Функции отделов головного мозга таблица 8 класс: Головной мозг – строение и функции отделов в таблице (8 класс)

Содержание

Птицы

Птицы представляют собой один из наиболее многочисленных в видовом отношении классов высших позвоночных животных (около 9000 видов), объединенных в 35-40 отрядов. Птицы — это гомойотермные (теплокровные) амниотные организмы, получившие в результате преобразования передних конечностей в крылья способность к полету. Появившись, как полагают, в триасе от мелких хищных динозавров, птицы развили в себе ряд специфических черт строения, затронувших практически все системы и органы. Появление полета привело к существенным изменениям в скелете, мышечной и дыхательной системах. Полное разделение малого и большого круга кровообращения, особое строение дыхательной системы (развитие воздушных мешков и системы двойного дыхания) и окончательное формирование четырехкамерного сердца способствовало лучшему снабжению организма кислородом и питательными веществами, что в свою очередь интенсифицировало биохимические процессы и обмен веществ.

Изменения в пищеварительной системе привели к преобразование челюстей в клюв к утрате зубов, появлению мускульного желудка и удлинению кишечника (Наумов, Карташов, 1979; Никитенко, 1969).

Особо следует отметить изменения в организации центральной нервной системы и поведении птиц. По сравнению с рептилиями головной мозг птиц увеличился в размерах (особенно конечный и средний мозг), что обеспечило птицам высокий уровень нервной деятельности и поведения. У птиц хорошо развиты все органы чувств. Наиболее отчетливо это проявляется в отношении так называемых «дистантных органов чувств» — зрения и слуха и соответствующих центров в головном мозге. Сложный характер полета связан с значительным развитием мозжечка, как центра координации двигательной деятельности птиц. Произошло резкое усложнение всей внутренней организации ЦНС (Андреева, Обухов, 1999). Высокий уровень развития ЦНС послужил основой формирования сложных форм поведения птиц. У ряда групп птиц (врановые, попугаи) установлено наличие элементов рассудочной деятельности, по уровню которой они приближаются к хищным млекопитающим и приматам (Крушинский, 1986).

Все эти эволюционные преобразования обеспечили птицам процветание и распространение по Земле.

Живя долгое время вместе с людьми, птицы вступают с ними в сложные взаимодействия, имеют и важное хозяйственное значение, являются важнейшим звеном экосистем и всей биосферы Земли. Поэтому изучение птиц во всех аспектах их эволюции и организации является важной задачей биологии.

› Вернуться в
раздел Животные

Содержание

Спинномозговые нервы

Все спинномозговые нервы относятся к компоненту периферической нервной (ПНС) системы и являются смешанными, так как они состоят из чувствительных и двигательных нервных волокон. В составе их имеются отростки нейронов вегетативного отдела нервной системы, которые иннервируют кровеносные сосуды и копчиковую железу.

Спинномозговой нерв, выйдя из межпозвоночного отверстия, дает ответвления: вверх — к мышцам и коже спины, вниз — к мышцам и коже конечностей, вентральным и боковым мышцам туловища. Число спинномозговых нервов соответствует количеству позвонков; в шейной части нервов на одну пару больше, чем позвонков. Спинномозговые нервы делят соответственно отделам позвоночника на шейные, грудные (спинные), пояснично-крестцовые, хвостовые. На уровне двух утолщений спинного мозга — шейного и пояснично-крестцового — спинномозговые нервы анастомозируют, образуя плечевое и пояснично-крестцовое сплетения. В шейном, грудном и пояснично-крестцовом отделах расположены двигательные нервные центры, управляющие мышцами крыльев, груди, спины, нижних конечностей. В пояснично-крестцовом отделе имеются центры мочеотделения, дефекации, эякуляции и яйцекладки (в крестцовом отделе).

В пределах спинного мозга находятся отделы, связанные с вегетативной нервной системой. Вегетативные нервы отличаются от соматических тем, что они выходят из различных отделов центральной нервной системы, а именно от среднего и продолговатого мозга и от грудного и пояснично-крестцового отделов спинного мозга.

Соматические нервы отходят от каждого сегмента спинного мозга. Парасимпатические нервы отходят от среднего и продолговатого мозга, а также от крестцового отдела спинного мозга, где заложены парасимпатические центры. Симпатические нервы образованы нейронами из центров, которые заложены в грудном и поясничном отделах спинного мозга.

Головной мозг

Головной мозг птиц разделяется на пять отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный (рис. 2).

Рис. 2. Общий вид головного мозга птиц (голубь Columba livia L.) По: Ромер, Парсонс, 1992.

Продолговатый мозг (Myelencephalon, Medulla oblongata). По гистологическому строению продолговатый мозг отличен от других отделов головного мозга тем, что серое вещество его разбросано среди белого в виде скоплений (ядер). Белое вещество состоит из мякотных волокон. Продолговатый мозг является основным проводником импульсов, идущих от вышележащих отделов мозга к спинному мозгу и в обратном направлении. В его отдельных ядрах заложены центры дыхания, секреции пищеварительных желез, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, защитных рефлексов. От продолговатого мозга отходят 8 пар (V-XII) черепно-мозговых нервов.

Задний мозг (Metencephalon). Мозжечок (Cerebellum) имеет у птиц относительно большой объем. Мозжечок разделяется на тело (corpus cerebelli) и ушки мозжечка (auricle). Тело мозжечка поделено бороздами на десять долек, объединенных в три доли: переднюю (IV), среднюю (VI-VIII) и заднюю (IX,X). Этот отдел мозжечка птиц гомологичен червяку (vermis) мозжечка млекопитающих. Ушки мозжечка птиц связаны с вестибулярной системой и гомологичны клочку (flocculus) млекопитающих. Полушарий мозжечка (neocerebellum) у птиц еще нет. Для птиц, как и для других высших позвоночных характерно хорошее развитие коры мозжечка с четко выделенными слоями: молекулярный, ганглионарный (с клетками Пуркинье) и гранулярный.

Клеточный состав слоев и система проводящих трактов очень сложная и сходна с таковой у млекопитающих. Хорошо развиты ядра мозжечка, расположенные в глубине белого вещества. У птиц их два: медиальное и латеральное. Мозжечок своими афферентными и эфферентными путями связан со всеми отделами центральной нервной системы. Он является органом координации движений и связан с большинством сенсорных систем, особенно со слуховой, вестибулярной и соматосенсорной.

Средний мозг (Mesencephalon) у птиц развит хорошо. Состоит из крыши среднего мозга (тектум), средней части – покрышки (тегментум) и вентральной части – ножек мозга. Тектум (у птиц он имеет наименование — двухолмие) представляет собой сложнейший нервный центр, включающий до 15 слоев клеток. Функционально он связан, в основном, со зрительным анализатором, но получает также информацию от механорецепторов, слуховых центров, других сенсорных систем. В покрышке находятся крупные центры (красное ядро, черная субстанция), связанные с координацией рефлекторных двигательных реакций.

Со средним мозгом связаны III и IV пары черепномозговых нервов (рис. 3).

Средний мозг связан сложной системой двусторонних проекций с большинством отделов головного мозга (особенно с конечным). В вентральной части (ножки мозга) проходят проводящие тракты разного предназначения. Полостью среднего мозга является так называемый Сильвиев водопровод (у птиц, в отличие от млекопитающих, он широкий).

Промежуточный мозг (Diencephalon) у птиц небольшой и почти полностью закрыт с дорсальной стороны полушариями конечного мозга. Однако это важнейший отдел головного мозга. Он состоит из дорсального (таламус) и вентрального (гипоталамус) отделов, включающих в себя большое количество ядер (более полутора десятков). Выделяют еще надталамическую – эпиталамус и заталамическую (метаталамус) области. Основные функции промежуточного мозга связаны с проведением информации от нижележащих отделов ЦНС в полушария, координацию работы вегетативной и эндокринной систем.

Существует проблема гомологии отдельных образований таламуса птиц и млекопитающих.

Номенклатура


мозга птиц

У некоторых птиц на поверхности полушария имеется небольшая складка, называемая валлекулой (vallecula). Расположение и ход валлекул послужили основой классификации конечного мозга птиц, поскольку она отграничивает от основной части мозга особую структуру полушарий — дорсальное возвышение (Wulst).

Первый тип мозга отличается высокой степенью развития Wulst и смещением его в ростральные отделы полушарий; Он встречается у представителей следующих групп птиц: воробьиные (в том числе в семействе Врановых — Corvidae), куриные, чайковые, дневные хищники, совиные, голубиные.

Второй тип мозга характеризуется относительно слабым развитием Wulst и смещением в теменно-затылочную область. Этот тип мозга встречается в семействах: ржанковых, пастушковых, голенастых, веслоногих, дятлов и попугаев.

У большинства птиц дорсальные отделы полушарий (включая Wulst) представлены структурами Гиперстриатума, состоящего из трех мозговых отделов Hyperstriatum acessorium, Hyperstriatum intercalates superior, Hyperstriatum dorsale (рис. 6).

Исследования мозга различных видов птиц показали, что наиболее развитым гиперстриатумом обладают виды, считающиеся самыми «интеллектуальными». Например, у вороны, попугая и канарейки указанная структура более объемна, чем у курицы, перепела или голубя.

Hyperstriatum acessorium — самый дорсальный отдел гиперстриатума. У большинства видов он разделяется на две части: дорсальную, тесно связанную с кортикоидной пластинкой и имеющую слоистое строение, и вентральную, ядерного типа. Наиболее значительно hyperstriatum acessorium развит у пингвинов.

Hyperstriatum intercalates superior — наиболее вариабельный по размеру и степени дифференцировки отдел гиперстриатума. У некоторых видов он не обнаруживается.

Hyperstriatum dorsalе — отдел хорошо изученный у всех видов птиц, хотя и не занимает большого объема гиперстриатума. От соседних долей он отделен полоской белого вещества lamina frontalis superior.

Более вентрально располагаются крупные отделы полушарий — Нyperstriatum ventrale и Neostriatum, не входящие в состав Wulst. Они являются самыми крупными отделами конечного мозга.

Нyperstriatum ventrale у разных видов варьируют. Границей этого отдела является lamina frontalis superior, ниже которой лежит Neostriatum.

Neostriatum — отдел, простирающийся до самых каудальных отделов полушария. Обычно выделяют три его отдела: передний, промежуточный и каудальный.

Данная классификация сложилась на основании представлений о том, что большая часть полушарий конечного мозга птиц представлена подкорковымистриатарными формациями.

Однако, в настоящее время стало ясно, что большая часть дорсальных отделов полушарий представляют собой структуры, гомологичные неокортикальным формациям конечного мозга млекопитающих.

В 2005 году на специальной Международной конференции была предложена новая классификация отделов полушарий конечного мозга птиц, в которой приставка striatum в большинстве отделов полушарий была заменена на pallium (Reiner et al., 2005) (Табл. 1).

Нейроморфологические исследования показали, что дорсальные, стриатарные по старой классификации, отделы полушария птиц имеют чрезвычайно сложную цитоархитектоническую и нейронную структуру (рис. 7). Их основу составляют мультиклеточные нейро-глиальные комплексы различного вида. В состав комплексов входит несколько типов клеток, среди которых особо следует выделить короткоаксонные бесшипиковые нейроны, сходные со звездчатыми короткоаксонными нейронами, характерными для неокортикальных структур мозга высших млекопитающих (Андреева, Обухов, 1999; Константинов, Обухов, 1999; Обухов, 2005; Обухов, Обухова, 2011). Наиболее сложные комплексы были отмечены в зонах «гипер» и «неостриатума» врановых птиц, причем степень сложности этих комплексов коррелировала с уровнем рассудочной деятельности врановых, которые по этим показателям не уступают высшим приматам (Зорина, Полетаева, 2002). Данные комплексы можно рассматривать как один из вариантов пространственной организации модульной структуры высших интегративных центров головного мозга амниот. У млекопитающих корковые модули имеют вертикальную ориентацию, а у птиц модули имеют преимущественно шаровидную (или схожую с ней) конфигурацию.

Рис. 7. Фрагмент нейронной структуры района Wulst конечного мозга голубя Columbia livia L. (А) и короткоаксонные бесшипиковые идиодендритные нейроны из поля HA (hippopallium apicale) заблика Fringilla coelebs L. (Б). (Обухов, 1999, 2011). Рисунок с препаратов, окрашенных по методу Быстрый Гольджи.

Важным доказательством сходства кортикальных структур полушарий мозга амниот стали нейроэмбриологические и нейрогенетические исследования последних лет. Показано, что развитие двух основных частей полушарий: паллиума и субпаллиума у всех позвоночных находятся под контролем группы транскрипционных факторов. Паллиум – под контролем факторов Emx 1/2, Pax 6, а также фактора Tbr1, контролирующего дифференцировку глутаматэргических нейронов, являющихся типичными для паллиума всех позвоночных. Субпаллум развивается под контролем фактора Dlx и ряда других транскрипционных факторов (Dlx 5, Nkx2, Lhx6, Lhx7/8). Фактор Dlx связан с дифференцировкой ГАМК-эргических нейронов, являющихся типичными нейронами субпаллума (Medina, 2009). Оказалось что развитие «гиперстиатума» и «неостриатума» мозга птиц и корковых формаций у млекопитающих контролируются сходными транскрипционными факторами. Экспрессия мозгового нейротрофического фактора (BDNF) и выявление маркеров глутаматных рецепторов mGluR2 в структурах архистриатума мозга птиц и в развивающемся паллиуме у млекопитающих показали, что и эти отделы конечного мозга амниот гомологичны.

В результате этих исследований по структуре, системе связей и развитию конечного мозга птиц и млекопитающих сформирована новая концепция гомологии основных районов полушарий и предложена новая номенклатура структуры мозга птиц (Табл. 1).

Таблица 1. Современная терминология отделов конечного мозга птиц (Reiner, 2005)

Старая терминология Новая терминология
Дорсальные (паллиальные) отделы полушарий
Hyperstriatum accessoprium (HA) Hyperpallium apicale (HA)
Hyperstriatum intercalates superior (HIS) Hyperpallium intercalatum (HI)
Hyperstriatum dorsale (HD) Hyperpallium dorsocellulare (HD)
Hyperstriatum ventrale (HV) Mesopallium (MS)
Neostriatum (NS) Nidopallium (N)
Archistriatum dorsale (AD) Arcopallium dorsale (AD)
Archistriatum intermedium (AI) Arcopallium intermedium (AI)
Archistriatum mediale (AM) Arcopallium mediale (AM)
Archistriatum posterior (AP) Amigdala posterior (PoA)
Nucleus taeniae (Tn) Nucleus taeniae amigdala (TnA)
Вентральные (субпаллиальные) отделы полушарий
Lobus parolfactorius (LPO) Medial striatum (MSt)
Paleostriatum augmentatum (PA) Lateral striatum
Paleostriatum primitivum (PP) Globus pallidus (GP)
Nucleus accumbens (Acc) Lateral bed nucleus stria terminalis (BSTL)
Rostromedial lobus parolfactorius (LPOrm) Nucleus accumbens (Acc)
Ventral haleostriatum (VP) Ventral pallidum (VP)
Medial et lateral septal nucleus (Spt med (lat)) Medial et lateral septal nucleus (Spt med (lat))

Относительно субпаллуима также были получены новые данные. Как известно, для неостриатума млекопитающих характерна высокая активность холинэргической системы, а также высокая плотность допаминэргических аксонных терминалей восходящих проекций от нейронов катехоаминэргической системы ствола мозга. У птиц подобные картины наблюдались в районе «палеостриатума» (paleostriatum augmentatum) и парольфакторной доли (LPO). Типы клеток, выявляемые в районе палеостриатума птиц и стриатуме млекопитающих также сходны. Сходство подкорковых структур мозга птиц и млекопитающих подтверждается и результатами нейроэмбриологических исследований. На ранних этапах эмбриогенеза в районе субпаллума птиц и млекопитающих выделяется две гистогенетические зоны: латеральная (LGE) и медиальная (MGE), экспрессирующие различные транскрипционные факторы. У млекопитающих LGE зона экспрессирует факторы Dlx1 и Dlx2 и формирует дорсальный стриатум (неостриатум) и часть вентрального стриатума (n. accumbens и olfactory tuberculum). MGE зона экспрессирует факторы Dlx1, Dlx2 и Nkx2,1, формируя большую часть вентрального стриатума (pallidum и часть амигдалы). Оказалось, что у птиц аналогичные факторы экспрессируются в отделах полушария, ранее рассматриваемые как структуры вентрального стриатума (paleostriatum augmentatun и paleostriatum primitivum).

К истинно базальным, подкорковым центрам конечного мозга птиц относят участки полушарий, расположенные вентральнее линии LMD (lamina medialis dorsalis). Они включают: РР — paleostriatum primitivum, РА — paleostriatum acessorium и область LPO — lobus parolfactorius. Также к подкорковым центрам традиционно относят септальные ядра — septum и ряд мелких ядер в вентральных и вентро-медиальных участках полушарий (Табл. 1).

Таким образом, современные данные по структурно-функциональной организации и развитию конечного мозга птиц и млекопитающих привели к полному пересмотру прежних представлений о путях эволюционного развития этого важнейшего отдела головного мозга амниот.

Рис. 6. Схема строения полушарий конечного мозга серой вороны. Обозначения: HA – hyperstriatum accessorium, HD – hyperstriatum dorsale, HV – hyperstriatum ventrale, N – neostriatum, LPO – lobus olfactorius, CHp – hippocamous, lfm – lamina frontalis suprema, lfs – lamina frontalis superior, lh – lamina hyperstriatica, lmd – lamina medialis dorsalis, APH – parahippocampus, ES – ectostriatum, PA – paleostriatum accessorium, Spt – septum, PP – paleostriatum primitivum, CDL – lamina corticoidalis, AS – archistriatum, Tel – telencephalon, Wall – vallecula, Cer – cerebellum (в схеме тспользована старая классификация зон полушарий птиц — см. таблицу 1).

Отдельные виды птиц

Сизый голубь Columba livia (Gmelin, 1789)

Серая ворона Corvus cornix (Linnaeus, 1758)

Зяблик Fringilla coelebs (Linnaeus, 1758)

Перепел обыкновенный Coturnix coturnix (Linnaeus, 1758)

Зрение

У птиц наиболее важным органом чувств является зрение, обеспечивающие им дальнюю и ближнюю ориентацию. Глаз у птиц камерного типа и его размер сопоставим с размером глазного яблока у многих млекопитающих. Относительный размер глаз тесно коррелирует у разных видов и групп птиц с особенностью их экологии, типа пищи и способов охоты. Так, у растительноядных птиц масса глаза сравнима с весом головного мозга, а у активных дневных хищных птиц она в 2-3 раза превышает массу головного мозга (Никитенко М.Ф, Экология и мозг, 1968). Сетчатка птиц инвертированного типа и содержит от 50 до 300 тысяч первичночувствующих фоторецепторных клеток на 1 мм2. У птиц достаточно острое зрение, они различают цвета. Более того, в колбочках фоторецепторов сетчатки птиц обнаружены цветные масляные капли, служащие светофильтрами, улучшающими четкость зрения. Птицы, в отличие от млекопитающих тетрахроматы, т. е. имеют колбочки четырех типов: красные, зеленые, синие и колбочки, различающие ультрафиолет. Известно, что острота зрения птиц в несколько раз превышает таковую у млекопитающих и человека. Аккомодация достигается путем изменения кривизны хрусталика и частично роговицы (рис. 8). Поле зрения каждого глаза составляет 150°, а поле бинокулярного зрения – 30-50°. Информация от светочувствительных клеток глаз через зрительные нервы передается в зрительные центры головного мозга (см. ниже).

Рис. 8. Глаз птицы. Продольный разрез. Обозначения: 1 – роговица, 2 – сосудистая оболочка, 3 – реснитчатое тело, 4 – стекловидное тело, 5 – радужка, 6 – хрусталик, 7 – зрительный нерв, 8 – сосудистый гребень в районе слепого пятна, 9 – сетчатка, 10 – склера (белочная оболочка), 11 – передняя камера глазного яблока, 12 – сосудистая оболочка, 13 – хорды.

Рис. 9. Орган слуха и равновесия позвоночных животных (перепончатый лабиринт). (по: Ромер, Парсонс, 1992, с изменениями). А – минога, Б – акула, В – костистая рыба, Г – лягушка, Д – птица, Е – млекопитающее.

Урок биологии «Строение и функции головного мозга» в 8-м классе

Цели и задачи урока:

образовательная

– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,
- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.

воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.

развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга.

Ход урока

На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

Урок начинается с актуализации знаний о головном мозге.

— Что вам известно о головном мозге?

— Что хотели бы узнать?

Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока, которую учитель записывает на доске.

Узнать: особенности строения головного мозга, функции основных отделов.

Местоположение, размеры головного мозга: ( головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.

Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже:

— расположение белого и серого вещества;
- наличие извилин;
- кора больших полушарий.

Изучаем отделы головного мозга, и заполняем схему:

Выполним задание: на немом рисунке подпишите названия всех отделов.

Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Продолговатый мозг не только “большая дорога”, но и “главный коммутатор телефонных связей” между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер.

Еще в XIX в. в продолговатом мозге был открыт так называемый узел жизни. Укол в области этого узла у кролика вызывал остановку дыхания и смерть.

Подобные опыты провели и на лягушке. У нее после подобного укола прекращались движения, но через некоторое время она начинала дышать, отвечать на раздражения лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Как же объяснить различную реакцию животных на укол в продолговатый мозг? Новые опыты помогли ответить на этот вопрос. После укола в продолговатый мозг кролику сделали искусственное дыхание, и он ожил.

В продолговатом мозге нет никакого особого узла жизни. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.

В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Мост — это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.

Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Опыт № 2 Пронаблюдать рефлексы среднего мозга .

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева.

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.

Опыт 3. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”.

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.

Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.

Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

Опыт 4. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Поражение мозжечка при опьянении:

  1. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
  2. Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести?

Обобщение знаний проводится в виде фронтальной беседы с заполнением таблицы ( таблица проецируется на экран)

Безусловные рефлексы головного мозга.

Отдел мозга Название рефлекса Раздражитель Ответная реакция
Продолговатый мозг Глотательный рефлекс Механическое воздействие на корень языка Акт глотания
Средний мозг тонический рефлекс, сохраняющий устойчивость тела Выход тела из состояния неустойчивого равновесия Движения, восстанавливающие устойчивость тела, не допускающие его падения
Средний мозг Ориентировочный рефлекс Любой раздражитель обладающий новизной Поворот в сторону из раздражителя, фиксация взгляда на нем, прислушивание и т.д.
Промежуточный мозг Позный рефлекс Прекращение движения, человек принимает новую позу Сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах.

Проверка степени усвоения знаний проводится с помощью теста.

Тест

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:

А) меньше 950 г;
Б) 950-1100 г;
В) 1100 – 2000 г

2. Головной мозг человека состоит из:

А) ствола и полушарий большого мозга;
Б) мозжечка и полушарий большого мозга;
В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг является продолжением:

А) среднего мозга;
Б) спинного мозга;
В) промежуточного мозга.

4. В головном мозге полушария и кору имеют:

А) средний мозг и полушария большого мозга
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.

5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:

А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг;
Д) мост

6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:

А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) промежуточный мозг

7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:

А) мост;
Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг.

Домашнее задание: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Таблицa по биологии 8 класс Отделы головного мозга ответы и решения онлайн

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

Издательство: Ксеноксс

Вид УМК: таблицы

Серия: Домашняя работа

На данной странице представлено детальное решение задания Отделы головного мозга по биологии для учеников 8 классa автор(ы)

Отделы головного мозга

Продолговатый мозг По функциях схож со спинным мозгом. Управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением и потоотделением. В ядрах серого вещества мозга имеются центры защитных рефлексов – мигательного, рвотного и другие. Другая группа центров связана с питанием и дыханием. Через эту часть мозга проходят пути, соединяющие спинной мозг и мозжечок со средним мозгом и другими его отделами
Мост Связывает продолговатый мозг с другими отделами головного мозга. Состоит из серого и белого веществ, как и продолговатый мозг. Серое вещество представлено ядрами. В них находятся центры зрения и слуха; отвечает за рефлексы
Мозжечок Осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными, согласованными, устраняет лишние движения. Траектория любого движения от исходного положения до цели контролируется мозжечком
Средний мозг Регулирует величину зрачка и кривизну хрусталика. Регулирует мышечный тонус, поддерживает устойчивость тела, обеспечивает настройку оптики глаза. Регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды
Промежуточный мозг Также регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды. Таламус: сюда стекает вся информация от органов чувств. Отсеивает малозначащие сведения и активизирует кору при получении важных сигналов. Гипоталамус играет основную роль в гормональной регуляции организма. В нём сосредоточена вегетативные функции мозга


Рис. 1. Таблица по биологии 8 класс Отделы головного мозга

Add

Новыe решебники

Похожие решебники по биологии 8 класс

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Строение и функции головного мозга. Биология 9 класс Сапин



1. Где расположен головной мозг? Чем он защищён?

Головной мозг расположен в полости черепа. Он защищен костями черепа и тремя мозговыми оболочками: мягкой, паутинной и твердой, между которыми циркулирует ликвор, который обеспечивает амортизацию головного мозга, предохраняет его от сотрясений при изменении положения тела.

2. Из каких отделов состоит головной мозг человека? Какие отделы входят в состав ствола мозга. Отразите это в виде общей схемы.

3. В чем сходство и различие в функциях продолговатого мозга и спинного мозга?

Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга выше затылочного отверстия и имеет сходное с ним строение. И продолговатый, и спинной мозг несут проводниковую и рефлекторную функции. Различие в расположении в продолговатом мозге скопления ядер, формирующих центры дыхания и кровообращения, центры некоторых пищеварительных (сосания, глотания, желудочной секреции) и защитных (кашля, чихания, рвоты, мигания) рефлексов.

4. Объясните, почему травмы в месте сочленения черепа с позвоночником часто приводят к смерти человека. В каких ситуациях это может произойти?

При повреждениях сочленения черепа с позвоночником повреждается место перехода спинного мозга в продолговатый, а значит, повреждаются пути, идущие от центров дыхания и кровообращения продолговатого мозга, что приводит к мгновенной смерти. Чаще всего такие повреждения происходят при автомобильных авариях, когда при резком торможении голова человека вначале резко идет вперед, а затем возвращается назад, а пристегнутое тело остается на месте. Голова совершает движение, подобное движению хлыста, поэтому подобные переломы называют «хлыстообразными».

5. С повреждением какого отдела головного мозга связано нарушение мимики у человека?

За мимику человека отвечает лицевой нерв, центр которого расположен в мосте.

6. Как устроен мозжечок? К чему может привести его повреждение?

Мозжечок располагается над продолговатым мозгом и состоит из двух небольших боковых полушарий, средней части, которая является наиболее древней и называется червем, и трех пар ножек, соединяющих мозжечок со средним мозгом, мостом и продолговатым мозгом. Полушария мозжечка покрыты серым веществом (кора мозжечка), под которым находится белое вещество. Червь и ножки мозжечка также состоят из белого вещества. Внутри белого вещества мозжечка имеются ядра, образованные серым веществом. Кора мозжечка имеет многочисленные борозды и извилины. Срез мозжечка напоминает ветвистое дерево, поэтому белое вещество мозжечка иногда называют «древом жизни мозжечка».

Мозжечок обеспечивает поддержание мышечного тонуса и позы тела, координирует движения тела, делая их более точными и согласованными, управляет сохранением равновесия, так как в мозжечок поступает информация от мышц, сухожилий, суставов и двигательных центров головного мозга. При разрушении червя мозжечка человек не может ходить и стоять, нарушается чувство равновесия. При поражениях полушарий наблюдается уменьшение тонуса мышц, сильная дрожь конечностей, нарушение точности и быстроты произвольных движений, быстрая утомляемость. Также расстраивается устная и письменная речь.

7. Какой отдел головного мозга отвечает за реакцию на зрительные и слуховые раздражители?

За реакцию на зрительные и слуховые раздражители отвечают четверохолмия среднего мозга.

8. В какой части мозга человека формируется ощущение боли?

Высшим центром болевой чувствительности является таламус.

9. Где расположен высший центр вегетативной нервной системы?

В гипоталамусе.

10. Какие из отделов головного мозга более развиты у человека по сравнению с другими позвоночными?

Строение головного мозга практически всех позвоночных сходно и состоит из 5 отделов. Для человека характерна большая дифференциация борозд и извилин больших полушарий по сравнению с другими позвоночными, большее развитие зрительных центров, так как только человек и приматы могут видеть всю цветовую гамму.

11. Составьте обобщающую таблицу «Функции отделов головного мозга».

«Функции отделов головного мозга»

Конспект к уроку биологии «Строение и Функции головного мозга» 8 класс | Уроки по Биологии

Конспект к уроку биологии «Строение и Функции головного мозга» 8 класс