Социально значимые поступки людей: Социально-значимая деятельность граждан — Русская Община — ЖЖ – Социальное поведение и его виды

Социально-значимая деятельность граждан — Русская Община — ЖЖ

Многие люди испытывают потребность приносить какую-либо пользу другим, улучшать своими поступками окружающий мир. Участвуя в  благотворительных акциях, помогая  соотечественникам и гражданам других стран, попавшим в трудные жизненные условия,  ухаживая за больными и престарелыми, принимая участие в патриотическом, морально-нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения, заботясь о бездомных животных, люди не просто совершают добрые дела, но осуществляют социально-значимую деятельность,  порой даже не подозревая, что это именно так.
К социально-значимой деятельности можно отнести любые  действия, направленные на решение социальных вопросов и проблем общества,  результатом которых являются положительные события и изменения, как в самом человеке, так и в окружающей его социальной среде.

Источник — Законодательное собрание города Севастополя


Если проблема возникает перед отдельным человеком, её можно считать личной, но если подобные проблемы стоят перед большим числом граждан и волнуют широкие слои населения, она становится социально значимой.  Их решению придаётся большое значение. Государство постоянно  ищет пути  наиболее эффективного их решения, совершенствует законодательное регулирование  в этой области.
Сфера, где каждый человек может осуществлять социально-значимую деятельность, довольно широка: помощь  малоимущим лицам и семьям,  школьное и дошкольное образование, здравоохранение, наука и культура, защита окружающей среды, сохранение исторического наследия, патриотическое воспитание  и многое другое.

Для того, чтобы осуществлять такую деятельность, человек, несомненно, должен обладать определёнными  личными качествами: добротой и состраданием, милосердием, любовью к Родине и многими другими, которые закладываются воспитанием и являются, зачастую, жизненными ценностями. В некоторых случаях  человеку необходимо  владеть определёнными навыками и знаниями.  При этом возраст не играет какой-либо существенной роли, социально-полезную деятельность могут вести практически все граждане: от школьников до пенсионеров.

Разные люди могут иметь различную мотивационную основу в своей социально-значимой деятельности: желание находиться в среде общественной жизни,  стремление к общению и реализации лидерских качеств и т.д. Если человек имеет достаточно высокий уровень потребности приносить пользу людям и обществу, его социально-значимая деятельность, как правило, длится достаточно долго и зачастую является неотъемлемой частью образа жизни.

Формы участия граждан в социально-значимой деятельности  настолько многообразны, что их невозможно перечислить: финансовая помощь гражданам и благотворительным  организациям, участие в различных мероприятиях СО НКО, самостоятельно выдвижение социальных инициатив и способов решения социальных проблем, волонтёрская деятельность и т.д.

Стоит признать, что в настоящее время гораздо больше тех, кто ограничивается периодическими или разовыми пожертвованиями отдельным людям или благотворительным организациям. Даже имея свои собственные социальные проекты, многие  люди не могут претворить их в жизнь, сталкиваясь с различными трудностями реализации: финансовыми, административными, физическими.

СО НКО, имеющие гораздо больше возможностей, должны как можно шире пропагандировать свою работу, быть открытыми и доступными, привлекать в свои ряды как можно больше граждан, давая им тем самым возможность реализовать свою потребность нести добро и быть полезными обществу.  Чем больше людей будет привлечено к участию в социально-значимой деятельности, тем выше будет общее материальное и духовно-нравственное благополучие страны, и тем легче будет справляться с основной задачей общества: воспитанием высоконравственных, творческих, успешных граждан, патриотов России.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Социальное поведение и его виды

Социальное поведение — действия человека среди людей и относительно людей (парадигма «Я и ты», «Я и мы»). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» — это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

Правильное поведение — соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное — не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

Ответственное поведение — поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Синтонное поведение — рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное — порождающее напряженность и конфликты.

​​​​​​​К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение.

Виктимное поведение (от англ. victim — жертва) — такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. «Если кто-то подставляет попу, очень хочется ее нашлепать». Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины, демонстрируют виктимное поведение.

Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок) — асоциальное, противоправное поведение человека. Поведение не просто отклоняющееся, но сильно отклоняющееся, преступающее рамки закона, нередко преступное поведение. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.

Демонстративное поведение — выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

Конфликтное поведение — поведение, которое провоцирует появление конфликта.

Ошибочное поведение — неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.

Ось «адекватное — неадекватное» и «к желаемой человеком цели — в сторону» дает удобную типологию: «правильное — ошибочное — конформное — нестандартное» поведение.

Разбирая причины того или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека — поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение.

В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция, ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».

Другое важное различение — это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение — самое распространенное, и оно же — источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют — к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Вводное занятие Университета

Что значит социально значимый? Социально значимые проекты. Социально значимые темы

Сейчас модным стало употребление слов «социально значимый». Но что они значат? О каких преимуществах или специфике они нам говорят? Какие задачи выполняют социально значимые проекты? Всё это мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Общая информация

Давайте обратимся к самому главному законодательному документу – Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, – это социально-значимый объект.

социально значимыйСледует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее. Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:
  1. Объекты здравоохранения, социально обеспечения, образования.
  2. Потребительский рынок, розничная торговля, заведения общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты культуры, досуга и физической культуры.
  4. Кредитно-финансовые организации, жилищно-коммунальные предприятия, компании ритуального и похоронного обслуживания населения.

Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.

Классификация

социально значимые проектыА как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества. В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.

Пример социальных качеств

социально значимые качестваИтак, учитель должен уметь:
  1. Организовывать процесс воспитания детей школьного возраста, а также мероприятия, что направлены на увеличение адаптивных возможностей у них, развивая умения конструктивно взаимодействовать на межличностном уровне.
  2. Осуществлять консультационно-просветительскую работу с родителями, чтобы сотрудничать в процессе воспитания ребенка.
  3. Оперативно решать педагогические задачи, что требует знаний не только правил и законов, но и значительной доли импровизации и творчества.
  4. Конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Что такое социальный проект?

совокупность социально значимых качествТак называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы. Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее. Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:
  1. Силами студентов и преподавательского состава организовывать и проводить праздничные и развлекательные мероприятия для детей сотрудников университета, в школах, детских садах и так далее.
  2. Проводить консультации и оказывать помощь родителям с детьми в решении проблем.
  3. Студенты-педагоги могут попробовать свои силы в подготовке учеников ещё в момент обучения в университете и посмотреть, как они смогут заинтересовать своих подопечных.

Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.

Социально значимые темы

социально значимые темыТак называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб – это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке – то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации. Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения – но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.

Мотивация

Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.

Заключение

социально значимые организацииКак видите, социально значимое «что-то» имеет определенную важность. Конечно, в наших условиях наибольшее внимание уделено именно темам. Так, как не вспомнить экономический кризис, который продолжается уже два года, заморозку накопительной части пенсии (продолженную до 2019-го) и иные проблемы, которые упорно не хотят решаться. С ними могли бы помочь справиться социально значимые проекты, но, увы, в наших реалиях они не являются чем-то излишне распространённым и масштабным. Хотя с чего-то ведь следует начинать. Возможно, кто-то из читателей этой статьи сможет придумать свежее решение какой-то социально значимой темы или же предложит проект, которые позволит ответить на большое количество вопросов, актуальных на сегодняшний день. Как бы там ни было, необходимо учиться и думать, что делать со сложившимся положением. Причем не прятать свои мысли в далёкий ящик, а выносить их на суд общества. Ведь даже если у одного человека нет сил реализовывать что-то, это не значит, что кто-то другой не возьмется за решение проблемы. А вместе даже горы свернуть будет намного легче.

Глава 4 Социальное поведение личности и человека в обществе

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;

родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Заключение.

Под девиантным поведением понимается социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

По поводу причин девиантного поведения единого мнения среди исследователей нет. Некоторые исследователи причиной отклоняющегося поведения считают несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое мнение сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. В современной отечественной социологии интерес представляет позиция, считающая источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Существует также зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Есть мнение, что причиной девиантного поведения являются изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность».

Преступность – отражение пороковчеловечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.

Все попытки ограничить потребление алкоголя (ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений) не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней. Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.

Суицид в большей степени характерен для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии. На лицо связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Также прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам.

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм, регламентация, аболиционизм. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Необходим поиск других путей борьбы.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо). Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков, проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

Список использованных источников и литературы.

  1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

  3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Ред. В.А.Ядов. 2-е изд. М., 1998.

  4. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. — № 4.

  5. http://socnet.narod.ru

27

Виды и формы социального поведения

Понятие социального поведения

Определение 1

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения является отдельный индивид или целая группа.

В социологию данное понятие пришло из психологии. Его содержание несколько отличается от содержания таких философских понятий, как «деятельность» и «действие». Под действием подразумевается целенаправленный и рационально обоснованный поступок, в то время как поведение является реакцией индивида на изменения среды или внутренние изменения.

Если обратиться к социологическому аспекту рассматриваемого понятия, то следует заметить, что поведение индивида обусловлено, в первую очередь, социализацией. Поведенческие различия зависят от качеств, которые были приобретены в ходе этого процесса. Также на социальное поведение индивидов определяется ролевой структурой общества.

С понятием социального поведения связно такое важное понятие, как «социальная норма поведения».

Определение 2

Социальная норма поведения — это такое поведение, в полной мере соответствующее статусным ожиданиям.

Таким образом, общество может с довольно высокой вероятностью предсказывать действия члена этого общества, а сам он имеет возможность соотносить свое поведение с принятыми образцами, правилами, моделями и идеалами.

Р. Линтон назвал социальной ролью поведение, которое соответствует всем статусным ожиданиям. Такая позиция близка к фунционалистскому направлению. Главным фактором, обусловливающим социальное поведение, здесь названа социальная структура. Р. Мертоном было введено понятие «ролевого комплекса», обозначающее совокупность ролевых ожиданий, обусловленных данным статусом. Связанной с ним является категория «ролевого конфликта» – конфликта, вызванного противоречиями между ролями или элементами ролей одного или нескольких индивидов.

Функционалистский подход был подвергнут критике со стороны представителей социального бихевиоризма. По их мнению, в ролевой интерпретации поведения упускаются из виду немаловажные психологические факторы. Бихевиористы считали, что изучение поведенческих процессов необходимо строить на базе современных достижений в области психологии. С их точки зрения, функционалистская парадигма была актуальна во времена Дюркгейма, но впоследствии, когда уровень развития психологии как науки, был незначителен. Впоследствии же, когда она достигла определенных успехов, такой подход себя изжил.

Формы социального поведения

Через социальное поведение его субъекты (индивиды и группы) проявляют свои установки и предпочтения, способности и возможности.

Существуют две основные формы социального поведения:

  • Естественное;
  • Ритуальное.

«Естественное» поведение направлено на достижение индивидуальных целей. Это эгоцентричное, индивидуально-значимое поведение. Оно носит природный характер. В чистом виде естественное поведение не соответствует общественным нормам, поэтому оно базируется на ряде социальных конвенций и уступок.

Что касается второй формы поведения, то следует заметить, что ритуал является неотъемлемой частью социальной жизни. Люди практически не замечают, что живут в поле ритуальных взаимодействий. Благодаря различным ритуалам обеспечивается стабильность и устойчивость социальных структур.

Ритуальный характер поведения имеет для общества серьезное значение, однако в ряде случаев естественное поведение для индивида может оказаться более выгодным. По этой причине, общество старается преобразовать формы естественного поведения в формы ритуального.

Виды социального поведения

Существует также множество других оснований для классификации видов социального поведения. Можно выделить следующие:

  • По субъекту социального поведения: общественное, массовое, классовое, групповое;
  • По системе отношений: производственное поведение, экономическое (потребительское, распределительное и т.д.), социально-политическое (политическая активность, электоральное и др.), правовое поведение (законопослушное, девиантное, делинквентное), нравственное (моральное, аморальное, безнравственное), религиозное;
  • По признаку активности — пассивности личности: пассивное, активное, конформное.
  • По времени осуществления: импульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое.

Под массовым поведением подразумеваются это спонтанные и непродолжительные действия относительно большого количества людей, находящихся в неопределенной ситуации. Можно, в свою очередь, выделить несколько основных форм массового поведения: толпа, паника, бунт, сплетни, массовая истерия.

Замечание 1

Важной проблемой является феномен девиантного (отклоняющегося) поведения. Основанием отклонений являются особенности взаимосвязи индивида и среды, индивидов меду собой.

К основным формам девиантного поведения обычно относят правонарушения (в том числе, преступления), наркоманию, пьянство, проституцию, самоубийство. Если говорить более широко, то оно может проявляться в самых разных действиях и поступках, не соответствующих существующим в данном обществе нормам.

В социологии термин «девиантность» применяется в широком и узком значениях. В широком смысле это любое несоблюдение общественных правил и норм, начиная с мелких, несущественных проступков. В более узком значении девиантностью называются только незначительные нарушения каких-либо правил, не попадающие под уголовные статьи.

Можно выделить несколько разновидностей отклоняющегося поведения:

  • Культурные отклонения, т.е. отклонение некоей социальной группы от норм культуры;
  • Индивидуальные и групповые. Первые присущи отельному человеку, который отвергает определенные общественные нормы. Групповые отклонения становятся в том случае, когда от социальных норм уклоняется;
  • Первичные и вторичные. Первичные являются незначительным нарушением норм совершаются и совершаются, как правило, в первый раз или необдуманно. В случае со вторичными отклонениями нарушения более весомы;
  • Культурно одобряемые отклонения. К отклонениям данного типа можно отнести, к примеру, проявление незаурядных способностей в какой-либо сфере деятельности. Для такого случая существует термин «положительная девиация».

Социальная значимость

15.1. Поведение людей и право

Право может регулировать общественные отношения, лишь воздействуя на поведение людей. Заметим, наиболее часто «поведение» трактуется как «образ жизни и действий». Слово «деятельность», по сути, производно от понятия «поведение», включает цель, средства, результат и сам процесс»1. Деятельность подразделяется на материальную, общественно-политическую, духовную и т.д.

Обобщая сказанное, отметим: деятельность человека – это проявление его физической или интеллектуальной энергии, направленной на достижение определенного результата. Здесь учитывается определение цели, использование тех или иных средств для ее достижения, приложение соответствующих усилий.

По-видимому, понятие «поведение» в сравнении с «деятельностью» более емкое, включает как активную деятельность индивида, так и его бездеятельность (неявка избирателя в день выборов на избирательный участок по принципиальным соображениям, забастовки граждан по экономическим и другим мотивам и др.). В зависимости от формы проявления поведение может быть вербальным (словесным) и реальным (практическим).

Вербальное поведение складывается из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида. Поведение этой разновидности не безразлично для права, может служить основанием для реализации санкций, предусматривающих определенные меры правового воздействия в отношении тех или иных субъектов. Такие меры могут применяться, например, в отношении индивида, если он использует в определенных целях клевету, порочащую честь, достоинство другого лица или подрывающую его репутацию (ст. 129 УК РФ) или допускает оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Реальное (практическое) поведение проявляется в определенных практических действиях индивидов, организаций, осуществляемых в целях решения тех или иных задач, обеспечения взаимодействия с иными субъектами социальной жизни. Такое реальное поведение в зависимости от согласованности с общечеловеческими ценностями может оцениваться положительно либо отрицательно, т.е. признаваться отклоняющимся, антиобщественным.

Важным фактором, определяющим социальную направленность поведения, деятельности человека, является его отношение к праву, правовой действительности. В этой связи поведение людей в сфере права в зависимости от форм выражения, интенсивности, мотивов, целей, последствий может быть юридически безразличным, правомерным и неправомерным. То, что не урегулировано правом не имеет юридического значения (юридически безразлично) и не влечет юридических последствий. Назовем в этой связи мыслительную, психическую деятельность человека, его личную жизнь, отношения дружбы, товарищества, религиозные отношения, взаимоотношения людей в быту, коллективе, внутрисемейные отношения и др. Речь идет о юридически нейтральном, безразличном по отношению к праву поведении, не влекущим юридические последствия. Это подтверждает то, что основное предназначение права — его направленность на регулирование наиболее значимых общественных отношений.

Действительно, право регулирует не все, не любое поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения, имеющие важное общественное значение. Будучи закрепленным в правовой форме (в позитивной или негативной), такое поведение становится юридически значимым, т.е. вызывает те или иные последствия, охраняется и обеспечивается государством»1.

Поведение людей в правовой сфере — это поведение, урегулированное правом – правовое поведение – форма существенных связей между людьми. Назовем в этой связи имущественные, товарно-денежные отношения, отношения производства, обмена, распределения; сфера управления в обществе, для которой характерна обязательность решений вышестоящих органов, для органов подчиненного уровня, должностных лиц и граждан; отношения, связанные с установлением порядка в обществе (предотвращение и пресечение нарушений общественного порядка, установление формы вины и меры ответственности за подобные деяния)и др.

Еще раз подчеркнем: социально значимое поведение людей следует рассматривать в качестве правового поведения, если оно предусмотрено нормами права, регулируется ими и влечет юридические последствия.

Правовое поведение отличается рядом общесоциальных и юридических признаков. Существенно то, что оно обладает социальной значимостью, выраженной, в частности, в его оценке со стороны окружающих. В зависимости от того, насколько поступки каждого лица сообразуются с правовыми и иными социальными нормами и ценностями, можно говорить о его общественно полезном или общественно вредном поведении. Далее, правовому поведению свойственна соответствующая субъективная основа (сторона) поведения, выражающаяся в отношении человека к своим действиям, к тем последствиям, которые они порождают.

Существенна и правовая регламентация такого поведения, означающая его соответствие или противоречие правовым предписаниям; подконтрольность государству в лице его правоприменительных и правоохранительных органов; возможность государственного принуждения в случае нарушения требований правовых норм. Такая позиция относительно основных показателей правового поведения разделяется большинством авторов1.

Представляется обоснованным и суждение о том, что правовое поведение – это социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, предусмотренное правом и влекущее за собой юридические последствия2.

К видам правового поведения относятся следующие:

1) правомерное поведение, соответствующее правовым предписаниям;

2) правонарушение – социально вредное поведение, нарушающее требования норм права;

3) злоупотребление правом, выступающее в следующих двух разновидностях:

– социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм;

– социально вредное поведение грубо нарушающее закон и влекущее уголовную ответственность;

4) объективно-противоправное деяние – невиновное общественно вредное действие или бездействие, нарушающее правовые предписания, влекущее предусмотренные правом последствия (например, случайное причинение вреда источником повышенной опасности).

Названные виды такого поведения — существенный органический элемент правовой действительности. К тому же, правомерное поведение характерно для большинства граждан. Иного и не может быть, поскольку нормы права закрепдяют объективно сложившиеся общественные отношения.

Поступки — это… Поступки человека

Каждый человек в своей жизни каждый день совершает ряд разнообразных поступков. Но знаете ли вы, что такое поступки? Этот вопрос кажется довольно простым, но если задуматься, то мало кто знает определение понятия «поступок». Оно является повседневным, в течение одного дня вы вполне можете несколько раз его упомянуть и еще больше раз услышать, но вы ни одного раза не задумаетесь о том, что именно имелось в виду. Именно поэтому вам стоит внимательно изучить данную статью. Из нее вы узнаете не только о том, что такое поступки, но и о том, какие у них бывают виды и особенности, включающие в себя ряд компонентов. Естественно, в реальной жизни данная информация не будет для вас слишком полезной. Ведь каждый знает, что поступки – это действия, которые совершает человек. Однако для расширения горизонтов вам все же стоит проникнуться этой темой.

Что такое поступок?

поступки это

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое поступки. Казалось бы, вопрос является очень простым и банальным, многие люди рассмеются, услышав его. Но если они задумаются на минуту, то поймут, что не могут дать точный ответ. Да, поступки – это действия человека, но чем в таком случае отличаются поступки от действий? Ответ, между прочим, является довольно простым. Ведь поступок – это сознательное и только сознательное действие, которое человек совершает по собственной воле. Таким образом, поступок представляет собой воплощение реализации акта свободной воли. Поступки очень плотно связаны с характером человека. Ведь они являются отображением черт характера человека в реальном мире. Очень часто психологи определяют их как утверждения человеком себя в качестве конкретной личности. Как видите, поступки – это очень важная вещь, о которой стоит знать больше деталей. Например, какие бывают виды поступков, какие у них бывают особенности и так далее.

Виды поступков

поступки человека

Поступки человека нельзя отнести к одному уровню, потому что они сильно различаются. Существует несколько видов поступков, на которые вам стоит обратить внимание, чтобы разобраться в этом вопросе.

Самый первый вид – это рефлекс. Многие люди могут подумать, что рефлекс не относится к поступку, так как он не является сознательным, но они будут неправы. Действительно, рефлекс не является сознательным действием, это бессознательная реакция на внешний раздражитель, однако при этом посыл к действию идет изнутри. То есть, если вам в лицо светит солнце, вы рефлекторно поднимаете руку, чтобы закрыть глаза, а если в вас летит какой-либо предмет, вы рефлекторно отступаете в сторону. Это базовый уровень поступков, который описывает только основные инстинкты. Но рефлексы – это все же поступки, так как они на самом банальном уровне описывают те или иные аспекты характера человека. Если взять пример с тем же летящим предметом, у разных людей могут быть разные рефлексы: кто-то попробует словить предмет, кто-то постарается увернуться, кто-то подобьет его ногой и так далее.

Следующий вид поступков – это инстинкт. Это эмоциональное и целесообразное действие, которое отличается тем, что человек совершает его осознанно, однако при этом не осознает результатов, которые он получит в результате. Человек ест, потому что ему это подсказывает инстинкт – ему не нужно каждый раз напоминать себе о том, что нужно пообедать, чтобы не умереть с голоду.

Самый распространенный вид поступка – это сознательное действие. В данном случае человек не только осознанно совершает определенный поступок – он знает также, какие будут последствия у этого действия, а также стремится к получению какого-либо конкретного результата. Именно такие поступки в большей степени раскрывают характер человека, совершающего их.

Как видите, поступки человека можно разделить на несколько разных видов, которые по-своему будут характеризовать того или иного человека. Что еще можно рассказать о поступках? Например, можно взглянуть на то, какими особенностями они обладают, то есть какие компоненты можно выделить в поступках.

Мотив

совершенный поступок

Первая особенность поступков – это мотив, то есть что-то, что движет человеком для совершения того или иного поступка. Каждый совершенный поступок имеет свой мотив. Даже у рефлексов он имеется, хотя при этом и является подсознательным. Немотивированные поступки являются отклонением от нормы, и если человек их совершает, то ему требуется помощь психолога или даже психиатра. Однако мотив – это далеко не единственный компонент, который имеет каждый совершенный поступок.

Цели

хорошие поступки

Цель поступка – это то, что хочет получить человек, совершая то или иное действие. На первый взгляд понятия мотива и цели могут быть похожими, но на самом деле они сильно отличаются друг от друга. Мотив – это то, что является первоначальной причиной совершения действия, в то время как цель – это конечный итог, к которому движется человек, совершающий поступок. Именно цели могут определить, хорошие совершаются поступки или плохие. Например, это можно сделать, если взглянуть на то, совпадают ли интересы человека, совершающего поступок, с интересами окружающих его людей. Если интересы совпадают, то поступок может быть хорошим, но если же этого не случается, то поступок определенно будет плохим и эгоистичным. Естественно, здесь нет категоричности, поэтому интересы зачастую совпадают частично. Соответственно, бывают не только плохие и хорошие поступки, но это в любом случае знает каждый человек.

Предмет преобразования

поступок суть

Именно предметом преобразования поступок отличается от действия. Поступок, суть которого заключается в преобразовании собственной личности или личности другого человека, отличается от действия, которое может быть направлено абсолютно в любую сторону при любых обстоятельствах.

Средства

примеры поступков

Поступок никогда не совершается просто так – для его совершения человеку необходимы определенные средства. И если вы не видите этих средств, то это не значит, что их не существует. Средства могут быть самым разнообразными, словесными или практическими. Примеры поступков, которые используют практические средства, многочисленны. Это может быть и поход в магазин, и игра в футбол, и уборка в квартире. Поступок, который использует словесные средства, является немного более сложной вещью. Он не включает в себя действие как таковое и основывается только на речи. Однако это не значит, что какое-либо высказывание не может быть поступком: мотивационная речь или призыв к спасению бездомных животных уже представляет собой поступок, который характеризует человека с той или иной стороны.

Процесс

поступки детей

Про процесс, то есть непосредственно совершение самого поступка, нет смысла много рассказывать, однако не упомянуть его нельзя. Более того, процесс совершения поступка может сильно отличаться. Например, поступки детей обычно имеют довольно простой и незамысловатый процесс, однако с возрастом он постепенно усложняется, включается предварительное обдумывание, планирование, варианты развития событий и так далее. Однако, как и во всех случаях, все сводится к совершению действия и получению результата.

Результат

Раз уж речь зашла о результате поступка, то нужно задержаться на этом понятии и разобрать его немного более детально. Как и в случае с обыкновенным действием, в большинстве случаев после завершения процесса поступка можно будет увидеть определенный результат. Однако действия и поступки различаются между собой тем, что поступок включает в себя сознательность. Соответственно, как уже было сказано в пункте, описывающем предмет преобразования, результатом является не только то, что получилось в итоге завершения процесса поступка, но также и личностные изменения у человека, совершающего его, у другого человека, а также межличностные изменения. Проще говоря, совершение действия дает только фактический результат. В то время как совершение поступка несет за собой еще и моральные последствия.

Оценка

Ну и последний пункт, о котором стоит рассказать, – это оценка поступка. Это высочайший уровень сознательности человека при совершении действия. Как уже было сказано ранее, поступок может быть рефлексивным, инстинктивным и, наконец, осознанным. Последний включает в себя понимание того, что в конце будет какой-либо результат, а также движение к определенной цели. Но есть еще более высокий уровень – оценка поступка, то есть анализ того, что произошло, какие факторы были вовлечены, какие последствия проявились, а также как это повлияло на людей и на окружение в целом. Однако, чтобы в полной мере оценить поступок, вам необходимо знать все его компоненты, начиная с мотива и заканчивая финальным результатом. Только тогда вы сможете оценить поступок объективно и сделать касательно него соответствующие выводы.

Что ж, теперь вы знаете, что такое поступок, чем он отличается от обыкновенного действия, какими бывают его виды, каковы его особенности и компоненты, как отличаются хорошие поступки от плохих и так далее. Эта информация не является жизненно необходимой, вы сможете спокойно существовать и без нее, но все же она может оказаться для вас полезной, познавательной и более чем интересной.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *