Фрустрированный человек: Фрустрация в психологии: что это простыми словами – Фрустрация — что это за состояние в психологии, с чем связана

Содержание

Что такое фрустрация? Психическое состояние человека :: SYL.ru

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация – это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности – на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

что такое фрустрация

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина «фрустрация». Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация – это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, – разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

фрустрация это в психологии

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях – даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика – уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия – самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация – психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

состояние фрустрации

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия – объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия – основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение – лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

  • Двигательное возбуждение. Связано с нервным перенапряжением. Хаотические, бесцельные движения, иногда повторяющиеся. Примером может служить бесконечная ходьба по комнате взад-вперед или подергивание конечностями (осознанное! В ином случае это расстройство центральной нервной системы).

  • Апатия. Исходя из противного, человек вместо раздражения может испытывать вялость.

  • Бегство. Ярко выраженное психологическое или физическое. Проявляется в отречении от всего, что приносит негативные эмоции. Немного о бегстве уже говорилось в этой статье. Предпочтение вымышленного мира реальному относится как раз таки к этому пункту.

  • Фиксация. Неспособный преодолеть препятствие, обойти его, человек просто продолжает биться об одну и ту же стену. Интересно, что Эйнштейн определял сумасшествие как многократное повторение одно и того же действия с надеждой на иной результат.

  • Стресс. И все из него вытекающие последствия, включая внешние проявления, влияние на ЦНС. Может идти в довесок к остальным пунктам.

  • Депрессия. Болезнь нового поколения, которая может проявляться в скрытом виде.

  • Аддиктивное поведение. Проще говоря, вредные привычки. Злоупотребление алкоголем, курением или даже наркотиками вполне может стать последствием фрустрации. Кроме этого, в данный пункт также входят и пищевые паттерны. Фрустрированный человек – легкая добыча для анорексии, булимии или ожирения.

Формы и модели фрустрированного человека

Все вышеперечисленные пункты из указанного списка образуют поведенческую реакцию человека на фрустрацию. Формы же поведения могут быть такими:

  • Экстрапунитивная.

  • Интрапунитивная.

  • Импунитивная.

Первая состоит в том, что человек обвиняет в проблемах весь внешний мир, она тесно связана с агрессией в сторону окружающих.

фрустрация это эмоциональное

Вторая, соответственно, подразумевает крайнюю степень самобичевания и взаимодействует с апатией.

Третья, импунитивная форма, характеризуется игнорированием проблем как таковых. К ней относятся бегство и фиксация.

Как видно, формы поведения при фрустрации и ее последствия перекликаются друг с другом напрямую. Впрочем, даже они дают слабое понимание того, что такое фрустрация. Человека можно назвать фрустрированным, не только когда он вялый или, напротив, раздраженный. Самодиагностика хоть и популярна сегодня, но все еще редко бывает правильной.

фрустрация человека

Влияние фрустрации

Некоторые психологии считают, что фрустрация ответственна за развитие эго, а значит, обладает положительным эффектом. Негативный же эффект наблюдается при долгосрочном ее влиянии. Избежать этого под силу и без посторонней помощи: предупрежден – значит вооружен. Пускай эта статья станет отличным подспорьем для победы над фрустрацией.

Что такое фрустрация, или Почему в условиях тирании революция маловероятна — T&P

В рубрике «Словарный запас» T&P продолжают объяснять значения слов, которые не всегда верно используются в разговорной речи. На этот раз выпуск посвящен загадочной «фрустрации». Как выясняется, его не раз использовали или хотя бы слышали все, но четкое понимание значения есть далеко не у каждого. Теперь фрустрировать будет проще, ведь к процессу можно будет подойти более осмысленно.

Термин «фрустрация» используется для обозначения неприятного психического состояния, которое возникает из-за невозможности получить что-то сильно желаемое. Это ощущение жизненного тупика из-за того, что на пути к цели оказалось непреодолимое (или кажущееся таким) препятствие. Больше всего к фрустрациям расположены эмоциональные люди, у которых есть точное представление о способе достижения цели, и они его фанатично придерживаются. Это может быть связано с недостаточной способностью к адаптации. Людей с более адаптивным типом личности неудачи или встреченное противодействие только стимулируют увеличить усилия или искать обходные пути. Такие люди тоже могут фрустрировать, но, как правило, они не застревают в этом состоянии: чтобы выбить их из колеи, удары судьбы должны быть сильнее.

К фрустрации могут приводить как внешние, так и внутриличностные противоречия, то есть фрустрировать можно как из-за невозможности получить заветную главную роль в театральной постановке, так и из-за того, что не удается быть чутким и открытым с собственными детьми. Хороший пример внутриличностных причин фрустрации демонстрируют герои книги «Волшебник Изумрудного города» — Страшила, Железный Дровосек и Трусливый Лев. Когда они встречаются с главной героиней Элли, каждый из них фрустрирует, безнадежно мечтая приобрести недостающее, по его мнению, качество — ум, чувственность, смелость. Дальше это трио также отлично демонстрирует, что причины фрустрации вполне могут быть надуманными.

Сам факт лишения или нехватки чего-либо — это только отправная точка для фрустрации, но еще не она сама. Спусковым крючком становится именно неудовлетворенное желание. Кто ничего не ждет — не фрустрирует. К примеру, бедность в этом смысле проблема только для того, кто считает, что его место — на верхней палубе круизного лайнера, а не в плацкартном вагоне поезда.

Другим свойством этого неприятного состояния является фиксация на недостижимом объекте желания. Этот феномен еще называют сужением сознания, когда почти все внимание человека направлено на неудовлетворенную потребность и ее анализ. Даже если понимаешь, что тебе не светит повышение на работе или ты не станешь телезвездой, переключиться бывает не так-то просто при всем желании.

В логотерапии, одном из видов психотерапии, неудовлетворенное стремление обрести смысл жизни называют «экзистенциальной фрустрацией»

В зависимости от особенностей личности фрустрации вызывают самые разные отрицательные переживания: тревогу, напряжение, желание уйти в мир фантазий, чувство вины и агрессию. Последнее — одно из основных проявлений. Американский психолог Джон Доллард считал, что в основе вообще любой агрессивной реакции лежат предшествующие фрустрации. Правда, Доллард уточнял, что не каждая из них приводит к агрессии: некоторые не дают достаточного для негативной реакции заряда, а другие подавляются из-за угрозы наказания. Критики этой концепции утверждали, что к агрессии приводят только те фрустрации, в основе которых лежат действия других людей, и особенно — злонамеренные. Грубо говоря, если мы не можем пойти на долгожданный концерт из-за того, что на улице вдруг начался ураган, агрессии не возникнет, а если из-за того, что ваш товарищ проиграл билеты в покер, праведного гнева, скорее всего, не избежать.

Исследователь агрессии психолог Леонард Берковиц пошел дальше и разделил агрессию на инструментальную и эмоциональную. Первая может возникнуть, когда человек наблюдает за другими людьми и видит, что агрессивные действия приносят им выгоду, усваивает такое поведение и начинает повторять. Предыдущие фрустрации здесь ни при чем. А вот эмоциональную агрессию (более спонтанную, цель которой — нанести вред другому), по мнению ученого, вызывают именно фрустрации.

Французский социолог и политический деятель Алексис Токвиль в книге «Демократия в Америке» провел аналогию между фрустрированным состоянием и революционными настроениями в стране. Он утверждал, что в условиях жесткой тирании выступления против власти невозможны. Попытки переворота, по его словам, случаются, только когда режим смягчается. Если давление ослабляется, а социальное положение улучшается, формулируется общественное «Я хочу» и становится виден разрыв между этой целью и положением дел (то есть «Я могу»). Это противоречие лежит в основе любой фрустрированной реакции и, по сути, провоцирует агрессию, в данном примере Токвиля — революционную.

Затяжному переживанию фрустраций подвержены не все люди. Среди личностных качеств, которые помогают освободиться от этого состояния, — эмоциональная устойчивость, высокий уровень ответственности и самооценки, нонконформизм. В то же время препятствуют освобождению от травмирующего состояния эмоционально-волевая неустойчивость, склонность к агрессии, низкая самооценка, а также различные проявления акцентуаций: тревожность, эмотивность (то есть высокая эмоциональная реактивность), экзальтированность. Длительное пребывание во фрустрированном состоянии может привести к изменению характера и развитию агрессивности, завистливости, безразличия, вялости и пр. Если самостоятельно преодолеть фрустрацию не получается, то необходимо обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту.

Как говорить


Неправильно: «На Танином кольце с бриллиантом — прекрасная фрустрация». Правильно: инкрустация.

Правильно: «У меня жуткая фрустрация из-за того, что я уже полгода не могу найти приличную работу».

Правильно: «Стоит Антону потерять контакт с кем-то из близких людей, как он начинает фрустрировать по этому поводу и не находит себе места».

Фрустрационная теория агрессии — Википедия

Фрустрационная теория агрессии (теория фрустрации-агрессии) — теория агрессии, предложенная Джоном Доллардом, Нилом Миллером, Леонардом Дубом, Орвалом Маурером и Робертом Сирсом в 1939 году[1] году и далее разработанная Нилом Миллером в 1941 году[2] и Леонардом Берковицем в 1969 году[3]. Теория гласит, что агрессия является результатом блокирования или фрустрирования усилий человека, направленных на достижение цели.

[4]

В первоначальной формулировке в гипотезе утверждалось, что фрустрация всегда предшествует агрессии, и агрессия является неизбежным следствием фрустрации[1]. Н. Миллер[2] и Р. Сирс[5] переформулировали гипотезу, предполагая, что, хотя фрустрация создает необходимость реагировать, агрессия является только одним из нескольких возможных результатов. Таким образом, переформулированная гипотеза гласит, что, хотя фрустрация побуждает к поведению, которое может быть или может не быть агрессивным, любое агрессивное поведение является результатом фрустрации, определяя фрустрацию недостаточным, но необходимым условием для агрессии

[6].

Гипотеза пытается объяснить, почему люди проявляют агрессию, пытается объяснить причину насилия[7]. По словам Д. Долларда и его коллег, фрустрация — это «состояние, которое возникает, когда целевая реакция страдает от вмешательства», а агрессия определяется как «действие, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму (или его замене)». Теория говорит, что фрустрация вызывает агрессию, но когда объект не может противостоять источнику фрустрации, агрессия перемещается на невинную цель. Например, если человек испытывает неуважение и унижение на работе, но он не может ответить на оскорбления из-за страха потерять работу, он может пойти домой и выместить свой гнев на свою семью. Эта теория также используется для объяснения беспорядков и революций, которые, как полагают, вызваны более бедными и более обездоленными слоями общества, которые могут выразить свое разочарование и гнев через насилие

[7].

В то время как некоторые исследователи подвергли критике гипотезу и предложили смягчающие факторы между фрустрацией и агрессией[8][9], несколько эмпирических исследований смогли подтвердить гипотезу изначальном виде[10][11]. В 1989 году Л. Берковиц расширил гипотезу, предположив, что отрицательный аффект и личные качества играют основную роль в том, провоцирует ли разочарование агрессивное поведение

[12].

История[править | править код]

Фрустрационная теория агрессии появилась в 1939 году в форме монографии, опубликованной Институтом человеческих отношений Йельского университета. Йельскими психологами, стоящими за монографией, были Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, О. Х. Маурер и Роберт Сирс[1]. Книга основана на многих исследованиях, проведенных группой учёных. Исследования затрагивали различные дисциплины, например, психологию, антропологию и социологию. Работа «Фрустрация и агрессия» (1939) повлияла на подтверждение теорий агрессивного поведения[13]. Их теория применима как к людям, так и к животным. Книга вызвала многочисленные споры о субъекте, что привело к публикации более чем 7 статей, критикующих новую теорию, в журналах «Психологический обзор» и «Чтение в социальной психологии». Многие социологи отвергли довольно строгое определение фрустрационных реакций, а также само определение концепции фрустрации.

[14] [15] К 1941 году Йельская группа изменила свою теорию, подвергшись влиянию многочисленной критики и исследований, опубликованных другими психологами.

В 1989 году Л. Берковиц опубликовал статью «Фрустрационная гипотеза агрессии: исследование и переформулировка», в которой рассматривал несоответствия в эмпирических исследований, направленных на проверку гипотезы, а также её критику. Он предложил модификацию гипотезы, которая бы учитывала негативное влияние и индивидуальные атрибуции

[12]. После этого Йозеф Брейер и Мальте Элсон опубликовали полный общий обзор фрустрационной теории агрессии[15] . Авторы утверждают, что, несмотря на большое количество эмпирических исследований, в которых изучается связь между фрустрацией и агрессивным поведением, наблюдается снижение числа исследований, которые конкретно относятся к гипотезе фрустрации-агрессии. Й. Брейер и М. Элсон предполагают, что полезно использовать гипотезу фрустрации-агрессии в качестве теоретического основания для литературы об агрессии и что эта теория может найти новые применения в других областях, таких как психология СМИ[15].

Переформулировка и дополнения к гипотезе[править | править код]

В 1941 году Йельская группа разъяснила свое первоначальное утверждение о том, что «проявление агрессивного поведения всегда предполагает наличие фрустрации и, наоборот, что наличие фрустрации всегда приводит к некоторой форме агрессии»[1]. В таком виде вторая часть этой гипотезы может заставить читателей думать, что следствием фрустрации может быть только агрессия, то есть не допускает возможности, что могут возникнуть и другие реакции. Йельская группа переформулировала гипотезу следующим образом: «фрустрация является побуждением к ряду реакций различных типов, одним из которых является агрессия»[2]. С этой новой формулировкой исследователи оставили больше места для идеи, что агрессивные ответы — не единственные, которые могут возникнуть, когда человек испытывает фрустрацию. Другие побуждения, такие как страх наказания, могут перевесить и даже ослабить побуждения к агрессии, пока те не исчезнут, что объясняет ситуации, когда фрустрация не ведет к прямой агрессии[2].

В своей статье, опубликованной в 1941 году, Грегори Бейтсон рассматривал гипотезу фрустрации-агрессии с культурной точки зрения. По его словам, культура сама по себе повлияла на гипотезу, поскольку гипотеза относилась к поведению человека, которое всегда формируется и зависит от окружающей среды, будь это социальная или культурная среда[16]. Он заявил, что людям с такой культурой проще приспособить эту гипотезу к череде нейтральных или фрустрирующих событий, которые ведут к удовлетворению целей. Это относится к европейской культуре и к культуре ятмулов. Однако сложнее применить гипотезу к балийской культуре. Действительно, балийских детей учат получать удовольствие, удовлетворение на этапах, которые ведут к их целям, не делая кульминацией удовлетворения достижение самих целей.[16] Следуя той же мысли, Артур Р. Коэн считал, что социальные нормы так же являются важным фактором того, будет ли агрессия следовать за фрустрацией[17]. В 1955 году он опубликовал результаты проведенного им исследования, в котором приняли участие 60 учениц, которые показали, что люди реже демонстрируют агрессию, когда подчеркиваются социальные стандарты[17]. Более того, он основывался на том, что ранее заявляли исследования Л. Дуба и Р. Сирса, что демонстрация агрессивного поведения будет зависеть от предвкушения наказания[18]. Действительно, результат А. Коэна показал, что люди реже демонстрировали агрессию по отношению к источнику фрустрации, если последний был авторитетной фигурой[17]. Он также исследовал заявление Николаса Пасторе о том, что агрессия скорее последует в случае произвольного контекста, чем в случае не произвольного, и пришел к тем же выводам[17].

Фактор обоснованности[править | править код]

Теория фрустрации и агрессии изучалась с 1939 года, и в нее были внесены изменения. Д. Дилл и К. Андерсон провели исследование, в ходе которого изучалось, отличается ли враждебная агрессия в обоснованных и необоснованных состояниях фрустрации по сравнению с контрольным состоянием, которое не вызывает фрустрации[19]. Задача исследования требовала, чтобы участники изучали и изготавливали птицу оригами. Экспериментальная процедура включала в себя этап обучения и этап складывания. На этапе обучения участнику с партнёром было показано, как складывать птицу только один раз. Фаза складывания была рассчитана по времени, и каждый субъект должен был сделать птицу в одиночку как можно быстрее и точнее. В любых условиях экспериментатор начинал предъявлять инструкции преднамеренно быстро. Условия различались в зависимости от того, как экспериментатор ответил на просьбу партнёра о замедлении. В состоянии контроля без фрустрации экспериментатор извинился и замедлился. В необоснованном состоянии фрустрации экспериментатор показал свое желание уйти как можно быстрее по личным причинам. В обоснованном состоянии фрустрации экспериментатор выявил необходимость как можно быстрее очистить помещение из-за требований супервизора. Затем испытуемым были предоставлены вопросники об их уровнях агрессии, а также вопросники о компетентности исследовательского персонала. Им сказали, что эти опросники будут определять, получат ли сотрудники исследовательской работы финансовую помощь или устные выговоры и сокращение финансовых вознаграждений. Вопросы, представленные в опроснике, были разработаны таким образом, чтобы отражать компетентность и привлекательность исследовательского персонала. Д. Дилл и К. Андерсон обнаружили, что участники в необоснованном состоянии фрустрации оценивали научный персонал как менее способный и менее симпатичный, зная, что это повлияет на их финансовое положение. Группа обоснованной фрустрации оценила персонал как менее симпатичный и менее компетентный, чем контрольная группа, но выше по обеим оценочным шкалам, чем участники необоснованной фрустрации. Авторы пришли к выводу, что необоснованная фрустрация приводит к более высокому уровню агрессии по сравнению с обоснованной, которая, в свою очередь, приводит к более высокому уровню агрессии по сравнению с ситуациями, не вызывающими фрустрации[19].

Переформулировка Леонарда Берковица[править | править код]

В 1964 году Леонард Берковиц заявил, что для проявления агрессии необходимо иметь стимул агрессии. Затем в 1974 и 1993 годах он переосмыслил гипотезу фрустрации-агрессии в теорию, которая устранила важность агрессивных сигналов для агрессивного поведения. То есть чрезвычайно агрессивный субъект проявит агрессию, даже если сигнал агрессии отсутствует. Наиболее провокационной теорией, представленной Берковицем, является гипотеза «агрессивных сигналов», утверждающая, что для маленьких детей предыдущее воздействие любых предметов или событий, таких как игрушечного оружия, демонстрирующие эффекты разрушения, будет работать в качестве агрессивных сигналов, и будет повышать вероятность агрессивного поведения. В модификация гипотезы фрустрации-агрессии Берковица говорилось, что агрессивное поведение происходит из-за внутренних причин, таких как гнев, агрессивные привычки и внешние раздражители. Эта теория помогают объяснить причины, из-за который появляется агрессия, но не очень хорошо объясняют процедуру превращения агрессивных наклонностей в агрессивные стимулы[20].

В своей статье, опубликованной в 1980 году, Леонард Берковиц дополнительно обсудил взаимосвязь между фрустрацией и уровнем агрессии, добавив различие между внутренней и внешней реакцией на фрустрацию. В своей первой части эксперимента он обнаружил, что для обоих типов фрустрации (обоснованной и необоснованной) по сравнению с контрольной группой, которая успешно выполнила задание, внутренняя реакция измеряется по частоте сердечных сокращений и оценке трех 21-ступенчатых биполярных шкал и показывает высокий уровень. Тем не менее, нет существенной разницы внутренней реакции между группами, испытавшими обоснованную и необоснованную фрустрацию. Для 2-й части эксперимента, когда предыдущие 2 группы, испытывающие обоснованную и необоснованную фрустрацию, сталкиваются с невинным партнером для выполнения нейтральной задачи, группа с предыдущим необоснованным разочарованием проявляет большую внешнюю реакцию — откровенно наказательные действия по отношению к невинному партнеру, чем группа, испытывающая предыдущее обоснованное фрустрацию[12].

Нейробиологические факторы[править | править код]

Некоторые исследования показали, что фрустрирующие, а так же пугающие события могут вызывать чувство агрессии. Это связано с тем, что одна из наших нейронных систем отвечает за выполнение основных ответных реакций на угрозу[21]. Одной из основных реакций этой системы является агрессия. Система состоит из миндалевидного тела переходит в гипоталамус и, наконец, в серо-периакведуальное вещество (ПАГ)[22]. Если говорить подробнее, исследования показывают, что когда кто-то находится под угрозой или под влиянием некоторых раздражителей, части нашей лобной коры, а именно наши орбитальная, медиальная и вентролатеральная части лобной коры работают в тандеме с нашей системой реагирования на угрозу — миндалина-гипоталамус-ПАГ.[23] Проще говоря, угрожающие события генерируют больше потенциалов действий в областях лобной коры, которые затем передаются на миндалина-гипоталамус-ПАГ. Именно в этой базовой системе реагирования на угрозы решение о том, какой реакция должна производиться, основывается на информации, полученной из областей лобной коры. Есть различные градации и реакции, которые могли бы завладеть животным в случае неприятного события. Это не показало, что мешает основным схемам на уровне нейронов, однако это подразумевает, что определенные стимулы генерируют больше потенциалов действия, чем другие, и, следовательно, более сильные реакции, чем другие. При таких условиях животные показывают иерархию реакций с момента начала неприятного события. Например, когда воспринимаются низкие уровни опасности, система реагирования на угрозу вызывает замирание у животного; более близкие субъекты угрозы порождают акт бегства из окружающей среды и, наконец, там, где источник угрозы находится так близко, что побег больше не является вариантом, система схем угроз вызовет реактивную агрессию у животного.[24] Это означает, что чем ближе фрустрирующий стимул, тем больше шансов, что наши базовые системы реагирования будут активированы и, соответственно, приведут к определенному поведению. Кроме того, некоторые исследования показали, что «люди с повышенной восприимчивостью к фрустрации показывают большую активность в этих областях [миндалина-гипоталамус-ПАГ] в ответ на фрустрирующие события по сравнению с людьми с меньшей восприимчивостью»[25]. Это исследование показывает, что люди, которые расстраиваются легче, чем другие, проявляют большую активность в лобной коре и в системе миндалина-гипоталамус-ПАГ, которая заставляет нас действовать, давая достаточно сильный стимул.

Эмпирические исследования[править | править код]

В одном исследовании, проведенном Кевином Уильямсом[26], изучалось влияние насильственного содержания и фрустрации на игровой процесс и оценивалось, как эти факторы связаны с агрессивной личностью (то есть чертой враждебности). В его исследовании были собраны данные от 150 студентов колледжа мужского пола. Исследование состояло из двух этапов. Первый этап длился 45 минут и проходил в большой группе. На этом этапе участникам было предложено заполнить серию анкет, в которых оценивались их игровые привычки и агрессия. Вторым этапом была индивидуальная сессия для каждого участника. На этом этапе участники играли в видеоигры, и выполнялось одно из четырех условий: 1) видеоигра с насильственным контентом в режиме низкой фрустрации / нефрустрации, 2) видеоигра с насильственным контентом в режиме фрустрации, 3) видеоигра с ненасильственным контентом в режиме низкой фрустрации / нефрустрации и 4) видеоигра с ненасильственным контентом в режиме фрустрации. Как часть фрустрирующих условий, участники были проинформированы о том, что их результаты будут сравниваться с другими участниками и что более высокая производительность будет вознаграждена подарочной картой в 100 долларов. После этого участники заполнили анкету, аналогичную первой. В конечном счете, это исследование показало, что воздействие агрессивного контента влияло на агрессивные реакции участников при игре в видеоигры. Так же было обнаружено, что фрустрация в игровом процессе столь же сильно, если не больше, сказывается на агрессивных реакциях участников. Участники, которые были подвержены насилию и были фрустрированы игрой, показали самые высокие результаты черты враждебности.

В другом исследовании, проведенном Джессикой Шекман и Сетом Поллаком[27], проверялось влияние физического насилия над детьми на их реактивную агрессию. Авторы проверили взаимосвязь между индивидуальными различиями в обработке социальной информации, историей физического жестокого обращения, негативным влиянием ребенка и их агрессивным поведением. Исследование собрало данные от 50 мальчиков через государственные школы Мэдисона, штат Висконсин. В рамках этой выборки 17 детей в прошлом подвергались физическому насилию. Семьи посетили два отдельные сеанса, проходивших в лаборатории. В первом сеансе участвовали дети, выполняющих эмоциональное задание, в то время как их нервные реакции записывались с помощью фиксации связанных с событиями потенциалов (ССП). После этого задания родители и дети участвовали в полуструктурированном диадическом взаимодействии, в ходе которого исследователи оценивали направленную на детей враждебность родителей во время 10-минутного взаимодействия. Семьи затем возвращались в лабораторию в промежуток между вторым и двадцатым днями для прохождения второго сеанса эксперимента. На втором занятии детей попросили принять участие в провокационном задании, которое должно было вызвать ответную агрессивную реакцию. Все семьи получили 50 долларов за участие. Авторы сообщают, что дети, подвергшиеся жестокому обращению, проявляли большее негативное влияние и агрессивное поведение по сравнению с детьми, которые не подвергались физическому насилию. Эта связь была обусловлена вниманием детей к сердитым лицам, соответствующе измерениям ССП. В конечном счете, эти данные свидетельствуют о том, что физическое жестокое обращение с детьми приводит к тому, что у детей нарушается регуляция их негативного аффекта и агрессии.

Критика[править | править код]

Публикация «Фрустрация и агрессия» вызвала критику со стороны нескольких ученых, включая бихевиористов, психологов и психиатров[28]. Например, Д. Сьюард, который изучал поведение крыс, предположил, что агрессия также может быть вызвана борьбой за доминирование, которая для него отличалась от фрустрации. Е. Дурбин и Д. Боулби, наблюдая за обезьянами и детьми, выделили причины выделить три категории драк. В то время как одной из категорий была фрустрация, две другие были классифицированы как споры из-за владения и обиды на вторжение незнакомца[29]. Обращаясь к этой критике, Л. Берковиц предположил, что корень спора вокруг гипотезы фрустрации-агрессии в отсутствии общего определения фрустрации. Он утверждал, что если фрустрация определяется как реакция на блокирование влечения или прерывание какой-либо последовательности внутренней реакции, эти различные причины агрессии фактически попадают под определение фрустрации[28].

Более поздние исследования были направлены больше на уточнение гипотезы, а не на отрицание ее правильности. В одном из более ранних исследований, после публикации книги Д. Долларда и др., Николас Пасторе утверждал[8], что гипотеза должна проводить различие между произвольными и непроизвольными ситуациями, так как непроизвольные ситуации уменьшают агрессивность реакции. В этом исследовании участникам выборки из 131 студента колледжа было представлено устное описание двух типов ситуаций, произвольных и непроизвольных. Один из примеров произвольной ситуации — водитель автобуса намеренно не остановился перед испытуемым, когда тот стоял на автобусной остановке. Непроизвольная ситуация описывалась так: когда мимо испытуемого проезжает нужный автобус, но помеченный и идущий в депо. Результаты исследования показали, что произвольность ситуации является важным фактором, вызывающим агрессивное поведение в фрустрирующих ситуациях, и произвольные ситуации вызывают больше агрессии.

Опираясь на работу Н. Пасторе, в своем эмпирическом исследовании 1955 года Артур Коэн подтвердил[17], что произвольность ситуации влияет на уровень агрессивности. Однако исследование также подтвердило его гипотезу о том, что в гипотезе фрустрации-агрессии необходимо учитывать еще два фактора. Этими факторами являются социальные нормы и отношения с фрустрирующим объектом. В этом исследовании 60 участников-добровольцев оценивали 14 утверждений об уровне прогнозируемой агрессивности. А. Коэн обнаружил, что люди склонны реагировать менее агрессивно, если расстраивающий объект является авторитетной фигурой, а не другом, и что люди реагируют на разочарование с меньшей агрессией, если этого требуют социально принятые нормы. Л. Берковиц обратился к этой критике в своей статье 1989 года и предположил, что фрустрация и агрессия, возникают тогда, когда люди думают, что их сознательно и ошибочно удерживают от достижения ими цели[12].

Некоторые источники предполагают, что эмпирическая поддержка невелика, хотя исследователи занимались ей более шестидесяти лет.[30] Кроме того, эта теория предполагает, что фрустрированные, предубежденные люди должны действовать более агрессивно по отношению к внешним группам, против которых они предубеждены, но исследования показали, что на самом деле они более агрессивны по отношению ко всем.[31]

Гипотеза фрустрации-агрессии подразумевает, что агрессия сопровождается или вызывается чувством фрустрации, как это было предложено Йельской группой. Однако испытуемые в некоторых исследованиях показали, что не реагируют агрессивно на фрустрацию, учитывая их личную, моральную и образовательную базу. Например, индийская культура использует сатьяграху, что означает «ненасильственное сопротивление». Махатма Ганди проиллюстрировал эту технику, которая, по сути, осуждает принципы теории фрустрации и агрессии, поскольку он удерживает себя от ощущения этих врожденных желаний.[32]

Действительно, гипотеза не принимает во внимание индивидуальность людей. По словам Л. Диксона и Р. Джонсона, два человека могут по-разному реагировать на одни и те же раздражители. Например, некоторые могут реагировать агрессивно, когда едут по шоссе, будучи подрезанными другой машиной, тогда как другие с другим темпераментом могут на это не реагировать. Тем не менее, авторы теории предполагают, что если два разных человека получают одинаковые раздражители, они будут реагировать одинаково или одинаково агрессивно[33].

Гипотеза Йельской группы не объясняет, почему агрессивное поведение может проявляться в разных социальных средах без предварительной провокации или фрустрации. Однако, согласно Д. Гроссу, люди могут потерять свое чувство уникальности в массовых социальных контекстах, потому что это имеет тенденцию деиндивировать их[34]. Например, люди могут вести себя агрессивно, когда они находятся со своими друзьями или в большой толпе (например, наблюдая за игрой в хоккей), но могут не вести себя агрессивно, когда они находятся одни (например, наблюдая за игрой в одиночку). Когда люди оказываются в толпе, они с большей вероятностью теряют чувствительность к своим собственным действиям и с меньшей вероятностью берут на себя ответственность. Это явление известно как деиндивидация[35].

  1. 1 2 3 4 Dollard, John; Miller, Neal E.; Doob, Leonard W.; Mowrer, Orval H.; Sears, Robert R. (1939). Frustration and Aggression. New Haven, CT, US: Yale University Press. OCLC 256003.
  2. 1 2 3 4 Miller, Neal E.; et al. (1941). «The frustration-aggression hypothesis». Psychological Review. 48 (4): 337—342. doi:10.1037/h0055861. APA
  3. ↑ Berkowitz, Leonard (1969). Roots of aggression: A re-examination of the frustration-aggression hypothesis. New York: Atherton Press.
  4. ↑ Friedman, Howard S.; Schustack, Miriam W. (2014). Personality: classic theories and modern research (5 ed.). Boston: Pearson. pp. 204—207.
  5. ↑ Sears, Robert R. (1941). «Non-aggressive reactions to frustration». Psychological Review. 48 (4): 343—346. doi:10.1037/h0059717. APA
  6. ↑ Zillmann, Dolf (1979). Hostility and Aggression. Hillsdale, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates. pp. 126—133.
  7. 1 2 «Cause of Violence». 2012-05-21.
  8. 1 2 Pastore, Nicholas (1952). «The role of arbitrariness in the frustration-aggression hypothesis». The Journal of Abnormal and Social Psychology. 47 (3): 728—731. doi:10.1037/h0060884. APA
  9. ↑ Cohen, Arthur R. (1955). «Social norms, arbitrariness of frustration, and status of the agent of frustration in the frustration-aggression hypothesis». The Journal of Abnormal and Social Psychology. 51 (2): 222—226. doi:10.1037/h0039947. APA
  10. ↑ Buss, Arnold (1963). «Physical aggression in relation to different frustrations». The Journal of Abnormal and Social Psychology. 67 (1): 1-7. doi:10.1037/h0040505. APA
  11. ↑ Kregarman, John J.; Worchel, Philip (1961). «Arbitrariness of frustration and aggression». The Journal of Abnormal and Social Psychology. 63 (1): 183—187. doi:10.1037/h0044667. APA
  12. 1 2 3 4 Berkowitz, Leonard (1989). «Frustration-aggression hypothesis: Examination and reformulation». Psychological Bulletin. 106 (1): 59-73. doi:10.1037/0033-2909.106.1.59. PMID 2667009. APA
  13. ↑ Jost, John (2017). «Frustration-Aggression Hypothesis». Encyclopedia Britannica.
  14. ↑ Archer, John (1988). «The Behavioral Biology of Aggression». Great Britain: Cambridge University Press: 11.
  15. 1 2 Breuer, Johannes; Elson, Malte (2017). «Frustration-Aggression Theory». The Wiley Handbook of Violence and Aggression. American Cancer Society. pp. 1-12. doi:10.1002/9781119057574.whbva040. ISBN 9781119057550.
  16. 1 2 Bateson, Gregory (1941). «IV. The frustration-aggression hypothesis and culture». Psychological Review. 48 (4): 350—355. doi:10.1037/h0055948.
  17. 1 2 3 4 5 Cohen, Arthur R. (1955). «Social norms, arbitrariness of frustration, and status of the agent of frustration in the frustration-aggression hypothesis». The Journal of Abnormal and Social Psychology. 51 (2): 222—226. doi:10.1037/h0039947.
  18. ↑ Doob, Leonard W.; Sears, Robert R. (1939). «Factors determining substitute behavior and the overt expression of aggression». The Journal of Abnormal and Social Psychology. 34 (3): 293—313. doi:10.1037/h0059513.
  19. 1 2 Dill, Jody C.; Anderson, Craig A. (1995). «Effects of frustration justification on hostile aggression». Aggressive Behavior. 21 (5): 359—369. doi:10.1002/1098-2337(1995)21:5<359::AID-AB2480210505>3.0.CO;2-6..
  20. ↑ Shaffer, David R (2009). Social and Personality Development. United States: Wadsworth. pp. 290, 291. ISBN 978-0-495-60038-1.
  21. ↑ Leonard, Berkowitz (1974). «Some determinants of impulsive aggression: Role of mediated associations with reinforcemens fro aggression». Psychological Review. 81 (2): 165—176. doi:10.1037/h0036094.
  22. ↑ Blair, R.J (2010). «Psychopathy, frustration, and reactive aggression: The role of ventromedial prefrontal cortex». British Journal of Psychology. 101 (3): 383—399. doi:10.1348/000712609X418480.
  23. ↑ Gregg, T.R. (2001). «Britain structures and neurotransmitters regulating aggression in cats: Implications for human aggression». Progress in Neuro-psychopharmacology and Biological Psychiatry. 25: 91-140. doi:10.1016/S0278-5846(00)00150-0.
  24. ↑ Blanchard, R.J; Blanchard, D.C; Takahashi,L.K (1977). «Attack and defensive behaviour in the albino rat». Animal Behaviour. 25: 197—224.
  25. ↑ [28]
  26. ↑ Williams, Kevin (2009). «The Effects of Frustration, Violence, and Trait Hostility After Playing a Video Game». Mass Communication and Society. 12 (3): 291—310. doi:10.1080/15205430802461087.
  27. ↑ Shackman, Jessica E.; Pollak, Seth D. (2014). «Impact of physical maltreatment on the regulation of negative affect and aggression». Development and Psychopathology. 26 (4pt1): 1021—1033. doi:10.1017/s0954579414000546. ISSN 0954-5794. PMC 4608022. PMID 24914736.
  28. 1 2 Berkowitz, Leonard (1962). Aggression: A social psychological analysis. New York, NY, US: McGraw-Hill.
  29. ↑ Durbin, E. F. M.; Bowlby, J. (1939). Personal aggressiveness and war. New York: Columbia.
  30. ↑ Whitley, Bernard E.; Kite, Mary E. (2009). The psychology of prejudice and discrimination (2nd ed.). Belmont, CA, USA: Wadsworth. ISBN 978-0495811282.
  31. ↑ Whitley, Bernard E.; Kite, Mary E. (2009). The psychology of prejudice and discrimination (2nd ed.). Belmont, CA, USA: Wadsworth. ISBN 978-0495811282.
  32. ↑ Ravindran, T. K. (1975). Vaikkam satyagraha and Gandhi. Trichur: Sri Narayana Institute of Social and Cultural Development.
  33. ↑ Dixon, L. K., & Johnson, R.R.C. (1980). The roots of individuality: A survey of human behavior genetics. Brooks/Cole Pub.
  34. ↑ Snyder, C. R.; Fromkin, Howard L. (1980). Uniqueness. Perspectives in Social Psychology. Springer, Boston, MA. pp. 177—193. doi:10.1007/978-1-4684-3659-4_10. ISBN 9781468436617.
  35. ↑ Snyder, C. R.; Fromkin, Howard L. (1980). Uniqueness. Perspectives in Social Psychology. Springer, Boston, MA. pp. 177—193. doi:10.1007/978-1-4684-3659-4_10. ISBN 9781468436617.

Экзистенциальная, любовная и сексуальная фрустрация

фрустрация

Такое состояние как фрустрация стало очень распространенным в современном мире. Это связано с тем, что человек старается многого достичь, но это не всегда получается. Как следствие, чувство неудовлетворенности перерастает в психологическую проблему, которая и называется фрустрация. Решать такую проблему должен опытный психолог.

Фрустрация — что это?

Фрустрация — это проявление психического состояния, в виде переживаний, вызванных непреодолимыми трудностями. Она возникает в тех случаях, когда человек не может достигнуть поставленных целей или получить желаемое. Особое эмоциональное состояние вызывают внешние преграды или внутри-личностные конфликты. Отсутствие возможности удовлетворить какое-либо желание приводит к таким последствиям:

  • отчаяние;
  • гнев;
  • разочарование;
  • раздражение.

Если человек длительное время пребывает в таком состоянии, он может столкнуться с полной дезорганизацией своей деятельности. Распространено и такое понятие как экзистенциальная фрустрация. Оно представляет собой психологическое состояние, проявляющееся в виде апатии и скуки. Человек старается найти смысл жизни, но он отсутствует. Появляется чувство бесполезности в этом мире и отсутствие желания что-то делать. Человек стремится к смыслу, но его нет. Отсюда появляется депрессия, уныние и другие эмоциональные застои.

Фрустрация в психологии

Возникновение фрустрации вызвано несоответствием желаемого с действительным. Фрустрация в психологии — это специфическое состояние психики, которому присущи такие неоправданные ожидания как обман, чувство поражения, нереализованные планы и цели. Мнение психологов немного отличаются.

  1. Исходя из трактовки определения Фарбера и Брауна, нарушение эмоционального покоя происходит вследствие торможения и приостановления ожидаемых реакций.
  2. Лоусон определяет его как несоответствие двух факторов, цели и результата.
  3. Чайльд и Уотерхауз объясняют фрустрацию как фактор, выступающий помехой.

Такое явление как фрустрация считается эмоциональным событием в жизни человека, которое имеет травмирующее действие для психики, разрушающее личность человека. Также возможно повышение чрезмерной агрессии и появление комплекса неполноценности. Нужно учитывать, что подобная проблема может возникнуть практически у каждого, и стыдливого в этом нет абсолютно ничего.

состояние фрустрации

Фрустрация в социологии

Под действием неблагоприятных условий человек начинает проявлять в социуме не присущее ему ранее специфическое поведение. Он агрессивен и старается манипулировать окружающими. Проявление агрессии и деструкция являются особыми формами фрустракционного поведения, несущими угрозу социальному равновесию. Социальная фрустрация — следствие воздействия неблагоприятных факторов:

  • социально-экономические;
  • перемены в структуре организации;
  • личностно-профессиональные кризисы;
  • отсутствие мотивации к работе;
  • недостаточный уровень профессиональных навыков и способностей.

Фрустрация — причины возникновения

Причины возникновения фрустрации могут быть разными. Особенность представленного состояния заключается в том, что оно может быть вызвано даже несущественными психологическими факторами. К основным из них можно отнести:

  • отсутствие материальной базы для достижения поставленных целей;
  • разные виды потерь;
  • конфликты как внутри-личностые, так и с людьми;
  • разные препятствия.

Если у человека нет средств, знаний или навыков для осуществления планов, его самооценка значительно снижается. Это влияет на его дальнейшее поведение и может стать причиной фрустрационного поведения. Еще причиной ненормальных психических состояний становятся слишком частые конфликты, которые не разрешаются длительное время, а человек не находит выхода из ситуации.

Фрустрация — симптомы

Признаки фрустрации у каждого человека проявляются по-разному. В психологии термин описывают, как тяжелое психологическое состояние, развивающееся при постоянных неудачах. При этом, могут присутствовать как явные, так и воображаемые преграды, не дающие достичь поставленных целей. К перечню основных симптомов относятся:

  • тревожность;
  • угнетающее напряжение;
  • неудовлетворенность как условиями жизни, так и собой;
  • снижение физической и умственной активности;
  • чувство эмоциональной пустоты;
  • отчаяние.

Каждый человек может переживать фрустрацию по-своему, но она одинаково приводит к нарушению нормального психологического состояния. Понятно, что причиной такого тревожного состояния может стать что угодно из выше перечисленного, но вот состояние человека при этом может отличаться от иного: кому-то свойственно «паниковать», а кто-то переживает более спокойно.

фрустрация

Отличие фрустрации от стресса

Фрустрация и стресс — совершенно разные понятия и отличаются друг от друга, но очень часто переплетаются. Стресс способен поглотить фрустрацию, так как он сильнее. Его отличие состоит в том, что трудности, которые он создает, можно преодолеть и решить. Оба этих эмоциональных состояний на субъективном уровне выражаются в виде эмоционального переживания. Стресс является состоянием, которое связано с определенными потрясениями. К ним можно отнести:

  • большое горе или радость;
  • внезапное несчастье;
  • возникновение условий, опасных для жизни;
  • страх перед неизвестностью.

Фрустрация и прострация

Чувство фрустрации наступает вследствие неудовлетворенности и отсутствия возможности получить желаемое. Прострация же выражается в виде сильной истощенности как моральной, так и физической. Такие проявления становятся следствием сильного воздействия стресса, потери или разочарования в чем-либо. Состояние может длиться месяцами. Оно подкрепляется фрустрацией и приносит множество неудач. Они проявляются буквально во всем. При прострации у человека появляются такие симптомы:

  • потеря интереса к жизни;
  • отсутствие желания общаться с окружающими;
  • апатия.

Фрустрация в отношениях

Состояние фрустрации переносится на все аспекты жизни, в том числе и на отношения. Под действием эмоциональной напряженности, человек может не обращать внимания на другого партнера, игнорировать его замечания и думать о своих проблемах. Все это ведет к регрессии отношений. Человек становится раздражительным к окружению и проявляет агрессию. У него пропадает настроение, он уходит в себя и все больше погружается в состояние фрустрации. В отношениях появляются ссоры, пререкания, недопонимания, что при отсутствии правильного решения их разрушает.

Любовная фрустрация

Любовная фрустрация — это психологическое состояние, в виде переживаний, которое может возникнуть в результате разрыва отношений. Такие состояния часто присущи людям, которые тянутся к объекту от чувства слабости, а не от собственной силы и уверенности. Человек очень сильно переживает разрыв отношений, когда зависим от своего партнера на эмоциональном уровне. Еще она возникает при отсутствии желаемого результата, ожидаемого партнера. Она проявляется в виде таких симптомов:

  • агрессия;
  • депрессия;
  • отчаяние;
  • тревога;
  • чувство неудовлетворенности.
фрустрация

Сексуальная фрустрация

Фрустрация в сексе является отдельным аспектом в психологии. Она представляет собой отсутствие сексуальной удовлетворенности. Человек не может получить чувства удовлетворения как на психологическом уровне, так и от телесной близости с партнером. Сексуальная фрустрация является угнетением психического состояния, спровоцированным разочарованием.

Состояние фрустрации у мужчин при случайном сексе может возникать в случае, если они ожидали совершенно иного результата, но не получили его. Например, мужчина хотел испытать в постели нечто особенное, а секс получился банальным. Женщины на эмоциональном уровне испытывают то же самое. Может появиться нервное напряжение, бессонница и различные аффективные реакции.

Как бороться с фрустрацией?

Перед тем как выйти из фрустрации, необходимо определить ее причины. Чтобы справиться с таким состоянием, желательно обратиться за помощью к психологу. Чтобы чувство прострации было исключено, необходимо проделать несколько несложных манипуляций.

  1. Первое, что должен сделать человек, посмотреть на все происходящее со стороны и оценить масштабы его проблем.
  1. Определить для себя важность недостигнутых целей.
  2. Составить план действий, если его цели действительно важны.
  3. Постараться принять тот факт, что ничего не происходит быстро.
  4. Больше времени уделять досугу и отдыху.

Заняться чем-то полезным для себя. Чтобы понятие фрустрации навсегда ушло из жизни человека, необходимо правильно выйти из тяжелого состояния неудовлетворенности. Опытный психолог всегда сможет выявить причину, и правильно составить план выхода из такого состояния, как фрустрация. Если человек осознает, что достижение поставленных целей реально, он больше не погружается в сложное психологическое состояние.

 

Что такое фрустрация и как с ней бороться

Скорее всего, большинство людей не знают, что означает слово фрустрация. Но это состояние уж точно знакомо каждому. Когда вы знаете, что не можете получить желаемое, вас охватывает неконтролируемое беспокойство и разочарование. Какая бывает фрустрация и можно ли с ней справиться, поговорим в нашей статье.

Содержание статьи

Что такое фрустрация

Фрустрация – это то, что мы часто называем безнадежное ожидание. Это такое эмоциональное состояние, которое появляется, когда человек не может удовлетворить возникшую потребность. Такие ситуации часто являются стрессовыми и травмирующими для человека, который не умеет отказываться от своих желаний.

Некоторые психологи уверены в том, что фрустрированность является закономерным проявлением в жизни взрослого человека, ведь каждый из нас встречается с трудностями и препятствиями на пути к желаемому результату. Что такое фрустрация, можно определить по тем ситуациям, которые вызывают в человеке сильное напряжение и немедленное желание решить проблему при помощи определенных действий и поступков. Фрустрация может быть ответной реакцией как на внешний барьер, так и возникнуть при внутриличностном конфликте.

Что является причиной фрустрации и каковы типичные реакции на нее

Причиной фрустрации может быть любое препятствие, которое возникает на пути к желаемой цели. Но не каждая неудовлетворенная потребность может фрустрировать человека. Существуют некоторые особенности, присущие только ей:

  • Когда человек не в силах пережить это обстоятельство, и оно приносит ему большой дискомфорт;
  • Ситуация кажется человеку невыносимо сложной и непреодолимой.

Такое состояние является более привычным для людей-перфекционистов, слишком ответственных и обязательных, которые, несмотря ни на что обязаны достичь своей цели. Все люди индивидуальны и реакции на фрустрирующие обстоятельства тоже различны. В психологии выделяются следующие типы поведения:

  • Агрессия. Может быть направлена на других людей, вещи или самого себя;
  • Апатия. Человек теряет интерес к жизни и не хочет принимать в ней участие.
  • Избегание. Человек отказывается принимать реальность такой, какой она является.
  • Зацикленность. После неуспешной ситуации человек зацикливается на ней и пытается сделать всё, чтобы она завершилась успешно без осознания, а действительно ли это ему нужно.
  • Саморазрушение. Когда человек не в силах справиться с обстоятельствами, они могут привести его не только к депрессии, но и подтолкнуть к увлечению алкоголем или наркотиками.

Теория фрустрации

Теория фрустрации гласит о том, что фрустрация всегда влечет за собой агрессивное поведение человека. В такой ситуации человек теряет контроль и может совершить неоправданные действия. Он может как причинить вред другому человеку, так и просто желать это сделать.

Также агрессия может быть направлена на самого себя и проявляться в самобичевании и желании причинить себе боль. Агрессия является результатом фрустрирующих обстоятельств. Но не всегда фрустрирующий человек открыто демонстрирует свою агрессию. Реакция на фрустрацию может проявляться от депрессии до безумного желания любым образом достичь желаемого результата.

Фрустрация потребностей

Абрахам Маслоу представил теорию об удовлетворении потребностей человека. Пирамида Маслоу говорит о том, что на нижней ступени фрустрирующими обстоятельствами для человека являются те, которые жизненно ему необходимы. Это еда, вода, сон и воздух. Потребности в жилище, защите и сохранении здоровья находятся на следующей ступени.

Затем идет потребность в общении, дружбе и близких отношениях. В продолжение им важными для человека являются достижения и успехи, уважение другими людьми. И завершает пирамиду потребность в самоактуализации, вопросы о морали и смысле жизни. До тех пор, пока не будут удовлетворены более низкие потребности, человек не перейдет к более высоким.

Социальная фрустрация

Социальная фрустрация касается наших взаимоотношений с обществом. Она может проявиться на работе, когда долгожданное повышение настигает не вас, а коллегу. Личностный или профессиональный кризис тоже можно отнести к этой форме фрустрации.

То есть, это те ситуации, которые касаются окружения человека. Когда рушатся планы на работе или учебе, некоторые люди не могут с этим справиться и прибегают к психологической защите. Когда человек не может пережить негативную ситуацию, это несомненно сказывается на его самооценке.

Любовная фрустрация

Окончания любовных отношений, если они закончены по желанию только одного человека, могут вызвать в другом любовную фрустрацию. Такое может возникнуть в незрелых отношениях. Любовная фрустрация появляется от того, что, либо человек ведет себя не так, как хочется, либо разрывает отношения.

Она может проявиться в неадекватной реакции, агрессии, депрессии или навязчивом желании любым способом удержать человека рядом с собой. Такая фрустрация часто возникает у тех людей, которые всего себя и свою жизнь посвящают лишь любимому человеку. Они испытывают сильную зависимость от него. Конечно, в любой любви присутствуют признаки зависимости, но, когда они приобретают такую форму, когда приносят страдания, это приводит к печальным результатам.

Формы фрустрации

Сеул Розенцвейг выделяет 3 формы фрустрации, которые отличаются направленностью агрессии:

  • Экстрапунитивная форма. При такой форме агрессия направлена на внешние объекты, фрустрирующий человек обвиняет в ситуации обстоятельства или окружающих людей.
  • Интропунитивная форма. При этой форме человек критикует исключительно самого себя.
  • Импунитивная форма. Человек не реагирует на фрустрирующие события, считая их не важными или неизбежными.

Современная психология также включает в себя такие формы:

  • Агрессивное поведение в разной форме.
  • Регрессия. Переход к более примитивным реакциям на фрустрирующие обстоятельства.
  • Избегание ситуации, когда человек делает что угодно, чтобы не возвращаться к решению вопроса.
  • Рационализация – попытка убедить себя в том, что не так уж и важна была данная цель.
  • Замещение происходит, когда человек тут же отрекается от фрустрирующих обстоятельств и выбирает для себя новую цель.
  • Отрицание. Человек любыми способами отрицает факты, которые произошли.

 

Стресс и фрустрация

Состояние фрустрации несомненно является стрессовым для человека. Но сам стресс – это не всегда фрустрация. Стресс является реакцией на резкие изменения в жизни и служит защитным механизмом для человека. Благодаря стрессу мы можем адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Стресс может влиять на нас как негативно, так и позитивно. Это зависит от того, как сам человек справляется со стрессовыми ситуациями. Стресс может быть причиной мобилизации сил, чтобы закончить важный проект. Но следствием длительного стресса могут быть появления нервного истощения и различных болезней.

Депривация и фрустрация

Состояния депривации и фрустрации иногда путают, но они являются различными. Фрустрация возникает тогда, когда достижение цели не представляется возможным, а желание не удовлетворяются. Депривация же возникает, когда достижение цели невозможно в принципе, человек лишен возможности удовлетворить свои потребности. Депривация является более сложным и разрушающим состоянием. При депривации у человека появляется глубокая неудовлетворенность своей жизнью. Психологи говорят, что фрустрация и депривация имеют общий механизм, но они являются разными понятиями.

Действительно ли фрустрация всегда приводит к агрессии

Агрессия является нормальной реакцией на фрустрирующие обстоятельства, но не всегда человек реагирует именно так. Следствием фрустрации могут быть разные эмоции, а агрессия лишь одна из них. Агрессия проявляется в намерении причинить вред окружающим людям или самому себе, либо в самом действии причинения вреда. По факту, агрессия может возникнуть в человеке и без ощущения фрустрации.

Причины развития фрустрации

Фрустрация чаще возникает у людей обязательных, привыкших все выполнять строго по плану, а если что-то ему противоречит, такие люди часто не могут спокойно выйти из таких ситуаций. Главная причина возникновения фрустрации – трудная приспособленность к трудностям и жизненным обстоятельствам. В стремлении восстановить внутренний баланс, фрустрирующий человек нередко решается на легкомысленные действия. Причины возникновения фрустрации можно объединить в несколько групп:

  • Препятствия. Провоцирующим фактором ситуация становится в тот момент, когда происходит четкое несоответствие ожидаемого и получаемого. Когда человек не получает желаемое либо по собственным запретам, например, поступить так не позволяет совесть или моральные установки, или социальные законы или то, что порицается обществом.
  • Лишения. Бывают внутренние и внешние. Внутренние говорят о нехватке знаний или опыта, чтобы совершить задуманное, а внешние – в отсутствии чего-либо, не касающегося вашей личности, например, денежных средств.
  • Конфликты. Фрустрация может возникнуть при длительном столкновении интересов с кем-либо, либо наоборот избегании конфликтных ситуаций. Также может возникнуть из-за внутриличностного конфликта.
  • Потери. Является наиболее травмирующей ситуацией. Внешние причины связаны с потерей или утратой близкого человека. Внутренние с потерей собственного здоровья и приобретение инвалидности.

Чем более значимой является для человека та или иная ситуация, тем более фрустрирующей она может для него оказаться. Фиксация на своем фрустрирующем состоянии может привести к появлению различных акцентуаций личности, к комплексу неполноценности, неврозам и психосоматическим болезням.

Как это выглядит в реальности

Фрустрация чаще всего бывает видна для других людей. В таком состоянии человек часто прекращает общаться с окружающими. Они перестают верить в себя и в положительный исход своей деятельности. Как следствие, исчезает мотивация что-либо делать, снижается эффективность действий.

Получается, что человек негативно реагирует на препятствие к своей цели, возникает фрустрация, он перестает действовать, чтобы это препятствие преодолеть, происходит снижение эффективности его работоспособности и теряется вера в себя и вообще во что-то лучшее. Например, любовная фрустрация может произойти в тот момент, когда девушка отказывается стать женой молодого человека. Молодой человек в этом случае может проявить агрессию к девушке, впасть в самобичевание или пытаться перевести все в шутку и отрицать серьезность своего намерения, это будет ярким примером любовной фрустрации.

Состояние фрустрации

Состояние фрустрации можно заметить по тому, что человек сильно беспокоится. Некоторые уходят в себя и перестают замечать окружающих, а некоторые наоборот ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неспособность адаптироваться к разным трудным обстоятельствам не дает человеку победить в себе это чувство. Состояние фрустрации может продолжаться очень долго, пока человек сам не решит от него избавиться самостоятельно или при помощи психолога.

Признаки фрустрации

По каким признакам можно определить, фрустрация у человека или просто разочарование:

  • Ощущение сильной тревоги и разочарования,
  • Высокая раздражительность и проявление агрессии на себя или на окружающих,
  • Появление защитных реакций психики: отрицание, замещение, вытеснение и другие.
  • Чувство отчаяния и невозможности избавиться от своего страдания.

Ощущение беспомощности и непреодолимости ситуации является ярким признаком фрустрации и призывом к началу изменений.

Фрустрация тупики и неудачи

Состояние фрустрации могут вызвать как внутренние, так и внешние препятствия на пути к цели. Внешние препятствия обуславливаются условиями, не зависящими от человека. Например, партнер расторгает отношения, на работе с вашей компанией не хотят заключать контракт. Внутренние препятствия касаются только самого человека. Например, он получил инвалидность и теперь не может устроиться на престижную работу, либо для этой самой работы ему не хватает определенного опыта и знаний. Фрустрация становится более яркой, чем ближе человек находился к достижению своей цели.

Реакция на фрустрацию

Каждый человек может по-разному реагировать на фрустрацию. Вот лишь несколько моделей поведения при наступлении фрустрации:

  • Агрессия. Как мы уже писали, может быть направлена на окружающих или на себя;
  • Фиксация. Когда человек повторяет одни и те же действия, чтобы, несмотря ни на что, получить удовлетворяющий результат. При этом он даже не задумывается, а действительно ли эта цель остается для него актуальной;
  • Аддикция. Зависимость от пагубных привычек может проявиться как способ преодолеть фрустрацию;
  • Апатия. Человек остывает к жизни и не хочет больше принимать никаких действий. Нет желания вообще что-либо делать.

Чем более значимой была для человека фрустрирующая ситуация, тем более разрушающей может стать реакция на нее.

Как справиться

От состояния фрустрации можно избавиться, а также научиться справляться с ней в будущем. Ведь наша жизнь состоит не только из ярких и позитивных событий. Нам необходимо грамотно относиться к трудностям, чтобы они не подрывали нашу деятельность, а закаляли и придавали сил. Симптомы фрустрации успешно поддаются лечению на любой стадии.

Если это начальная стадия и человек понимает, что его действия неправильны, он может постараться сам справиться с этим состоянием. Если он понимает, что ему сложно выбраться из фрустрации самостоятельно, если человек полностью погрузился в апатию или депрессию, обращение к психологу или психотерапевту станет лучшим решением в этой ситуации.

В любом из решений можно прибегнуть к помощи успокоительных средств. Но не увлекаться ими, а пройти курс, чтобы они помогли подтолкнуть человека к изменениям. А изменения нужны кардинальные. Необходимо научиться управлять собственными эмоциями, изменить мышление и восприятие трудных ситуаций.

Выход из фрустрации

Найти собственный выход из фрустрации может далеко не каждый человек. Люди, поддающиеся фрустрации, часто являются слабохарактерными, слабовольными и редко оказываются способными развить у себя волевые качества. Если вы видите, что у вас не получается справиться со своими эмоциями, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Кто, как не он, сможет вас поддержать и помочь наладить вашу жизнь.

Следует не забывать, что фрустрацию испытывают практически все люди. Нужно стремиться не избегать фрустрации, а успешно справляться с ней на корню. Наша жизнь состоит не только из радостных событий, но и из трудностей и срывания планов. Но только от нас зависит, будет мы принимать эти трудности как поражение или как повод передохнуть, собраться с силами и жить дальше, наслаждаясь всеми позитивными моментами жизни.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *