Возрастная норма: ВОЗРАСТНАЯ НОРМА — это… Что такое ВОЗРАСТНАЯ НОРМА?

ВОЗРАСТНАЯ НОРМА — это… Что такое ВОЗРАСТНАЯ НОРМА?

ВОЗРАСТНАЯ НОРМА
1. Среднестатистический результат выполнения стандартизированного теста, определенный на большой, репрезентативной выборке детей определенного возраста. 2. Средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов. Следует отметить, что «ожидания», подразумеваемые в значении 2, основываются на эмпирических выводах о результате из значения 1.

Толковый словарь по психологии. 2013.

  • ВОЗРАСТ, ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ
  • ВОЗРАСТНОЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Смотреть что такое «ВОЗРАСТНАЯ НОРМА» в других словарях:

  • возрастная норма — amžiaus norma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Standartinių užduočių, kurias atliko daug to paties amžiaus vaikų, rezultatų vidurkis. Su amžiaus norma lyginamos individualios vaiko žinios, įgūdžiai, intelektas. atitikmenys:… …   Sporto terminų žodynas

  • Возрастная норма — 1. среднестатистический результат выполнения стандартизированного теста, определённый на большой репрезентативной выборке детей определённого возраста; 2. средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов. Такие ожидания… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Норма — В Викисловаре есть статья «норма» Норма (лат. norma  дословно «наугольник», переносное значение «правило …   Википедия

  • Норма социально-возрастная — показатели интеллектуального и личностного развития и воспитания ребенка (психологические и социальные новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Дислипопротеинеми́и — (греч. dys + липопротеин [ы] + греч. haima кровь) количественные и качественные нарушения состава липопротеинов крови. Основными Д. являются гипер и гиполипопротеинемии соответственно повышенное или пониженное содержание в плазме крови… …   Медицинская энциклопедия

  • AHАTOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ — возрастные особенности строения, функций дет. организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А. ф. о. д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЗДОРОВЬЕ — это ценность, связанная со способностью взаимодействующих систем организма человека обеспечивать реализацию генетических программ, гармоничное единство его биологических и социальных качеств, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро и… …   Тематический философский словарь

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — монотехиизм (от греч то nos один), направление сов пед мысли 20 х гг 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, монотехнизм — (от греч то nos один), направление сов пед.мысли 20 х гг. 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф. образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как антоним… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Altersnorm — amžiaus norma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Standartinių užduočių, kurias atliko daug to paties amžiaus vaikų, rezultatų vidurkis. Su amžiaus norma lyginamos individualios vaiko žinios, įgūdžiai, intelektas. atitikmenys:… …   Sporto terminų žodynas

Возрастная норма

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что понятие возрастная норма определить и операционализировать, т. е. представить в доступной для измерения форме, весьма сложно. Выделяются следующие подходы к определению данного понятия.

Возрастная норма и статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:

  • редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;
  • статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
  • статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;
  • статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
  • все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию возрастной нормы. В этом случае возрастная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как провес, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая возрастная норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное сопа-сование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию такого понятия, как возрастная норма и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания понятия возрастная норма и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).

Иными словами, понятие возрастная норма является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, возрастная норма рассматриваться как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические возрастные нормы.

Понятие нормы возрастного развития

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Возрастная норма и статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:

v редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;

v статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;

v статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;

v статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;

v все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию возрастной нормы. В этом случае возрастная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как провес, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая возрастная норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию такого понятия, как возрастная норма и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания понятия возрастная норма и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).

Иными словами, понятие возрастная норма является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, возрастная норма рассматривается как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические возрастные нормы.

Источник: Марцинковская Т.Д., Психология развития



Возраст и развитие. Проблема возрастной нормы психического развития и отклонений от нее. — Студопедия

Понятие возраста

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.


Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:


• социальную ситуацию развития;

• круг отношений;

• ведущий тип деятельности;

• сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

• новообразования личности;

• формы общения;

• эмоционально-волевую сферу;

• способности общения;

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.

Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза[2] и патогенеза[3i].

Л.С. Выготский выделил два типа развития:

— преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их предопределена генетически;

— непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены, вероятностны.

Как соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль

и удельный вес каждой частичной линии развития.

В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста

и старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.

Проблема

Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизни человека, имеет временнýю структуру. Ее знание важно для понимания потенциальных возможностей развития, выявления типичного хода индивидуального развития, составления представления о средней норме возрастной динамики; на основе этого можно судить о вариациях возрастной эволюции в зависимости от различных факторов.

Временная структура индивидуального развития включает в себя темп развития, его длительность и направленность.

В каждом возрастном этапе для развития той или иной психической функции выделяют «норму», которая может быть соотнесена с каждым параметром временной структуры индивидуального развития. Понятие «нормы» условно. Это понятие тестологии. «Норма» определяется через стандартизацию теста путем предложения его большой группе лиц определенного возраста. Относительно средней нормы интерпретируются результаты каждого ребенка: находится ли он ниже или выше, насколько? Психология развития определяет «нормы», критерии развития, дефектология – нормы умственного развития и т.д.

Исходя из «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развития формулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задается пониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности» нормы. Второй – размытость границ нормы, ее вариативность.

Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае – проблему задержек психического развития, его дефектов.

Принципиальное значение понятие «норма» имеет для педагогической психологии и, в целом, для всей системы образования. С точки зрения культурно-исторической концепции образование «есть та всеобщая жизненная форма становления собственно человеческого в человеке, его сущностных сил, позволяющих ему становиться, оставаться – быть человеком» (Слободчиков, 2001). Современная психология развития одной из главных проблем видит разработку возрастных норм развития, относительно которых должно определяться содержание образования на разных ступенях. По мнению В.И. Слободчикова, до сих пор не построены возрастно-нормативные модели и критерии развития, модели критических переходов с одной ступени на другую, которые необходимы для проектирования систем развивающего образования. В настоящее время эта проблема решается в исследованиях Института психологии имени Л.С. Выготского, и есть предварительные результаты, которые можно использовать как «точки роста» для педагогической психологии и педагогики. Если проблема решится, становится возможным сотрудничество двух профессионалов: психолога развития и педагога, один из которых «как раз и держит эту самую норму развития, а другой ее реализует средствами своей профессиональной деятельности; один говорит: «Я знаю, что должно быть здесь и теперь», а другой: «Я знаю, что нужно делать», чтобы это сбылось, чтобы данная норма реализовалась для конкретных детей в конкретных образовательных процессах» (Слободчиков, 2001).

Согласно этим рассуждениям современных психологов понятие «норма» обобщенно можно представить как тот наилучший результат, которого может достичь ребенок в заданных условиях.

Одной из важных проблем психологии развития является проблема изучения атипичного развития, отклоняющегося от норм. Однако здесь существует явно выраженный перекос: количество работ, посвященных аномальным детям, намного превосходит число исследований по психологии одаренности. Отсутствие единой теоретической базы часто способствует игнорированию общих моментов в жизни одаренных и девиантных детей. И те и другие требуют специального обучения: как умственно отсталые, так и одаренные дети кажутся «странными» и нередко отвергаются своими обычными сверстниками.

В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского предложен динамический подход к изучению атипичного в развитии. Здесь типичное и атипичное анализируется в единой парадигме, и данное направление называется «диалектическим учением о плюс – и минус – одаренности». Дефектность и одаренность рассматриваются как два полярных исхода единого процесса компенсации, хотя это, безусловно, не означает превращения любого дефекта в талант. Компенсация – эта одна из форм борьбы с препятствиями, возникающими на пути развития. Возможность победы и проигрыша определяется «силами» сторон, размерами и качественными особенностями дефекта, характером порождаемых им изменений в психике ребенка, богатством компенсаторного фонда субъекта. «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий; затруднение функции есть стимул к ее повышению» (Л.С. Выготский).

Согласно результатам лонгитюдного исследования Н. Хаан и А. Мориарти действие механизмов преодоления трудностей связано с ускорением роста коэффициента интеллекта, а защитных механизмов – с его замедлением. В исследованиях Ю.Д. Бабаевой (1997) было показано, что формирование психологических механизмов преодоления преград определяется не только особенностями психики ребенка, но и адекватным, своевременным вмешательством в этот процесс психологов, педагогов, родителей.

Критикуя статистический подход к одаренности, Л.С. Выготский предложил динамическую теорию одаренности (ДТО). Ядро ДТО включает три базовых принципа, при формулировании которых Выготский («К вопросу о динамике детского характера») опирался на «теорию запруды» Т. Липпса, введенное И.П. Павловым понятие «рефлекс цели», идеи А. Адлера о сверхкомпенсации.

Принцип социальной обусловленности развития. Согласно этому принципу вместо оценки уже достигнутого уровня развития способностей на первый план выдвигаются задачи поиска различных препятствий, мешающих этому развитию, анализ психологической природы этих препятствий, установление и изучение причин их возникновения и т.д. Подчеркивается, что преграды порождаются неприспособленностью ребенка к окружающей его социально-культурной среде.

Принцип перспективы будущего – возникшие преграды становятся «целевыми точками» психического развития, направляют его, стимулируют включение компенсаторных процессов.

Принцип компенсации – необходимость борьбы с препятствиями требует усиления и совершенствования психических функций. Если этот процесс протекает успешно, ребенок получает возможность преодолевать преграду и таким образом приспосабливаться к социально-культурной среде. Однако возможны и другие исходы. Компенсаторного «фонда» может не хватить для борьбы с преградой. Кроме этого, компенсация может пойти по ложному пути, порождая неполноценное развитие психики ребенка.

Для современной разработки целостного подхода к анализу одаренности большое значение имеет идея Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта». В рамках данного подхода утверждается, что одаренность характеризует личность в целом, указывается на недопустимость разрыва когнитивной и аффективной сферы. Однако в наиболее известных моделях одаренности, по мнению Ю.Д. Бабаевой, осуществляется поэлементный анализ статистических связей (Дж. Рензулли, К. Хеллер).

В отечественных исследованиях отмечается необходимость разработки единицы анализа одаренности. Так, Д.Б. Богоявленская, изучающая психологическую природу творчества, выделяет феномен «ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности» как единицу анализа творчества, отражающую единство аффекта и интеллекта. В исследованиях одаренности Ю.А. Бабаевой в качестве основного используется понятие «динамическая смысловая система», введенное Л.С. Выготским, оно раскрываюет связь между интеллектом и аффектом.

Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т.п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т.п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях устранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка в психологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, все чаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамках предложенного Л.С. Выготским динамического подхода происходит смена парадигмы и в методах идентификации одаренности. Ведется не диагностика отбора, а диагностика развития, т.е. акцент смещается на выявление преград, тормозящих развитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественно своеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамического тестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественной психологии (Ю.Д. Бабаева). В частности, Ю.Д. Бабаева, разработала и провела апробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемые методические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитие самопознания, познавательной мотивации и т.п.

Специальное место занимает диагностика особенностей семейного окружения и его влияния на развитие способностей ребенка. Эффективность психодиагностических тренингов определяется не количеством выявленных одаренных детей, а возможностью разработки адекватной стратегии обучения и развития каждого ребенка. Известно, что высокие потенциальные возможности требуют соответствующего обучения и развития, иначе они могут так и не раскрыться в полную силу. И это тоже один из главных «больных» вопросов проблем одаренности.

Важную сферу исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных форм проявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одаренными детьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнению ряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не «исчезают», а начинают искать «обходные пути» для своего применения, используются часто на разрушительные цели.

Вместе с тем современные ученые считают, что культурно-исторический подход может стать фундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмы одаренности.

При каких условиях происходит замедление темпов и искажение психического развития? Наиболее исследован в этом отношении вопрос влияния семьи или ее отсутствия на развитие ребенка. Мы остановимся на характеристике неблагоприятных условий воспитания ребенка, которые можно назвать депривационными. По определению чешских ученых Й. Лангмейера и

З. Матейчека (1984), депривационная ситуация – это такая жизненная ситуация ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Результатом пребывания ребенка в подобной ситуации является переживание им психической депривации, которая может послужит основой возникновения нарушений поведения и развития. Единая теория депривации в науке еще не сложилась, но наиболее признанным определением психической депривации считается следующее. Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени

(Й. Лангмейер и З. Матейчек).

Чаще всего в качестве наиболее патогенной ситуации называют недостаточное удовлетворение аффективных потребностей человека. Это так называемая эмоциональная депривация, когда у растущего ребенка отсутствует возможность установления интимно-эмоционального отношения с каким-либо лицом или происходит разрыв ранее сложившейся эмоциональной связи.

Выделяют следующие виды депривации:

– стимульная депривация, или сенсорная, которая возникает в ситуации пониженного количества стимулов или ограничения их изменчивости и модальности;

– когнитивная депривация (депривация значений), возникающая в ситуации излишней изменчивости и хаотичности структуры внешнего мира, без четкого упорядочивания и смысла, что не дает возможности ребенку понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне;

– социальная депривация (депривация идентичности) возникает в случае ограничения возможности усвоения автономной социальной роли.

Влияние депривации на психическое развитие ребенка в отечественной психологии развития активно изучается в научных школах М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. Исследования построены на сравнении психического развития детей из семей и детского дома. Ситуация воспитания в условиях детского дома и интерната наиболее наглядно демонстрирует отрицательные последствия испытанной детьми депривации. Но депривация не ограничена учреждениями интернатного типа и касается семей и других областей общественной жизни (детский сад, школа и т.п.), поэтому важно знать, при каких условиях она наступает. Эти условия можно разделить на две группы:

1. Обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка (например неполная семья; если родители большую часть времени находятся вне дома; низкий экономический и культурный уровень семьи и т.п.).

2. Обстоятельства, при которых объективно стимулы имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях с воспитывающими его взрослыми образовался внутренний психологический барьер. Нередко это бывает в семьях экономически и культурно благополучных, но эмоционально безразличных.

Результатом перенесенной депривации, особенно в ранние годы, является госпитализм. Иногда термин «госпитализм» используется как синоним термина «депривация». При этом ученые чаще ограничиваются описанием условий, при которых происходят лишения. Есть и описания последствий в развитии психики. Остановимся на таком определении госпитализма: глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни в результате «дефицита» воспитания (Р.А. Спиц, Дж. Боулби).

Другим последствием перенесенной депривации может быть отставание, задержка в психическом развитии (ЗПР). ЗПР – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных, волевых).

В этой связи учеными решается вопрос, обратим ли эффект депривации; разрабатываются и апробируются программы коррекции депривированных детей; консультируются чиновники государственных учреждений по вопросам организации жизни детей, лишенных родительского попечительства.

Современный мир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших в депривационных условиях. Смертники-террористы – это люди, перенесшие депривацию, их поведение отличает отчужденность от других людей, враждебное отношение к ним, отсутствие жалости и мягкости (Г. Крайг).

Что такое возрастная норма в развитии психики детей? Часть I. | Психология

«И с этим мы должны поступать в детский сад?!»… Педиатр с видом человека, который явно не первый раз это делает и давно устал объяснять суть проблемы, отмахнулся от тревог женщины: «Да кто сейчас вообще смотрит на эти возрастные нормы!» На такой ноте беседа доктора и пациентки исчерпала себя. Но вопросы-то остались! Осталась в сдержанном негодовании мама мальчика, остались в недоумении невольные свидетели этой сцены (увы, в наших детских поликлиниках они стали происходить всё чаще, что говорит о злободневности проблемы).

Действительно, кто и откуда взял эти нормы, и что можно считать нормой психического развития в дошкольном возрасте? Почему именно в дошкольном? Потому что для раннего возраста эта проблема стоит не так остро: благодаря очень быстрому темпу развития детей от 0 до двух лет. Здесь можно выделить определённые возрастные формы. А вот на третьем году жизни индивидуальные различия уже перекрывают возрастные.

Само понятие нормы в развитии психики (если цитировать разработчиков «тестов развития») предполагает такие параметры психики, которые показывают большинство детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Но есть и другой взгляд на норму психического развития. Гуманистическая психология говорит, что это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, при этом дети живут в благоприятных условиях.

Обратите внимание! Благоприятные условия — это когда дети обеспечены всем необходимым для поддержания жизни, окружающая среда стабильна (то есть, безопасна), к тому же, дети ощущают себя любимыми и значимыми для своих близких. В этих условиях возможно максимальное проявление всех способностей детей, возможных в их возрасте.

Иными словами, возрастная норма — это достижения детей в настоящий период жизни. Предполагается наличие определённых требований: что должен делать ребёнок в определённом возрасте. Это своеобразная программа возрастного развития, где существуют три уровня её усвоения: высокий, средний и низкий. Получается, что индивидуальные способности ребёнка сравнивают с заранее заданными требованиями.

Эти требования, в свою очередь, определены на основе анализа и обобщения научных исследований в психологии и педагогике. В таких исследованиях чаще всего участвует немного детей (до нескольких десятков в каждой возрастной группе), и они находятся в особых условиях эксперимента, главное из которых — это индивидуальный контакт с добрым и очень внимательным взрослым.

Выходит, что обнаруженные в таких условиях показатели характеризуют не средние, а максимально возможные достижения для данного возраста. Иногда те же дети, но в других условиях и с другим «экзаменатором» могут не повторить свои собственные результаты.

Интересно и то, что возрастные программы обычно не содержат количественных данных, без которых деление на уровни теряет смысл, потому что из самого сочетания (низкий, средний, высокий) ожидается, что детей среднего уровня большинство, то есть средний уровень — это норма в статистическом смысле, а высокий уровень — норма максимального развития.

Но если нет количественных данных, то, значит, существует проблема достоверности критериев возрастной нормы. И никто не может поручиться, что детей, скажем, со средним уровнем развития на сегодня в нашем обществе большинство. Так почему же мы стремимся подравнивать ребёнка к этому среднему уровню, про который не каждому известно, откуда он взялся и действительно ли он средний?

В таком случае вполне обоснованно в среде педагогов и психологов сейчас говорят о том, что критерии, которые приведены в документах об образовательных стандартах, могут использоваться только как ориентирующие, а не как обязательные.

Возрастная норма — это… Что такое Возрастная норма?

Возрастная норма
— 1. среднестатистический результат выполнения стандартизированного теста, определённый на большой репрезентативной выборке детей определённого возраста; 2. средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов. Такие ожидания основываются на эмпирических выводах о результате из значения 1.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Возрастная группа
  • Возрастная периодизация жизни

Смотреть что такое «Возрастная норма» в других словарях:

  • возрастная норма — amžiaus norma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Standartinių užduočių, kurias atliko daug to paties amžiaus vaikų, rezultatų vidurkis. Su amžiaus norma lyginamos individualios vaiko žinios, įgūdžiai, intelektas. atitikmenys:… …   Sporto terminų žodynas

  • ВОЗРАСТНАЯ НОРМА — 1. Среднестатистический результат выполнения стандартизированного теста, определенный на большой, репрезентативной выборке детей определенного возраста. 2. Средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов. Следует отметить,… …   Толковый словарь по психологии

  • Норма — В Викисловаре есть статья «норма» Норма (лат. norma  дословно «наугольник», переносное значение «правило …   Википедия

  • Норма социально-возрастная — показатели интеллектуального и личностного развития и воспитания ребенка (психологические и социальные новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Дислипопротеинеми́и — (греч. dys + липопротеин [ы] + греч. haima кровь) количественные и качественные нарушения состава липопротеинов крови. Основными Д. являются гипер и гиполипопротеинемии соответственно повышенное или пониженное содержание в плазме крови… …   Медицинская энциклопедия

  • AHАTOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ — возрастные особенности строения, функций дет. организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А. ф. о. д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЗДОРОВЬЕ — это ценность, связанная со способностью взаимодействующих систем организма человека обеспечивать реализацию генетических программ, гармоничное единство его биологических и социальных качеств, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро и… …   Тематический философский словарь

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — монотехиизм (от греч то nos один), направление сов пед мысли 20 х гг 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, монотехнизм — (от греч то nos один), направление сов пед.мысли 20 х гг. 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф. образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как антоним… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Altersnorm — amžiaus norma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Standartinių užduočių, kurias atliko daug to paties amžiaus vaikų, rezultatų vidurkis. Su amžiaus norma lyginamos individualios vaiko žinios, įgūdžiai, intelektas. atitikmenys:… …   Sporto terminų žodynas

Возрастные нормы развития ребёнка первого года жизни

Каждый ребёнок уникален! Это должны помнить родители, прежде чем начать сравнивать успехи своего любимого дитя с достижениями соседских малышей. Большую роль в становлении и раннем развитии маленького человечка играет наследственность, особенности внутриутробного периода, перенесенные заболевания и даже атмосфера в семье. Молодым родителям (особенно мамочкам!) необходимо ежедневное подтверждение, что их кроха совершенно здоров и развивается правильно. Существуют определённые возрастные нормы развития, которые помогают заботливым мамам и внимательным педиатрам контролировать процесс роста ребёнка и вовремя предотвратить серьёзные проблемы.

Первый месяц

Казалось бы, малыш только родился, однако, он уже владеет несколькими важнейшими рефлексами, которые со временем будут развиваться. Карапуз должен реагировать на прикосновение или голос взрослого: изменять мимику, прекращать плач, слегка поворачивать головку. Если вложить палец в его крошечную ладошку – он должен сильно сжать её, что скажет о хорошей моторике рук. В 1 месяц малыш уже умеет сосредотачивать взгляд на мамином лице, а также провожать глазами близко движущийся предмет. Лежа на животе, он будет слегка поднимать голову. На 2 – 3 неделе жизни у ребёнка появятся слёзы, а к концу четвёртой недели он научится улыбаться.

Второй месяц

 По нормам развития детей, в два месяца здоровый ребёнок должен, лёжа на спине, поворачивать голову в разные стороны, в частности туда, откуда исходит звук. Он уже запомнил лицо мамы, поэтому улыбается в ответ на её улыбку. Двухмесячный малыш по-прежнему много кричит (ведь это пока его единственный способ общения с миром), но теперь его крик содержит различные эмоциональные оттенки: боль, обиду, требование. Кроме того, карапуз пытается сам издавать звуки. Он пока не может держать игрушку в руках, но активно тянется за ней. Одно из главных умений по нормам в развитии ребёнка этого возраста — лежа на животе, приподнимать голову и прогибать спинку. Вот почему опытные неонатологи рекомендуют с первых дней жизни чаще выкладывать младенца на живот (даже если ему это крайне не нравится).

Третий месяц

 В три месяца малыш делает значительный прорыв, как в физиологическом (хороший привес и прирост), так и в психическом развитии. Ребёнок много улыбается, умеет смеяться громко, взахлёб, произносит различные звуки (гулит). Эмоциями и различными движениями он реагирует на всё яркое и громкое, что попадает в его поле зрения. У него достаточно окрепли мышцы, чтобы уверенно держать голову в вертикальном положении. Он умеет поднимать головку, лёжа на животе, и удерживать её в течение нескольких минут. Кроха в этом возрасте познаёт и своё тело: сжимает – разжимает кулачки, подносит ручки к лицу и разглядывает их, активно двигает ножками. Если у малыша отсутствуют эти навыки (особенно, если он не держит голову, не поднимает её из положения «лежа на животе», не реагирует на голоса родителей) – это веский повод для встречи с невропатологом!

Четвёртый месяц

 У 4-х месячных детей нормы развития связаны с двигательной активностью. Малыш уверенно лежит на животе, опираясь на руки. Важный навык: он тянется за игрушкой, водит по ней ручкой и захватывает в кулачок – присутствие этого навыка говорит о норме психического развития ребёнка. В этом возрасте кроха способен распознавать различные голоса и интонации и, соответственно, на них реагировать. Он может прислушиваться к приятной музыке и нервничать, если звук ему не нравится. Ребёнок живо интересуется всем вокруг, что может увидеть и до чего способен дотянуться. Самое главное в этом возрасте – карапуз учится переворачиваться со спины на животик самостоятельно!

Пятый месяц

 К 5-ти месяцам малыш делает большой прорыв в развитии, в норме для него: умение переворачиваться со спины на живот. Теперь он будет пробовать делать переворот в обратном направлении. А лёжа на животе, может вытягивать ручки и таким образом приподнимать верхнюю часть корпуса. Он хватает игрушку, причём из разных положений, и не просто хватает, а занимается с ней: пробует на вкус, познаёт цвета и форму, пытается извлечь звук, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Вообще руки для 5-ти месячного ребёнка становятся главным объектом внимания, поэтому кроха часто их трогает, смотрит на них, удерживает двумя руками бутылочку. В этом возрасте малыш гулит нараспев, соединяя гласные и согласные звуки, ему интересно познавать свой язык, дёсна, тем более, что к этому времени у многих начинают прорезываться зубки.

Шестой месяц

 В 6 месяцев ребёнку уже скучно просто лежать, он легко крутится с одного бока на другой, пытается встать на колени, ползает по-пластунски – так малыш активно познаёт мир, он пользуется этими навыками, чтобы дотянуться до интересующих его предметов. Показательная норма развития детей этого возраста – захват игрушек двумя руками одновременно, причём ребёнок может брать предметы, изучать их, бросать и снова подтягивать – это говорит о правильном формировании мышления. Он уже умеет показывать своё недовольство и интонацией, и движениями рук и ног. Ещё одна важная возрастная норма развития – умение сидеть, пока ещё с опорой в виде подушек либо заботливых рук родителей.

Седьмой месяц

Нормы развития семимесячных детей: умение отличать близких от посторонних людей; самостоятельно сидеть, опираясь на свои ручки; стучать руками по игрушкам или различным поверхностям, играть в ладушки; лепетать, отчётливо произнося слоги «ма», «па», «ба», «дай». Ребёнок в 7 месяцев особенно нуждается в близком контакте с мамой, он будет искать её взгляд, пытаться различными способами его привлечь, живо откликаться на любые игровые действия мамы. Если 7-ми месячного малыша накрыть пелёнкой с головой, он инстинктивно отбросит её руками – значит развитие малыша идёт по нормам.

 Восьмой месяц

 Не просто сидеть, но и самостоятельно садиться из положения лежа на спине; стоять на четвереньках и раскачиваться в разные стороны; стоять, держась за руки взрослого или устойчивую опору; брать двумя пальцами небольшие предметы; искать потерявшуюся игрушку – всё это возрастные нормы развития восьмимесячного малыша. Если говорить о психическом развитии, то в норме для этого возраста: активное лепетание для привлечения окружающих к диалогу; способность отвечать на своё имя; неосознанное произношение слов «мама», «папа»; понимание одобрительных и запрещающих интонаций и слов.

Девятый месяц

 С каждым месяцем малыш становится всё более активным, тем более что он уже умеет хорошо сидеть и ползать. Он самостоятельно встаёт, держась за опору, и пробует делать первые шаги – это норма в развитии девятимесячного малыша. Бутылочка его интересует меньше, чем чашка и кружка – так он начинает проявлять свою независимость. Ребёнок уже обзавёлся двумя – тремя зубами и грызёт всё подряд. Он способен слушать и слушаться родителей, выполнять простые просьбы (например, поцеловать маму, помахать рукой на прощание). В этом возрасте рекомендуется давать крохе логические игрушки: кубики, пирамидки.

Десятый месяц

К этому возрасту уже выявлены любые нарушения норм развития, если они были, молодые родители могут успокоиться и получать удовольствие от общения с ребёнком. К тому же малыш радует маму и папу самостоятельным передвижением по квартире (правда, придерживаясь за вертикальные опоры руками) – это главный навык 10-ти месячного ребёнка (всё остальное он уже умеет делать давно и уверенно)! Если говорить о нормах психического развития, то и здесь значительный прогресс: ребёнок осознанно произносит «мама» и «папа», может говорить дополнительные слова, а также пользуется своим младенческим «языком».

Одиннадцатый месяц

У 11-ти месячного ребёнка считается нормой хорошее развитие мелкой моторики: ребёнок может поднимать с пола и удерживать мелкий предмет между большим и указательным пальцами. Психическое развитие в норме, если малыш понимает любые интонации родителей, понимает слова «дай мне» и «нельзя». Он активно обращается к маме и папе с помощью лепета, он может слушать музыку, сказки, понимать названия простых предметов и животных. Также ребёнок продолжает осваивать самостоятельное передвижение.

Двенадцатый месяц

К концу первого года жизни при норме в развитии ребёнок уже не просто хорошо ходит, он умеет вставать, приседать, садиться и снова вставать без поддержки взрослого. Малыш сразу же включается в беседу с родителями, когда они её заводят, при этом способен переводить взгляд на лицо того, кто говорит в данный момент. Он пробует засовывать пальцы в любые отверстия, перекладывает предметы с одного места на другое, вкладывает их друг в друга, самостоятельно пользуется ложкой, пробует рисовать. Кроха точно знает, как его зовут, откликается на своё имя и произносит не меньше пяти слов. Наличие всех этих навыков говорит о том, что малыш развивается по нормам.

Нужно добавить, что эти нормы развития детей считаются условными. Малыш может расти по индивидуальному графику, опережая сверстников или чуть запаздывая. Бить тревогу стоит, когда отклонения от возрастных норм развития становятся очевидными (к примеру, ребёнок не держит голову в три месяца и не переворачивается на бок в полгода). В этом случае проконсультироваться с опытными педиатрами и невропатологами просто необходимо. Ведь до года можно избавиться от очень серьёзных проблем и даже патологий, вовремя начав лечение.


определение возрастной нормы | Словарь социологии открытого образования

Определение нормы возраста

( существительное ) Культурно обоснованные, формальные и неформальные правила (нормы), которые определяют соответствующие способы «быть» и «делать» в определенном возрасте.

Примеры возрастной нормы

  • В Соединенных Штатах 18-летний подросток, который носит подгузник и использует пустышку в общественных местах, нарушает неформальную возрастную норму.
  • 10-летний управляющий бульдозером на строительной площадке нарушил бы формальную возрастную норму.

Произношение произношения Age Norm

Руководство по произношению произношения

Силабификация: age norm

Произношение аудиозаписи

Фонетическая орфография

  • Американский английский — / AYj nORm /
  • Британский английский — / AYj nAWm 9004 / Международный 4000/15000 Фонетический алфавит

    • Американский английский — / eɪʤ nɔrm /
    • Британский английский — / eɪʤ nɔːm /

    Примечания по использованию

    Дополнительная информация

    Связанные термины


    Произведено консультаций

    Словарь американского наследия английского языка 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.

    Словарь английского языка Коллинза: полный и неограниченный . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.

    Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011. Социология: ядро ​​. 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.

    Макмиллан. (N.d.) Macmillan Dictionary . (Https: //www.macmillandictionary.ком /).

    Скотт, Джон и Гордон Маршалл. 2005. Словарь социологии . Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.

    Приведите норму определения возраста

    ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «возрастная норма». В открыт учебный социологический словарь . Получено 16 июля 2020 г. (https://sociologydictionary.org/age-norm/).

    APA — Американская Психологическая Ассоциация (6-е издание)

    возрастная норма.(2013). В кн. Белл (ред.), Открытый учебный социологический словарь . Получено с https://sociologydictionary.org/age-norm/

    Чикаго / Турабский: Автор-Дата — Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «возрастная норма». В открыт учебный социологический словарь . По состоянию на 16 июля 2020 г. https://sociologydictionary.org/age-norm/.

    MLA — Ассоциация современных языков (7-е издание)

    «Возрастная норма». Открытый учебный социологический словарь .Издание Кентон Белл. 2013. Сеть. 16 июля 2020 года. .

    возрастная норма — это … Что такое возрастная норма?
  • возрастная норма — amžiaus norma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Стандартные узбекистанские, социальные науки, посвященные патиам amiziaus vaikų, rezultatų vidurkis. Su amžiaus norma lyginamos Individualios vaiko žinios, įgūdžiai, intelektas. atitikmenys:…… Sporto terminų žodynas

  • возрастная норма — существительное средний возраст, в котором ожидается появление определенных представлений • Гиперонимы: ↑ средний, ↑ норма * * * существительное: норма (относительно роста, веса или интеллектуальных достижений) отдельных лиц данного хронологический возраст… Полезный словарь английского языка

  • Норм Смит — Личная информация Полное имя Норман Уолтер Смит… Википедия

  • Норм Дэниелс (американский футбол) — Норм Дэниелс Спорт (ы) Футбол, бейсбол, баскетбол, борьба, сквош Биографические данные Родился 25 марта 1907 года… Wikipedia

  • Norm Winningstad — Winningstad в 2008 году Родился 5 ноября 1925 года (1925 11 05) Беркли, Калифорния Умер 24 ноября, 2… Wikipedia

  • Норм Герцог — Рожденный Норм Герцог 25 марта 1964 года (1964 03 25) (возраст 47) Маунт Плезант, штат Техас Занятие «Боулер с десятью булавками», с 1982 года по настоящее время…

  • Норм Нельсон — Гражданство Американец Родился 30 января 1923 г. (1923 г. 01) Умер 8 ноября 1988 г. На пенсии в 1976 г. США… Википедия

  • Норма — или NORM может означать: Содержание 1 В научных кругах 1.1 В математике 2 Люди 3 Разное 4… Википедия

  • Norm Provan — Личная информация Полное имя Норман Дуглас Соммервилль Прован Ник Стикс Родился 1932 (78–79 лет) Игровая информация Должность… Википедия

  • Норм Абрам — родился Норман Л. Абрам 25 сентября 1950 года (1950 09 25) (61 год) Вунсокет, супруга Род-Айленда Элиз Хауэнштейн [1]… Википедия

  • Норма Брейфогл — Майкл Нецер Родился Норман Кейт Брейфогл 27 февраля 1960 (1960 02 27) (возраст… Википедия

  • ,

    возрастной нормы — определение — английский

    Примеры предложений с «возрастной нормой», память переводов

    Средство WikiMatrixGroup для каждого когнитивного домена находилось в пределах одного стандартного отклонения возрастных норм, демонстрируя, что в группе они были нормальными. springer В этой статье обсуждаются следующие вопросы: это связано с концептуальными несоответствиями или проблемами методологии? Или понятие возрастных норм не соответствует действительности подросткового возраста в наше время? Спрингер MCI определялась по показателям ниже средней возрастной нормы как минимум в двух из пяти функциональных областей. Спрингер Концепция возрастных норм происходит от структурного функционализма и поэтому является понятием общей социологии. WikiMatrix Поэтому, независимо от того, насколько активен ребенок во время обучения, чтобы учиться, ребенок должен работать в учебной среде, которая соответствует ограничениям развития и индивидуального обучения, которые характерны для возраста ребенка и возможных отклонений этого ребенка от его возрастных норм. WikiMatrix По словам Термана, IQ был умственным возрастом по сравнению с хронологическим возрастом, основываясь на нормах умственного возраста, которые он составил после изучения выборки детей. Springer Качественный подход нашего исследования позволяет получить представление о том, как возрастные нормы объясняются, обсуждаются и санкционируются. springer В этой статье задается вопрос о роли возрастных норм в поддержании паттерна раннего материнства. Общие списки сканирования для оценки симптомов AD / HD и исключения других нарушений часто используются врачами; эти возрастные нормы помогают гарантировать, что симптомы являются экстремальными для уровня развития ребенка. springer Результаты наших качественных интервью с пожилыми мужчинами и женщинами в Германии показывают, что самоописание «молодые пожилые люди» не играет роли в формировании идентичности в более старшем возрасте, хотя нормы «активного» или «продуктивного старения» широко принят пожилыми людьми. springerВ результате показано, что нормы о возрасте и компетенции в раннем детстве по-разному подчеркиваются в дошкольных учреждениях. Нормы о возрасте часто проявляются в связи с некомпетентностью. SpringerComparison группы включали подобранную полноценную контрольную группу (N: 308) и представительный образец баварских сверстников того же возраста (норма, N: 432).Периодические, неонатальные, социодемографические, неврологические тесты и данные тестов развития (тест Гриффитса, CMM) были оценены проспективно (неонатально, в возрасте 5, 20 и 56 месяцев). UN-2Стигма, связанная с сексуальным и репродуктивным здоровьем, усугубляется для молодых людей их возрастом и нормами, касающимися сексуальности молодежи. OpenSubtitles2018.v3 Возраст нормированных частей. WikiMatrixС приходом индустриального века культурные нормы сместились в сторону специализации. springerОднако общее число ошибок было в пределах возрастной нормы. EMEA0.3 Изменения в росте в долгосрочных открытых исследованиях расширений были в пределах ожидаемых возрастных норм springer Без астигматических линз все ИОЛ показали средний CSF в пределах возрастной нормы, но монофокальная ИОЛ дала значительно лучше результаты, чем оба MIOLs на трех пространственных частотах (3; 6; 12 cpd). . Они не должны были бы умереть в том возрасте, когда нормы просто достигли своего пика. патент-wipo Игра служит в качестве теста поля зрения, который выдает карту поля зрения порогов зрительного восприятия глаза субъекта, которую можно сравнить с стратифицированными по возрасту нормативными данными. springer Следовательно, возрастные нормы для слепых SIDAM представлены. pmcОднако в Германии нет возрастных норм для пожилых людей. springer Заболевание мениска или мениска должно быть дифференцировано от нормы с поправкой на возраст, от последствий несчастных случаев и от вторичных повреждений мениска. WikiMatrixResearch четко указывает на ужасающее положение женщин в Непале, вызванное вековыми нормами общества, в котором доминируют мужчины. Спрингер Нет соответствующих возрасту норм; разница между сторонами более 2,5 мм подтверждает диагноз образования выпота в тазобедренном суставе.

    Показаны страницы 1. Найдено 839 предложения с фразой age norm.Найдено за 14 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

    возрастной нормы — определение — английский

    Примеры предложений с «возрастной нормой», память переводов

    Средство WikiMatrixGroup для каждого когнитивного домена находилось в пределах одного стандартного отклонения возрастных норм, демонстрируя, что в группе они были нормальными. springer В этой статье обсуждаются следующие вопросы: это связано с концептуальными несоответствиями или проблемами методологии? Или понятие возрастных норм не соответствует действительности подросткового возраста в наше время? Спрингер MCI определялась по показателям ниже средней возрастной нормы как минимум в двух из пяти функциональных областей. Спрингер Концепция возрастных норм происходит от структурного функционализма и поэтому является понятием общей социологии. WikiMatrix Поэтому, независимо от того, насколько активен ребенок во время обучения, чтобы учиться, ребенок должен работать в учебной среде, которая соответствует ограничениям развития и индивидуального обучения, которые характерны для возраста ребенка и возможных отклонений этого ребенка от его возрастных норм. WikiMatrix По словам Термана, IQ был умственным возрастом по сравнению с хронологическим возрастом, основываясь на нормах умственного возраста, которые он составил после изучения выборки детей. Springer Качественный подход нашего исследования позволяет получить представление о том, как возрастные нормы объясняются, обсуждаются и санкционируются. springer В этой статье задается вопрос о роли возрастных норм в поддержании паттерна раннего материнства. Общие списки сканирования для оценки симптомов AD / HD и исключения других нарушений часто используются врачами; эти возрастные нормы помогают гарантировать, что симптомы являются экстремальными для уровня развития ребенка. springer Результаты наших качественных интервью с пожилыми мужчинами и женщинами в Германии показывают, что самоописание «молодые пожилые люди» не играет роли в формировании идентичности в более старшем возрасте, хотя нормы «активного» или «продуктивного старения» широко принят пожилыми людьми. springerВ результате показано, что нормы о возрасте и компетенции в раннем детстве по-разному подчеркиваются в дошкольных учреждениях. Нормы о возрасте часто проявляются в связи с некомпетентностью. SpringerComparison группы включали подобранную полноценную контрольную группу (N: 308) и представительный образец баварских сверстников того же возраста (норма, N: 432).Периодические, неонатальные, социодемографические, неврологические тесты и данные тестов развития (тест Гриффитса, CMM) были оценены проспективно (неонатально, в возрасте 5, 20 и 56 месяцев). UN-2Стигма, связанная с сексуальным и репродуктивным здоровьем, усугубляется для молодых людей их возрастом и нормами, касающимися сексуальности молодежи. OpenSubtitles2018.v3 Возраст нормированных частей. WikiMatrixС приходом индустриального века культурные нормы сместились в сторону специализации. springerОднако общее число ошибок было в пределах возрастной нормы. EMEA0.3 Изменения в росте в долгосрочных открытых исследованиях расширений были в пределах ожидаемых возрастных норм springer Без астигматических линз все ИОЛ показали средний CSF в пределах возрастной нормы, но монофокальная ИОЛ дала значительно лучше результаты, чем оба MIOLs на трех пространственных частотах (3; 6; 12 cpd). . Они не должны были бы умереть в том возрасте, когда нормы просто достигли своего пика. патент-wipo Игра служит в качестве теста поля зрения, который выдает карту поля зрения порогов зрительного восприятия глаза субъекта, которую можно сравнить с стратифицированными по возрасту нормативными данными. springer Следовательно, возрастные нормы для слепых SIDAM представлены. pmcОднако в Германии нет возрастных норм для пожилых людей. springer Заболевание мениска или мениска должно быть дифференцировано от нормы с поправкой на возраст, от последствий несчастных случаев и от вторичных повреждений мениска. WikiMatrixResearch четко указывает на ужасающее положение женщин в Непале, вызванное вековыми нормами общества, в котором доминируют мужчины. Спрингер Нет соответствующих возрасту норм; разница между сторонами более 2,5 мм подтверждает диагноз образования выпота в тазобедренном суставе.

    Показаны страницы 1. Найдено 839 предложения с фразой age norm.Найдено за 14 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *