К основным задачам психолого медико педагогической комиссии пмпк относят – Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка? — Воспитание и обучение детей — Родителям — Образование, воспитание и обучение

Тест с ключами «Основы специальной педагогики»

Тестовое задание

по программе «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа

1.

Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка

психического

V

речевого

физического

сенсорного

2.

Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

психического

речевого

физического

сенсорного

принцип отражательности

принцип детерминизма

генетический или принцип развития

V

принцип единства психики и деятельности

3.

Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

с психическими нарушениями

с одарённостью

с особыми образовательными потребностями

V

с хроническими соматическими заболеваниями

4.

Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

социальных

коррекционно-педагогических

V

гуманитарных

экономических

5.

Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

лечении

воспитании

V

обучении

V

6.

К биологическим факторам риска не относятся…

патология родовой деятельности

биохимические вредности

пребывание ребёнка в семье группы социально риска

V

инфекционные и вирусные заболевания матери

7.

Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

педагогического оптимизма

V

дифференцированного подхода

ранней педагогической помощи

индивидуального подхода

8.

Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

Императора Александра I

К.Д.Ушинского

Императрицы Марии Фёдоровны

V

Московской Городской Думы

9.

Первичные дефекты возникают в результате…

органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы

V

психического недоразвития

нарушений социального поведения

10.

Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

речи

слуха

V

зрения

11.

Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

Л.И. Божович

Л.С. Выготский

V

П.Я. Гальперин

12.

Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

зрения

слуха

V

познавательной деятельности

речи

13.

Для детей с задержкой психического развития характерны…

задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи

двигательные расстройства

предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении

незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

V

14.

Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

V вида

VII вида

V

VIII вида

15.

К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

экскурсии

уроки

V

кружки

16.

В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

лицо с психическими отклонениями

лицо пожилого возраста

одарённый ребёнок

лицо с ограниченными возможностями

V

17.

Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…

причины нарушений

время и длительность воздействия повреждающих объектов

степень нарушений функциональных связей

характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

V

18.

К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

лечение заболеваний ребёнка

реабилитацию детей с отклонениями в поведении

V

диагностико-консультативную деятельность

19.

Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

компенсация

коррекция

адаптация

абилитация

V

20.

Объектом специальной педагогики является:

специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

V

воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс

личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

21.

К компонентам личностной реабилитации НЕ

относится:

формирование адекватных форм социального поведения

преодоление чувства малоценности, маргинальности

лечение недостатков, последствий дефекта

V

воспитание чувства собственного достоинства

22.

Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

компенсация

коррекция

V

адаптация

23.

Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

V

выраженными потребностями в контакте с другими людьми

индифферентным отношением к окружающим

V

24.

К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…

социально-психологические факторы

V

вредности, действующие на плод во время беременности матери

наследственные факторы

механические травмы

25.

Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

полу

возрасту

ведущему нарушению

V

типу высшей нервной деятельности

26.

Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

социальному

V

речевому

двигательному

сенсорному

27.

Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

сенсорными нарушениями

эмоционально-волевыми нарушениями

V

вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении

V

Тест и ключи «Основы специальной педагогики и психологии»

Тест к курсу « Основы специальной педагогики и специальной психологии»

Выберите один из вариантов ответа:

  1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребенка

    1. психического

    2. речевого

    3. физического

    4. сенсорного

  2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

    1. принцип отражательности

    2. принцип детерминизма

    3. генетический или принцип развития

    4. принцип единства психики и деятельности

  3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

    1. с психическими нарушениями

    2. с одаренностью

    3. с особыми образовательными потребностями

    4. с хроническими соматическими заболеваниями

  4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

    1. социальных

    2. коррекционно-педагогических

    3. гуманитарных

    4. экономических

  5. К биологическим факторам риска не относятся…

    1. патология родовой деятельности

    2. биохимические вредности

    3. пребывание ребенка в семье группы социально риска

    4. инфекционные и вирусные заболевания матери

  6. Первичные дефекты возникают в результате…

    1. органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы

    2. психического недоразвития

    3. нарушений социального поведения

  7. Интенсивность и распространенность патологического процесса обуславливает…

    1. причины нарушений

    2. время и длительность воздействия повреждающих объектов

    3. степень нарушений функциональных связей

    4. характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

  1. Для детей с задержкой психического развития характерны…

    1. задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи

    2. двигательные расстройства

    3. предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении

    4. незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

  2. К причинам вызывающим нарушения слуха не относятся…

    1. социально-психологические факторы

    2. вредности, действующие на плод во время беременности матери

    3. наследственные факторы

    4. механические травмы

  3. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

    1. социальному

    2. речевому

    3. двигательному

    4. сенсорному

  4. Тифлопедагогика – наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

    1. лечении

    2. воспитании

    3. обучении

  5. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

    1. зрения

    2. слуха

    3. познавательной деятельности

    4. речи

  6. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

    1. сенсорными нарушениями

    2. эмоционально-волевыми нарушениями

    3. вынужденной изоляцией ребенка в связи с затруднениями в передвижении

  7. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

    1. отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

    2. выраженными потребностями в контакте с другими людьми

    3. индифферентным отношением к окружающим

  8. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

    1. полу

    2. возрасту

    3. ведущему нарушению

    4. типу высшей нервной деятельности

  9. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

    1. педагогического оптимизма

    2. дифференцированного подхода

    3. ранней педагогической помощи

    4. индивидуального подхода

  10. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

    1. экскурсии

    2. уроки

    3. кружки

  11. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

    1. речи

    2. слуха

    3. зрения

  12. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

    1. лицо с психическими отклонениями

    2. лицо пожилого возраста

    3. одаренный ребенок

    4. лицо с ограниченными возможностями

  13. Объектом специальной педагогики является:

    1. специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

    2. воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;

    3. личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении.

  14. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

    1. Л.И. Божович;

    2. Л.С. Выготский;

    3. П.Я. Гальперин.

  15. Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

    1. V вида;

    2. VII вида;

    3. VIII вида.

  16. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

    1. лечение заболеваний ребенка;

    2. реабилитацию детей с отклонениями в поведении;

    3. диагностико-консультативную деятельность.

  17. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

  1. компенсация

  2. коррекция

  3. адаптация

  4. абилитация

  1. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

    1. компенсация;

    2. коррекция;

    3. адаптация

К компонентам личностной реабилитации не относится:

— формирование адекватных форм социального поведения

— преодоление чувства малоценности, маргинальности

— лечение недостатков, последствий дефекта

— воспитание чувства собственного достоинства

Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

— Императора Александра I

— К.Д.Ушинского

— Императрицы Марии Федоровны

— Московской Городской Думы

Глава 2.Организация и содержание деятельности психолога на психолого-медико-педагогической комиссии (пмпк)

2.1. Специфика деятельности психолога в составе пмпк

Деятельность ПМПК особенно важна и сложна при комп­лектации начального звена коррекционных школ различного вида. Именно здесь в наибольшей степени задействован психо­лог. В настоящее время только начинает развиваться служба практической психологии в дошкольных образовательных уч­реждениях. Соответственно, и требования к деятельности пси­холога в составе ПМПК, комплектующего дошкольные обра­зовательные учреждения компенсирующего и комбинирующе­го видов, пока еще только разрабатываются. В данной главе мы рассмотрим деятельность психолога в составе комиссии, ориентированной на работу с детьми младшего школьного воз­раста. Хотя в целом описанное ниже адекватно и для работы психолога в составе ПМПК с детьми дошкольного возраста.

Очевидно, что имеется определенное своеобразие в деятель­ности ПМПК разного уровня. Муниципальные, областные, региональные ПМПК несколько отличаются по своим целям и задачам. Но в целом в характере деятельности как психо­лога в составе ПМПК, так и всей ПМПК, других ее специали­стов можно выявить общие составляющие, единые цели, за­дачи и технологии работы.

В качестве члена ПМПК психолог должен не только про­вести углубленное психологическое обследование ребенка и дать вероятностный прогноз его развития в рамках системы специального обучения, но также указать последовательность и направленность психологической коррекционной работы, необходимость консультации других специалистов (логопе­да, дефектолога и т.п.). Другой важной задачей психолога ПМПК является участие в коллегиальном обсуждении и вы­работке решения по организации системы специального обу­чения ребенка.

Основной задачей углубленного обследования является постановка психологического диагноза в соответствии с при­нятой на комиссии типологией и принятие решения о том, насколько данное коррекционное учреждение соответствует возможностям и особенностям ребенка.

В качестве примера можно привести случай из реальной практики работы ПМПК.

Для принятия решения об обучении во 2-м классе коррекционной школы VII вида на ПМПК был приведен Саша Л. (10 лет 3 месяца), до этого обучавшийся в домашних условиях. По данным педагоги­ческого тестирования ребенок не полностью владел программным материалом 1-го класса (программа 1-4). Психологический диаг­ноз этого ребенка представлял вариант нормативного развития, отягощенного общим снижением темпа деятельности. Нарушений речи не наблюдалось. Неврологический статус был определен как невыраженные признаки резидуально-органических повреждений ЦНС, что в наше время можно рассматривать почти как неврологи­ческую норму.

Совершенно очевидно, что обучение такого ребенка по программе и методами специального образования в течение 3-4 лет во фрон­тальном режиме совершенно необоснованно, поскольку в индиви­дуальном режиме он может овладеть общеобразовательным про­граммным материалом начальной школы существенно быстрее. Такой вывод делается на основании выявленных особенностей раз­вития ребенка. В связи с этим комиссией не было рекомендовано обучение по программе школы VII вида, а предложено рассмотреть возможность обучения по индивидуальной программе массовой общеобразовательной школы.

Можно привести еще один пример.

В возрасте 9 лет на ПМПК был приведен Боря Б., который на протя­жении двух лет пребывания в 1-м классе массовой школы (програм­ма 1-4) не смог овладеть программным материалом. В педагоги­ческой характеристике из школы, в которой обучается ребенок, присутствовали жалобы не только на трудности овладения про­граммным материалом, но и на трудности поведения, отсутствие какой-либо заинтересованности в учении (учебной мотивации) и т.п. По результатам психологического обследования был поставлен диагноз: «тотальное недоразвитие психических функций простого уравновешенного типа с грубой эмоциональной незрелостью и на­рушениями нейродинамических характеристик деятельности по типу колебаний работоспособности и темпа деятельности». Лого­педический диагноз: «ОНР третьего уровня, нарушения чтения и письма у ребенка с первичными интеллектуальными нарушения­ми». Диагноз невролога: «невыраженные признаки резидуально-органического повреждения ЦНС». Поликлиническим психиатром был поставлен диагноз: «выраженная задержка психического раз­вития». Педагогическая оценка: «фрагментарные, не систематизированные знания программного материала 1-го класса общеоб­разовательной школы у ребенка с низкой обучаемостью и трудно­стями переноса навыков на аналогичный материал».

После коллегиального обсуждения на комиссии было принято ре­шение о дополнительном психиатрическом обследовании и, вдальнейшем, направлении ребенка во 2-й класс школы VIII вида, по­скольку за исключением психиатра все специалисты комиссии со­чли возможности ребенка неадекватными и недостаточными для обучения в школе VII вида.

В большинстве случаев работы ПМПК подобные серьезные задачи и ответственные решения требуют индивидуального психологического обследования (впрочем, как и обследова­ний других специалистов). В целом, в соответствии с общими задачами ПМПК [78], функция психолога в качестве его чле­на коротко может быть обозначена как решение вопроса об адекватности школы (дошкольного образовательного учреж­дения) данного вида возможностям и психологическим осо­бенностям ребенка. То есть основной смысл деятельности пси­холога ПМПК заключается в понимании того, насколько дан­ная программа, особенности образовательного процесса данного вида обучения (методология, темпы, методы и сред­ства обучения, включая и дидактическое наполнение коррекционно-развивающей среды) соответствуют и адекватны воз­можностям и специфике развития ребенка.

Все большее значение при такой индивидуализации начи­нает приобретать психологический диагноз и дифференциа­ция особенностей состояния и развития детей от близких и сходных по феноменологическим проявлениям других типов отклоняющегося развития [110].

Помимо этого, в соответствии с представлениями о прогно­зе дальнейшего развития, психологом может быть рекомен­дована как длительность, так и форма (индивидуальная, фрон­тальная с дополнительными индивидуальными занятиями и т.п.) обучения ребенка в школе. Совершенно очевидно, что свое мнение о необходимости для ребенка того или иного вида коррекционного учреждения, длительности пребывания ре­бенка в нем имеют полное право выражать и другие члены комиссии. Конкретизация направления, видов, формы и дли­тельности коррекционной работы — задача уже психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, где будет находиться ребенок.

Достаточно часто в практике деятельности ПМПК встреча­ются случаи, когда ребенок направляется в коррекционное учреждение на так называемый диагностический срок, что также определяется решением ПМПК. В случае положитель­ной динамики развития и овладения программным материа­лом ребенок продолжает обучение в данной школе, в против­ном случае он вновь направляется на ПМПК для принятия решения об адекватном для него образовательном маршруте. В обоих случаях на комиссию должны быть в обязательном порядке представлены заключения каждого специалиста, ра­ботающего с ребенком (педагогов, логопеда, дефектолога, пси­холога и врача).

Подобные условия, безусловно, должны оговариваться в договоре, который на время нахождения ребенка в коррекционном учреждении (например, в школе VII вида) заключает­ся с родителями [78]. Точно так же все условия организации обучения и развития ребенка в рамках специального (кор­рекционного) учреждения (ДОУ или школы) должны быть тщательнейшим образом прописаны в уставе учреждения. Это позволяет избежать многих недоразумений и даже судебных преследований со стороны родителей в случае их несогласия, отвержения решений, принимаемых администрацией учреж­дения, его консилиумом.

Следует отметить, что комплектация коррекционного уч­реждения осуществляется в основном в соответствующем ДОУ и начальной школе. Однако академически неуспешные по различным причинам дети могут попасть на психолого-ме­дико-педагогическую комиссию и после 5-го класса, то есть в среднем звене.

Такие проблемы могут встречаться и у условно нормативных детей, которые часто и подолгу по разным причинам не посеща­ли школу. В качестве причин непосещения наиболее часто мо­гут выступать как социальные условия развития, так и пропус­ки по болезни (вследствие соматической ослабленности или хро­нического заболевания). В реальной жизни дети последней категории часто направляются в коррекционную школу, хотя в последнее время создаются и специальные школы для больных детей и детей-инвалидов1. В этих школах обучение ведется, как правило, по общеобразовательным программам, что более адек­ватно для соматически больных детей (в том случае, если у них не обнаруживаются особенности психического развития, даю­щие повод для обучения в школе VII вида).

В подобных ситуациях задачи дифференциальной психо­логической диагностики стоят особенно остро. С одной сторо­ны, все большее влияние на поведение и мотивацию ребенка оказывают эмоционально-личностные особенности, а с дру­гой — могут накапливаться пробелы в программных знани­ях, не позволяющие ребенку усвоить последующий матери­ал. При обсуждении ребенка такого возраста на комиссии особенно важно бывает сопоставить результаты психологи­ческого обследования и собственно педагогического тестиро­вания, для того чтобы более четко определить причины и механизмы неуспеваемости ребенка. Не всегда простой пере­вод ребенка из массовой школы в систему специального обра­зования при наличии пробелов (которые есть у детей, кото­рым показана данная программа обучения) будет способство­вать уменьшению его трудностей и тем самым эффективному усвоению материала.

Тестовое задание «Социальная педагогика» | Социальная сеть работников образования

21.

К компонентам личностной реабилитации НЕ относится: лечение недостатков, последствий дефекта

формирование адекватных форм социального поведения

преодоление чувства малоценности, маргинальности

лечение недостатков, последствий дефекта

воспитание чувства собственного достоинства

22.

Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как… коррекция

компенсация

коррекция

адаптация

23.

Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются… отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

выраженными потребностями в контакте с другими людьми

индифферентным отношением к окружающим

24.

К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся… социально-психологические факторы

социально-психологические факторы

вредности, действующие на плод во время беременности матери

наследственные факторы

механические травмы

25.

Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по… ведущему нарушению

полу

возрасту

ведущему нарушению

типу высшей нервной деятельности

26.

Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и  социальному развитию

социальному

речевому

двигательному

сенсорному

27.

Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…эмоционально-волевыми нарушениями

сенсорными нарушениями

эмоционально-волевыми нарушениями

вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *