Таблица строение головного мозга человека – Методическая разработка (биология, 8 класс) по теме: «Строение и функции головного мозга»

Головной мозг человека | Дистанционные уроки

26-Мар-2013 | комментария 2 | Лолита Окольнова

Головной мозг человека — орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение.

 

головной мозг

 

 

 

Головной мозг — одна из главных частей центральной нервной системы человека.

 

Это один из самых малоизученных органов, к тому же, это один из самых малоиспользуемых органов 🙂 Человека использует возможности своего мозга максимум на 15%.

Мы рассмотрим основные особенности строения и функций головного мозга.

 

 

основные отделы мозга

 

На стадии эмбриона головной мозг развивается из нервной трубки. Начинает он формироваться на четвертой неделе (1 месяц) развития зародыша, а в конце 9 недели (2 месяца) уже разделен на отделы.

 

Клетки мозга — нейроны — основные клетки нервной ткани.

 

серое и белое вещество

 

Серое вещество — образует кору головного мозга — это тела нейронов.

 

Белое вещество —  аксоны нейронов, которые образуют нервные волокна и образуют нервные пути и связывают между собой все отделы мозга человека.

 

Тани головного мозга:

 


головной мозг человека 
  • 2 оболочки из соединительной ткани — твердая и мягкая,
  • между этими оболочками — сосудистая ткань;
  • под оболочками находится специальная жидкость — ликвор
    .

 

При рождении человека  вес головного мозга составляет примерно 0,3 кг,  у взрослого он – около 1,5 кг.

 

Отделы мозга человека

 

доли мозга

 

Левая доля головного мозга отвечает за логику и аналитическое мышление, правая доля — творческое мышление.

 

В головном мозге человека 4 отдела:

Продолговатый мозг (мост) — в процессе эволюции появился практически самым первым и отвечает за все вегетативные функции организма — дыхание, работа сердца, пищеварение и соответствующие рефлексы:

(для простоты запоминания, мы введем мнемоническую ассоциацию — слово «СЛЕЗА» по первым буквам основных рефлексов:

 — сосудодвигательный центр — регулируется тонус соусдов (степень их сжатия), т.е. от его работы зависит артериальное давление;

легкие (дыхательный центр)  — регулирует частоту вдыхания и выдыхания

еда — все пищеварительные рефлексы: отделение слюны, глотание, выделение желудочного сока, работа поджелудочной железы;

защита — кашель, чихание, слезоотделение и рвотный рефлекс;


головной мозг человека

Задний мозг — мозжечок (мост) — по сути это одна структура — мост соединяет две части мозжечка. Мозжечек определяет положение тела в пространстве, отвечает за координацию.

Средний мозг — по сути это продолжение моста, это зрительный и сенсорный центр человека.

Промежуточный мозг — согласует работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание, гомеостаз

 

В этом отделе находятся гипофиз и гипоталамус — две железы, влияющие на все остальные железы человека.

 

Конечный мозг — включает в себя полушария

 

Давайте разберем 4 доли головного мозга человека и их функции:

 

Доля Функции
Лобная доля восприятие зрительных образов; личностные качества человека;
Теменная доля отвечает за ощущения человека;определяет положение тела в пространстве; координация
Затылочная доля зрительные центры
Височная доля центры слуха и центры обоняния

 

Кора головного мозга — считается обязательным условием наличия высшей нервной деятельности человека — осознанная речь, творчество, интеллект и т.д.

 

Кора состоит из серого вещества, т.е. из телец нейронов. Она образует борозды, а между ними располагаются извилины. Борозды делят мозг на доли.

 

Чем больше извилин, тем умнее человек? Вовсе нет. Мозг выдающихся ученых имеет столько же извилин, что и мозг самых обыкновенных людей.

 

Извилины увеличивают площадь поверхности мозга и уменьшают длину нервных путей.

 


 

  • в ЕГЭ это вопросы А15 и  А16
    — системы органов человека
  • A17 — Внутренняя среда организма человека
  • А18 — Нервная система
  • A33 — Процессы жизнедеятельности организма человека
  • С5 — вопросы по анатомии
  • в ГИА — А9 — Анатомия и физиология человека

 

 

Еще на эту тему:

Обсуждение: «Головной мозг человека»

(Правила комментирования)

Большие полушария головного мозга — урок. Биология, Человек (8 класс).

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого), соединённых мозолистым телом. Нижняя поверхность полушарий называется

основанием мозга.

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества, связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое — за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.


Ucheny-e-vy-rastili-kopiyu-chelovecheskogo-mozga.jpg

 

Серое вещество образует кору головного мозга.

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий.

Кора больших полушарий головного мозга — это тонкий слой серого вещества (тел нейронов) толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около \(2000\)–\(2500\) см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на \(4\) доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Между бороздами расположены складки коры полушарий — извилины.

 

assotsiativnye-zony-kory-golovnogo-mozga.jpg

 

Наибольшего развития у человека достигают

лобные доли, отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около \(50\) % массы головного мозга.

 

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях. Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной, именно с ней связана способность к обучению. Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

 

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны

:
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.

assotsiativnye-zony-kory.jpg

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

http://school-collection.edu.ru

http://up-image.ru/assotsiativnye-zony-kory-golovnogo-mozga

Строение и функции головного мозга

Головной мозг выполняет множество функций, имеет очень сложное строение и в конечном итоге именно благодаря ему, мы осознаём, кто мы есть на самом деле.

В древности из-за сходства со студнем, головной мозг вообще считали веществом, охлаждающим кровь и при бальзамировании трупов не хранили.

На данном этапе исследований хорошо объяснено функционирование отдельных клеток, однако, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как единое целое, доступно лишь в упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Головной мозг располагается в черепе, кости которого защищают его от механических повреждений. Внешне мозг напоминает желеобразную массу желтоватого цвета.

Масса головного мозга человека составляет в среднем 1300-1400 грамм. Несмотря на то, что человек считается единственным разумным существом на планете Земля, он не рекордсмен по размеру головного мозга. Так масса головного мозга индийского слона составляет около 4-5 килограмм, финвала (сельдяного кита) 6-7 килограмм.

Из приведённых примеров можно сделать вывод, что так называемые интеллектуальные способности живых организмов не имеют прямой зависимости от массы мозга.

Это подтверждается и следующими фактами: например, у немецкого философа Иммануила Канта мозг весил 1650 грамм, русского писателя Ивана Тургенева 2012 грамм, а у французского поэта Анатоля Франса всего 1017 грамм — почти в два раза меньше, чем у Тургенева.

Как и спинной, головной мозг покрыт тремя оболочками: твёрдой, паутинной и мягкой.

Так как в головном мозге очень активно осуществляются обмен веществ, он богато снабжён кровеносными сосудами, обеспечивающими его кислородом и питательными веществами.

Внутри головного мозга, как и спинного можно различить серое и белое вещество. Но расположение их отлично. Тела нейронов, которые образуют серое вещество находятся как на поверхности мозга, так и внутри него среди белого вещества, образуя ядра.

В строении головного мозга выделяют несколько отделов

Чтобы не запутаться с головным мозгом человека, давайте сначала разделим его на три более крупный отдел, а затем отыщем в них уже знакомые нам пять.

Итак, три крупных отдела следующие: задний, средний и передний.

Задний представлен продолговатым мозгом, мостом и мозжечком.

Средний разделять не будем.

А передний мозг состоит из промежуточного и конечного.

Строения и функций головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами.

Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез.

В продолговатом мозге лежат жизненно важные центры, участвующие в регуляции деятельности сердца и сосудов, дыхания (знакомый нам дыхательный центр), Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Через мост проходят все восходящие и нисходящие пути, связывающие передний мозг со спинным мозгом, с мозжечком и другими структурами.

Над продолговатым мозгом находится мозжечок. Поверхность мозжечка (кора) представлена серым веществом и имеет складки, извилины и борозды. Внутри мозжечка также имеются ядра – скопления серого вещества.

Принципиально строение мозжечка повторяет строение всего мозга, откуда и появилось его название.

Мозжечок представляет собой мозговой центр, который имеет в высшей степени важное значение для координации и регуляции двигательной активности и поддержания позы. Мозжечок работает главным образом рефлекторно, поддерживая равновесие тела и его ориентацию в пространстве.

При повреждении мозжечка человеку трудно стоять з закрытыми глазами, сильно нарушается точность движений, появляется дрожание конечностей.

Средний мозг является продолжением моста. На его поверхности, обращённой к мозжечку имеется четыре бугорка – четверохолмие.

Верхние бугры четверохолмия осуществляют первичную обработку зрительной информации. Нижние - центры первичной обработки информации от органов слуха.

Также в среднем мозге расположены важнейшие двигательные центры, участвующие вместе с мозжечком в координации позы тела и поддержании тонуса мышц.

Промежуточный мозг состоит из верхней частиталамуса, или зрительных бугров и нижней части – гипоталамуса. С гипоталамусом особой ножкой соединён известный нам гипофиз.

Таламус обрабатывает все виды информации, поступающей из органов чувств, кроме обонятельной. Так как большинство из нас обладает пятью чувствами, а о шестом можно только подозревать, значит таламус принимает зрительную, как видно из названия «зрительные бугры», осязательную, вкусовую и слуховую информацию.

В таламусе также расположены высшие центры болевой чувствительности. Так что, если у вас «болит палец», который вы укололи, знайте, об этом вам сигнализирует промежуточный мозг.

Гипоталамус, выделяет особые нейрогормоны, которые оказывают влияние на работу гипофиза. Поэтому его можно назвать основным звеном нейрогуморальной регуляции функций организма.

Кроме того, в гипоталамусе расположены центры голода и жажды. При их раздражении человек поглощает огромное количество пищи и воды независимо от того, сколько было съедено и выпито до этого.

Поражение гипоталамуса приводит к расстройству многих функций организма (терморегуляции, дыхания, давления, сердечного ритма, перистальтики кишечника и других), а как следствие и гомеостаза в целом.

А теперь переходим к конечному мозгу. Его мы поставили особняком, и вы скоро убедитесь, в чём дело.

Кому интересно, может ознакомиться подробнее в открытых источниках. Здесь же мы остановимся на общих моментах.

Большие полушария головного мозга человека разделены глубокой продольной щелью на две половины – левую и правую.

Координацию работы больших полушарий обеспечивает специальная перемычка – мозолистое тело, образованное нервными волокнами.

Кора головного мозга покрывает большие полушария слоем (внимание!) от 1 до 4,5 мм. Представьте себе, какой он небольшой. И этот слой содержит всю информацию, которая отличает нас от животных, обеспечивая высшую нервную деятельность.

Дело в том, что кора не гладкая, если вы помните пройдённый материал о строении головного мозга млекопитающих.

Так вот, кора не гладкая и образует большое количество различных по глубине и протяжённости борозд, между которыми располагаются извилины.

Благодаря этому площадь коры значительно увеличивается и составляет около 220 000 мм2 или примерно пятую часть квадратного метра. Для сравнения: у дельфина — 46 500 мм2, у шимпанзе — 24 300 мм2.

Кора образована несколькими слоями нейронов. Число нейронов составляет от 10 до 11 миллиардов, что составляет большую часть нейронов всей центральной нервной системы человека.

Кора каждого полушария глубокими бороздами делится на доли: лобную, теменную, затылочную и височную.  Функции коры связаны с различными долями.

Лобные доли обрабатывают информацию обо всех ощущениях. Здесь происходит их суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Эту зону коры называют ассоциативной и именно с ней связана способность к обучению. Здесь же находятся центры, управляющие мышечными движениями.

Теменная доля связана с кожно-мышечной чувствительностью.

Затылочная обрабатывает информацию от органов зрения.

Височная – слуховую информацию.

Разные полушария отвечают за разные психофизические процессы, что можно проследить на разном их функционировании у правшей и левшей, а также у мужчин и женщин. Считается, что левое полушарие лучше развито у мужчин, а правое — у женщин. Правда ли это - решать вам:

Итог урока. Головной мозг покрыт тремя оболочками: твёрдой, паутинной и мягкой.

Головной мозг состоит из серого и белого вещества.

В головном мозге выделяют три крупных отдела: задний, средний и передний.

Задний отдел представлен продолговатым мозгом, мостом и мозжечком. Передний состоит из промежуточного и конечного.

Кора больших полушарий состоит из огромного числа нейронов и обеспечивает высшую нервную деятельность человека.

 

Функции больших полушарий головного мозга: нервная деятельность

Конечный отдел является самой массивной частью головного мозга – у обычного человека он занимает около 78% от общей массы органа. Его делит на две части центральная борозда, в глубине которой располагается большая спайка – мозолистое тело.

Несмотря на сложное строение, конечный мозг является взаимосвязанной системой, отвечающей за эмоции, планирование, память, принятие решений, движения конечностями и восприятие информации из окружающей среды. Эти и другие функции он осуществляет при помощи развитой сети клеток коры больших полушарий головного мозга. Чтобы понять функции больших полушарий головного мозга, нужно сначала разобрать их структуру.

Доли коры мозгаДоли коры мозга

Строение больших полушарий

Поверхность конечного отдела ЦНС покрывает кора, которая занимает около 44% объема больших полушарий. Площадь этой структуры у обычного человека примерно равна 2200 см², причем большая ее часть залегает в глубоких бороздах или как их еще называют – мозговых извилинах. Благодаря наличию борозд и извилин площадь коры значительно увеличивается.

Величина и форма извилин зависит от индивидуальных особенностей человека – как известно головной мозг различных людей и даже полушария одного индивида между собой визуально отличаются. Это явление среди специалистов носит название «функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Согласно наблюдениям такая особенность сказывается на психике человека: например, некоторым людям легче дается изучение точных наук, а другие больше используют творческий подход при решении насущных проблем.

В коре происходит подготовка к осознанным движениям, формируется речь, происходит мышление и запоминание наиболее значимой информации. Также она отвечает за условные рефлексы – приобретенные ответные реакции организма на перемены.

Кора формируется из скопления тел нейронов, которые формируют ее слои. С их помощью большие полушария осуществляют свои функции. Количество слоев коры на разных участках не равнозначно: в зависимости от места расположения зоны и ее типа их может быть от 2 до 6.

Специалисты выделяют в коре на 4 вида поверхностей: древнюю (палеокортекс), старую (архикортекс), новую (неокортекс) и промежуточную кору, которая состоит из промежуточной древней и промежуточной старой коры.

По последним подсчетам количество нейронов коры варьируется в пределах 10-14 млрд. единиц. Они связаны между собой при помощи синапсов – специальных связей, которые позволяют моментально передавать импульсы от одного нейрона к другому. Передача сигнала по синапсу происходит химическим путём с помощью активных химических элементов или электрическим путём, посредством прохождения ионов.

Под корой располагается белое вещество. Его формируют скопление пучков аксонов нейронов коры, которые покрыты миелином. Химическое строение оболочки отростков нервных клеток позволяет передавать импульс между нейронами в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным связям.

Ниже белого вещества, в стволе располагаются центры бессознательных рефлексов и контролирующие структуры внутренних органов и систем органов.

Участки полушарий

Всю поверхность коры больших полушарий условно делят на несколько зон. Каждая из них выполняет определенные функции. Границы зон обозначены наиболее выдающимися извилинами.

Зоны не являются какими-то отдельными участками мозга, в которых происходят только конкретные психические и физиологические процессы, так как они постоянно взаимодействуют между собой, что подтверждается многочисленными исследованиями в области психики.

Топографически выделяют следующие участки коры полушарий:

  • Затылочная. Отвечает за восприятие и хранение данных получаемых от органов зрения.
  • Височная. Ее функции основаны на восприятии, анализе и воспроизведении речи и звуков, понятием слуховой информации, и данных поступающих от органов вкуса и обоняния. Участвует в запоминании информации, а именно накапливает ее.
  • Теменная доля БП головного мозга. В этой зоне располагаются функциональные центры анализатора окружающей среды. Она отвечает за расположение частей тела в пространстве.
  • Лобная. Является самым большим участком, с помощью которого мозг выполняет следующие функции:
  1. движение и регуляция направленных действий;
  2. письмо;
  3. речь, а именно выговор отдельных звуков, тембр, интонацию;
  4. программирование сложных поведенческих реакций, принятие решений, планирование, анализ полученного результата, а также спонтанного поведения;
  5. лобной зоне располагается обонятельный нервный центр.

Таким образом все зоны: теменная, затылочная, лобная и височная, занимаются восприятием информации из окружающей среды, а также определяют поведение человека во время наиболее значимых изменений.

Некоторые участки могут выполнять сразу несколько функций. Это становится особенно заметно при повреждении соответствующих зон мозга в результате ЧМТ – со временем их функция частично восстанавливается, так как соседние берут на себя работу утраченных центров.

Функции

Основная функция коры больших полушарий головного мозга заключается в воспроизведении и накоплении информации, полученной в процессе обучения. Также в ней проходят все высшие психические процессы, такие как мышление, речь и память.

Согласно исследованиям в области нейропсихологии правое и левое большие полушария головного мозга занимаются немного разной работой. Так, правая часть отвечает за чувственное, образное восприятие, запоминание изображений, музыки и их воспроизведение по памяти.

Эту информацию также использует левое полушарие, которое занимается осмыслением, логическим объяснением и «критикой» работы правой части.

Функции правой части мозга остаются на уровне восприятия поступающей информации посредством анализаторов чувственно-образных свойств и рецепторов, минуя их физические качества. Например, оно отвечает за распознавание условных и буквенных символов без их осмысления.

Более высокий организационный уровень, где происходит анализ и оценка содержания знаков, связан с работой левого полушария.  Его функция заключается в определении причинно-следственной связи, взаимодействии произошедших событий между собой, обработке и осмыслении поступающей информации, которая поступает из окружающего мира с помощью слов, звуков, речи.

Функции каждого из полушарийФункции каждого из полушарий

Левое полушарие

Каждое из полушарий головного мозга одинаково значимо для выполнения основных функций нервной системы человека и его умственных способностей. Например, такое понятие, как «аналитический склад ума», не зависит от размера конкретной части мозга – каждый может изучать точные науки и достигнет в них успеха.

Левое полушарие принимает участие в осуществлении следующих функций:

  • логическое решение;
  • усвоение иностранных языков;
  • управление произношением слов;
  • способность читать, писать, запоминать фразы.

В левой половине располагаются нервные центры, с помощью которых человек может воспринимать буквенное значение сказанного.

Моторные функции левого полушария головного мозга сводятся к тому, что оно управляет конечностями правой стороны тела. То есть при поднятии правой руки или ноги приказ отдает левая половина мозга.

Правое полушарие

Долгое время считалось, что правое полушарие больше развито у женщин, но это в коре неверно. В качестве аргумента приводилось то, то слабый пол более эмоционален по сравнению с противоположным, а, как известно, именно такое проявление психики является основной функцией этой стороны мозга. Также оно отвечает за интуицию, оценку, воспроизведение и передачу невербальной информации.

Согласно психологии, те люди, которые часто «работают» правым полушарием, отличаются тонким восприятием музыки, живописи и других видов искусств, несмотря на то, что за обучение этим способностям отвечает левая сторона.

К другим функциям, которые осуществляет правое полушарие головного мозга относятся воображение, визуализация и понимание иносказательных определений. Оно также отвечает за привлекательность, паронормальное восприятие информации, фантазии, религию и мечты.

По аналогии с левой частью, правое контролирует движения конечностями с левой стороны тела.

Нервная деятельность больших полушарий

Еще одной функцией, которую выполняют структуры коры, является осуществление высшей нервной деятельности человека. Она осуществляется с помощью нейронов. Например, ярким проявлением этой особенности является способность человека к обучению и получению информации из разных источников.

Конечный отдел ЦНС играет большую роль в приспособлении организма к окружающей среде – именно в нем посредством образования многочисленных синоптических нервных связей формируются условные ответные реакции организма в ответ на внешние изменения.

Эти рефлексы, приобретаемые в течение жизни человека, строятся на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов. Условные рефлексы у человека могут сформироваться как на своем, так и чужом опыте, например в процессе обучения и усвоения стороннего материала. Ярким примером этому служит обучение в школе, где ученики получают необходимые знания из учебников.

В глобальном смысле функции высшей нервной деятельности принято отличать от работы всей нервной системы, так как она отвечает за слаженную работу различных частей тела между собой. Функционирование высшей нервной деятельности ЦНС связывают с нейрофизиологическими процессами, которые происходят в коре и ближайших к ней подкорковых структурах.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *