикованность к фрустратору, поглощающему все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.
3) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.
Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:
-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;
-апатия;
-агрессия и деструкция;
-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».
Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.
Два основных направления реакций:
— агрессия,
— отступление.
Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации
Отступление: физическое или психологическое. Осознанное отступление – сдерживание себя.
Неосознаваемое отступление – подавление.
Вывод
Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше. Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов ,но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер, то и социальную проблему.
В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение приобретает в современной психологии проблема «выносливости» человека в отношении фрустрации.
Список используемой литературы
1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 491
2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2006-352с.
Что такое «фрустрация»? Чем опасна фрустрация? Пример
Фрустрация – эмоциональное состояние человека, возникающее в результате внутреннего дисбаланса из-за несбывшихся планов, целей или ввиду невозможности реализовать определенные потребности. Слово произошло от латинского – “Frustratio”, что означает «тщетное ожидание» или «обманчивое ожидание».
Что такое «фрустрация» на реальном примере? Почему и чем опасно состояние «фрустрации»? И как вообще возникает это состояние? Коротко, но емко раскрываем вопросы, которые возможно пригодятся вам, вашим родственникам или друзьям. Обратите внимание на симптомы «фрустрации» и как не дать развиваться этому состоянию.
Фрустрация на примере
В современном мире практически каждый твердит о необходимости ставить определенные цели. Предположим, парень поставил цели купить квартиру на Новый год. У него есть на это 12 месяцев. Он видит «успешный успех» в Instagramm и Youtube ребят, которые добились определенных вершин. Все они твердят, что все возможно, если захотеть.
И вот подходит к завершению отчетный год. Он смотрит ролик на том же канале и понимаете, что ему не удалось приблизиться к своей цели. Неудачник? Другие могут, а он нет. А еще он написал о цели в соц. сетях, т.к. по мнению блогеров это бы мотивировало. А теперь он находится у разбитого корыта. Как бы ни напрягался, у него не получилось добиться цели.
Что он имеет теперь? Да, риск состояния фрустрации. А что такое фрустрация на этом примере? Это ни что иное, как разочарование в недостижимом, разочарование в себе и своих способностях. А если в придачу его начнут «подкалывать», мол «ну что бизнесмен, где квартира» — фрустрация, добро пожаловать.
Чем опасна фрустрация?
Фрустрация – это не депрессия, однако она очень сильно граничит с таким состоянием. Фрустрация влияет на дееспособность человека в обществе, вносит дезорганизацию в жизнь человека, разрушая его веру в себя.
Кроме того, человек, который находится в состоянии фрустрации находится в постоянном прессинге со стороны целого букета отрицательных эмоций:
- Злость,
- Зависть,
- Гнев,
- Разочарование,
- Раздражение,
- Тревога и т.д.
Испытывая такой колорит чувств, человек не способен добиваться чего-то нового, даже если он поставит новые цели. Он постоянно будет сравнивать свои результаты, будет завидовать даже тем, кто реально хуже него по показателям. Сами понимаете, что негативные чувства также приведут к выработке целого списка отрицательных качеств, которые повлияют на социальные круги человека. Так или иначе он начнет терять друзей.
Как возникает «фрустрация»?
Выше упоминалось, что фрустрация – это результат проваленных ожиданий или целей. Но проблема кроется в том, что фрустрация может быть внутриличностной или внешней. Если речь идет о внешнем проявлении фрустрации – здесь все просто.
Когда речь идет о внутриличностной фрустрации, то она скорее всего появилась не из-за одного случая, а скорее из-за среды общения человека и его восприятия этой среды на протяжении нескольких месяцев, а то и лет. Это самый сложный случай, т.к. внутриличностная фрустрация приводит к депрессии, а также чувства, когда ничего не хочется делать. Даже любимые занятия становятся не интересными.
Если друзья замечают необычное поведение, или замечают, что друг начинает отгораживаться – это повод задуматься. Особенно, когда общие увлечения раньше вызывали восторг, теперь находят отговорки. Такому человеку нужно помочь снова научиться любить себя, учитывать свои цели и стремиться к ним.
Важно!
Современный темп жизни таков, что в состояние фрустрации может попасть любой. Это связано не только с работой или целями. Если ожидания на личном фронте не оправдались – это тоже может стать проблемной точкой. Помните, что прессинг, который нас окружает может сломать человека в самый неожиданный период жизни. Задача друзей – вовремя заметить состояние фрустрации и не дать этому состоянию развиваться в депрессию.
Фрустрация потребностей. Что такое фрустрация
В работе я придерживаюсь принципа «Говорить с клиентом на понятном друг для друга языке». Здесь же я начала со сложного и замысловатого – «Фрустрация». Это слово будто оформляет содержимое этой статьи и дает возможность сказать по существу, не отходя от главного. Итак, о чем пойдет речь.
Начну с небольшой истории из своей психологической практики. Ко мне обратилась девушка с просьбой помочь ей справиться с плохим настроением и подружиться в новом коллективе. Мы стали разбираться в ситуации и ее причинах. Постепенно картина стала проясняться: она приехала из другого городка для поступления в ВУЗ и жила одна. У нее почти не было близких рядом людей, а завести новых друзей ей не удавалось.
Она училась на дневном и не работала, была ограничена, по ее словам в денежных средствах – ей помогала одна мама. Постепенно в работе мы коснулись ее ожиданий, которые оказались сверх-ожиданиями относительно интересной жизни в мегаполисе.
Разочаровываясь во многих сферах: в общении, в учебе. Оказалось, что ей вовсе не интересна сфера бухгалтерии, куда изначально она стремилась. В Петербурге у нее возникали трудности при адаптации к условиям жизни в нашем городе. Не получая желаемого в том виде, как она себе это представляла, она все больше погружалась в подавленное эмоциональное состояние, которое и называется фрустрация.
Это состояние возникает, когда невозможно неудовлетворение какой-либо потребности или желания. Здесь я хочу обозначить основные 7 уровней потребностей, вспомнив Маслоу с его известной мотивационной пирамидой:
- Физиологические потребности – здесь речь идет об утолении голода, жажды, сексуальной потребности, сне, потребности в одежде и жилье.
- Потребность в безопасности – имеется ввиду чувство защищенности, комфорт и постоянство условий, дохода и др.
- Потребность в любви – желание быть принятым, любить и быть любимым. Здесь же можно говорить об общении, дружбе, привязанности, заботе о других.
- Потребность в уважении – статус, успех. Достижения, признание и одобрение со стороны окружения.
- Познавательные потребности – желание учиться, исследовать, познавать.
- Эстетические потребности – это все, что связано с гармонией, с чувством прекрасного, красотой.
- Потребности в самоактуализации – самореализация, личностный рост, достижение целей.
Фрустрация возникает тогда, когда на пути человека возникают реальные или мнимые преграды, а желания резко превышают его реальные возможности.
Фрустрация может сопровождаться
- раздражительностью
- тревогой
- разочарованием или даже отчаянием
- злостью на других и на себя.
Это некий внутриличностный конфликт между удовлетворением потребности и преградой на пути ее достижения. Так и в случае с молодой студенткой, оказавшейся в кризисной ситуации, потерявшей «опору под ногами». Зачастую, это сказывается и на самооценке, да и неудивительно. Возникает ощущение неспособности достичь поставленной цели.
Так наша героиня, разочаровавшись, в какой-то момент задумалась о том, чтобы вернуться обратно домой. Как же сложилась дальше история у молодой девушки?
Как справиться с фрустрацией
Я вижу это следующим образом:
- 1 шаг. Определить зоны потребностей, которые не удовлетворяются в данной ситуации. Здесь я ссылаюсь на 7 уровней потребностей по Маслоу, о которых я говорила в предыдущей статье. К примеру, у нашей героини, молодой девушки, были затронуты разные сферы. Она испытывала стресс из-за переезда из маленького городка, тревогу и беспокойство о завтрашнем дне. Это перекликается с неудовлетворенными потребностями в безопасности и комфорте.
Она была одинока в Петербурге, у нее почти не было близких и родных рядом, а новых подруг не успела завести за 1,5 года. Здесь можно говорить о блокирование удовлетворения потребности в базовой любви и заботе. Сфера познавательных потребностей и стремления в признании и достижении успехов. Эта сфера также была реализована на ее взгляд недостаточно – она испытывала трудности в учебе. - 2 шаг. Поиск наиболее значимой потребности в настоящее время. Зачастую их бывает несколько, и они могут быть взаимосвязаны. Но обычно человек направляет свою энергию прежде всего на наиболее актуальную, и важно обозначить ее.
- 3 шаг. Соотнесение ожиданий и реальных возможностей для достижения желаемого. Если есть некие разногласия, то:
- 4 шаг. Принять вероятность их расхождения и ограниченность возможностей.
- 5 шаг. Формулировать новые задачи, соизмеримые особенностям и возможностям личности.
Выводы
У студентки значимым было желание обрести друзей. И мы стали работать над поиском реальных возможностей, учли ее личностные особенности и возможные трудности, с которыми она может столкнуться. Задача заключалась в том, чтобы найти повод пообщаться с сокурсницами на темы, не касающиеся учебы на нейтральной территории. И лучшим на тот момент оказалось приглашение сокурсниц в кино.
Ей самой очень нравилось посещать кинотеатры, и это было финансово доступно. Те эмоции, которые она начала испытывать в общении, становились для нее поддерживающими и ресурсными для поиска новых решений в других областях. Безусловно, это путь не быстрый, но здесь все-таки важно грамотно рассчитывать на свои силы.
Случается так, что реализация актуальной потребности по каким-либо причинам невозможна в настоящее время, и не всегда просто осознать это и принять. Тем не менее, стоит поисследовать смежные области, которые тесно переплетены с основной и значимой потребностью. Это могут быть и ценности базовых уровней. Успешный результат в достижении малых (на первый взгляд) задач, но, все же, важных, сможет повысить уверенность в себе и даст необходимые ресурсы, для того, чтобы постепенно выходить из подавленного состояния.
Таким образом, и в истории моей клиентки она прояснила для себя причины своего плохого настроения, попутешествовала по стране своих потребностей, оценила свои возможности, приняла многое во внимание и пошла небольшими шажочками в тех направлениях, которые ей были важны. Она стала внимательнее к себе и своим ожиданиям. Получив помощь и взяв для себя все необходимое в ходе психологических консультаций, она завершила работу. Через какое-то время я поинтересовалась ее делами, и она сообщила, что у нее все в порядке.
Достаточно прошло времени с того звонка, и я надеюсь, что и теперь она в силах справляться с возникающими трудностями. И вам хочу пожелать того же. Ведь это очень важно, ведь на жизненном пути человеку приходится сталкиваться или встречаться с различными событиями.
Психолог Татьяна Стеценко
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
- Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.
- Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.
- Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
Как выбрать хорошего психолога
Может ли психолог помочь за один час
Когда консультация психолога не помогает
Стереотипы о скайп-консультациях с психологом
В чем заключается работа психолога
Семейные конфликты и пути их разрешения
Жизненный сценарий в семейной психологии
Сколько нужно консультаций психолога
Как понять чего я хочу
Фрустрация — Психологос
Фрустрация — (от латинского frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Некоторые люди реагируют на фрустрацию детскими негативными эмоциями на ситуацию, когда мы что-то очень хотели, а нам не дали, как будто обманули.
Комплекс детских эмоций здесь очень разнообразный: обида, чувство напряженности, тревоги и страха, реагирование беспомощностью, злостью, враждебностью и другими видами переживаний, которыми мы воздействовали на родителей в детстве в аналогичной ситуации. Если ситуация не решается, через какое-то время идет вторая волна — уход от противного мира и вредительство себе.
Формы разнообразны.
Что касается ухода, то это может быть уход от реальной ситуации в фантазии, грезы и мечтания. Может быть разочарование в собственных целях, людях и, шире — разочарование в жизни. Или люди начинают просто тупить, уходить в позицию (защиту) Дурика.
Все это плавно переходит во вредительство самому себе (самой себе), мужчины начинают курить, ночь напролет играют в компьютерные игры, напиваются, женщины едят много сладкого, совершают намеренное глупые и вредящие себе поступки, а потом уходят в апатию (раз вы такие, то я вам умерла).
Внутренняя выгода и цель состояния фрустрации — демонстрация несостоятельности: «Если меня признают несостоятельным, я имею право быть оставленным в покое».
Склонность к фрустрации, как и само состояние фрустрации — признак душевного нездоровья. Душевно здоровые люди переводят проблемы в задачи, возможные трудности преодолевают, а что преодолеть невозможно — принимают как новую вводную, как факт жизни. Смотри Принять, принятие.
Деятельные люди, встретившись с непосильными пока затруднениями, учатся. «Я пока не знаю, как с этим справиться, но я узнаю и выучусь. И — справлюсь!