Тест с ключами «Основы специальной педагогики»
Тестовое задание
по программе «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа
1.Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка
психического
V
речевого
физического
сенсорного
2.
Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …
психического
речевого
физического
сенсорного
принцип отражательности
принцип детерминизма
генетический или принцип развития
V
принцип единства психики и деятельности
3.
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…
с психическими нарушениями
с одарённостью
с особыми образовательными потребностями
V
с хроническими соматическими заболеваниями
4.Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…
социальных
коррекционно-педагогических
V
гуманитарных
экономических
5.
Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения
лечении
воспитании
V
обучении
V
6.
К биологическим факторам риска не относятся…
патология родовой деятельности
биохимические вредности
пребывание ребёнка в семье группы социально риска
V
инфекционные и вирусные заболевания матери
7.
Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…
педагогического оптимизма
V
дифференцированного подхода
ранней педагогической помощи
индивидуального подхода
8.Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:
Императора Александра I
К.Д.Ушинского
Императрицы Марии Фёдоровны
V
Московской Городской Думы
9.
Первичные дефекты возникают в результате…
органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
V
психического недоразвития
нарушений социального поведения
10.
Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…
речи
слуха
V
зрения
11.
Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:
Л.И. Божович
Л.С. Выготский
V
П.Я. Гальперин
12.
Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…
зрения
слуха
V
познавательной деятельности
речи
13.Для детей с задержкой психического развития характерны…
задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи
двигательные расстройства
предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении
незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности
V
14.
Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:
V вида
VII вида
V
VIII вида
15.
К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…
экскурсии
уроки
V
кружки
16.
В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…
лицо с психическими отклонениями
лицо пожилого возраста
одарённый ребёнок
лицо с ограниченными возможностями
V
17.Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…
причины нарушений
время и длительность воздействия повреждающих объектов
степень нарушений функциональных связей
характер сенсорных или интеллектуальных нарушений
V
18.
К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:
лечение заболеваний ребёнка
реабилитацию детей с отклонениями в поведении
V
диагностико-консультативную деятельность
19.
Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:
компенсация
коррекция
адаптация
абилитация
V
20.
Объектом специальной педагогики является:
специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
V
воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении
21.К компонентам личностной реабилитации НЕ
формирование адекватных форм социального поведения
преодоление чувства малоценности, маргинальности
лечение недостатков, последствий дефекта
V
воспитание чувства собственного достоинства
22.
Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…
компенсация
коррекция
V
адаптация
Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…
отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
V
выраженными потребностями в контакте с другими людьми
индифферентным отношением к окружающим
V
24.
К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…
социально-психологические факторы
V
вредности, действующие на плод во время беременности матери
наследственные факторы
механические травмы
25.
Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…
полу
возрасту
ведущему нарушению
V
типу высшей нервной деятельности
26.
Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию
социальному
V
речевому
двигательному
сенсорному
27.
Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…
сенсорными нарушениями
эмоционально-волевыми нарушениями
V
вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении
V
Тест и ключи «Основы специальной педагогики и психологии»
Тест к курсу « Основы специальной педагогики и специальной психологии»
Выберите один из вариантов ответа:
Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребенка
психического
речевого
физического
сенсорного
Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …
принцип отражательности
принцип детерминизма
генетический или принцип развития
принцип единства психики и деятельности
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…
с психическими нарушениями
с одаренностью
с особыми образовательными потребностями
с хроническими соматическими заболеваниями
Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…
социальных
коррекционно-педагогических
гуманитарных
экономических
К биологическим факторам риска не относятся…
патология родовой деятельности
биохимические вредности
пребывание ребенка в семье группы социально риска
инфекционные и вирусные заболевания матери
Первичные дефекты возникают в результате…
органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
психического недоразвития
нарушений социального поведения
Интенсивность и распространенность патологического процесса обуславливает…
причины нарушений
время и длительность воздействия повреждающих объектов
степень нарушений функциональных связей
характер сенсорных или интеллектуальных нарушений
Для детей с задержкой психического развития характерны…
задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи
двигательные расстройства
предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении
незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности
К причинам вызывающим нарушения слуха не относятся…
социально-психологические факторы
вредности, действующие на плод во время беременности матери
наследственные факторы
механические травмы
Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию
социальному
речевому
двигательному
сенсорному
Тифлопедагогика – наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения
лечении
воспитании
обучении
Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…
зрения
слуха
познавательной деятельности
речи
Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…
сенсорными нарушениями
эмоционально-волевыми нарушениями
вынужденной изоляцией ребенка в связи с затруднениями в передвижении
Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…
отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
выраженными потребностями в контакте с другими людьми
индифферентным отношением к окружающим
Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…
полу
возрасту
ведущему нарушению
типу высшей нервной деятельности
Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…
педагогического оптимизма
дифференцированного подхода
ранней педагогической помощи
индивидуального подхода
К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…
экскурсии
уроки
кружки
Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…
речи
слуха
зрения
В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…
лицо с психическими отклонениями
лицо пожилого возраста
одаренный ребенок
лицо с ограниченными возможностями
Объектом специальной педагогики является:
специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;
личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении.
Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:
Л.И. Божович;
Л.С. Выготский;
П.Я. Гальперин.
Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение:
V вида;
VII вида;
VIII вида.
К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:
лечение заболеваний ребенка;
реабилитацию детей с отклонениями в поведении;
диагностико-консультативную деятельность.
Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:
компенсация
коррекция
адаптация
абилитация
Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…
компенсация;
коррекция;
адаптация
К компонентам личностной реабилитации не относится:
— формирование адекватных форм социального поведения
— преодоление чувства малоценности, маргинальности
— лечение недостатков, последствий дефекта
— воспитание чувства собственного достоинства
Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:
— Императора Александра I
— К.Д.Ушинского
— Императрицы Марии Федоровны
— Московской Городской Думы
Глава 2.Организация и содержание деятельности психолога на психолого-медико-педагогической комиссии (пмпк)
2.1. Специфика деятельности психолога в составе пмпк
Деятельность ПМПК особенно важна и сложна при комплектации начального звена коррекционных школ различного вида. Именно здесь в наибольшей степени задействован психолог. В настоящее время только начинает развиваться служба практической психологии в дошкольных образовательных учреждениях. Соответственно, и требования к деятельности психолога в составе ПМПК, комплектующего дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинирующего видов, пока еще только разрабатываются. В данной главе мы рассмотрим деятельность психолога в составе комиссии, ориентированной на работу с детьми младшего школьного возраста. Хотя в целом описанное ниже адекватно и для работы психолога в составе ПМПК с детьми дошкольного возраста.
Очевидно, что имеется определенное своеобразие в деятельности ПМПК разного уровня. Муниципальные, областные, региональные ПМПК несколько отличаются по своим целям и задачам. Но в целом в характере деятельности как психолога в составе ПМПК, так и всей ПМПК, других ее специалистов можно выявить общие составляющие, единые цели, задачи и технологии работы.
В качестве члена ПМПК психолог должен не только провести углубленное психологическое обследование ребенка и дать вероятностный прогноз его развития в рамках системы специального обучения, но также указать последовательность и направленность психологической коррекционной работы, необходимость консультации других специалистов (логопеда, дефектолога и т.п.). Другой важной задачей психолога ПМПК является участие в коллегиальном обсуждении и выработке решения по организации системы специального обучения ребенка.
Основной задачей углубленного обследования является постановка психологического диагноза в соответствии с принятой на комиссии типологией и принятие решения о том, насколько данное коррекционное учреждение соответствует возможностям и особенностям ребенка.
В качестве примера можно привести случай из реальной практики работы ПМПК.
Для принятия решения об обучении во 2-м классе коррекционной школы VII вида на ПМПК был приведен Саша Л. (10 лет 3 месяца), до этого обучавшийся в домашних условиях. По данным педагогического тестирования ребенок не полностью владел программным материалом 1-го класса (программа 1-4). Психологический диагноз этого ребенка представлял вариант нормативного развития, отягощенного общим снижением темпа деятельности. Нарушений речи не наблюдалось. Неврологический статус был определен как невыраженные признаки резидуально-органических повреждений ЦНС, что в наше время можно рассматривать почти как неврологическую норму.
Совершенно очевидно, что обучение такого ребенка по программе и методами специального образования в течение 3-4 лет во фронтальном режиме совершенно необоснованно, поскольку в индивидуальном режиме он может овладеть общеобразовательным программным материалом начальной школы существенно быстрее. Такой вывод делается на основании выявленных особенностей развития ребенка. В связи с этим комиссией не было рекомендовано обучение по программе школы VII вида, а предложено рассмотреть возможность обучения по индивидуальной программе массовой общеобразовательной школы.
Можно привести еще один пример.
В возрасте 9 лет на ПМПК был приведен Боря Б., который на протяжении двух лет пребывания в 1-м классе массовой школы (программа 1-4) не смог овладеть программным материалом. В педагогической характеристике из школы, в которой обучается ребенок, присутствовали жалобы не только на трудности овладения программным материалом, но и на трудности поведения, отсутствие какой-либо заинтересованности в учении (учебной мотивации) и т.п. По результатам психологического обследования был поставлен диагноз: «тотальное недоразвитие психических функций простого уравновешенного типа с грубой эмоциональной незрелостью и нарушениями нейродинамических характеристик деятельности по типу колебаний работоспособности и темпа деятельности». Логопедический диагноз: «ОНР третьего уровня, нарушения чтения и письма у ребенка с первичными интеллектуальными нарушениями». Диагноз невролога: «невыраженные признаки резидуально-органического повреждения ЦНС». Поликлиническим психиатром был поставлен диагноз: «выраженная задержка психического развития». Педагогическая оценка: «фрагментарные, не систематизированные знания программного материала 1-го класса общеобразовательной школы у ребенка с низкой обучаемостью и трудностями переноса навыков на аналогичный материал».
После коллегиального обсуждения на комиссии было принято решение о дополнительном психиатрическом обследовании и, вдальнейшем, направлении ребенка во 2-й класс школы VIII вида, поскольку за исключением психиатра все специалисты комиссии сочли возможности ребенка неадекватными и недостаточными для обучения в школе VII вида.
В большинстве случаев работы ПМПК подобные серьезные задачи и ответственные решения требуют индивидуального психологического обследования (впрочем, как и обследований других специалистов). В целом, в соответствии с общими задачами ПМПК [78], функция психолога в качестве его члена коротко может быть обозначена как решение вопроса об адекватности школы (дошкольного образовательного учреждения) данного вида возможностям и психологическим особенностям ребенка. То есть основной смысл деятельности психолога ПМПК заключается в понимании того, насколько данная программа, особенности образовательного процесса данного вида обучения (методология, темпы, методы и средства обучения, включая и дидактическое наполнение коррекционно-развивающей среды) соответствуют и адекватны возможностям и специфике развития ребенка.
Все большее значение при такой индивидуализации начинает приобретать психологический диагноз и дифференциация особенностей состояния и развития детей от близких и сходных по феноменологическим проявлениям других типов отклоняющегося развития [110].
Помимо этого, в соответствии с представлениями о прогнозе дальнейшего развития, психологом может быть рекомендована как длительность, так и форма (индивидуальная, фронтальная с дополнительными индивидуальными занятиями и т.п.) обучения ребенка в школе. Совершенно очевидно, что свое мнение о необходимости для ребенка того или иного вида коррекционного учреждения, длительности пребывания ребенка в нем имеют полное право выражать и другие члены комиссии. Конкретизация направления, видов, формы и длительности коррекционной работы — задача уже психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, где будет находиться ребенок.
Достаточно часто в практике деятельности ПМПК встречаются случаи, когда ребенок направляется в коррекционное учреждение на так называемый диагностический срок, что также определяется решением ПМПК. В случае положительной динамики развития и овладения программным материалом ребенок продолжает обучение в данной школе, в противном случае он вновь направляется на ПМПК для принятия решения об адекватном для него образовательном маршруте. В обоих случаях на комиссию должны быть в обязательном порядке представлены заключения каждого специалиста, работающего с ребенком (педагогов, логопеда, дефектолога, психолога и врача).
Подобные условия, безусловно, должны оговариваться в договоре, который на время нахождения ребенка в коррекционном учреждении (например, в школе VII вида) заключается с родителями [78]. Точно так же все условия организации обучения и развития ребенка в рамках специального (коррекционного) учреждения (ДОУ или школы) должны быть тщательнейшим образом прописаны в уставе учреждения. Это позволяет избежать многих недоразумений и даже судебных преследований со стороны родителей в случае их несогласия, отвержения решений, принимаемых администрацией учреждения, его консилиумом.
Следует отметить, что комплектация коррекционного учреждения осуществляется в основном в соответствующем ДОУ и начальной школе. Однако академически неуспешные по различным причинам дети могут попасть на психолого-медико-педагогическую комиссию и после 5-го класса, то есть в среднем звене.
Такие проблемы могут встречаться и у условно нормативных детей, которые часто и подолгу по разным причинам не посещали школу. В качестве причин непосещения наиболее часто могут выступать как социальные условия развития, так и пропуски по болезни (вследствие соматической ослабленности или хронического заболевания). В реальной жизни дети последней категории часто направляются в коррекционную школу, хотя в последнее время создаются и специальные школы для больных детей и детей-инвалидов1. В этих школах обучение ведется, как правило, по общеобразовательным программам, что более адекватно для соматически больных детей (в том случае, если у них не обнаруживаются особенности психического развития, дающие повод для обучения в школе VII вида).
В подобных ситуациях задачи дифференциальной психологической диагностики стоят особенно остро. С одной стороны, все большее влияние на поведение и мотивацию ребенка оказывают эмоционально-личностные особенности, а с другой — могут накапливаться пробелы в программных знаниях, не позволяющие ребенку усвоить последующий материал. При обсуждении ребенка такого возраста на комиссии особенно важно бывает сопоставить результаты психологического обследования и собственно педагогического тестирования, для того чтобы более четко определить причины и механизмы неуспеваемости ребенка. Не всегда простой перевод ребенка из массовой школы в систему специального образования при наличии пробелов (которые есть у детей, которым показана данная программа обучения) будет способствовать уменьшению его трудностей и тем самым эффективному усвоению материала.
21. | К компонентам личностной реабилитации НЕ относится: лечение недостатков, последствий дефекта | |
формирование адекватных форм социального поведения | ||
преодоление чувства малоценности, маргинальности | ||
лечение недостатков, последствий дефекта | ||
воспитание чувства собственного достоинства | ||
22. | Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как… коррекция | |
компенсация | ||
коррекция | ||
адаптация | ||
23. | Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются… отсутствием фиксации взгляда на другом человеке | |
отсутствием фиксации взгляда на другом человеке | ||
выраженными потребностями в контакте с другими людьми | ||
индифферентным отношением к окружающим | ||
24. | К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся… социально-психологические факторы | |
социально-психологические факторы | ||
вредности, действующие на плод во время беременности матери | ||
наследственные факторы | ||
механические травмы | ||
25. | Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по… ведущему нарушению | |
полу | ||
возрасту | ||
ведущему нарушению | ||
типу высшей нервной деятельности | ||
26. | Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию | |
социальному | ||
речевому | ||
двигательному | ||
сенсорному | ||
27. | Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…эмоционально-волевыми нарушениями | |
сенсорными нарушениями | ||
эмоционально-волевыми нарушениями | ||
вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении |