Задачи пмпк – О психолого-медико-педагогической комиссии, Письмо Минобразования России от 14 июля 2003 года №27/2967-6

Содержание

II. Цель и основные задачи пмпк

5. Цель ПМПК — организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

6. Основными задачами ПМПК являются:

— своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

— определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

— содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

— внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

— формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

— своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

— консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

— участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

— содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии. 

III. Организация деятельности пмпк

7. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.

Учредителем (учредителями) государственной ПМПК могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципальной ПМПК являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения.

9. Учредительными документами учреждения являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании, а также устав учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).

10. Передача государственных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

11. Отношения между учредителем (учредителями) и ПМПК определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у ПМПК с момента ее государственной регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — с момента выдачи ей лицензии соответствующими органами управления образованием и органами управления здравоохранением в рамках их компетенции.

13. ПМПК с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных организациях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

14. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

15. На территории каждого субъекта Российской Федерации создается не менее одной государственной ПМПК. ПМПК муниципального уровня создаются при численности детского населения до десяти тысяч.

16. ПМПК субъектов Российской Федерации являются головными по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня являются головными по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПК) образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.

17. Состав ПМПК всех уровней должен включать: педагога-психолога, специального психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, специалистов медицинского профиля (детского психиатра, детского невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога), юриста, медицинского регистратора.

18. ПМПК может иметь базовые специальные (коррекционные) образовательные учреждения или классы, группы, закрепленные за ней в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для углубленного обследования детей, динамической дифференциальной диагностики, апробирования новых методик обследования и обучения и т.д.

19. Реорганизация и ликвидация ПМПК осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

studfile.net

11.Цели и задачи пмпк, направления работы.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это усовершенствованная форма оказания диагностических и консультационных услуг детскому населению, апробированная и внедренная в различных регионах России.

ПМПК решают важнейшую задачу выявления детей и подростков с нарушениями развития в детской популяции, дифференциации их по возможностям обучения, определяют оптимальный психолого-педагогический маршрут для каждого обследованного ребенка и соответствующие специальные образовательные условия. В этой связи, становится очевидной актуальность проблемы организации специальной психолого-медико-педагогической службы и диагностики интеллектуальных, сенсорных, двигательных, психических и речевых нарушений, а также комплексной работы направленной на их предупреждение и коррекцию.

Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

В настоящее время психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют диагностику и консультирование детского населения как по направлению консилиумов и консультаций, так и по обращению.

В результате деятельности консультативно-диагностической службы в последние годы (2002-2006) наметились положительные изменения в деятельности образовательных учреждений: своевременно выявляются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, открываются новые коррекционные группы и классы, укрепилась связь с родителями.

Анализ научных исследований и нормативной документации показывает, что особенностями ПМПК на современном этапе является:

• расширение направлений деятельности: диагностическая, консультативная, информационная, просветительская, профилактическая аналитическая и др.;

• расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды помощи;

• изменение контингента обследуемых детей в связи с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и его качественных изменений;

• изменение организационных форм работы.

Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий являются:

• раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

• комплексная динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

• определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;

• подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

• разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностической и коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

• формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

• использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, оздоровительных, лечебно-профилактических, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

• консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

• стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Mинистерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, и проектом Положения о психолого-медико-педагогической комиссии.

На территории каждого субъекта Федерации создана, как минимум, одна ПМПК. ПМПК субъекта Федерации является головной по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.

Основные направления работы  психолога  ПМПК.

Психолог ПМПК осуществляет следующую деятельность:

  • проводит изучение особенностей детско-родительских отношений и наблюдение за характером взаимодействия между матерью и ребенком в ходе совместной (игровой, изобразительной или пр.) деятельности;

  • выявляет посредством экспериментально-психологического обследования ребенка причины, затрудняющие становление его личности, психологические механизмы, обуславливающие имеющиеся у него нарушения в развитии;

  • информирует родителей об особенностях психического развития ребенка, проводит вместе с ними вероятностный прогноз развития ребенка с учетом родительских установок и ожиданий по отношению к нему, социальной ситуации его развития в целом, объясняет родителям источники происхождения трудностей и проблем в развитии ребенка;

  • разрабатывает совместно с родителями конкретные меры помощи и программу индивидуальной коррекционной работы для ребенка, реализуемые в дальнейшем при активном участии самих родителей;

  • осуществляет эффективные коррекционные мероприятий, способствующие повышению уровня произвольной регуляции психических процессов и поведения у ребенка, необходимого для успешной социальной адаптации в соответствующих его возрасту детских образовательных учреждениях;

  • проводит подгрупповые и групповые занятия с детьми, имеющими сходную проблематику или предусмотренные учебным планом;

  • своевременно составляет необходимую документацию, качественно ведет записи при планировании коррекционной работы и заполнении дневника наблюдения за детьми, которым оказывается психологическая помощь;

  • занимается осмыслением опыта практической работы, анализом и обобщением результатов своей деятельности, подготовкой методических рекомендаций для родителей и образовательных учреждений;

  • систематически повышает уровень профессиональной квалификации, изучая материалы по психологической коррекции и консультированию, опубликованные в периодической печати и научной литературе, участвуя в психологических тренингах и семинарах.

Психолог ПМПК в своей профессиональной деятельности должен знать: декларацию прав человека, конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании”, базовые знания по общей психологии, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, основы психотерапии и консультирования, принципы психогигиены и психопрофилактики, инновационные методы обучения и воспитания детей, методы социально-психологического тренинга, основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности.

  1. Функции психолога на ПМПК

Должностные обязанности педагога-психолога.

2.1. Осуществлять психологическую диагностику детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, на основе анализа представленных документов о развитии ребенка, информации полученной от родителей (законных представителей).

2.2. Определять направления работы по коррекции психических отклонений в развитии детей и подростков рамках ПМПк.

2.3. Участвовать в заседаниях ПМПк согласно плана ПМПк

2.4. Профессионально и грамотно оформлять документацию установленного образца с соответствующими индивидуальными рекомендациями по результатам обследования детей.

2.5 Проводить коррекционные занятия с учащимися, находящимися на сопровождении в рамках ПМПк

2.6 Участвовать в разработках коррекционных программ учащихся, находящихся на сопровождении в рамках ПМПк

2.7 Готовить необходимую документацию на учащегося на районную ПМПК

2.8. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), педагогам школы, принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.

2.9. Участвовать в проведении мониторинга по выполнению рекомендаций ПМПк и анализировать результаты динамики развития детей и подростков.

2.10. Выполнять требования устава учреждения, положение о ПМПк, внутренний трудовой распорядок, осуществлять ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности.

Диагностическое направление Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения ( в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т.д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза ( тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т.е. направлено на установление функционального диагноза.

На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

studfile.net

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия): задачи, цели и функции

   

 Психолого-медико-педагогическая комиссия  (ПМПК) проводит диагностику ребёнка перед поступлением в образовательное учреждение, чтобы определить уровень его развития. В результате обследования выявляют поведенческие проблемы, психологические, физические аномалии. Специалисты выносят решение, можно ли ребёнку обучаться по стандартной программе или нет.

Психолого-медико-педагогическая комиссияПсихолого-медико-педагогическая комиссия

Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет уровень развития ребёнка

Формы деятельности ПМПК

 ПМПК — консилиум, который функционирует при дошкольных и школьных учреждениях и оценивает детский уровень развития. Если обнаружены проблемы, специалисты дают направление в государственный диагностический центр консультативного характера.

В каждом городе существует центральная комиссия (ЦПМПК), обеспечивающая диагностику, медицинскую коррекцию и дающая рекомендации по воспитанию. В больших мегаполисах функционируют территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии (ТПМПК), которые прикреплены к определённому району.

Они предназначены для помощи детям, у которых наблюдаются:

  • психофизические отклонения;
  • трудности в общении;
  • проблемы с усвоением информации.
РебёнокРебёнок

ПМПК нужна детям, которые испытывают трудности в общении

Комиссия актуальна для дошкольников и учеников младших классов, но в некоторых случаях проверяют и подростов, если у них плохая успеваемость и психологические проблемы.

Важно!

Решение о прохождении обследования принимает социальная служба, консилиум врачей, педагоги в детском саду, школе, педиатр. С разрешение родителей направить на комиссию может общественная организация.

Выделяют 3 формы деятельности:

  • первичное обследование;
  • повторная проверка;
  • диагностика и консультирование.

Показания к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии

Основными показаниями являются:

  • долгая адаптация к условиям детского сада, школы;
  • постоянные ссоры со сверстниками;
  • отрыв от детского коллектива;
  • плохие навыки самообслуживания: неумение завязывать шнурки, одеваться;
  • отсутствие знаний, характерных этого возраста;
  • отставание в интеллектуальном развитии;
  • гиперактивность;
  • рассеянное внимание;
  • речевые нарушения;
  • замедленная общая и мелкая моторика.

Поводом для ПМПК считается неадекватное поведение, агрессивность, повышенная возбудимость, частые истерики. На диагностику направляют, когда есть подозрение на слабый слух и зрение.

Цель ПМПК

При проверке учащихся детского сада главная цель ПМПК — выяснить готовность к обучению, уровень социальной зрелости и умственного развития. Школьная комиссия определяет причину, вызывающую трудности с учёбой, уровень знаний и то, как быстро ученики усваивают материал.

Врачебный консилиум позволяет вовремя выявить дефекты и минимизировать последствия нарушений. Состав комиссии проводит консультации родителей по воспитанию, даёт советы и объясняет детские права в образовательной сфере.

Организация обеспечивает диагностику у узких специалистов детям с психическими нарушениями и инвалидам.

Задачи психолого-медико-педагогической комиссии

Экспертная служба, определяющая форму обучения, руководствуется Международной конвенцией о правах ребёнка, своим уставом и законодательством РФ.

Главная задача комиссии — создать детям подходящие условия, развивающие способности. Для этого нужна тщательная диагностика, выявляющая любые отклонения как можно раньше.

Комиссия по развитиюКомиссия по развитию

Комиссия выявляет отклонения и предотвращает развития проблем у ребёнка

Основная роль ПМПК:

  • найти резервные возможности развития;
  • обеспечить помощь ребенку с особыми потребностями;
  • провести профилактику срывов и перегрузок при обучении;
  • определить готовность детей к школе;
  • подобрать нужную форму для обучения;
  • отслеживать динамику и уровень социальной адаптации;
  • консультирование родителей и представителей образовательных учреждений.

Примерный состав ПМПК в школе и детском саду

Психологическое обследование осуществляется с учётом возраста, социокультурных и языковых особенностей региона. Возглавляет комиссию дефектолог с опытом работы в специализированных учреждениях.

В штатный состав входят врачи и педагоги:

ПсихологПсихолог

В комиссию входит много врачей различной специализации

Обязательно присутствие социального работника. По желанию родителей или опекунов приглашают юриста и других специалистов. В состав не входит психиатр.

Порядок организации деятельности

Организация, направляющая ребёнка на ПМПК, подготавливает следующие бумаги:

  • заявление родителей и документы, удостоверяющие личность;
  • свидетельство о рождении;
  • выписку из карточки с заключением педиатра, отоларинголога, ортопеда, невролога, офтальмолога;
  • характеристику от воспитателя или педагога. В ней надо указать, какая помощь была оказана, чтобы преодолеть трудности;
  • рисунки ребёнка;
  • заключение консилиума врачей.

Эти сведения помогут улучшить эффективность обследования и установить точные причины, мешающие гармоничному развитию.

ДокументыДокументы

Для отправления ребёнка на комиссию нужно собрать ряд документов с разных инстанций, в том числе и от родителей

Все этапы диагностики и работу комиссии статистик фиксирует в протоколе, который хранится в личном деле ребёнка. При поступлении в специализированную школу его вместе с другими документами письмом отправляют педагогу, чтобы он ознакомился с личностью ученика и его психофизическими особенностями.

Функции комиссии

В ходе обследования выявляют уровень психического развития ребёнка. Определяют состояние мелкой моторики, манеру поведения, навыки самообслуживания и опрятности.

Главное функция комиссии — изучить личность в целом и выяснить неблагоприятные факторы для развития.

Основные роли:

  • экспертно-диагностическая;
  • информационно-аналитическая;
  • организационная;
  • методическая;
  • консультативная;
  • сопровождение;
  • просветительская.

Алгоритм деятельности ПМПК

Вначале проводят медицинское обследование. Изучают зрение, слух, состояние нервной системы. При необходимости берут лабораторные анализы, делают ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ. Собирают анамнез, беседуют с родителями и фиксируют результаты.

Ребёнок на приёмеРебёнок на приёме

Врачи выявляют степень развития ребёнка для его возраста

  1. Дефектолог осуществляет педагогическое обследование и оценивает утверждения ребёнка об окружающем мире. Он выявляет знания, соответствующие возрасту, интеллектуальные способности.
  2. Психолог анализирует поведение, изучает эмоционально-личностную сферу. В некоторых случаях делает нейропсихологическую диагностику.
  3. Логопед проверяет особенности речи. При нарушениях ищет причины появления дефектов.

Проводят расшифровку исследований, анализируют результаты, и составляют заключение. Если поставлен диагноз, его нужно обосновать, указав симптомы и причины патологического состояния.

Алгоритм:

  • сбор информации;
  • анализ полученных данных;
  • совместная разработка рекомендаций;
  • составление персонального коррекционно-образовательного маршрута и режима;
  • консультация всех участников;
  • дальнейший анализ развития;
  • корректировка плана по мере необходимости.

Подготовка ребёнка к обследованию

Незнакомая обстановка и чужие люди могут вызывать эмоциональное напряжение, подготовьте ребёнка к комиссии. Подробно расскажите ему, как будет проходить обследование, попросите отвечать на вопросы и ничего не бояться. Пусть не расстраивается, если не знает ответ на какой-нибудь вопрос, за это его никто не будет ругать.

Как проходит ПМПк?

День прохождения ПМПК назначают заранее. Родители приходят в кабинет, где сидят члены комиссии. В порядке очерёдности ребёнок выполняет задания. Процедура занимает 1-2 часа. Вопросы и тесты соответствуют возрастной группе.

Процедура ПМПкПроцедура ПМПк

Продолжительность процедуру ПМПК составляет 1-2 часа

  1. В ходе беседы спрашивают о друзьях, просят рассказать о себе, описать родителей, свою комнату, квартиру, домашних питомцев.
  2. Дети должны ориентироваться в понятиях день-ночь, знать времена года, дни недели, месяцы.
  3. Для проверки памяти педагог проговаривает слова и просит повторить. Раскладывает и убирает на столе предметы и требует, чтобы ребёнок объяснил, что изменилось.
  4. Чтобы выяснить развитие речи, предлагают подобрать слова близкие и противоположные по значению, посчитать, сколько слов в предложении или составить рассказ по картинке.
  5. Дошкольник обязан хорошо знать явления природы, ориентироваться в пространстве и времени

Доброжелательное отношение улучшает эффективность контакта между педагогом и ребёнком и позволяет максимально точно узнать его умения.

Результаты обследования

Составив заключение, специалисты представляют протокол родителям, которые должны в нём расписаться.

Родственникам выдают отчёт, в котором указано:

  • сможет ли ребёнок учиться в общеобразовательной школе;
  • есть ли необходимость заниматься с логопедом, консультироваться у психолога, наблюдаться у других врачей.
Заключение комиссииЗаключение комиссии

Заключение комиссии носит рекомендательный характер

Заключение не регламентирует шаги, которые должны предпринимать родители, а носит рекомендательный характер. Ему необязательно следовать и отдавать ребёнка в специализированную школу. Срок действия справки, выданной ПМПК, — 1 календарный год.

Если принято решение об учёбе в коррекционном учреждении, в течение 12 месяцев документ нужно предоставить в приёмную комиссию. Повторно проходить ЦПМПК не требуется. Справка действительна на время всего периода обучения.

Ошибки, допускаемые представителями комиссии

Основная ошибка, которую допускают при обследовании — неправильный подход к ребёнку, который не позволяет ему полностью раскрыть потенциал. Чтобы этого не случилось, педагоги и врачи обязаны ответственно относиться к работе и принимать во внимание индивидуальные особенности детей.

Важно не торопить ребёнка при выполнении заданий, давать ему время отдохнуть, задавать вопросы доброжелательно.

Если считаете, что при обследовании произошла ошибка и не согласны с выводами комиссии, заключение можно никому не показывать или обратиться в инстанцию высшего уровня и пройти диагностику повторно.

Можно ли отказаться родителям о прохождения комиссии?

Отказ от прохождения психолого-медико-педагогического обследования не запрещён. Статья 42 Федерального Закона об образовании гласит, что для его проведения необходимо согласие родителей или опекунов.

ФлагФлаг

Законы РФ не обязывают к обязательному прохождению комиссии

Прежде чем отказаться, выясните, почему рекомендовано прохождение ПМПК и взвесьте все за и против. Ведь если проблема существует, её нужно устранить и ваша родительская обязанность обеспечить для этого все условия.

ПМПК не требует строго исполнять свои указания. Родители должны сами определить, следовать ли продолженным рекомендациям. Принимая решение, не забывайте, что на вас лежит ответственность за здоровье и дальнейшую судьбу ребёнка.

Детские заболевания

lechusdoma.ru

Организация деятельности школьного ПМПк | Социальная сеть работников образования

06.02.2018г

Организация деятельности ПМП консилиума в МБОУ «Новотроицкая СШ».

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий  сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Новотроицкая СШ». ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

 Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели  мы ставим  следующие задаич:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

 Наш консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят: директор школы он же педагог-психолог; учитель – логопед он же председатель ПМПк; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят воспитатель ДОУ учителя-предметники, классные руководители. Состав может  варьироватся в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

 плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

 Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели).

В задачи внепланового консилиума входят:

принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности;

изменение образовательного маршрута.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ «ПОСТАВЛЯЕТ» КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО  ОБСУЖДЕНИЯ ?

Педагог-психолог приносит на консилиум:

— результаты наблюдений;

-результаты экспертных опросов педагогов и родителей;

— результаты обследования самих школьников.

Обобщенные данные о ребенке

Описание психологических особенностей
— обучения;
— поведения;
— самочувствия школьника.

Обнаруженные нарушения или отклонения от
— возрастной;
— психической;
— социальной нормы.

Описаны конкретные проявления этих нарушений:умственное снижение по отношению к возрастной норме;психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений.Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

Классный руководитель предоставляет на консилиум:

результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками;

— педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников  в целом

Классный руководитель фиксирует:(ведёт  «Дневник наблюдения)трудности, которые испытывает ученик в различных  педагогических  ситуациях;особенности  индивидуальных  черт  его обучения;особенности обучения;- самочувствие , настроение.

Показатели для характеристики

Качественные характеристики учебной деятельности.

Количественные показатели учебной деятельности.

Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).

Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Учитель-логопед:отражаетособенности речевого развития ребенка;возможности его коррекции и прогноз.

Учитель-дефектолог:предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития

 мед.сестра предоставляет:

1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

соответствие физического развития возрастным нормам;

состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2.      Факторы риска нарушения развития:

наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3.      Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

Социальный педагог  

берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом:

Регламент проведения внепланового заседания ПМПк

Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания.

2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания.

3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума;

решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей. 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

.Я расскажу  более подробно ход консилиума на примере  конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

1 этап.       Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника — начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

какого рода помощь требуется школьнику?

какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

какую работу могут взять на себя участники консилиума?

какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

3 этап.

 Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа — протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

В заключение

Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстроиством

nsportal.ru

Организация и содержание деятельности пмпк

ПМПК г. Тамбова в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом РФ «Об образовании», Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениями главы администрациями г. Тамбова, приказами управления образования и науки администрации г. Тамбова, Уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения, настоящим Положением.

Обращение в пмпк

Инициатор обращения

Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители) и, с согласия родителей (законных представителей), — работники учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПК, обнаружившие показания к направлению ребенка на ПМПК.

В реальной практике инициаторами обращения в ПМПК чаще других являются работники учреждений образования, так как большинство детей значительную часть времени проводят именно в образовательных учреждениях.

В образовательном учреждении любой педагог должен быть проинформирован о возможности обращения к председателю ПМП-консилиума или непосредственно к руководителю образовательного учреждения по поводу так называемых проблемных детей или детей группы риска. Такое обращение предполагает лишь донесение соответствующей информации до сведения указанных выше компетентных лиц, но ни в коем случае не допускает обсуждения проблемы ребенка при нем, обвинений в его адрес, других рассуждений, которые могут нанести травму психике ребенка.

Прежде чем будет решен вопрос о направлении ребенка в ПМПК, ребенка наблюдают специалисты ПМП-консилиума, которые, только с согласия родителей, могут провести соответствующие специальные обследования (психологическое, дефектологическое, логопедическое, медицинское и другие, в зависимости от имеющихся в ПМП-консилиуме образовательного учреждения специалистов).

Медицинское обследование детей, достигщих 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством РФ.

Показания к направлению детей и подростков на ПМПК

В широком смысле слова показаниями к направлению детей и подростков на ПМПК служат нарушения в развитии, препятствующие их пребыванию, адаптации, развитию и образованию (обучению, воспитанию) в учреждениях системы образования, в семье, в социуме.

Специалисты ПМПК обследуют и наблюдают детей и подростков от 0 до 18 лет. Первым шагом на пути к постановке вопроса о направлении ребенка на ПМПК обычно служит отнесение его к группе риска. Уже в дошкольных образовательных учреждениях специалисты, работающие с детьми, без труда на основании наблюдения выделяют детей, которые нуждаются в наблюдении и обследовании специалистов ПМП-консилиума с возможным последующим направлением в ПМПК.

Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Условия приема ребенка на ПМПК

На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей). Предпочтительным является присутствие на ПМПК матери ребенка. Большую роль при первичном обследовании ребенка играет информация о реакции ребенка на новую ситуацию, незнакомых людей и т.п., получаемая от родителей.

Оптимальным является вариант наблюдения всеми специалистами за процессом обследования ребенка (каждым специалистом индивидуально). Такой вариант обследования позволяет экономить время и не перегружать психику ребенка. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей.

Как указывалось выше, согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка, обмен информацией о ребенке с другими учреждениями, организациями, ведомствами подтверждается их подписью в соответствующей рубрике журнала первичного учета. Это — еще одно важное условие приема ребенка на ПМПК.

Другим важным условием является гарантия конфиденциальности сведений о ребенке, полученных в процессе беседы с родителями (законными представителями), а также — в процессе обследования ребенка.

Для обеспечения оптимальных условий приема ребенка на ПМПК очень важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития, в частности выносливость к интеллектуальным и другим психическим нагрузкам, соотношение времени обследования и индивидуального режима дня ребенка, интересы ребенка и др.

Важным условием является и правильная организация самого помещения ПМПК с точки зрения санитарно-гигиенических и этико-психологических норм и критериев.

Обследование детей производится в помещении комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и/или обучения.

В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день; направить для уточнения диагноза в психоневрологический диспансер, областную комиссию.

Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПК

Целостный подход к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированности и личностной целостности (конгруэнтности) ребенка.

Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.

Анализ динамики развития ребенка.

Предпочтительное использование при обследовании ребенка в условиях ПМПК формы обучающего и формирующего экспериментов. Анализ динамических изменений в процессе обучения ребенка, формирования планируемых изменений.

При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий обследование строится по следующим принципам:

— переход от простого к сложному;

— переход от совместных действий специалиста и ребенка к самостоятельным действиям ребенка.

Опора на резервные (сохранные) структуры психофизического развития.

Опора на ведущие репрезентативные системы (каналы восприятия информации).

Распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка.

Соразмерность помощи поставленной диагностической задаче и возможностям ребенка.

Обеспечение успеха ребенка в результате выполнения каждого «шага» обследования. Подкрепление мотивации достижения.

Оценка способности ребенка к переносу — действию, размышлению по аналогии.

Использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования, таких как:

— игра (предметная, сюжетная, ролевая, дидактическая и др.), соревнование, различные формы обучающего или формирующего эксперимента и др.;

— индивидуальная работа с ребенком, работа в микрогруппах (в том числе в присутствии родителей, во взаимодействии с родителями, в присутствии нескольких специалистов и т.д.).

 Реорганизация и ликвидация ПМПК осуществляет в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

studfile.net

особенности деятельности, отличие от ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.

Что это такое

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.

Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.

Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.

ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.

Цели ПМПк

Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.

Задачи ПМПк

ПМПк решает 8 задач:

  1. Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
  2. Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
  3. Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
  4. Определение потенциала ребенка в плане развития.
  5. Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
  6. Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
  7. Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
  8. Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.

Принципы деятельности ПМПк

  1. Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
  2. Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
  3. Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
  4. Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.

Функции ПМПк

Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.

При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).

Индивидуальная воспитательная программа может носить:

  • лечебный;
  • контролирующий;
  • дисциплинирующий;
  • коррекционный;
  • коррекционно-развивающий характер.

Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.

Как проходит ПМПк

Профилактика дезадаптации

На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.

Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, интеллекта и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.

  • Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
  • Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.

ПМПК и ПМПк

Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.

  • ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
  • ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
  • ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
  • Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
  • Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
  • ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
  • ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
  • ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.

Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).

Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.

С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.

Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.

Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.

psychologist.tips

Понятие о психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) образовательных организаций. Цель, задачи, содержание работы.

ü ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

ü ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

ü Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

ü ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного

ü учреждения.

ü Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно- воспитательной работе (председатель консилиума). учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

ü Целью ПМПк является обеспечение диагностико- коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

ü Задачами ПМПк образовательного учреждения являются: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных перегрузок и срывов; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей).

ü Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

ü По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.

ü На заседании ПМПк составляется коллегиальное заключение.

ü Изменение условий получения образования осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

ü На период подготовки к ПМПк ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи.

ü На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов.

ü Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

Модели помощи семье: педагогическая, диагностическая, социальная, психологическая, психотерапевтическая, медицинская.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером можно выделить несколько моделей психологической помощи семье:

ü Педагогическая модель – основывается на гипотезе не достаточной педагогической компетентности родителей и предлагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом в виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуется прежде всего ребенок. Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленную на ее изменение. Консультант выступает в роли специалиста, которому известны проблемы, способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение.

ü Диагностическая модель – основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и посещении других специалистов. Объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, трудностями в учебе, отклонениями в поведении, а помощь оказывается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений.

ü Социальная модель – основывается на предположении, что семейные трудности – результат не благоприятных обстоятельств, и помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов.

Психологическая модель – причина тех или иных проблем или не благополучий в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни кого-либо из членов семьи, а как закономерное, следствие развития членов семьи и семьи в целом. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведение ребенка, стереотипов родительской семьи порождают систему эмоциональных связей, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, служат предпосылками внутриличностных конфликтов.

Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет психотерапевту помочь семье и ее членам.

ü Психотерапевтическая модель. Индивидуальный подход – акцент в работе психолога-консультанта делается на устранении или профилактике тех причин, которые приводят к распаду семьи, глубоким семейным дисгармониям. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья. Сотрудники службы не должны ограничиваться подачей полезного совета, а обязаны стремиться к выявлению причин семейных дисгармоний и содействовать устранению этих причин. Психотерапевтическая модель помощи предполагает

работу с семьями, которые мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию. Таким образом психотерапевтическая модель помощи предполагает: установление контакта с клиентом, который нуждается в помощи, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин не благополучия и определение возможных форм помощи.

+

Педагогическая модель – основывается на гипотезе не достаточной педагогической компетентности родителей и предлагает оказание им помощи в воспитании детей. Цель – развитие эффективных способов воспитания. Формы работы – псих-пед просвещение родителей, орг-ция семейного консультирования, разработка памятки родителям.

Социальная модель – рассматривает семейные проблемы как рез-тат соц неблагоприятны условий.

Цель – оказание соц-пед помощи. Формы: информирование населения о возможности получения соц помощи, координационная деят различных орг-ций по оказанию помощи семье.

Психологическая модель –

1. теоретико-практический подход – определяется тип семейного воспитания и оказывается психол помощь в виде консультирования

2. структурно-процессуальный – изучается структура семьи, описываются типы взаимодействия.

3. системно-индивидуальный – выясняются связи между членами семьи и условия их нахождения в семье.

Можно выделить три модели семьи:

— семьи, в которых члены близки по своим индивидуальным качествам

— члены дополняют друг друга

— член семьи трудносовместимые

Диагностическая модель – основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей о семье, ребенке, либо о нарушении, имеющего у ребенка.

Медицинская модель – в основе семейных проблем лежат болезни членов семьи. Содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптация здоровых к больным.

studopedia.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о