Травмы и их причины меры и способы оказания помощи – Травмы опорно-двигательного аппарата. Их причины и меры профилактики. Оказание первой помощи при травме кисти руки, предплечья. Порядок наложения повязки

Урок ОБЖ по теме «Основные виды травм, средства помощи при травмах»

Цель: познакомить учащихся с понятиями «травма», «специальные и подручные средства» и правилами оказания первой до врачебной помощи.

Задачи:

1) повторить и закрепить знания учащихся о видах бытовых травм;

2) научить оказывать первую помощь (самопомощь) при различных видах травм; познакомить со стандартными средствами первой медицинской помощи;

3) напомнить о мерах предосторожности; развивать навыки совместных действий;

4) воспитывать бережное отношение к своёму здоровью, здоровью окружающих людей.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-игра.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные. Практическая (деловая) «Травм пункт» игра для стимулирования интереса к учению

Инновационные технологии:

  • развивающего обучения;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности.

Оборудование: презентация (мультимедиа), раздаточный материал «Специальные и подручные средства для оказания первой медицинской помощи», медицинские халаты и шапочки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Все ли правильно сидим?
Все ль внимательно глядим?

2. Постановка темы, цели урока.

— Послушайте загадки. Отгадывая их, подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

а) Горькими бывают, сладкими бывают.

Ойкают дети и запивают! (таблетки)

б) Я под мышкой посижу и, что делать подскажу;

Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр, градусник)

в) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач, доктор)

г) Что дороже денег? (жизнь)

— Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (варианты рассуждений учащихся)

Сегодня мы ещё раз вспомним о том, как сберечь своё здоровье. (Приложение 1)

Сообщение темы урока «Основные виды травм и первая помощь при них» (Слайды 2, 3)

Двигательная активность жизненно необходима для человека. Она способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям. Но необдуманное поведение - беготня, подножки, толчки могут привести к различным видам травм.

— Что же такое травма? (Слайды 4, 5)

3. Рассказ учителя. Усвоение новых знаний.

Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.

Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.

-Где и как чаще всего можно получить травму?

(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке, озере и т. д.)

— Какие бывают травмы? (Слайд 6)

открытые закрытые
вызывают кровотечение кожа и слизистые оболочки не нарушены (ушибы, вывихи, растяжения)

Трудно перечислить всё многообразие травм и причины их вызывающие, но «близкого знакомства» [1] с серьёзной травмой можно избежать, будучи осмотрительным и осторожным. Главной причиной травмы является неосторожность. Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травмы. [1]

Царапины заживают, проходят синяки, шишки, вылечиваются переломы. Но сколько ребят, получивших тяжёлые увечья по своей неосмотрительности, расстались с мыслью заняться любимыми делами

Слайд 7 Причины: (примеры приводят учащиеся)

  • Неосторожность
  • Недостаточное внимание
  • Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.
  • Пренебрежение правилами безопасности

Минутка отдыха для глаз + небольшое количество физических упражнений.

Фронтальная беседа. (Слайды 8, 9)

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

От несчастного случая никто не застрахован - он может произойти с каждым. Хорошо если есть рядом врач. Но, а если нет? (дорожный знак)

Пока не произошёл несчастный случай, вряд ли кто — то задумывался над тем, как правильно оказать первую помощь, что можно и нужно для этого.

— Как вы думаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай?

Травму можно получить и при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет.

— Какая помощь, по вашему мнению, называется «Первая помощь»?

— Какая помощь называется «самопомощью»?

4. Работа с учебником стр. 125 — 128

Вывод: Любая травма, какой бы безобидной она не была, должна бать правильно и своевременно обработана. Даже обычная царапина, вовремя не обработанная может вызвать заражение крови.

— Каждый человек должен знать основные правила, сделать всё возможное , чтобы облегчить боль, помешать развитию более опасных травм.

5. Формирование умений и навыков: практическая работа. (Слайды 10 — 13)

Прежде всего, надо знать какие средства можно использовать на месте происшествия, для оказания первой помощи. Таблица составляется учащимися во время обсуждения поставленного вопроса. (Групповая работа)

Специальные средства Подручные средства
Перевязочный пакет

Бинты марлевые

Медицинская вата

Лейкопластырь

Кровоостанавливающий жгут

Раствор йода или зелёнки

Нашатырный спирт

Перекись водорода

Чистый носовой платок

Карандаш или палочка

Лист подорожника или крапивы

Жгут — закрутка

Дощечка или ровная палочка

Чистая вода

Лёд, снег

Физминутка

Движенье — это здоровье.
Движенье — это жизнь.
Не ленись — подтянись.
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись,
Раз — направо, два — налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень!

Практическая работа. Деловая игра «Травм пункт»

Учебник страница 129 — 131

6. Закрепление изучаемого материала в виде деловой игры.

(Слайды 14 — 26)

Первая медицинская помощь и самопомощь при ушибах и носовых кровотечениях.

Давайте потренируемся оказывать первую «медицинскую» помощь друг другу.

— Как следует вести себя, если вы или ваш товарищ попали в беду?

Работа группами. Задания по группам:

МПП при ушибах и вывихах.

При спуске по лестнице ученик прыгал через несколько ступенек

Вывод: при сильных ушибах головы, грудной клетки, живота могут возникнуть внутренние кровотечения. Поэтому надо обратиться к врачу.

МПП при носовом кровотечении

Ученик бегал на перемене, упал и разбил нос, или долго находился в душном помещении, пошла кровь из носа.

Вопросы мини теста:

(Слайды 19, 20)

Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее средство.
  • Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 - 10 минут.

Ответы: 2, 4, 5, 6.

  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 - 10 минут.
  • Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.

МПП при ссадинах и порезах, или сильном кровотечении.

На уроке физической культуры ребята соревновались в эстафетах, мальчик при падении защитил себя рукой.

Вывод: через раны в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача - предохранить рану от загрязнения.

7. Итог урока. (Слайды 28 — 30)

— Где в нашей школе, городе вам окажут первую медицинскую помощь?

(повторить местонахождение медицинских учреждений нашего города)

— Объясните смысловое значение пословиц:

  • «Берегись бед, пока их нет»
  • «Здоровье не купишь, его разум даёт»

Вывод: здоровье дает природа «бог», а наша задача правильно с ним обращаться.

— Что понравилось?

— Молодцы, вы все хорошо работали на уроке.

Рефлексия: на слайдах появлялся маленький мальчик.

— Почему он плакал?

— От чего радуется и хлопает в ладоши?

Вывод: «Малые услуги, оказанные вовремя, являются величайшим благодияниями для тех, кто их получает». (Демокрит)

Используемая литература.

  1. В. Я. Синьков Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 — 4 классы, Москва «Просвещение» 2003
  2. Л. П. Анастасова «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник 3 — 4 классы, Москва «Просвещение» 2009
  3. http://bsi63.ucoz.ru/blog/2009-05-23-13
  4. http://www.citydoctor.ru/content/2366.html

Травмы, их виды и первая помощь.

Урок 1

Цель: ознакомить учащихся с основными видами ранений и основами антимептики

Ход урока

1.Орг. момент:

2.Изложение программного материала

Травма – это повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности функций, вызванного внешним воздействием.

Рана— нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, сопровождающееся болью, кровотечением или зиянием.

В зависимости от того, как и чем нанесены раны, различают следующие их виды.

Резаные— наносятся острыми предметами (ножом, стеклом, льдом, ниткой, травой)

Рубленые

– наносятся топором, лопатой, тяпкой, другими тяжелыми острыми предметами,

они имеют (как и резаные), ровные края, но более глубокие.

Колотые– наносятся кинжалом, гвоздём, отверткой, при кажущихся небольших внешних

повреждениях могут причинить глубокие внутренние повреждения жизненно важных

органов.

Ушибленные– возникают при воздействии тупых предметов, падении или сдавлениях, в таких

ранах создаются благоприятные условия для развития инфекций.

Рваные– возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой

лоскутов кожи, повреждением мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.

Укушенные – последствия укусов животных. По внешнему виду напоминают рваные раны,

инфицированы слюной.

Огнестрельные – особенно опасны для жизни ранения внутренних органов, головы, кровеносных

сосудов.

Ранение сопровождается болью, нарушением или ограничением функции пораженной части тела, особенно при повреждении костных структур, суставов, мышц, сухожилий, нервных стволов. Любое ранение сопровождается кровотечением .При оказании первой медицинской помощи на месте ранения необходимо остановить кровотечение.

Все раны являются инфицированными, то есть загрязненными микробами. Чем больше загрязнение раны и чём значительнее повреждения тканей, которые отмирают тем больше риск возникновения инфекции. Самая опасная раневая инфекция — столбняк. Особенно много столбнячной полочки и её спор в земле. Когда палочка попадает в рану, ей не нужен воздух. Размножаясь, она выделяет

яд- токсин, который поражает нервную систему, вызывая судороги, растворяя эритроциты.

Начинается заболевание судорожным подергиванием в области ранки. Потом возникают судороги жевательных мышц, сокращение мимических мышц – на лице как будто застывает напряженная улыбка. Затем судороги распространяются на мышцы шеи, спины, затылка. В состоянии спазмы могут находится и мышцы, сгибающие конечность, и мышцы её разгибающие. В результате – переломы кости, часто позвоночника. Вначале судороги редки и не длительные, затем они становятся чаще (до 40 приступов в час), вызвать приступ может всё ,что угодно: сильный стук, прикосновение, свет.

Смерть наступает от паралича сердца, удушья, перевозбуждения нервной системы

Чтобы уберечь себя от этой страшной болезни во-первых, нужно вовремя делать прививки против столбняка, во-вторых, при любых грязных ранках нужно обращаться в травматологический пункт где введут противостолбнячную сыворотку.

Мерой профилактики заражения ран является наиболее ранее наложение на неё стерильной повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.

Первая помощь при ранениях заключается:

  1. остановка кровотечения.

  2. зашита раны от загрязнения и проникновения в неё микробов.

  3. ослабление болевых ощущений.

При обработке ран необходимо соблюдать меры асептики и антисептики.

Асептика – система профилактических мероприятий, направленных против возможности попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы, полости тела пострадавшего при оказании ему медицинской помощи.

Антисептика– комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме( в целом).

Урок 2 тема: Кровотечения, их виды и метода распознавания.

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений

Урок ОБЖ по теме «Первая помощь при травмах»

Урок ОБЖ по теме «Первая помощь при травмах»

Цель: познакомить учащихся с понятиями «травма», «специальные и подручные средства» и правилами оказания первой доврачебной помощи.

Задачи:

1) повторить и закрепить знания учащихся о видах бытовых травм;

2) научить оказывать первую помощь (самопомощь) при различных видах травм; познакомить со стандартными средствами первой медицинской помощи;

3) напомнить о мерах предосторожности; развивать навыки совместных действий;

4) воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих людей.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Инновационные технологии:

  • развивающего обучения;

  • личностно-ориентированного обучения;

  • объяснительно-иллюстративного обучения;

  • словесной продуктивной и творческой деятельности.

Оборудование: , раздаточный материал «Специальные и подручные средства для оказания первой медицинской помощи», медицинские халаты и шапочки.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  1. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

  2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

  3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Сегодня мы проведём занятие по ОБЖ.

— Что мы изучали на этих занятиях ,с чем мы знакомились? (с правилами безопасного поведения в жизни ,в школе)

— Готовясь к занятию ,я нашла много пословиц, крылатых выражений, но именно для этого занятия выделила такую.

В здоровом теле- здоровый дух!

-Прочитайте её.

— Как вы её понимаете?( если тело человека будет здоровое, то ему будет хорошо жить ,на душе будет приятно)

— А как вы думаете о чём мы будем вести сегодня разговор? ( о здоровье)

— Вам это нужно знать? ( да) Обоснуйте, докажите!

— Все ли вы уже знаете о своем здоровье? (нет)

— Хотите узнать что-то новое? (хотим)

— С чего начнем? (с повторения)

2.Актуализация.

Цели:

  1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

  2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи.

  3. Зафиксировать актуализированные способы действия в знаках (эталоны).

  4. Организовать общение актуализированных способов действий.

  5. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  6. Мотивировать к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу»).

  7. Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

  8. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

— Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?( соблюдать режим дня, делать зарядку, заниматься спортом, двигаться)

-Всегда ли движение или занятия спортом приносят радость? (нет, иногда бывают травмы, слезы, беда)

— Что же такое травма? (травма, когда человек ушибся, течет кровь, синяк появился, повредил себе что-то)

— Молодцы, травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.

-Где можно получить травму?(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке, озере и т. д.)

— Какие бывают травмы? ( кровотечение, ушибы, ожоги, переломы)

Карточки учитель прикрепляет на доску

— Что испытывает человек, получивший травму? ( боль)

— Что происходит с его органами, тканями во время травмы? (они нарушаются)

На доске: карточки: боль, нарушение тканей

Итак, давайте обобщим.

— Что повторили?( мы повторили что такое травма, виды травм)

— Что вы будете делать если произойдет травма ? ( обратимся ко врачу)

— А что делать, если врача нет рядом? ( вызвать скорую помощь)

— Скорой помощи необходимо время чтобы доехать, а нам надо быстро.

— Что вы предлагаете? (оказать первую помощь)

— А что такое «первая помощь», дайте точное определение. (не знаем)

3. Проблемное объяснение нового знания.

Цели:

  1. Организовать восстановление выполненных операций (местом затруднения является общий способ действия, учащиеся должны перейти от формулировки конкретной задачи к формулировке общего способа).

  2. Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать построение проекта выхода из затруднения:

-Учащиеся ставят цель проекта

(целью проекта является устранение причины возникшего затруднения).

-Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

-Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

-Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

4) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

5) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

6) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

7) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

— Так в чём у вас затруднение? (мы не можем дать точное определение)

— Значит какая цель урока? (узнать что такое «первая помощь»)

— Как назовете тему урока? (Первая помощь при травмах)

Учитель открывает на доске тему урока

— Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы на столе находиться таблица и разрезные карточки. Ваша задача проанализировать все это и вклеить карточки в нужные места таблицы и сделать вывод.

Вывод: Первая помощь – это мероприятия направленные на: _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточки: носовой платок, подорожник, шарф, лед, холодная вода, снег, дощечка или ровная палочка, бинт, вата, лейкопластырь, йод, зеленка, нашатырь, перекись водорода, кровоостанавливающий жгут, снятие боли, остановка крови, фиксация в неподвижном состоянии.

— Старшие в группах представьте свои результаты.

Старший одной группы сообщает свои выводы.

— Поднимите руки те группы, у кого такие же выводы. У кого другой результат?

— Вернемся к нашему затруднению. В чем оно? (мы не могли дать точное определение тому, что такое первая помощь при травмах)

— Вы преодолели его? (да)

— Следующий шаг нашего занятия? (потренироваться)

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели:

1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

— фронтально;

— в парах или группах.

Давайте потренируемся оказывать первую помощь друг другу.

— Как следует вести себя, если вы или ваш товарищ попали в беду?

ри спуске по лестнице ученик прыгал через несколько ступенек

МПП при носовом кровотечении

Ученик бегал на перемене, упал и разбил нос, или долго находился в душном помещении, пошла кровь из носа.

5. Самостоятельная работа.

Цели:

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

  2. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).

  3. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки* (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

— Предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно.

— Время выполнения 6 минут.

Вопросы мини теста

Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.

  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

  • Измерить температуру и дать обезболивающее средство.

  • Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.

  • Положить на спинку носа холод.

  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 — 10 минут.

— Стоп. Проверьте. Ответы на доске.

Ответы: 2, 4, 5, 6.

  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

  • Положить на спинку носа холод.

  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 — 10 минут.

  • Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.

МПП при ссадинах и порезах, или сильном кровотечении.

На уроке физической культуры ребята соревновались в эстафетах, мальчик при падении защитил себя рукой.

Вывод: через раны в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача — предохранить рану от загрязнения.

6 .Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цели:

  1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

  2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

• Берегись бед, пока их нет»

• «Здоровье не купишь, его разум даёт»

— Прочитайте пословицы на доске, объясните их. (надо думать. Прежде чем что-то сделать, быть осторожным)

— Какая же главная причина травмы? (неосторожность)

-Как можно избежать травму( нужно быть осмотрительным и осторожным)

— Какой же вывод вы можете сделать для себя? Продолжите высказывание: здоровье дает природа, а наша задача… ( правильно с ним обращаться)

— Оказали первую помощь человеку, а дальше что? (надо обратиться ко врачу)

— Для чего? (чтобы оказать медицинскую помощь)

— Молодцы, вы все хорошо работали на уроке.

7. Рефлексия.

Цели:

  1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

  2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

  3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

  4. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений учебной деятельности.

  5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

— Вспомните тему урока. (первая помощь при травмах)

— какую цель вы ставили ?(дать точное определение первой помощи)

— Достигли цели.?(да. Мы узнали, что такое первая помощь, с какой целью ее оказывать)

— Вы довольны своими результатами? Кто хочет поделиться ими?

Основные виды первой помощи при различных травмах и состояниях

Оказание первой помощи при различных травмах и состояниях – это неотложный порядок действий до оказания медицинской помощи, который направлен на устранение фактора, несущего угрозу жизни или здоровью пострадавшего, на снятие боли и на сведение к минимуму риска осложнений.

1. Раны 

 

Если рана сильно кровоточит, то сначала надо остановить кровотечение. Рану сверху накрыть чистой марлей, перевязать всю рану бинтом. Если в распоряжении имеется настойка йода, спирт этиловый, то кожу вокруг раны сначала дважды или трижды протереть марлей или ватой, смоченной этим раствором.

 

2. Ушибы 

 

При ушибе необходимо наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег или лед в целлофановом пакете) на ушибленное место.

 

3. Растяжения связок 

 

При растяжениях связок необходимо наложить тугую повязку, холод.

 

4. Вывихи

 

При вывихе надо создать конечности максимальный покой. Вправлять вывихи должен только медицинский работник.

 

5. Переломы 

 

При переломах наложить шину (например, из доски, фанеры, палок, картона), зафиксировать два ближайших сустава. При открытых переломах, перед тем как наложить шину, надо наложить стерильную по­вязку на рану. Даже при подозрении на перелом фиксация конечности обязательна.

 

6. Ожоги 

  • При термическом ожоге надо устранить причину, вызвавшую ожог, про­мыть место ожога холодной водой (при ожоге без нарушения целостности ожоговых пузырей), наложить стерильную повязку, при возможности положить снег, лед или иной холод на 15-20 минут. 
  • В случае химического ожога необходимо обильно промыть место ожога холодной водой или моло­ком, мочой, мыльной водой, слабым раствором питьевой соды. 

7. Отморожения 

 

При отморожении необходимо медленное и постепенное согревание пострадавшего (перенос в теплое помещение), наложение повязок, обильное теплое питье (чай, кофе), принуждение к движению.

 

8. Электротравмы 

 

При электротравме необходимо соблюдая меры личной безопасности, пре­кратить действие тока на организм (например выключить рубильник, вывернуть предохранительные пробки на щите, оттянуть провод сухой деревянной палкой, сухой веревкой или оттащить пострадавшего, используя при этом диэлектрические перчатки или подручные изолирующие средства: сухую веревку, палку, доску, прорезиненный плащ, резиновый коврик). На область ожога наложить сухую повязку, обеспечить пострадавшему полный покой и вы­звать врача.

 

В случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса необходимо расстегнуть одежду, начать искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца до восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения.

 

9. Обморок 

 

В случае обморока необходимо уложить пострадавшею в горизонтальное положение, приподнять ноги, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, лицо обрызгать холодной водой, дать понюхать на­шатырный спирт или уксус на ватке, натереть этими средствами виски, надавить болевую точку под носом или помассировать ее.

 

10. Тепловой (солнечный) удар

 

При тепловом (солнечном) ударе перенести пострадавшего в тень, рас­стегнуть одежду и уложить с приподнятой головой, наложить на голову холодный компресс, напоить холодной водой. Применить холодное обертывание (например, мокрой простыней). При необходимости про­вести наружный массаж сердца и искусственную вентиляцию легких.

 

11. Отравления

  • При пищевом отравлении, отравлении разными ядами необходимо удалить вещества, вы­звавшие отравление (промывание желудка, обильное питье, вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцами). 
  • При отравлении алкоголем очистить полость рта от рвотных масс. Удалить остатки алкоголя из желудка (промывание желудка водой до тех пор, пока рвотные массы перестанут пахнуть алкоголем, вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцем), обильное питье. 

12. Отравление угарным газом 

 

При отравлении угарным газом необходимо соблюдая меры личной безопасности и используя средства индивидуальной защиты дыхания (например смоченный водой носовой платок), прекратить воздействие газа, обе­спечить доступ свежего воздуха, холодное обливание головы, вдыхание нашатырного спирта. При потере сознания и нарушении сердечной деятельности провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца.

 

13. Укусы

 

При укусах змей, насекомых, бешенных животных необходимо уложить пострадавшего с приподнятой конечностью, дать обильное питье, срочно доставить в ближайшее лечебное учреждение для принятия специальных мер.

 

14. Остановка кровотечения 

  • Для остановка кровотечения при венозном кровотечении необходимо приподнять конечность пострадавшего, наложить на рану давящую повязку (индивидуальный перевязочный пакет или бинт, вату, марлю). 
  • Остановку артериального кровотечения осуществлять (не снимая одежды) либо прижатием пальцем артерии к кости на конечности выше места повреждения (на шее и голове прижатием ниже раны или самой раны), либо наложением кровоостанавливающего жгута (платка, ремня) или давящей повязки выше раны поверх рубашки, брюк. До наложения жгута поврежденную конечность следует держать в приподнятом по­ложении. Под жгут вложить записку о времени его наложения. Время, на которое может быть наложен жгут, не должно превышать 2 часов в летнее время и 1-1,5 часа в зимнее. 

15. Засорение глаз

 

При засорении глаза его следует немедленно промыть водой или двухпроцентным раствором борной кислоты. Го­лову пострадавшего кладут на противоположную засоренному глазу сторону и направляют струю воды или раствора от наружного угла засоренного глаза к носу, прикрыть глаз стерильной повязкой. Тереть глаз воспрещается.

После оказания первой помощи пострадавшему его следует направить в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. Решение о дальнейшем исполнении трудовых обязанностей пострадавшим работником может быть принято только врачом.

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему «Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов.»

Министерство образования и науки Самарской областиhello_html_7d7b0bd4.jpg

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Самарской области

«Тольяттинский политехнический колледж»

(ГБПОУ СО «ТПК»)

М

Методическая разработка учебного занятия

по дисциплине «Основы безопасной жизнедеятельности»

Преподаватель: Гройсман Сергей Анатольевич

г. Тольятти

2017 г.

  1. Тема урока

Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. ТРК №3

  1. Цель урока

Сформировать знания понятия и видов травм; правила оказания первой помощи; совершенствование умений студентов по наложению различных типов повязок.

  1. Вид урока

Комбинированный урок с элементами практических навыков.

  1. Тип урока

Формирование новых ЗУН

  1. К уроку приготовить

Раздаточный материал (тест)

Перевязочный материал (эластичный бинт).

  1. Содержание урока:

  1. Вступление – 5 мин.

  • Приветствие.

  • Получить сведения об отсутствующих.

  • Объявить тему лекции, обосновать необходимость её изучения.

  1. Проверка домашнего задания и опрос 15 мин.

Проведение ТРК №3

  1. Объяснение нового материала 60 мин.

Общие правила оказания первой помощи

Первая помощь — это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно заболевшего человека.

Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим фактором при спасении жизни пострадавшего.

Первая помощь должна оказываться сразу же на месте происшествия, быстро и умело, еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу, каждым человеком, умеющим оказывать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

  • отсутствие сознания;

  • остановка дыхания и кровообращения;

  • наружные кровотечения;

  • инородные тела в верхних дыхательных путях;

  • травмы различных областей тела;

  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;

  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;

  • отравление.

Для оценки обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи необходимы следующие мероприятия:

  • определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

  • определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

  • устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;

  • прекратить действия повреждающих факторов на пострадавшего;

  • оценить количество пострадавших;

  • извлечь пострадавшего(-ших) из транспортного средства или других труднодоступных мест;

  • переместить пострадавшего в безопасное место и лечебное учреждение.

Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей. Жизнь и здоровье пострадавшего человека обычно зависят от оказания первой помощи лицами без специального медицинского образования — дилетантами, в связи с этим необходимо, чтобы каждому гражданину были известны сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи. Бывают случаи, когда самому пострадавшему приходится оказывать себе первую помощь: речь идет о так называемой «самопомощи».

Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших мероприятий и обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.

Принципы оказании первой помощи:

  1. правильность и целесообразность;

  2. быстрота;

  3. обдуманность, решительность и спокойствие.

Характеристика травмы при первичном осмотре:

  1. обстоятельства, при которых произошла травма;

  2. время возникновения травмы;

  3. место возникновения травмы.

Оказание первой помощи в короткие сроки имеет решающее значение для дальнейшего течения и исхода поражения, а иногда и спасения жизни.

Важно уметь быстро и правильно оценить состояние пострадавшего. При осмотре сначала устанавливают, жив он или мертв, затем определяют тяжесть поражения. Во многих случаях попавший в беду человек теряет сознание, и оказывающий помощь должен уметь отличить потерю сознания от смерти.

Признаки жизни:

  • наличие пульса на сонной артерии;

  • наличие самостоятельного дыхания;

  • реакция зрачка на свет (если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем быстро отвести ее в сторону, то наблюдается сужение зрачка).

При обнаружении признаков жизни у пострадавшего следует немедленно приступить к оказанию первой помощи. И тяжелых случаях (при артериальном кровотечении, бессознательном состоянии, удушье) первую помощь нужно окалывать немедленно.

Во всех случаях оказания первой помощи необходимо примять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение ими вызвать скорую помощь.

Первая помощь при травмах различных областей тела

Травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

Различают открытые и закрытые травмы. При открытых травмах повреждаются покровы организма, при закрытых — кожа и слизистые оболочки остаются целыми.

К наиболее часто встречающимся видам травм относятся:

Правила первой помощи при ранениях.

Раной называется повреждение тканей человеческого тела: его покровов, кожи, слизистых оболочек, биологических структур и органов, расположенных глубже.

Раны бывают поверхностными, глубокими и проникающими в полости тела. Причины ранения — различные физические или механические воздействия. Оказывая первую доврачебную помощь при ранении, необходимо строго соблюдать следующие правила.

Нельзя:

  • промывать рану водой или каким-либо лекарственным веществом, засыпать ее порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в рану грязи с поверхности кожи;

  • удалять из раны песок, землю и т.п., т.е. убирать самим все, что загрязняет рану;

  • при наложении перевязочного материала касаться руками той части перевязочного пакета, которая должна быть наложена непосредственно на рану;

  • удалять из раны сгустки крови, остатки одежды и т. п., так как это может вызвать сильное кровотечение;

  • заматывать раны изоляционной лентой или накладывать на них паутину во избежание заражения столбняком;

  • накладывать вату непосредственно на рану;

  • касаться поверхности раны (ожоговой поверхности) руками, так как на коже рук особенно много микробов.

Необходимо:

  • оказывающему помощь вымыть руки или смазать пальцы йодом;

  • осторожно снять грязь с кожи вокруг раны;

  • перед наложением повязки кожу вокруг раны протереть водкой (спиртом, одеколоном) в направлении от раны, а затем смазать ее йодной настойкой;

  • вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет в соответствии с указанием на его обертке;

  • если перевязочного пакета не оказалось, для перевязки можно использовать чистый платок, ткань и т.п. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, накапать йод, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану;

  • при попадании в рану кусочков дерева, обрывков одежды, земли и т.п. вынимать их можно лишь в том случае, если они находятся на поверхности раны.

Цель первой помощи при ранении:

  1. остановить кровотечение,

  2. предохранить рану от загрязнения,

  3. создать покой поврежденной конечности.

Защита раны от загрязнения и заражения микробами лучше всего достигается наложением повязки. Для этого используются марля и вата, обладающие высокой гигроскопичностью. Сильное кровотечение (на конечности) останавливают наложением давящей повязки или кровоостанавливающего жгута.

При наложении повязки необходимо соблюдать следующие правила:

  • перед тем как наложить повязку, на рану накладывают марлевые салфетки (одну или несколько, в зависимости от величины раны), после чего рану бинтуют;

  • наложение бинта производят слева направо, круговыми ходами;

  • бинт берут в правую руку, свободный конец его захватывают большим и указательным пальцами левой руки.

Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа.

Специфическими случаями являются проникающие ранения грудной и брюшной полости, черепа.

При проникающем ранении грудной полости возникает угроза остановки дыхания и летального исхода для пострадавшего вследствие асфиксии (удушья).

В результате проникающего ранения в грудную полость выравнивается внешнее атмосферное и внутрибрюшное давление. При попытке пострадавшего вдохнуть воздух попадает в грудную полость, и легкие не расправляются.

При проникающем ранении брюшной полости необходимо:

Пострадавшим с проникающими ранениями грудной и особенно брюшной полости нельзя давать пить.

При проникающем ранении черепа следует удалить осколки торчащих костей или посторонних предметов, а рану плотно забинтовать. В качестве перевязочного материала лучше всего использовать стандартные перевязочные пакеты.

hello_html_m656cf32e.jpg

Для вскрытия пакета его берут в левую руку, правой захватывают надрезанный край оболочки и рывком открывают склейку. Из складки бумаги достают булавку и закрепляют ее на своей одежде. Развернув бумажную оболочку, берут конец бинта, к которому пришита ватно-марлевая подушечка, в левую руку, а в правую — скатанный бинт и разводят руки. Бинт натягивается, при этом будет видна вторая подушечка, которая может передвигаться по бинту. Эту подушечку используют в том случае, если рана сквозная, одна подушечка при этом закрывает входное отверстие, а вторая выходное, для чего подушечки раздвигают на нужное расстояние.

К подушечкам можно прикасаться руками только со стороны, помеченной цветной ниткой. Обратной стороной подушечки накладывают на рану. Круговыми ходами бинта их закрепляют, а конец бинта закалывают булавкой. В том случае, когда рана одна, подушечки располагают рядом, а при ранах небольших размеров их накладывают друг на друга.

Правила наложения повязок различных типов.

Существующие правила наложения повязок различных типов.

Самая простая повязка — круговая. Она накладывается на запястье, нижнюю часть голени, лоб и т.д. Бинт при круговой повязке накладывается так, чтобы каждый его последующий оборот полностью закрывал предыдущий.

Спиральную повязку применяют при бинтовании конечностей. Начинают накладывать спиральную повязку, так же, как и круговую, делая на одном месте два-три оборота бинта для того, чтобы закрепить его. Причем начинают бинтовать с наиболее тонкой части конечности. Затем бинтуют по спирали вверх. При бинтовании по спирали, для того чтобы бинт прилегал плотно, не образуя карманов, после одного-двух оборотов его перевертывают. По окончании бинтования бинт закрепляют булавкой или разрезают его конец по длине и завязывают.

При бинтовании области суставов стопы, кисти применяют восьмиобразные повязки, называемые так потому, что при их наложении бинт все время как бы образует цифру «8».

Повязки на теменную и затылочную области выполняются в виде «уздечки». После 2 — 3 закрепляющих оборотов бинта вокруг головы им обтягивают или обертывают затылок, ведут на шею и подбородок, далее делают несколько вертикальных обводов через подбородок и темя, после чего бинт направляют на затылок и закрепляют его круговыми движениями. На затылок можно также накладывать восьмиобразную повязку. hello_html_5518cd60.jpghello_html_5932f968.jpg

Повязку на правый глаз начинают с закрепляющих оборотов бинта против часовой стрелки вокруг головы, далее через затылок бинт ведут под правым ухом на правый глаз. Затем ходы чередуют: один — через глаз, другой — вокруг головы. При наложении повязки на левый глаз закрепляющие ходы вокруг головы делают по часовой стрелке, далее через затылок под левое ухо и на левый глаз.

При наложении повязки на оба глаза после закрепляющих ходов чередуют ходы через затылок на правый глаз, а затем на левый.

На нос, губы, подбородок, затылок и лоб, а также на все лицо удобно накладывать «пращевидную» повязку.

hello_html_m3c1686c8.jpg

Для ее приготовления берут кусок широкого бинта длиной около 1 метра и с каждого конца разрезают по длине, оставляя целой среднюю часть. На рану накладывают стерильную салфетку, затем неразрезанную часть повязки, концы которой перекрещивают и завязывают сзади.

При бинтовании раны, расположенной на груди или спине, применяют спиральную или кругообразную повязку.

hello_html_6b49987d.jpg

При ранении плечевого сустава применяют колосовидную повязку.

hello_html_175bed26.jpg

Косыночная повязка накладывается при ранении головы, локтевого сустава и ягодицы.

hello_html_m5eefd5dc.jpg

При наложении повязки пострадавшего следует усадить или уложить, потому что даже при небольших повреждениях под влиянием нервного возбуждения, боли может наступить кратковременная потеря сознания — обморок.

При небольших ранах, ссадинах быстро и удобно использовать пластырные повязки. Салфетку накладывают на рану и закрепляют ее полосками лейкопластыря. Бактерицидный лейкопластырь, на котором имеется антисептический тампон, после снятия защитного покрытия прикладывают к ране и приклеивают к окружающей ее коже.

После перевязки раны пострадавшего следует уложить, а раненой части тела придать наиболее удобное положение. Если раненый испытывает жажду, напоите его водой, горячим крепким сладким чаем или кофе.

Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.

В настоящее время травмы головы и мозга встречаются в 40% случаев повреждений.

Тяжелая травма черепа и головного мозга приводит к нарушению жизненно важных функций организма, поэтому от своевременной и правильной первой помощи зависит не только дальнейший исход травматической болезни головного мозга, но и нередко жизнь пострадавшего.

Сотрясение головного мозга по сравнению с его ушибом представляет собой более легкую форму повреждения. Нарушения при нем носят функциональный характер. Основные симптомы: оглушение, реже кратковременная потеря сознания, утрата больным способности вспомнить, что было с ним до травмы; головная боль, головокружение, тошнота, звон и шум в ушах, приливы крови к лицу, потливость, быстро проходящие расстройства дыхания, изменение пульса (кратковременное учащение или замедление).

Ушибы головного мозга различают по локализации, глубине повреждений мозговой ткани и степени тяжести.

Очаги ушибов располагаются в полушариях головного мозга ни их поверхности, основании, мозжечке и в стволовых отделах. Особенно тяжелы ушибы, при которых имеется множество очагов разрушения тканей не только в полушариях, но и в стволовых отделах головного мозга.

При массовых кровотечениях из ран головы больному накладывают давящую повязку и транспортируют в больницу на носилках с приподнятым изголовьем.

При кровотечении из наружного слухового прохода производится его тампонада. Не рекомендуется вводить тампон глубоко в слуховой проход, так как возможно инфицирование раны.

Таким образом, оказывающий неотложную помощь в случаях черепно-мозговой и сочетанной черепно-мозговой травмы должен в ближайшие минуты после происшествия принять меры, необходимые для спасения жизни пострадавшего: нормализовать дыхание, остановить кровотечение, зафиксировать голову и шею, правильно уложить больного на носилки, т.е. подготовить его к транспортировке в лечебное учреждение.

Первая помощь при переломах.

Переломами принято называть полное или частичное нарушение целости костей.

В зависимости от того, как проходит линия перелома по отношению к кости, их подразделяют на поперечные, продольные, косые, спиральные, встречаются и осколъчатые переломы, когда кость раздроблена на отдельные части. Переломы могут быть закрытыми и открытыми.

hello_html_m2a4ee27f.jpg

При открытом переломе через рану нередко выступают отломки кости.

Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение ее функции, изменение положения и формы конечности, появление отечности и кровоподтека, укорочение и патологическая подвижность кости.

Перелом всегда сопровождается повреждением мягких тканей, степень нарушения которых зависит от вида перелома и характера смещения костных отломков. Особенно опасны повреждения крупных сосудов и нервных стволов, грозными спутниками которых являются острая кровопотеря и травматический шок. В случае открытого перелома возникает опасность инфицирования раны.

Оказывая первую помощь при переломах, ни в коем случае не следует пытаться составить отломки кости, устранить искривление конечности при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кисть при открытом. Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в лечебное учреждение.

Главным в оказании первой помощи в повреждениях суставов является надежная и своевременная иммобилизация (обездвиживание) поврежденной части тела, которая приводит к уменьшению боли и предупреждает развитие травматического шока. Временная иммобилизация проводится, как правило, с помощью различного рода шин и подручных материалов.

При отсутствии стандартных шин можно использовать подручные средства: доски, палки, фанеру и другие предметы. В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путем прибинтовывания поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней — к туловищу, нижней — к здоровой ноге. Поврежденной конечности необходимо придать наиболее удобное положение, так как последующие исправления часто бывают затруднены из-за болей, воспалительного отека и опасности инфицирования раны.

Под шину, обернутую бинтом, в местах костных выступов подкладывают вату или мягкую ткань для предупреждения сильного сдавливания и боли. При открытом переломе останавливают кровотечение, накладывают асептическую повязку на рану и только после этого приступают к иммобилизации.

Переломы позвоночника принадлежат к наиболее тяжелым и болезненным травмам. Основной его признак — нестерпимая боль в месте перелома при малейшем движении.

Судьба пострадавшего в этих случаях в решающей степени зависит от правильности первой помощи и способа транспортировки. Даже незначительные смещения отломков костей могут привести к смерти. В связи с этим пострадавшего с травмой позвоночника категорически запрещается сажать или ставить на ноги. Сначала следует дать обезболивающее средство, а затем уложить на ровный твердый щит или доски. При отсутствии такого щита пострадавшего укладывают на живот на обычные носилки, подложив под плечи и голову подушки или валики.

hello_html_6c99eb9f.jpg

Переломы ребер зависят от механизма травмы. При прямом механизме приложения силы ребро или несколько ребер прогибаются внутрь грудной полости, ломаются, их отломки смещаются внутри, нередко повреждая внутреннюю оболочку грудной полости (плевру) и легкое.

Непрямой механизм повреждения ребер имеет место при сжатии грудной клетки между двумя плоскостями (сдавливание грудной клетки между стеной и бортом автомобиля, ящиком, бревном, колесом, буфером вагона и т.д.). Грудная клетка деформируется, и происходит перелом ребер с одной или с обеих сторон в зависимости от характера воздействующей силы. При переломе ребер у пострадавшего отмечается выраженная боль, особенно при глубоком вдохе, кашле. Больной старается дышать поверхностно, говорить шепотом, сидит, сгибаясь в поврежденную сторону и вперед, прижимая рукой место перелома.

Первая помощь при переломах способна уменьшить страдания больных, избавить их от опасности повторного смещении костных обломков, повреждения сосудов и нервов, разрывов мышц и кожи. Правильно выполненная иммобилизации (обездвиживание, создание покоя) оказывает обезболивающий эффект и предупреждает возникновение осложнений.

Первая помощь пострадавшему от электротравмы.

В чрезвычайных ситуациях (при землетрясениях, смерчах, ураганах и др.) поражения электрическим током возможны в результате разрушения энергетических сетей, в быту — из-за неосторожного обращения с электричеством, неисправности электроприборов, а также при нарушении техники безопасности.

Электрический ток вызывает в организме местные и общие изменения. Местные проявляются ожогами там, где были вход и выход электрического тока. В зависимости от его силы и напряжения, а также от состояния человека (влажная кожа, утомление, истощение) могут быть поражения различной тяжести — от потери чувствительности до глубоких ожогов. При воздействии тока высокого напряжения возможны расслоения тканей, их разрыв, иногда полный отрыв конечности.

Состояние человека в момент электротравмы может быть настолько тяжелым, что внешне он немногим отличается от умершего. Кожа у него бледная, зрачки расширены, не реагируют на свет, дыхание и пульс отсутствуют. Но это лишь мнимая смерть. Тщательное выслушивание тонов сердца позволяет установить признаки жизни. – признаки электротравмы

В легких случаях общие проявления могут быть в виде обмороков, головокружения, общей слабости, тяжелого нервного потрясения.

Местные повреждения молнией аналогичны воздействию электротока. На коже появляются пятна темно-синего цвета, напоминающие разветвление дерева. Это связано с расширением кровеносных сосудов. Общее состояние в таких случаях, как правило, тяжелое. Могут развиться паралич, немота, глухота, а также произойти остановка дыхания и сердца.

Главным при оказании первой помощи является немедленное прекращение действия электрического тока на человека. Для этого отключают ток выключателем, поворотом рубильника, вывинчиванием пробок, обрывом провода. Если это сделать невозможно, то сухой палкой или другим предметом, не проводящим электричество, отбрасывают провод. После этого тщательно обследуют пострадавшего. Местные повреждения закрывают стерильной повязкой.

При легких поражениях, сопровождающихся обмороком, головокружением, головной болью, болью в области сердца, кратковременной потерей сознания, создают покой и принимают меры к доставке пострадавшего в лечебное учреждение.

Особенно важно учитывать, что при электротравме состояние пострадавшего даже с легкими общими проявлениями может внезапно и резко ухудшиться в ближайшие часы после поражения. Возможны нарушения кровоснабжения мышц сердца, явления кардиогенного шока и др. Поэтому все лица, получившие электротравму, подлежат госпитализации.

При оказании первой помощи пострадавшему от электрического тока можно дать болеутоляющие, успокаивающие и сердечные средства.

При тяжелых поражениях, сопровождающихся остановкой дыхания и состоянием мнимой смерти, единственно действенной мерой помощи является немедленное искусственное дыхание, иногда в течение нескольких часов подряд. Если остановки сердца не произошло, правильно проведенное искусственное дыхание быстро приводит к улучшению состояния. Кожные покровы приобретают естественную окраску, появляется пульс. Наиболее эффективно проводить искусственное дыхание методом «рот в рот» или «рот-нос» (16 — 20 вдохов в минуту). После того как пострадавший приходит в сознание, его следует напоить водой, чаем, кофе и тепло укрыть.

При остановке сердца одновременно с искусственным дыханием производят непрямой массаж сердца с частотой 60 — 70 надавливаний в минуту. Об эффективности массажа сердца судят по появлению пульса на сонных артериях.

При сочетании искусственного дыхания и непрямого массажа сердца на каждое вдувание в легкие пострадавшего делают 5 — 6 надавливаний на область сердца, в основном в период выдоха. Искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца делают до восстановления самостоятельной работы сердца и легких либо до появления явных признаков смерти. Транспортируют пострадавшего в лечебное учреждение в положении лежа под наблюдением медперсонала.

  1. Заключение и закрепление материала 10 мин.

  • Подвести итог урока, напомнить тему урока;

  • Ответить на вопросы:

Вопросы для самоконтроля (Общие правила оказания первой помощи)

1. Кем и когда должна оказываться первая помощь?

2. В чем заключается сущность первой помощи?

3. Какими принципами следует руководствоваться при оказании первой помощи?

4. Что необходимо установить при первом осмотре пострадавшего?

5. Каковы основные признаки жизни?

Вопросы для самоконтроля (Первая помощь при травмах различных областей тела)

  1. Какие виды ран различают?

  2. В чем заключается первая помощь при ранении?

  3. Какие правила следует соблюдать при наложении повязки?

  4. В чем заключается специфика оказания первой помощи при проникающем ранении грудной полости?

  5. Какая помощь оказывается при проникающем ранении брюшной полости?

  6. Какую помощь следует оказать при проникающем ранении черепа?

  7. Какие основные типы повязок вам известны?

  8. Какова технология наложения таких типов повязок, как круговая, спиральная и восьмиобразная?

  9. Какая повязка может быть наложена на нос, губы, подбородок, а также на все лицо?

  10. Для каких целей могут применяться колосовидная повязки?

  11. При ранении каких частей тела применяется косыночная повязка?

  12. Какие виды переломов вы знаете?

  13. В чем заключается первая помощь при переломах конечностей?

  14. Какова первая помощь при переломе позвоночника?

  15. Назовите основные признаки поражения электрическим током и способы оказания первой помощи.

Подпись __________________ Число ______________

Материал на тему: Урок ОБЖ «Основные виды травм и первая помощь»

Основные виды травм и первая помощь. (Урок ОБЖ)

Цели: развивать речь, мышление, память; учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия

I. Вводное слово.

Воспитатель. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на занятиях по ОБЖ. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах.

II. Вопрос – ответ (беседа).

• Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог….

И кто же чаще всего бывает,  виноват в получении травмы? (Мы сами.)

• Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.

Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай. А такие необходимые для вас предметы, как велосипед, лыжи, коньки, мяч, могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться.)

– Что же произошло с ребятами? (Неприятные истории.)

– Почему так случилось? (забыли об осторожности.)

III. Рассказы учащихся.

1. Двенадцатилетний Алеша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, толчка не получилось,  и Алеша упал на лед. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.

2. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехать не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате вывих голеностопного сустава и сотрясение мозга.

Воспитатель. Царапины заживают, проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь этого можно было избежать, травма сопутствует неосторожности.

IV. Практикум «Как помочь себе при травмах».

Запомни!

Внимательный человек, привыкший 
обдумывать свои поступки, 
редко получает травму.

Воспитатель. Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.

1. Рассмотрим легкие травмы (травмы-царапины).

Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача – предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?

1) Освободить раненое место от одежды.

2) Смазать края раны йодом.

3) Наложить чистую повязку.

Нельзя класть на рану вату, мази.

(Практические занятия. Учимся обрабатывать рану).

2. Ушибы.

1) если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).

2) при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.

3) при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.

4) при ушибах груди – полный покой.

5) при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

3. Переломы.

При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.

4. Солнечный удар

При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение:

а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

б) дайте ему холодное питье;

в) положите на голову холодный компресс.

В ы п о л н е н и е  практических заданий (закрепление).

1. Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.

В о п р о с. Кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? Как оказать первую помощь?

2. На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку. (Ответы на вопросы.)

V. Итог.

Воспитатель. Чаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим, уберечь себя от несчастья. Этому мы и будем учиться на всех последующих занятиях.

Первая помощь при травмах

Мы катаемся, катаемся и прыгаем, но еще иногда мы падаем, причем падаем почти всегда не тогда, когда нам этого хочется и поэтому, мы не всегда знаем, как упадем. Из-за неправильных падений случаются травмы.

В этой статье я постарался описать наиболее часто встречающиеся травмы и способы оказания первой помощи в горах пострадавшему. Хотелось бы, чтобы каждый прочитавший эту статью смог в случае необходимости оказать первую помощь при несчастном случае. Хотя лучше конечно чтобы никому из вас не пришлось применять эти знания на практике, но все-таки информация в этой, статье я думаю, не будет лишней никому.

1. Вывихи и растяжения.

В результате неловких движений или ушибов повреждаются связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг него появляется припухлость, иногда кровоизлияние. Через некоторое время возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется растяжением.

Чтобы оказать пострадавшему помощь, нужно приложить к поврежденному месту холод, например смоченную водой тряпочку, а затем для облегчения боли следует плотно забинтовать сустав и сразу же отвезти больного в поликлинику.

Так же неловкое движение может повлечь вывих сустава — выход суставной головки из суставной впадины. Не пытайтесь самостоятельно вправить вывих пострадавшему, так как это может повлечь за собой еще более серьезные последствия. Для оказания помощи нужно так же как и в случае с растяжением приложить к суставу холод, плотно забинтовать сустав зафиксировать его и доставить пострадавшего в травмпункт.

 

2. Переломы. Вообще то человеческие кости обладают очень высокой прочностью, но бывает случаются переломы. Это бывает тогда, когда направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных перекладин. Чаще всего происходят переломы конечностей. Чаще всего происходят переломы костей конечностей. Каждый должен уметь оказать пострадавшему помощь, прежде чем отправить его в лечебное учреждение.

Как же распознать перелом кости?

Признаки перелома:

— резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение её функции, изменение формы и длины,

— появление отёчности и кровоподтёка,

— укорочение и патологическая подвижность костей.

В отличие от ушиба, функция конечности нарушается немедленно — с момента травмы.

Обнаружить перелом можно при наружном осмотре побеждённой части тела. Если необходимо, то прощупывают место предполагаемого перелома. При переломе наблюдается неровности кости, острые края отломков и характерный хруст при лёгком надавливании. Ощупывать, особенно для определения подвижности кости вне области сустава, нужно крайне осторожно, двумя руками, стараясь не причинить дополнительной боли и травмы пострадавшему.

Перелом всегда сопровождается повреждением мягких тканей, степень нарушения которых зависит от вида перелома и характера смещения отломков кости. Особенно опасны повреждения крупных сосудов и нервных стволов, грозными спутниками которых являются острая кровопотеря и травматический шок. В случае открытого перелома возникает опасность инфицирования раны.

Оказывая первую медицинскую помощь при переломах, необходимо выполнить в первую очередь те приёмы, от которых зависит жизнь пострадавшего, а именно:

— остановить артериальное кровотечение;

— предупредить травматический шок;

— наложив затем повязку на рану, создать неподвижность конечности с помощью шин и подручных материалов, в исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путём прибинтования поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней — к туловищу, нижней — к здоровой ноге.

Чего нельзя делать при оказании помощи:

— нельзя сопоставлять отломки кости или исправлять дефект конечности;

— нельзя вправлять в рану вышедшие из неё отломки кости;

— нельзя снимать одежду и причинять дополнительные боли, одежду и обувь разрезают, особенно при открытых переломах.

Хорошо и вовремя выполненная помощь защитит пострадавшего от смешения отломков, уменьшит болезненность при перевозке и предупредит возникновение травматического шока.

Сломанную конечность нужно привести в неподвижное состояние шинной повязкой. Неподвижность в месте перелома обеспечивает фиксация шинами два близлежащих сустава выше и ниже места перелома. Под шину, обёрнутую бинтом или каким либо мягким материалом, в местах костных выступов подкидывают вату или мягкую ткань для предупреждения сильного с давления и боли. Но далеко не всегда шину можно найти на месте происшествия. Тогда ее изготовляют из деревянной дощечки, полосы плотного картона и т. п. Чтобы шина не давила на место перелома, под нее подкладывают мягкую подстилку. Когда для изготовления шины нельзя найти подходящего материала, сломанную руку, в крайнем случае, прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой.

Перелом костей черепа. Переломы костей черепа нередко сопровождаются травмой или повреждением головного мозга. Пострадавший иногда находится без сознания, поэтому необходимо соблюдать особую осторожность. Пострадавшего укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг.

 

 

 

— Перелом ключицы. При переломах ключицы на надплечья накладывают два ватно-марлевых кольца и связывают их на спине. Руку подвешивают на косынке. В случае если есть подозрение на смещение кости, тогда кольца не накладываются, а рука прикладывается ладонью к телу, и фиксируется (приматывается) бинтом к телу. Транспортировать пострадавшего нужно в положении сидя, слегка откинувшись назад. Не рекомендуется наклоняться вперед, садясь в машину, так как при этом возможно дополнительное смещение отломков кости.

 

 

 

— Перелом ребер. При перелома ребра не накладывается никакая шина. Пострадавшему нужно постараться выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого дышать не глубоко. При таком положении грудной клетки ее туго забинтовывают. Стянутые в положении выдоха ребра совершают очень ограниченные движения при дыхании. Это нужно для того чтобы острые концы сломанного ребра не повредили легкие. Если у пострадавшего имеется открытое повреждение брюшной полости, в таком случае сначала на рану накладывают стерильную ватно-марлевую подушечку или салфетку. Поверх них, по типу компрессов накладывают непроницаемый для воздуха материал из плёнки, пакета. Герметизирующий материал укрепляют бинтовой повязкой. Транспортировать пострадавшего необходимо в положении полусидя.

 

 

 

— Перелом костей таза. При переломе костей таза пострадавшего укладывают спиной на твёрдый щит, широкую доску, двери или лист фанеры, под колени подкладывают скатанное пальто или одеяло так, чтобы нижние конечности были согнуты в коленных суставах и слегка разведены в стороны. В таком положении конечности фиксируют с помощью распорки и бинтов.

 

 

 

— Перелом фаланг пальцев, перелом кисти. При открытых переломах фаланг пальцев и костей кисти на рану накладывают стерильную повязку, в ладонь вложат плотный комок ваты, обмотанный марлей или чистой тряпкой или же маленький мячик для придания пальцам полусогнутое положение, а потом фиксируют кисть с помощью бинтов к куску фанеры или доски. Поврежденную руку можно подвесить на косынке, при этом локтевой сустав фиксируется в согнутом до 90° градусов положении.

 

 

 

 

— Перелом предплечья (предплечье – это между кистью и локтем). При травме предплечья шину (доску) накладывают от пальцев кисти до локтевого сустава или середины плеча. При отсутствии шин, руку сгибают в локте, поворачивают ладонью к животу и прибинтовывают к туловищу или подвешивают её с помощью косынки или полы одежды.

 

 

 

 

 

-Перелом бедра. Переломы бедренной кости, особенно открытые, нередко приводят к кровотечению и шоку. Сначала останавливают кровотечение, на рану накладывают стерильную повязку. Переломы бедренной кости, особенно открытые, нередко приводят к кровотечению и шоку. Сначала останавливают кровотечение, на рану накладывают стерильную повязку. После чего по бокам бедра прикладывают шины или другие подручные материалы (доски, обломки лыж, палки) и фиксируют их к конечности и туловищу широким бинтом, поясным ремнём, полотенцем таким образом, чтобы обеспечить неподвижность всей конечности -тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. На костные выступы в области суставов, а также в подмышечную впадину и паховую область вкладывают валик из ваты. Стопу устанавливают под углом 90 градусов.

 

 

 

-Перелом голени. При переломах голени создают неподвижность в голеностопном и коленном суставах, для чего шины или подручные средства укладывают по наружной и внутренней поверхности ноги от стопы до верхней трети бедра. Чтобы зафиксировать кости стопы, применяют две полуметровые шины или обрезки фанеры, которые также прибинтовывают по боковым поверхностям конечности от стопы до верхней трети голени. Третью шину прибинтовывают к подошвенной поверхности стопы.

 

 

 

-Перелом позвоночника. Перелом позвоночника является наиболее тяжелой и болезненной травмой. Судьба пострадавшего в этих случаях в решающей степени зависит от правильности оказания первой медицинской помощи и способа транспортировки. В таких случаях не нужно пытаться оказать помощь пострадавшему самим. Необходимо сразу же вызвать скорую медицинскую помощь. Если скорую помощь вызвать невозможно, необходимо дать обезболивающее средство, пострадавшего очень осторожно укладывают на ровную твердую поверхность, например на длинную широкую доску, аккуратно и бережно прибинтовать его к щиту. При отсутствии щита, пострадавшего укладывают вниз животом на обычные носилки, чтобы тяжесть тела не давила на позвоночник, под голову и плечи больного подкладывают матерчатый валик, а затем доставляют пострадавшего на медицинский пункт. Необходимо помнить, что такие пострадавшие совершенно не переносят перекладывание обычным способом с земли на щит. Необходимо осторожно уложить их набок, положить рядом щит и перекатать на него. Нельзя без нужды трогать, поворачивать и поднимать голову и тело пострадавшего.

Запомните, при подозрении на перелом, необходимо, прежде всего, оказать пострадавшему первую помощь, а затем сейчас же отвезти его в поликлинику или в больницу.

Если при переломе не будет оказана своевременная помощь, то кость срастется неправильно. Тогда человек может остаться на всю жизнь калекой.

 

3.Сотрясение мозга.

Признаки:

При сотрясениях и ушибах головного мозга может наступить потеря сознания. Придя в сознание, пострадавший обычно не помнит о случившемся.

Сотрясение и ушиб головного мозга может сопровождаться головной болью, головокружением, общей слабостью, судорогами, параличом.

Признаки сдавления головного мозга проявляются через некоторое время (от 1 часа до недели и более).

У пострадавшего появляются постоянные головные боли, рвота, нервное возбуждение, сменяющееся угнетением нервной системы, учащается дыхание, замедляется пульс, расширяются зрачки, наступает потеря сознания.

Действия по оказанию первой помощи:

Если пострадавший не дышит, сделайте искусственное дыхание.

Запретите больному подниматься.

Обеспечьте пострадавшему покой.

Приложите к голове холод (пузырь со льдом, снег, бутылку холодного пива и т.д.).

Дальнейшие действия:

Вызовите скорую медицинскую помощь для госпитализации пострадавшего в травматологический стационар.

При легком сотрясении мозга после небольшого курса лечения в стационаре возможно наблюдение невропатологом поликлиники в домашних условиях.

 

В заключении хочется вам пожелать не травмироваться. Не делайте трюки из серии «ща че-нить этакое заверну» И все-таки чтобы избежать различных травм катайтесь в защите. Сейчас не стремно кататься в шлеме и многие из профиков, кстати сейчас не пренебрегают ими.

www.banda74.ru

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2021 © Все права защищены.