Кто такой мизантроп? Значение слова
Люди с ненавистью к себе подобным или просто дети, которых не научили любить и прощать? Сегодня журнал «КтоТакой» погрузился в такое понятие как «мазантропия»..
Кто такой мизантроп?
Термины «мизантроп» и «мизантропия» заимствованы из греческого языка: они произошли от слов «мизос» (ненависть) и «антропос» (человек).
Мизантропия, если переводить дословно, — человеконенавистничество, которое характеризуется не как неприязнь, которую индивид испытывает не к какой-то конкретной группе людей или одному человеку, а к обществу в целом.
Причина такого отчуждения — неприятие устоев, правил и ценностей социума, которое и обуславливает уединение и стремление противопоставлять себя другим, которое выделяет мизантропа и делает его циником в глазах других людей.
Такого человека раздражают чужие слабости и недостатки, он не умеет прощать людям их ошибки. Зачастую мизантропы корят себя за собственные слабости и ошибки, ведь они также видят и свои собственные недостатки.
Друзья : Несмотря на свою неприязнь, которая, казалось бы, распространяется на всех и вся, мизантропы не могут полностью изолироваться от общества, у них всё равно будет несколько близких друзей, которых они выбирают себе после долгой и тщательной проверки. С этим узким кругом избранных у индивида устанавливаются доверительные и тёплые отношения, но остальных людей для него просто не существует.
Мизантропия — это не человеконенавистничество, как можно дословно перевести это слово, а просто критичность по отношению к другим за исключением узкого круга людей, с которыми у индивида с такой особенностью по каким-то причинам складываются хорошие отношения.
Почему становятся мизантропами?
Разумеется, мизантропия — не врождённая особенность, она появляется в течение жизни по причине определённых обстоятельств. Причины могут быть разными:
- Детские травмы. Если ребёнок в своей семье не чувствует любви и заботы, он не может доверять своим родителям, что уж говорить о чужих людях. Это часто происходит в неблагополучных семьях: поведение родителей даёт малышу установку, что «все люди плохие«. Причиной потери доверия к родителям могут быть и частые наказания и насилие, вследствие чего — накопленные застарелые обиды на близких и негативное отношение к ним, а потом и ко всем остальным.
Читайте так же — «Кто такие хикки и за что, они так не любят внешний мир?»
- Воспитание. Если родители ведут асоциальный образ жизни, то такой пример они подают и своему ребёнку, у которого будет формироваться такой же шаблон поведения.
- Чувствительность характера. Впечатлительные люди, обладающие тонкой душевной организацией — чаще всего перфекционисты по своей природе, они во всём стремятся к идеалу, а когда их мечты и представления о мире разбиваются о суровую реальность, они разочаровываются в обществе и хотят о от несовершенного социума и начинают искать уединения.
- Развитый интеллект. Неординарные способности и высокий интеллект заставляют такого человека судить о способностях других слишком строго. Хоть таких людей и не так много, но гениальность и неординарность их мышления может стать причиной либо снисходительного отношения к остальным, либо отношения к ним как к непроходимым тупицам, после чего появление мизантропии не заставит себя долго ждать.
- Неприятие себя. Человеку не нравятся какие-то его качества, и со временем эта ненависть трансформируется защитными механизмами психики в неприязнь к другим.
- Психологические проблемы. Причиной появления мизантропии может стать и неприятие самого человека обществом. У него не получается реализовать себя в социуме, возможно, причина в комплексах или других психологических барьерах. В этом случае значительно проще строить из себя интроверта и мизантропа, которому ничего не нужно от общества, чем признать, что дело в собственных страхах, а не в социуме.
Стоит ли лечить мизантропию?
Мизантропия — это не болезнь, а особенность психики, которая не требует срочного лечения. Стоит от неё избавляться или нет — дело каждого. Однако, если человек из-за собственного агрессивного отношения к людям находится в постоянной депрессии, стоит копнуть проблему глубже и обратиться за помощью к психологу — возможно, за неприязнью к людям скрываются более глубокие проблемы.
Видеть в чём-то несовершенство — ещё не значит быть мизантропом.
Важна сама реакция на это несовершенство. И если изменить направление мыслей с постоянной критики недостатков мира и людей на стремление что-то изменить и исправить к лучшему, это будет первым шагом к избавлению от мизантропии.
Такого человека нужно привлечь к участию в социальном проекте, благотворительном фонде. Как только человек начнёт понимать, что он может изменить что-либо к лучшему, его отношение к миру тоже начнёт меняться в лучшую сторону.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — «Кто такой филантроп и зачем он жертвует деньги?»
Известные мизантропы
Как уже говорилось выше, неординарные и высокоинтеллектуальные люди часто бывают мизантропами. Их особенности позволяют им более полно видеть картину мира и оценивать его недостатки.
«Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям» Фридрих НицшеПоэтому много примеров таких личностей можно встретить среди известных людей, таких, как Генрих Гейне, Артур Шопенгауэр, Ницше, Билл Мюррей, Егор Летов, Соломон.
Но несмотря на мизантропию, эти люди направляли свою деятельность на благо человечества.
Негативный пример мизантропии — Адольф Гитлер. Этот человек по-своему боролся за справедливость, но из-за других особенностей характера и мировоззрения его действия, направленные, как он сам считал, на восстановление справедливости, привели к чудовищным результатам.
В заключение хотелось не нужно ставить себе такой диагноз, если вы время от времени нуждаетесь в уединении, это нормальная потребность каждого.
Откровенная ненависть ко всем и вся — редкое явление, но если вы замечаете у себя такие эмоции, стоит задуматься и найти причину такого поведения.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Мизантропия — Википедия
Мизантрóпия[1] (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость[2]. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности и социальная «болезнь»[3].
Основные сведения
Мизантропия выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу. Связана с пессимизмом, недоверием, подозрительностью, нелюдимостью. Иногда мизантропия переходит в антропофобию (человекобоязнь)[4]. Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основной жизненной философией. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп».
Мизантропия и психические расстройства
Особенно к мизантропии склонны лица с расстройствами личности (конституциональными психопатиями), в характере которых преобладают замкнутость и чрезмерная обидчивость одновременно с подозрительностью, недоверчивостью и злобой
Формы
Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, правда количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.
Мизантропия нередко проявляется в форме упорного стремления причинять людям страдание и боль, мстить им всевозможными способами, вымещать на них злобу[6]. В повседневной жизни мизантропия может проявляться в форме неуважительного, циничного и унизительного отношения к окружающим людям, без учёта того, каковыми они являются на самом деле[6].
Часто мизантропия проявляется стремлением сочинять художественные, философские или психологические тексты, которые нацелены на дискредитацию образа человека и опорочивание самой его сущности[6]. При этом человечество описывается как роковая ошибка природы.
Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности.
В некоторых случаях мизантропия может быть избирательной: только в отношении мужчин (мизандрия), женщин (мизогиния) или детей (мизопедия)[5].
Мизантропия в философии и религии
В сатанизме (в том числе в сатанизме Ла-Вея) ядром идеологии является мизантропия[8].
В диалоге Платона «Федон» Сократ описывает, как может порождаться мизантропия:
Рассуждение-ненавидение и человеко-ненавидение происходят одним и тем же образом, а именно: последнее рождается в душе от сильного к кому-нибудь доверия, не основывающегося на искусной рассудительности, когда, то есть, мы почитали человека совершенно справедливым, искренним и верным, а потом, немного спустя, нашли его лукавым, неверным, и тому подобное. И кто испытывал это часто, особенно же от тех, которых считал самыми близкими и короткими друзьями, тот, многократно обманутый, наконец ненавидит всех и уверяется, что ни в ком нет искренности.
— «Федон». Из сборника «Сочинения Платона». Перевод В. Н. Карпова (1863)
Немецкий философ Артур Шопенгауэр имел репутацию мизантропа в том числе из-за его негативного отношения к воспроизведению потомства — антинатализма. Он считал человеческое существование «ошибкой», признавал горечь бытия и негативно оценивал опыт появления на свет.
В работах философа Фридриха Ницше присутствует множество мизантропических высказываний.
Мизантропия в музыке
Мизантропия часто воспевается в текстах такого экстремального направления музыки, как блэк-метал[9]. В нём часты призывы к убийствам, к уничтожению человечества.
Известные мизантропы
См. также
Примечания
- ↑ Мизантропия // Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение.
- ↑ Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т.. —
М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0. - ↑ Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 109—111. — ISSN 2410-6070.
- ↑ Панфилов Е.Мизантропия Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
- ↑ 1 2 3 4 Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. —
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Жмуров В. А. Мизантропия // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. Психиатрия и наркология: учебник. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. — С. 474. — 832 с. — ISBN 5-9704-0197-8.
- ↑ James R. Lewis. Violence and New Religious Movements. — Oxford University Press, 2011. — P. 368. — ISBN 978-0-19-983021-3.
- ↑ Keith Kahn-Harris. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. — Berg, 2007. — P. 40. — ISBN 978-1-84520-399-3.
- ↑ «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным».
- ↑ Э. Ватсон. Артур Шопенгауэр. Его жизнь и научная деятельность. — ЛитРес. — P. 88. — ISBN 978-5-4250-8322-7.
- ↑ Из письма Фердинанду Хиллеру, 1861.
- ↑ The piano-music of Charles-Valentin Alkan
- ↑ Американский мизантроп «Амброз Бирс» Роя Морриса (недоступная ссылка —
- ↑ Труд: Александр Гордон: «На семейном фронте у меня переменная облачность»
- ↑ Я — мизантроп, мне «импонируют» животные / Егор Летов «Я не верю в анархию» | Гражданская Оборона — официальный сайт группы
- ↑ Интервью с Биллом Мюрреем — MAXIMonline.ru
- ↑ Главный рок-крунер Британии споет в Москве
- ↑ Chris A. Masters Boyd Rice Interview from MISANTHROPE (англ.)
- ↑ Бойд Райс: «Я не фашист, я просто людей ненавижу»
Литература
- На русском
- Корепанова Е. М., Korepanova E. M. Социопатия как феномен современности: проблема определения //Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы.—Екатеринбург, 2016. — 2016. — С. 296—299.
- Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция //Инновационная наука. — 2016. — №. 4-5 (16).
- На немецком
- Friedrich-Karl Praetorius. Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
- Bernhard Sorg. Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schmidt). (нем.)
История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего
— человеконенавистник,
— нелюдим,
— тот, кто страдает мизантропией.
В первом из них внимание акцентируется на эмоциональной составляющей этого понятия — нужно искренне ненавидеть отдельных представителей вида Homo sapiens и всё человечество. Во втором подчеркивается маргинальное положение мизантропа — на периферии общества, вдали от людей. А в третьем содержится намек на то, что это состояние, сходное с болезнью, которой можно «страдать».
Мизантропия кажется очень современным типом мышления, особенно если вы еще продолжаете читать новости, но все три трактовки, зафиксированные в толковом словаре, сложились уже в античные времена.
Мизантропия по Лукиану — созидательная сила
Первого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.
Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.
Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.
В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:
«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».
Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:
«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».
Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.
Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.
Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.
О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:
«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».
Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.
Деструктивный потенциал мизантропии по Шекспиру
Разрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:
Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.
Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.
Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.
Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.
Ненависть мизантропа к самому себе
Восприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:
«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».
Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:
Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.
Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский Тимон — самоубийца. Причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:
Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!
Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».
Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:
Ты сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.
Мизантроп как маргинал
Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.
Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.
Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.
С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.
Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.
В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.
Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.
С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.
Читайте также:
Цифровая гигиена: как пользоваться соцсетями, не давая им использовать вас
Платон: ненависть к людям — психологическая проблема
Тенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:
«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого. Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»
Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:
«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».
Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.
Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство
Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:
«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».
Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.
С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.
Мизантропия — дьявольское наваждение
Христианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.
Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.
Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.
Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишек
Интерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.
Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:
«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».
Поэтому нет причин уважать человека — напротив, людскую глупость и злобу следует подавлять, а подчиненные достойны того, чтобы ими манипулировали власть имущие. Так, в 17-й главе «Государя» «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» Макиавелли хотя и призывает правителей казнить подданных только в случае «неизбежной необходимости», однако уточняет, что «еще важнее… не посягать на имущественные права подданных, потому что люди обыкновенно скорее прощают и забывают даже смерть своих родителей, нежели потерю состояния».
Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.
Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.
Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».
Любовь к человечеству: Кант и Гегель
Уже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.
«Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.
Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.
По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.
Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку
В рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.
Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший: «Все мы братья меж собой», — в письме к другу писал: «Я с воодушевлением принял мир в распростертые объятия, в конце же я ощутил лишь холодную глыбу льда на своей груди».
Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.
Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют
«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.
Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.
В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.
В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:
«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».
Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.
Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.
Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.
Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.
Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нет
В одном ряду с Джонатаном Свифтом и прочими врагами рода человеческого оказался и немецкий мыслитель XIX века Филипп Майнлендер, один из представителей пессимистического направления. В своей «Философии освобождения», датированной примерно 1870 годом, он пишет: «Я бы хотел разрушить все мимолетные побуждения, способные отвлечь человека от поиска тихой ночи смерти».
«Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.
Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:
«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».
Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.
Ненависть к человечеству — реальность XX века
Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?
Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.
При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.
Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.
«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.
Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.
Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?
Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.
Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.
Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2015 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.
Может быть интересно:
«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности
Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.
Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.
Мизантроп (картина) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Мизантроп.«Мизантроп» — картина Питера Брейгеля Старшего. Написана в 1568 году темперой по холсту. Хранится в Национальной галерее Каподимонте в Неаполе.
Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На картине изображён молодой злобный карлик, крадущий кошелёк у мрачного старика. Карлик вписан в сферу с крестом — это символическое изображение порочного мира. Старик в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, который должен свидетельствовать о благочестивом характере персонажа. Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под длинного чёрного плаща высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца. Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию «Где кошелёк, там и сердце», восходящую к Евангельскому тексту.
Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: «Так как мир столь коварен, я ношу траур». Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.
Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и три ловушки-чеснока, которые разложены по пути следования мизантропа. Угрюмый мизантроп контрастирует с пастухом, охраняющим овец на заднем плане и преисполненным заботы о своих подопечных. По традиции, идущей ещё от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.
Круглая форма картины нетипична для Брейгеля. Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал её всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине «Фламандские пословицы» и в этой работе десятью годами спустя. Здесь он возвращается также к оставленной технике — пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.
- Львов С. Л. Питер Брейгель Старший — Издательство: ТЕРРА, 1998.
- Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983.
- Orenstein, Nadine M., ed. Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints (неопр.). — The Metropolitan Museum of Art, 2001. — ISBN 9780870999901.
- Allegretti, Pietro. Brueghel. Milano: Skira, 2003. ISBN 00-0001-088-X
- Richardson, Todd M. Pieter Bruegel the Elder: Art discourse in the sixteenth-century Netherlands. Farnham; Burlington: Ashgate Publishing, 2011, pp.151-152. ISBN 978-0-7546-6816-9.
МИЗАНТРОП — это… Что такое МИЗАНТРОП?
МИЗАНТРОП — (греч.: этим. см. пред. сл.). Человеко ненавистник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИЗАНТРОП греч. misanthropes; этимологию см. Мизантропия. Человеко ненавистник. Объяснение 25000 иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка
мизантроп — а, м. misanthrope <гр. miseo ненавижу + anthropos человек.Человек, ненавидящий людей, чуждающийся их; человеконенавистник, нелюдим. БАС 1. Суть нецыии .. некоего в мысли своей имеют урода, что всё им грешно и скверно быти мнится, что либо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
мизантроп — нелюдим, ненавистник, человеконенавистник. Ant. филантроп, человеколюб Словарь русских синонимов. мизантроп см. человеконенавистник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник … Словарь синонимов
МИЗАНТРОП — МИЗАНТРОП, а, муж. (книжн.). Человек, склонный к мизантропии. | жен. мизантропка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МИЗАНТРОП — муж. пка жен. человеконенавистник, кто ненавидит людей вообще. пичный, пический, к мизантропии, ненависти к человечеству, относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Мизантроп — (от греч. μισέω, «ненавидеть» и ἄνθρωπος, «человек») человеконенавистник человек, склонный к мизантропии. Данная склонность может являться как жизненной философией, так и психическим заболеванием. Слово получило особое распространение после… … Википедия
мизантроп — греческий глагол «miseo» означает «ненавижу», существительное «antropos» «человек». Мизантроп тот, кто терпеть не может окружающих. Слово это вошло в русский язык в начале XIX века и имело поначалу разные оттенки значений. А.С.Пушкин в одной из… … Занимательный этимологический словарь
мизантроп — стар. мисанϑропи, мн., Ф. Прокопович; см. Смирнов 195. Первое – из франц. misanthrope, получившего особое распространение после комедии Мольера, а вторая форма – под влиянием нов. греч. произношения μισάνθρωπος. Посредство польск. mizantrop в… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Мизантроп — м. Тот, кто склонен к мизантропии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мизантроп — мизантроп, мизантропы, мизантропа, мизантропов, мизантропу, мизантропам, мизантропа, мизантропов, мизантропом, мизантропами, мизантропе, мизантропах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мизантроп — это… Что такое мизантроп?
МИЗАНТРОП — (греч.: этим. см. пред. сл.). Человеко ненавистник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИЗАНТРОП греч. misanthropes; этимологию см. Мизантропия. Человеко ненавистник. Объяснение 25000 иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка
мизантроп — а, м. misanthrope <гр. miseo ненавижу + anthropos человек.Человек, ненавидящий людей, чуждающийся их; человеконенавистник, нелюдим. БАС 1. Суть нецыии .. некоего в мысли своей имеют урода, что всё им грешно и скверно быти мнится, что либо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
мизантроп — нелюдим, ненавистник, человеконенавистник. Ant. филантроп, человеколюб Словарь русских синонимов. мизантроп см. человеконенавистник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник … Словарь синонимов
МИЗАНТРОП — МИЗАНТРОП, мизантропа, муж. (книжн.). Человеконенавистник, нелюдим, человек, страдающий мизантропией. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МИЗАНТРОП — МИЗАНТРОП, а, муж. (книжн.). Человек, склонный к мизантропии. | жен. мизантропка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МИЗАНТРОП — муж. пка жен. человеконенавистник, кто ненавидит людей вообще. пичный, пический, к мизантропии, ненависти к человечеству, относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Мизантроп — (от греч. μισέω, «ненавидеть» и ἄνθρωπος, «человек») человеконенавистник человек, склонный к мизантропии. Данная склонность может являться как жизненной философией, так и психическим заболеванием. Слово получило особое распространение после… … Википедия
мизантроп — греческий глагол «miseo» означает «ненавижу», существительное «antropos» «человек». Мизантроп тот, кто терпеть не может окружающих. Слово это вошло в русский язык в начале XIX века и имело поначалу разные оттенки значений. А.С.Пушкин в одной из… … Занимательный этимологический словарь
Мизантроп — м. Тот, кто склонен к мизантропии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мизантроп — мизантроп, мизантропы, мизантропа, мизантропов, мизантропу, мизантропам, мизантропа, мизантропов, мизантропом, мизантропами, мизантропе, мизантропах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Мизантропия — это… Что такое Мизантропия?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 18 мая 2012. |
Мизантро́пия (греч. μίσος — «ненависть» и άνθρωπος — «человек») — неприятие, ненависть к человечеству, неприязнь, презрение к «правилам», «моральным ценностям», догматам.
Основные сведения
Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Противоположность — филантроп.
Формы
Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.
Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой — максимальная блокада социально-коммуникативных связей[источник не указан 219 дней].
Известные мизантропы
В массовой культуре
В кино и на телевидении
В литературе
Джонатан Свифт высмеивал человечество. Особенно ярко он сделал это в главной книге своей жизни — «Путешествия Гулливера». Свифт не ненавидел человечество (хотя за ним закрепилась такая слава), но считал, что если человеку дать полную свободу, то рано или поздно он скатится до скотского состояния йеху[14]. Похожие идеи были и у Маркиза де Сада, который показал всю животную сущность человека, не ограниченного законом и моралью[15][16].
В комиксах
Примечания
- ↑ Из письма Фердинанду Хиллеру, 1861.
- ↑ The piano-music of Charles-Valentin Alkan
- ↑ Американский мизантроп «Амброз Бирс» Роя Морриса
- ↑ Труд: Александр Гордон: «На Семейном Фронте У Меня Переменная Облачность»
- ↑ Я — мизантроп, мне «импонируют» животные / Егор Летов «Я не верю в анархию» | Гражданская Оборона — официальный сайт группы
- ↑ Маргарита Кривченко. Искусство расширенного сознания
- ↑ Интервью с Биллом Мюрреем — MAXIMonline.ru
- ↑ Главный рок-крунер Британии споет в Москве
- ↑ Радио Текс
- ↑ Издательство Иностранка и Колибри — Рецензии: Пять главных переводных романов 2006 года Время новостей, № 239 (26.12.06)
- ↑ Газета. Ru — Кто такие Ктулху, Медвед и человекоподобные роботы
- ↑ Доктор Хаус уходит на пенсию
- ↑ Сериал «Доктор Хаус» «House M.D.» — Телепрограмма, синопсис, фотографии, трейлеры, рецензии — ТВ-Афиша
- ↑ Джонатан Свифт. Исторические личности
- ↑ Ерофеев В. Маркиз де Сад, садизм и XX век — электронная библиотека современной философии
- ↑ Философия маркиза де Сада
- ↑ Константин: повелитель тьмы — отзывы, видео, фото, когда смотреть по ТВ — Телегид АКАДО
- ↑ ЧАС — «Константин» (Constantine)
См. также
Литература
- Friedrich-Karl Praetorius: Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
- Bernhard Sorg: Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schmidt). (нем.)