Асоциален это – профилактика, образ жизни (у детей, подростков), формы, нормы, воспитание, что значит, причины, особенности

Содержание

Кто такие асоциальные люди? — Psychbook.ru

Человек – создание социальное, и во многом формирование его личности и жизнь зависят от норм и законов общества. Правовые и моральные традиции влияют на мышление и действия каждого. Пассивное и активное игнорирование, а также сознательное нарушение установленных норм и демонстрация такого поведения являются примерами асоциальности (девиантности). Асоциальные люди встречаются среди всех возрастных и социальных групп, среди жителей всех стран и представителей разных профессий.

Определение термина

Асоциальность – поведение, противоречащее правилам поведения людей в определенном обществе и морали. А также существует другое значение этого термина – социальное безразличие. Соответственно ему антиобщественность – отсутствие мотивации или сильной заинтересованности в социальном взаимодействии и/или наличие мотивации для деятельности в одиночестве.

Слово, обозначающее асоциальных людей, стало популярным в начале прошлого века. Оно было введено политиками, которые с помощью этого термина в своих выступлениях подчеркивали всех неблагополучных людей. В период Второй мировой войны асоциальных элементов, которые находились в лагерях, можно было узнать по тем же знакам, что и умственно отсталых людей.

Легкая форма проявления асоциальности – интроверсия. Интроверты предпочитают уклоняться от активных позиций в общественной жизни. Окончательная форма – шизофрения. Этому психическому расстройству свойственно неумение контактировать с людьми и сопереживать им.

Интересно, что антиобщественность – это не только негатив. Некоторые религии поощряют такое поведение, так как уверены, что чем дальше человек от социума, тем ближе он к богу.

Асоциальность это

Виды асоциального поведения

Психологи выделяют четыре вида поведения асоциального человека:

  1. Аддиктивное – погружение в различные зависимости с целью уйти от реальности.
  2. Аморальное – уклонение от соблюдения моральных норм.
  3. Противоправное – нарушение правовых норм.
  4. Преступное – совершение преступлений.

Аддиктивное поведение. К зависимостям причисляют:

  • булимию и анорексию;
  • наркоманию, алкоголизм и токсикоманию;
  • религиозные секты;
  • зависимость от компьютера, игр, секса, информации и так далее.

Аморальное поведение не опасно для общества, но чаще всего осуждается окружающими. Примерами такого поведения являются нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество, проституция и беспорядочные половые связи.

Противоправные действия: оскорбления людей, мелкие кражи, драки, хулиганство, угон транспорта (не с целью воровства) и прочее.

Асоциальные личности также совершают деяния, за которые положена уголовная ответственность: изнасилование, бандитизм, мошенничество, разбойное нападение, вымогательство, массовые беспорядки.

Алкогольная зависимость

Признаки у взрослых

Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.

Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.

Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.

Альберт Эйнштейн (гений)

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Подросток-асоциал

Проявления у детей

Первые признаки трудностей с социализацией у маленьких детей – это равнодушие к учебе, отсутствие коммуникативных навыков, наличие агрессивности к родственникам и другим людям, а также животным. Такие дети асоциальны, что значит — грубы, склонны к воровству, а неумение решать конфликтные ситуации компенсируют драками, криками и угрозами.

При возникновении аналогичных ситуаций те, кто учится в начальной школе, сразу определяются как трудные дети. Излишнее внимание администрации школы и учителя лишь обостряет проблему, так как вызывает у детей протест: они не слушаются, не хотят сотрудничать с одноклассниками и тратить время на задания.

Причины появления расстройств поведения (как и у подростков/взрослых) бывают психологическими, социальными, педагогическими и медицинскими. Если проигнорировать любые отклонения и жестокость ребенка, высок риск упустить развитие проблемы. Уже в подростковом возрасте часто отдельные девиации становятся осознанными действиями разрушительного характера.

Детская агрессия

Профилактика асоциальности

Стабильный процент людей — асоциалы, поэтому актуальна необходимость борьбы и профилактики этого явления. Лечение возможно, только если поведенческие отклонения вызваны физическими или ментальными болезнями. Главный метод коррекции – профилактика в семье и школах, которой необходимо уделять внимание с раннего детства. Для этого важно правильное воспитание ребенка, забота о его потребностях.

Рекомендации психологов

В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:

  1. Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
  2. Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем – проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
  3. Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
  4. Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
  5. Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.

Психические расстройства

Выше упоминалось о людях асоциальных, что такое крайнее проявление присуще шизофреникам, но это не единственная психическая болезнь, при которой выражается девиантное поведение. Это также шизотипическое расстройство, инфантилизм, алкоголизм, употребление опиатов и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Шизофрения (психическое расстройство)

Асоциалы в литературе

Лучше помогут узнать о людях с антиобщественным поведением известные литературные произведения. Среди них:

  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Видеосмерть» (Ирвин Уэлш).
  • «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски).
  • Книги о Шерлоке Холмсе (Артур Конан Дойл).
  • «Превращение» (Франц Кафка).
  • «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон).
  • «О дивный новый мир» (Олдос Хаксли).
  • «Ганнибал» (Томас Харрис).
  • «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте).
Шерлок Холмс

Асоциальные люди – те, у которых либо нет мотивации к социальной жизни, либо их поведение противоречит общественным правилам. Легкой формой асоциальности является интроверсия, крайней – шизофрения.

Девиантное поведение свойственно детям и взрослым, представителям разных социальных групп и уровня образования. Оно может выражаться во всевозможных зависимостях (побег от реальной жизни), а также игнорировании моральных норм и их нарушении (вплоть до уголовно наказуемых деяний).

Среди распространенных причин возникновения асоциальности: биологические, социальные и личностные факторы. Лучший способ борьбы – профилактика. Интересно, что асоциал – не всегда плохой человек, ими могут быть гении или верующие, чья религия поощряет уход от социума.

Асоциальная личность: элементы поведения | MedBoli.ru

Асоциальный человек – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.

Асоциальный ребенок

Асоциальному человеку все равно на правила общества у него есть свои

Асоциальный человек что это значит?

Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо.  Другое название асоциальной личности – социопат.

Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

Важно!При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.

Медицинские причины

Шизофрения

Шизофрения одна из причин асоциальности

К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:

  • поражения плода внутри утробы;
  • инфекции и травмы головного мозга;
  • психосоматические отклонения;
  • шизотипическое расстройство,
  • шизофренические состояния;
  • инфантилизм, СДВГ, гебоидность.

Педагогические причины

Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:

  • отрицательный пример родителей и других членов семьи;
  • излишне высокие требования к ребёнку;
  • гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • потакание всем прихотям;
  • частые и несправедливые наказания;
  • отсутствие доверительных отношений в семье.

Гиперопека

Излишняя забота о человеке приводит к асоциальному образу жизни

Социальные причины

В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:

  • проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
  • желание самоутвердиться за счёт других;
  • материальное и социальное неравенство;
  • проживание в неблагополучной семье;
  • влияние религиозных сект, субкультур;
  • травля, издевательства, насмешки;
  • физическое и сексуальное насилие.

Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Изменчивость настроения

Частая смена настроения один из признаков социопатии

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Аддиктивный тип

Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.

Аддиктивное поведение может выражаться:

  • алкоголизмом;
  • наркоманией;
  • анорексией;
  • булимией;
  • нимфоманией;
  • трудоголизмом;
  • религиозным фанатизмом;
  • компьютерной и игровой зависимостью.

Алкоголь

Алкоголизм как один из способов убежать от проблем относится к аддиктивному типу

Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.

Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.

Аморальный тип

Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.

Характерные элементы аморального асоциального типа личности:

  • промискуитетные связи;
  • проституция;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • нежелание учиться и работать;
  • агрессивное поведение;
  • наркомания, алкоголизм;
  • богохульство с целью разжигания ненависти;
  • оскорбление других людей, в т. ч. близких.

Проституция

Разгульный образ жизни относится к аморальному типу асоциального поведения

Важно!Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.

Противоправный тип

Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.

К противоправным асоциальным деяниям относятся:

  • хулиганство;
  • драки и побои;
  • поджоги и вандализм;
  • оскорбления личности;
  • угоны без цели хищения;
  • мелкие кражи и грабежи.

Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.

Руки в бинтах

Драка относится к асоциальному поведению

Преступный тип

Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.

К преступному поведению относят:

  • кражи со взломом;
  • грабежи и бандитизм;
  • разбойные нападения;
  • мошенничество;
  • вымогательства;
  • организация беспорядков;
  • изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
  • убийство, соучастие в убийстве.

Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Изнасилование

Изнасилование может повлечь за собой принудительной лечение в психиатрических лечебницах

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Профилактические мероприятия

Занятие зарядкой

Заботьтесь о психоэмоциональном состоянии своего ребенка

Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:

  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.

Важно!В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.

Занятие зарядкой Загрузка…

Асоциальность — это… Что такое Асоциальность?

Антисоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

Определение

Асоциальность (социальное безразличие) — отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и/или присутствие оной мотивации для одиночной деятельности. Асоциальность отличается от антисоциальности тем, что последняя подразумевает открытую неприязнь к другим людям и/или к обществу в целом. Не следует также асоциальность путать с мизантропией.

История

Понятие «асоциальность» стало использоваться, в основном, с первой половины XX века в качестве собирательного политического термина, обозначающего неблагополучных людей из низших слоёв общества. «Асоциальными» считались и, применительно к различным обществам, продолжают считаться попрошайки, бродяги, бездомные, проститутки, сутенёры, получающие пособие по социальному обеспечению, наркоманы, алкоголики, цыгане и лица, недееспособные вследствие психического расстройства.

Асоциальность является скорее положительной чертой характера в некоторых монашеских традициях, в частности в католицизме, буддизме и суфизме[источник не указан 20 дней].

Асоциальными элементами чаще всего являются интроверты, а крайняя асоциальность наблюдаются у больных шизофренией. Она характеризуется неспособностью сопереживать, чувствовать близость с кем-либо или неспособностью сформировать близкие отношения с другими людьми.

Асоциалы в концентрационных лагерях Третьего рейха были вынуждены носить значки с черными треугольниками. Также такой опознавательный знак был у умственно отсталых, психически больных, бездомных, алкоголиков, проституткок и пацифистов[1].

Национал-социализм

В эпоху национал-социализма асоциальными называли людей, ставших жертвами активного преследования. Акция «не работающий на рейх» стала кульминацией «преследования асоциального» в национал-социализме. С 1938 года Управление социального обеспечения Германии призвало полицию арестовывать «асоциальных» личностей. Вместо помощи, нуждающиеся и бездомные собирались и уничтожались властями. В этом социальном строе было претворено в жизнь полное уничтожение людей с девиантным поведением.

Критика

Концепция асоциальности понимается противоречиво, так как общество может восприниматься только как единое целое. То, что называют асоциальным, может являться таковым только по отношению к обществу. Эта концепция, говорит критик[какой?], применяется для произвольного отчуждения групп, которые определяют себя как преобладающее большинство.[источник не указан 20 дней]

Примечания

См. также

Источники

  • Wolfgang Ayaß: ‘Asoziale’ im Nationalsozialismus, Stuttgart: Klett-Cotta , 1995, ISBN 3-608-91704-7;
  • Sven Korzilius: «Asoziale» und «Parasiten» im Recht der SBZ/DDR. Randgruppen im Sozialismus zwischen Repression und Ausgrenzung, Köln: Böhlau Verlag, 2005; kritische Rezension für H-Soz-u-Kult;
  • Christa Schikorra: Kontinuitäten der Ausgrenzung : «asoziale» Häftlinge im Frauen-Konzentrationslager Ravensbrück, Berlin : Metropol, 2001 Rezension;
  • Joachim Windmüller: Ohne Zwang kann der Humanismus nicht existieren … — «Asoziale» in der DDR, Frankfurt am Main [u. a.] : Lang, 2006;
  • Steffen Hirsch: Der Typus des «sozial desintegrierten» Straftäters in Kriminologie und Strafrecht der DDR. Ein Beitrag zur Geschichte täterstrafrechtlicher Begründungen, Göttingen: Sierke Verlag, 2008 zum Inhalt.

Ссылки

профилактика, образ жизни (у детей, подростков), формы, нормы, воспитание, что значит, причины, особенности

Асоциальный — не признающий общепринятых норм поведения и морали.

Такое трактование термина более точно описывает его употребление, ассоциации при использовании этого слова.

В более широком понятии: асоциальный — не общественный, отдаляющийся от людей. С этой точки зрения антисоциальными личностями можно назвать интровертов, но такое употребления слова не популярно.

Чтобы понять, что же кроется под термином “асоциальный”, необходимо выяснить, к кому он применим, чем характеризуются поступки этих субъектов, какой образ жизни они ведут.

Давайте разбираться.

Асоциальная личность

Асоциальная личность

Речь о человеке, все действия которого сводятся к удовлетворению его собственных желаний (зачастую это только физиологические потребности). Такие люди все делают только для себя, не считаясь с окружающими, не учитывая их желания и потребности. Для асоциальных людей не существует моральных принципов, они не испытывают чувства вины за свои поступки, не страшатся наказания за противоправные действия. Все эти отклонения от социальных норм поведения влекут за собой склонность к алкоголизму, наркомании, беспорядочным половым связям, преступной деятельности.

Признаки асоциальной личности

  • импульсивность, агрессивность
  • все действия человека сводятся к сиюминутному исполнению своих желаний (потребностей)
  • отсутствие стыда, чувства вины за свои поступки
  • резко негативная реакция на вмешательство в их дела
  • неспособность менять свое поведение (даже после наказания)
  • неумение сочувствовать другим, считаться с их интересами
  • склонность к лжи, притворству
  • перекладывание ответственности и вины на других

Таким образом мы перешли к следующему термину.

Асоциальное поведение

Это образ действий человека, нарушающий принятые в обществе нормы и принципы, вплоть до безнравственных, противоправных поступков.

Понятие “асоциальное поведение” близко к термину “девиантное”(отклоняющийся образ действий). У этих определений есть отличие. “Девиантный” может подразумевать не только негативное отклонение, но и относительно позитивное (религиозный фанатизм, героизм, жертвование собой во благо других). Тогда как “асоциальный” всегда имеет негативный оттенок.

Причины

Исследователи (среди них стоит отметить Алихманову Т.Р., Мисько А.В., Клейберг Ю.А.) выделяют следующие основные причины антисоциального поведения:

  1. Биологические. Такой тип поведения может передаваться по наследству, являться следствием психических заболеваний, других физиологических особенностей.
  2. Психологические. Особенности темперамента, характера.
  3. Социальные. Социальная среда, в которой человек находится и находился на этапе становления личности, влияет на его дальнейшее поведение. Свою роль играет социальное взаимодействие: отношения с родителями, учителями, сверстниками.

Виды

Социолог Роберт Мертон выделил виды антисоциального поведения:

  1. Инновация — принятие общественных жизненных целей, но нарушение одобряемых способов их достижения. Желаемое достигается противоправными действиями: шантаж, рэкет, мошенничество, спекуляция.
  2. Ритуализм. Отрицание одобряемых в обществе целей, при этом принятие и использование средств для их достижения. Свойственно низшим социальным слоям.
  3. Ретретизм- отрицание целей и средств, одобряемый обществом. Этот вид поведения подразумевает алкоголизм, наркоманию и т.п. Такое поведение опасно самой личности, может нести угрозу для окружающих.
  4. Бунт- подразумевает не только отрицание общепринятых целей и средств, но и подмена их другими принципами, нормами поведения.

Асоциальный образ жизни

Это образ жизни, при котором человек отдаляется от общества, ставит себя против него. Такой жизненный уклад подразумевает деструктивную деятельность, а зачастую саморазрушение личности.

Антисоциальный образ жизни может быть обусловлен личным выбором человека (бродяжничество, пьянство, преступная деятельность). Либо возникать по причине психических, психологических расстройств (когда субъект просто не способен себя контролировать, не может оценить правильность своих деяний).

Профилактика асоциальных явлений

В интересах общества снизить число антисоциальных элементов, исправить их образ действий. Это социальное явление создает риск увеличения криминогенности в стране, отрицательно влияет на качество жизни народа, снижает уровень здоровья нации.

Чтобы избежать негативных последствий, необходимо проводить профилактику этих явлении, особенно среди молодежи.

Что можно сделать:

  • проводить пропаганду здорового образа жизни;
  • сделать спорт максимально доступным для населения; проведение спортивных праздников,соревнований; привлечение детей, молодежи в спортивные секции;
  • антиреклама алкоголя, табачной продукции; социальная реклама;
  • усиленная социальная работа с детьми и подростками из неблагополучных семей;
  • организация досуга молодежи (доступность творческих кружков, мотивация к занятиям)
  • правовое просвещение (для понимания молодыми людьми, за какие проступки какое следует наказание, как это отразится на их дальнейшей жизни).

СОЦИАЛЬНЫЙ — это… Что такое СОЦИАЛЬНЫЙ?

  • социальный — ая, ое. sociale adj. Связанный с обществом, с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. Социальный прогресс. Социальная обусловленность явлений. БАС 1. Они <татары> до совершенной своей привычки к вольности и к новому образу… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СОЦИАЛЬНЫЙ — (лат. socialis, от socius товарищ). 1) касающийся общества, принадлежащий к нему, общественный. 2) основанный на началах социализма. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЦИАЛЬНЫЙ лат. socialis, от… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • социальный — общественный Словарь русских синонимов. социальный см. общественный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • СОЦИАЛЬНЫЙ — СОЦИАЛЬНЫЙ, социальная, социальное (лат. socialis общественный). 1. прил., по знач. связанное с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный. Социальные науки. Социальная психология. Социальные законы.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СОЦИАЛЬНЫЙ — СОЦИАЛЬНЫЙ, ая, ое. 1. см. социум. 2. Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная среда. Социальное положение. Социально (нареч.) опасен. Социальное обеспечение (государственная система материального обеспечения …   Толковый словарь Ожегова

  • социальный — общественный Относящийся к явлениям и процессам, непосредственно связанным с разными общностями людей и их взаимоотношениями …   Словарь по географии

  • социальный — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. социально 1. Социальным называют то, что связано с процессами, жизнью и отношениями людей в обществе. Социальная сфера, инфраструктура. | Социальное явление. | Социальная справедливость. | Социальная… …   Толковый словарь Дмитриева

  • социальный — ▲ связанный (с) ↑ общественный процесс социальный связанный с жизнью общества. социально (# опасный элемент). межчеловеческий …   Идеографический словарь русского языка

  • социальный — носить социальный характер • обладание решать социальные вопросы • решение решить социальные проблемы • решение …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • социальный — Через нем. sozial из франц. sосiаl (под влиянием сочинения Ж. Ж. Руссо Соntrаt sосiаl ( Общественный договор ), 1762 г.; см. Клюге Гётце 570) …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Социализм — Википедия

    Социали́зм (от лат. socialis «общественный») — ряд экономических и социальных систем, характеризующихся государственным и общественным контролем над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов[1][2][3][4][5][6][7][8][9], а также политические теории и движения, связанные с ними[10]. Существует много разновидностей социализма, и не существует единого определения, включающего все из них[11].

    Социалистические системы делятся на нерыночные и рыночные формы[12]. Нерыночный социализм предполагает замену рыночных факторов производства и денег инженерно-техническими критериями, основанными на расчётах, выполненных в натуральной форме, тем самым создавая экономический механизм, который функционирует в соответствии с экономическими законами, отличными от законов капитализма. Нерыночный социализм направлен на то, чтобы обойти неэффективность и кризисы, традиционно связанные с накоплением капитала и системой прибыли[13][14][15][16][17][18][19]. В свою очередь рыночный социализм сохраняет использование денежных цен, факторов рынка и, в некоторых случаях, мотив прибыли в отношении деятельности предприятий, находящихся в общественной собственности, и распределения средств производства между ними. Прибыль, полученная этими фирмами, будет напрямую контролироваться рабочей силой каждой фирмы или накапливаться для общества в целом в форме социального дивиденда[20][21][22].

    Социалистическая политика была как интернационалистской, так и националистической по ориентации; организованная как через политические партии, так и противостоящая партийной политике; временами пересекающаяся с профсоюзами, а иногда независима и критична по отношению к профсоюзам; присутствует как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах[23]. Созданная в рамках социалистического движения, социал-демократия подразумевает смешанную экономику с рынком, который включает существенное государственное вмешательство в форме перераспределения доходов, различного рода регулирования и государство всеобщего благосостояния.

    Последователи марксизма (сам Маркс этот термин не использовал[24]) называют социализмом первую фазу коммунизма, которая начинается после переходной стадии от капитализма к коммунизму: переходная стадия начинается захватом политической власти и завершается уничтожением частной собственности на основные средства производства с переходом к государственной плановой экономике. Первая фаза коммунизма завершается с преодолением противоречий между людьми умственного и материального труда, а также между городом и деревней. Гарант этого развития с момента захвата политической власти — диктатура пролетариата, которая осуществляется советами[25][26].

    Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834)[27][28][29]. Михаил Туган-Барановский писал, что термин «социализм» подчёркивает значение общественного сотрудничества в новой социальной модели, в противоположность господствовавшей экономической школе, признававшей идеалом хозяйственного строя неограниченную свободу единоличного предпринимательства. Социализм, таким образом, противопоставлялся индивидуализму[30].

    Социалистическое политическое движение включает в себя ряд политических философий, возникших в революционных движениях середины-конца 18-го века и связанных с социальными проблемами капитализма[31]. К концу 19-го века, после работ Карла Маркса и его сотрудника Фридриха Энгельса, социализм стал обозначать оппозицию капитализму и защиту посткапиталистической системы, основанной на некоторой форме общественной собственности на средства производства[32][33][33]. К 1920-м годам социал-демократия и коммунизм стали двумя доминирующими политическими тенденциями в международном социалистическом движении[34]. К этому времени социализм стал «наиболее влиятельным светским движением двадцатого века во всем мире. Это политическая идеология (или мировоззрение), широкое и разделённое политическое движение»[35], и в то время как появление Советского Союза как первого номинально социалистического государства в мире привело к широко распространённой ассоциации социализма с советской экономической моделью, некоторые экономисты и интеллектуалы утверждали, что на практике эта модель функционировала как форма государственного капитализма[36][37]. Социалистические партии и идеи остаются политической силой с различной степенью власти и влияния на всех континентах, возглавляя национальные правительства во многих странах мира. Сегодня некоторые социалисты также поднимают проблемы других социальных движений, таких как защита окружающей среды, феминизм и прогрессивизм[38]. В США в XXI веке термин социализм, без четкого определения, стал уничижительным и используется республиканцами, чтобы запятнать либеральную и прогрессивистскую политику, предложения и общественных деятелей[39].

    Идеи общественного устройства на основе отказа от частной собственности и уравнительного распределения существовали на протяжении всей истории человечества[40]. По мнению некоторых исследователей, все такие учения имеют одно общее ядро — они основываются на полном отрицании современного им строя жизни, призывают к его разрушению, рисуют картину более справедливого общественного строя, в котором найдут разрешения все основные проблемы современности, и предлагают конкретные пути для достижения этого строя[41][Прим. 1].

    Античность[править | править код]

      Утверждаю: все сделаться общим должно и во всем
         пусть участвует каждый.
         <…>
         Мы общественной сделаем землю,
         Всю для всех, все плоды, что растут на земле, все чем
         собственник каждый владеет.

    Утописты[править | править код]

    Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

    Новое время[править | править код]

    Всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

    Социализм по Карлу Марксу[править | править код]

    Маркс и Энгельс объединили враждовавшие до того между собой коммунистическую и социалистическую идеи, выдвинув положение, что построение коммунистического общества — процесс поэтапный и что первые (и следовательно практически значимые для марксистов) этапы его связаны с реализацией программы социалистов[43][44]. Понятия социализма и коммунизма у них фактически синонимичны. Социализм мыслился как результат победы мировой революции во всех странах, а коммунизм как результат воспитания нового поколения в условиях социалистических отношений и бурного развития производительных сил, в результате чего труд из необходимости становится потребностью человека и полностью исчезают пережитки деления на классы, товарно-денежных отношений и государственных институтов. В марксистской традиции название «социализма» получил постулировавшийся Марксом первый этап коммунизма, о которой Маркс писал: «Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»[45]. В целом, этот этап виделся Марксу и Энгельсу как результат комплекса целого ряда мероприятий, из которых главные:

    • Ограничение частной собственности и постепенная экспроприация крупных собственников.
    • Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они ещё останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство.
    • Одинаковая обязательность труда для всех членов общества. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.
    • Национализация банковской и транспортной систем.
    • Общественное воспитание детей за государственный счёт. Соединение воспитания с фабричным трудом.
    • Сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун, граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков[44][46].

    Отношения на первом этапе коммунистического общества (то есть на той стадии, которая в марксистской традиции получила название социалистической) представлялись Марксу как реализация принципа: «от каждого по способностям, каждому по труду». Рабочий по окончании работы «получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда». При полном же развитии коммунизма, труд из обязанности становится потребностью и необходимость в его учёте для регулирования потребления отпадает: побеждает принцип «от каждого по способности, каждому по потребностям»[43].

    В. И. Ленин считал, что «…социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией»[47].

    Этический социализм[править | править код]

    В конце XIX века среди теоретиков II Интернационала (Э. Бернштейн, К. Форлендерruen, М. И. Туган-Барановский и др.) распространились неокантианские идеи, и появилось стремление соединить социально-экономическое учение Маркса с этикой И. Канта, трактуя социализм как этическое мировоззрение. Вскоре стремление этического социализма дополнить марксизм кантианством сменилось противостоянием марксизму, который отождествлялся с фатализмом, не предполагающим свободы и нравственной ответственности человека. Этический социализм исходил из идеи эволюционного развития общества, не признавал теории «крушения капитализма», обосновывал необходимость политики реформ. На протяжении XX века этический социализм был идейной основой европейской социал-демократии[48].

    • Ранние социалисты-утописты считали, что достаточно придумать правильное устройство общества, и люди сами его примут, когда поймут его преимущества.
    • В первой половине XIX века марксисты и анархисты считали, что эксплуататорские классы не захотят отказываться от своих привилегий. Следовательно, переход к социализму возможен только путём революции. Это нашло своё отражение в «Манифесте коммунистической партии» 1848-го года и последующих текстах многих революционных марксистов и анархистов.
    • После установления всеобщего избирательного права в ряде европейских стран во второй половине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс ставят вопрос о мирном завоевании власти рабочим классом. Поздравляя французских социалистов с победой на выборах 1881 года К. Маркс пишет о том, что используя демократические институты, рабочий класс может мирным путём завоевать власть. Ф. Энгельс во «Введение к работе К. Маркса „Классовая борьба во Франции“» пишет, что используя демократические институты «Мы, „революционеры“, „ниспровергатели“, мы гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота».[49]
    «Манифест коммунистической партии» — оригинал

    Впоследствии В. И. Ленин, споря с ревизионистами марксизма, такими как Бернштейн, доказывал, что завоевание власти мирным путём — лишь один из способов, применимый далеко не всегда, при этом Ленин апеллировал к работам основоположников марксизма: во многом этому была посвящена одна из самых знаменитых работ Владимира Ильича «Государство и революция», изданная в 1918 году (написана в 17-м)[50]. Ленин настаивал на том, что социализм нельзя «ввести», что путь к нему лежит через ожесточённую борьбу, а между капитализмом и социализмом следует длительный период применения насилия, которому соответствует диктатура пролетариата[51] — первая форма принуждения не эксплуататоров трудящихся (рабовладельцев-феодалов-капиталистов, как было в предыдущие общественные формации), а самих трудящихся. Формой осуществления этой власти являются советы[52].

    Споры революционных анархистов и марксистов по вопросу об участии в парламентской борьбе, а также о захвате государственной власти привели к размежеванию этих двух течений (окончательно — в 1893 году после долгих споров внутри уже Второго Интернационала, куда споры перекочевали из Первого Интернационала).

    • Социал-демократы и фабианцы считают возможным приход социалистической партии к власти путём парламентских выборов, с последующим проведением социалистических реформ легальным способом, без насилия и без крови.

    Социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство, командно-административная система). Наиболее распространённая форма практической реализации теорий социализма.

    Термин «государственный социализм» (нем. Staatssozialismus) возник в Германии[en] в конце XIX века: так немецкие социалисты называли элементы социального обеспечения рабочих, введённых канцлером Германии Отто фон Бисмарком[53].

    В работах Р. Пёльмана, М. Вебера, М. И. Ростовцева, Ф. Хайхельхайма, К. А. Витфогеля и многих других исследователей признавалось, что в Древнем мире и в Средневековье существовал государственный социализм, основными чертами которого были государственная собственность, государственное регулирование и управление наёмными чиновниками. В качестве классических примеров учёные приводили Египет времён Древнего царства и Шумер конца III тысячелетия до н. э. В Древнем Египте государства социалистического типа сменяли друг друга до времён Птолемеев (305-30 гг. до н. э.). В III веке Древний Рим превратился в социалистическую империю, скопировавшую многие черты Египта и проводившую широкую политику государственного распределения[54].

    Государственная экономика господствовала в Египте после мусульманского завоевания. В Османской империи вся земля считалась государственной, семьи крестьян обеспечивались стандартными наделами. Все земли, недра и другие источники богатства рассматривались как общее достояние мусульманской общины. Воины получали право на сбор налогов с небольших поместий, но не имели никакой власти над крестьянами, а собираемые налоги были невелики. Порядки Османской империи были заимствованы многими соседними странами, в том числе Ираном. Распространение крупного частного землевладения в Османской империи в XVIII веке нарушило принципы государственного регулирования[54].

    В Китае эпохи Цзинь и Тан была реализована система равных наделов, в соответствии с которой вся земля считалась государственной и всем крестьянам выделялись одинаковые участки. В XIV веке порядки империи Тан в основных чертах возродил император Чжу Юаньчжан, но основанная им империя Мин впоследствии переродилась в общество, в котором господствовали помещики[54].

    В марксистском учении коммунизмом называется теоретический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства[55].

    Философская энциклопедия под редакцией А. А. Ивина под коммунизмом понимает радикальную, высшую форму социализма, стоящего на позициях интернационализма, ставившую целью обозримого будущего насильственное свержение капитализма[56] и построение «идеального общества», конец предыстории человечества и начало его подлинной истории. Коммунистическое учение обещало обеспечить прекрасное будущее для всего человечества. Для достижения этой цели предполагалось опираться на пролетарскую солидарность, научно-технический прогресс и централизованную организацию экономики, которая, по мысли основателей данной теории была более эффективной, чем капиталистическая. Подобный тип социализма существовал, охватив до трети человечества, на протяжении почти всего XX века, но в конце-концов разрушился из-за малоэффективной плановой экономики и безудержного экспансионизма[57].

    Ведущим идеологом и практиком этого направления был В. И. Ульянов (Ленин), доктрину которого принято называть марксизмом-ленинизмом. Ленин подчеркивал отличия своей идеологии и практики от умеренного социализма (социал-демократии[Прим. 2]) и для практического размежевания с последними в 1919 г. создал международную структуру — Коммунистический интернационал в отличие от уже существовавшего Социалистического интернационала.

    «Если мы спросим себя, что представляет собою коммунизм в отличие от социализма, то мы должны будем сказать, что социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества и может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм. Социализм предполагает работу без помощи капиталистов, общественный труд при строжайшем учёте, контроле и надзоре со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся; причем должны определяться и мера труда и его вознаграждение. Это определение необходимо потому, что капиталистическое общество оставило нам такие следы и такие привычки, как труд враздробь, недоверие к общественному хозяйству, старые привычки мелкого хозяина, которые господствуют во всех крестьянских странах. Все это идёт наперекор действительно коммунистическому хозяйству. Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением».

    В. И. Ленин «Доклад о субботниках на московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г.» — Полн. собр. соч., т. 40, с. 33—34.

    На VII съезде РСДРП(б) было принято решение переименовать партию в коммунистическую, которая ранее называлась «Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков)» — РСДРП(б). В своём докладе Ленин сказал:

    Центральный Комитет предлагает вам переменить название нашей партии, назвав её Российской коммунистической партией, в скобках — большевиков. <…> Название «социал-демократическая партия» научно, неправильно…
    Важнейшим доводом за перемену названия партии является то, что до сих пор старые официальные социалистические партии во всех передовых странах Европы не отделались от того угара социал-шовинизма и социал-патриотизма, который привёл к полному краху европейского социализма… почти все официальные социалистические партии являлись настоящим тормозом рабочего революционного социалистического движения, настоящей помехой ему.

    В.И. Ленин. ПСС. «Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии»[58]

    Д. э. н. Я. А. Кронрод и сложившаяся вокруг него в возглавлявшемся им секторе политэкономии Института экономики школа экономистов-«товарников» рассматривали социализм как самостоятельный способ производства с органично присущими ему товарно-денежными отношениями, а не как фазу коммунизма. В конце 1971 года «товарники» Института экономики подверглись критике идеологических органов ЦК КПСС, часть из них была вынуждена уйти, возможности публикации работ остальных, в том числе Кронрода, ухудшились[Прим. 3][59][60].

    Социал-демократия — социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма легальными методами политической борьбы с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы[61].

    Первоначально социал-демократия, возникшая в последней трети 19 века, была воплощением марксистского социализма. В настоящее время под социал-демократией подразумевают теорию и практику партий, входящих в Социалистический интернационал. Внутри неё существует ряд социально-философских, идеологических и политических течений, национальных и региональных вариантов. Существуют «скандинавская» или «шведская» модель социализма, «интегральный социализм», основывающийся на австромарксизме, «фабианский социализм», «гильдейский социализм»[62] и т. д. Все разновидности социал-демократии, как правило, объединяют общим понятием «демократический социализм»[63].

    Фабианский социализм[править | править код]

    Концепция фабианского социализма, являясь в настоящее время стратегией лейбористской партии Великобритании, имеет значительное влияние в интеллектуальной элите и правящих кругах многих стран мира, в том числе Канаде, Новой Зеландии и США — и ориентирована на признание и реализацию социалистических идеалов: социальной справедливости, равенства, высокого уровня социальной защищённости трудящихся, равенства возможностей и экономической демократии, политического интернационализма, эмансипацию земли и промышленного производства от личной и частной собственности, экономическое планирование, развитие кооперативного движения, но, в отличие от марксистской интерпретации социализма, нацелена на медленную «естественную» эволюцию общества на основе просвещения и пропаганды социалистических идей, медленных локальных постепенных реформ, классового мира и консенсуса между социальными группами и классами; марксистская концепция рассматривается в качестве авторитетной, но не бесспорной, в качестве одной из многих моделей общественного переустройства и движения к социализму.[64][65]Тони Блэр, экс-премьер Великобритании является видным представителем фабианского движения, к сторонникам фабианского социализма аналитики относят президента США Барака Обаму, рассматривающего рост социального неравенства, уменьшение возможностей социального продвижения в США и во всем мире в качестве фундаментального вызова современным демократическим институтам и видящего своё призвание в преодолении этих разрывов, особенно в сфере медицинского обслуживания и образования.[66]

    «Шведская модель»[править | править код]

    Китайский социализм[править | править код]

    Функциональный социализм[править | править код]

    Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».

    Шведская модель (в оригинальных терминах — «Дом для народа») исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка — в частности, безработицу и сильное неравенство — можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).

    Эта концепция реформистской идеологии получила название «функциональный социализм», термин ввёл в политический оборот в конце 60-х годов видный теоретик СДРПШ Г. Адлер-Карлссон[67].

    Критика[править | править код]

    Ряд исследователей действительно усматривает в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды. Однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа», так и «слева».

    Критики «справа» (неолибералы) отмечают, что в сущности такая система осуществляет «скрытую экспроприацию», при которой имущие вынуждены платить за неимущих, и является тупиковой. Отмечается, что «конфискационное налогообложение» душит экономику и уже привело к прекращению экономического роста, а «государство всеобщего благоденствия» приводит лишь к массовому иждивенчеству и апатии населения, большая часть которого живёт преимущественно на государственные дотации и не имеет никакого стимула к деятельности.[68]

    С противоположной стороны, от более радикальных социалистов и коммунистов, в свою очередь исходят утверждения, что «шведская модель» — это «политическая маскировка буржуазного паразитизма» и «оправдание грабежа трудящихся», являющаяся лишь мелкой уступкой капитализма с целью сохранить текущее положение вещей.[69] Отмечается, что, во-первых, «шведская модель» никак не устраняет отчуждение и эксплуатацию трудящихся, что является одной из главных задач социализма[70], а лишь сглаживает их последствия, во-вторых — выгодна в первую очередь крупному бизнесу, так как создаё

    Социализация — Википедия

    Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе[1].

    Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически[источник не указан 1218 дней], человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

    Первичная социализация[править | править код]

    Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности[2]. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе[3].[нет в источнике]

    В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

    Ресоциализация[править | править код]

    Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого[4]. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной[2]. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека[5].

    Групповая социализация[править | править код]

    Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

    Гендерная социализация[править | править код]

    Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками[6].

    Организационная социализация[править | править код]

    Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы[7].

    Досрочная социализация[править | править код]

    Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития (например — игра девочек в дочки-матери).

    В современной социологии появился целый ряд теорий, критикующих или дополняющих классический подход к определению социализации, её форм и способов.

    Одна группа теорий относится к концепции взаимодействия общества и человека в противовес классической концепции воздействия общества на человека.

    Так, теория закрепления говорит о том, что индивид в процессе социализации не просто усваивает некоторый комплекс норм, а оценивает выгоды от их соблюдения, выявляет, какое поведение наиболее предпочтительно в той или иной социальной группе и только после этого в его поведении закрепляются определённые наиболее выгодные паттерны.

    В рамках символического интеракционизма социализация понимается как процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Она происходит путём анализа им своего опыта взаимодействий обществе, в результате которого он обнаруживает наиболее предпочтительные варианты поведения.

    Теория перехода говорит о том, что конечным результатом социализации является внутриличностный переход человека в новые условия. Он происходит после разрешения внутреннего конфликта, возникающего в процессе усвоения новых норм в пределах новой социальной группы.

    По-новому определяет типы социализации Дж. Арнетт. В противовес теории первичной и вторичной социализации он предлагает такие понятия как узкая и широкая. Первая представляет собой усвоение индивидом жёстких поведенческих паттернов, полностью определяющих его поведение в той или иной группе (например, в семье), не допускающих девиации. Широкая же предоставляет ему практически полную свободу, он может актуализировать социальные нормы конкретно для себя, действуя практически свободно.[8]

    Главными социальными институтами являются:

    • Семья: семья — самый важный агент социализации, поскольку она является центром жизни ребёнка, так как дети полностью зависят от опекунов. Не всегда социализация является индивидуальной, в значительной степени она зависит от окружающих. Наиболее глубокий эффект от гендерной социализации; тем не менее, семья также берёт на свои плечи задачи обучения детей, формирование их культурных ценностей и отношения к себе и другим. Дети постоянно учатся у окружающей среды, перенимая стереотипы поведения взрослых. Детям также становится известно о существовании социальных классов в очень раннем возрасте и соответственно они формируют определённое отношение к каждому из них.[9]
    • Группа по интересам: группой сверстников является социальная группа, члены которой обладают общими интересами, социальным положением, возрастом. В подобной формации дети могут избежать контроля и научиться формировать отношение сами по себе. Влияние группы сверстников, как правило, достигает пика в подростковом периоде, однако группы сверстников как правило, затрагивают только краткосрочные интересы в отличие от семьи, которая имеет долгосрочное влияние.[10]
    • Образование: обучение может быть социальным так и не социальным[11]. Рассмотрим пример, ребёнок учится около пчёл. Если ребёнку не с кем играть и изучать мир, он, увидев пчелу, может прикоснуться к ней из любопытства. Если пчела ужалила ребёнка, он узнает, что прикосновение к пчёлам связано с болью. Это не социальное обучение, так как данный опыт был приобретён, когда никого вокруг не было. В противоположность этому, ребёнок может извлечь выгоду из социального обучения узнав новое о пчёлах. Если ребёнок бы находился рядом с мамой, папой или кем-либо ещё, любознательность ребёнка к пчёлам могла быть опосредована каким-либо социальным вмешательством. Может быть, тетя Эмми увидев, что ребёнок тянется к пчеле, просто укажет тому рукой в другом направлении, говоря: «Посмотри на эту красивую бабочку». Может быть, дядя Эд сказал бы: «Не прикасайся к пчеле, потому что это может повредить тебе и заставить плакать». Может быть, мама сказала бы: «Дорогой, держись подальше от пчёл, потому что они жалят». Есть множество различных способов, которыми люди могут взаимодействовать с ребёнком, чтобы помочь ему научиться избавляться от проблем, которых можно избежать. Все из представленных социальных мероприятий позволяют ребёнку извлечь выгоду из социального обучения, хотя некоторые из этих социальных мер могут быть более поучительными и полезными, чем другие[11].
    • Экономическая система: социализацией в рамках экономической системы является процесс изучения последствий экономических решений. Данная форма социализации влияет на решения, касающиеся «приемлемых альтернатив для потребления», на «социальные ценности альтернатив потребления», «доминирующих ценностей среди истеблишмента» и «характера участия в потреблении».[12] К сожалению, тот же самый термин, социализация, в этом контексте используется для описания противопоставленных явлений: растущей централизации и взаимозависимости капиталистического общества под контролем элиты; а также возможность демократического, снизу вверх контроля со стороны большинства. Таким образом, «социализация» описывает два совершенно разных способа, в которых общество может стать более социальным: при капитализме, есть тенденция к растущей централизации и планированию, которая в конечном счёте имеют глобальный характер, но ранжируется сверху вниз; при социализме, этот процесс подвергается демократическому контролю людей более низких социальных ступеней и их общин.[13]
    • Язык: люди обучаются различным формам и языкам общения в зависимости от конкретного языка и культуры, в которых они живут[14][15][16][17]. Примером чего является переключение кода идентичности. В частности, когда дети иммигрантов учатся языку и социальным правилам, которые нужны для адаптации в специфической среде, например: языку применяемому в домашних условиях, так и в группах сверстников (в основном в образовательных учреждениях).[18] В зависимости от языка и ситуации в любой момент времени, люди начинают общаться по-другому.[19]
    • Религия: агенты социализации в разной форме закладываются через религиозные традиции. Некоторые исследования показывают, что религия как и этнические и культурные традиционалистские ценности, уменьшают потенциал для социальной мобильности личности, препятствуя её адаптации, соответственно и её способности быть более социализированной в другой обстановке. Родительское религиозное участие является наиболее влиятельной частью религиозной социализации, в большей степени, чем религиозность сверстников или религиозные убеждения как таковые.[20]
    • СМИ: средства массовой информации являются средством для доставки обезличенных сообщений, направленных на широкую аудиторию. Термин Media происходит от латинского слова, «средний», считается, что основной функцией медия является объединение людей. Поскольку средства массовой информации имеет огромное влияние на наши отношения и поведение, особенно на проявление агрессии, они вносят очень существенный вклад в процесс социализации.[21] Некоторые социологи и теоретики культуры рассматривают власть массовых коммуникации в качестве социализирующего инструмента. Денис Маквейл (англ.)русск. так аргументирует этот тезис:

      «…СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации. Альтернативной точкой зрения является то, что речь скорее об учебном процессе, как таковом, посредством которого мы все учимся, как вести себя в определенных ситуациях и чего следует ожидать при столкновении с определённой социальной ролью или статусом в обществе.» — McQuail 2005: 494.

    • Правовая система: дети подвергаются давлению со стороны обоих родителей, учителей, сверстников, требующих от них соответствовать и подчиняться определённым законам или нормам группы / сообщества. Отношение родителей к правовой системе влияет на мнение детей относительно того, что является юридически приемлемым.[22] Например, дети, чьи родители постоянно находятся в тюрьме, испытывают меньше страха перед уголовно-правовым наказанием.
    • Пенитенциарная система: учреждения исполнения наказаний действуют в качестве агента социализации, как для заключённых так и для охранников. Тюрьма представляет собой отдельную среду сильно отличающуюся от нормального общества; заключённые, как и охранники формируют свои обособленные общины и создают свои собственные социальные нормы. Охранники служат в качестве «агентов социального контроля», тем самым поддерживая дисциплину и обеспечивая безопасность.[23] С точки зрения заключённых, подобные учреждения воспринимаются, как подавляющие и властные, вызывая у них чувства неповиновения и презрения к охранникам.[23] Из-за изменения своей социальной роли в обществе, заключённые испытывают одиночество, отсутствие эмоциональных отношений, уменьшение идентичности и «отсутствие безопасности и автономии».[24] Обе социальные группы, как заключённые, так и охранники, испытывают нервное напряжение, из-за страха и необходимости постоянной бдительности, что создаёт непростую атмосферу внутри подобных учреждений.[23]
    1. ↑ Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
    2. 1 2 Ковалева А. И. Социализация (неопр.). № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Дата обращения 13 мая 2008. Архивировано 24 мая 2012 года.
    3. ↑ Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
    4. ↑ http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
    5. ↑ Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
    6. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.
    7. ↑ Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794.
    8. Лопатина Е. А. Современные зарубежные концепции социализации // Социально-гуманитарные знания. — 2015.
    9. Sociology. / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — Toronto: Pearson Canada, 2011. — P. 116.
    10. ↑ Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — 7-е. — Toronto: Pearson Canada, 2011. — 688 с. — P. 113. — ISBN 978-0138002701. (англ.)
    11. 1 2 The Differences Between Social and Nonsocial Learning (англ.) (недоступная ссылка). University of California, Santa Barbara. Дата обращения 23 сентября 2016. Архивировано 15 декабря 2012 года.
    12. Denhart, R. B.; Jeffress, P. W. Social learning and economic behavior: The process of economic socialization // American Journal of Economics and Sociology. — 1971. — № 30 (2). — P. 113–125.
    13. Harrington, Michael (2011) [1989]. Socialism: Past and Future. New York: Arcade Publishing. pp. 8–9. ISBN 1-61145-335-6. .
    14. Ochs, Elinor. Culture and language development: Language acquisition and language socialization in a Samoan village. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
    15. Ochs, Elinor, and Bambi Schieffelin. Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and Their Implications. — New York, 1982.
    16. ↑ In Culture Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion / R. Shweder and R.A. LeVine. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — P. 276—320. — 376 p. — ISBN 978-0521267199.
    17. Schieffelin, Bambi B. The Give and Take of Everyday Life: Language Socialization of Kaluli Children. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
    18. Naoko Morita. Language, culture, gender, and academic socialization // Language and Education. — 2009-08-18. — Т. 23, вып. 5. — С. 443–460. — ISSN 0950-0782. — DOI:10.1080/09500780902752081.
    19. Judith Rich Harris. Where is the child’s environment? A group socialization theory of development. // Psychological Review. — Т. 102, вып. 3. — С. 458–489. — DOI:10.1037/0033-295x.102.3.458.
    20. Brandon Vaidyanathan. Religious Resources or Differential Returns? Early Religious Socialization and Declining Attendance in Emerging Adulthood (англ.) // Journal for the Scientific Study of Religion. — 2011-06-01. — Vol. 50, iss. 2. — P. 366–387. — ISSN 1468-5906. — DOI:10.1111/j.1468-5906.2011.01573.x.
    21. ↑ Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — Toronto: Pearson Canada, 2011.
    22. Jeffrey Jensen Arnett. Broad and Narrow Socialization: The Family in the Context of a Cultural Theory // Journal of Marriage and Family. — 1995-01-01. — Т. 57, вып. 3. — С. 617–628. — DOI:10.2307/353917.
    23. 1 2 3 Eric D. Poole, Robert M. Regoli. Alienation in Prison (англ.) // Criminology. — 1981-08-01. — Vol. 19, iss. 2. — P. 251–270. — ISSN 1745-9125. — DOI:10.1111/j.1745-9125.1981.tb00415.x.
    24. Carmi, A. The role of social energy in prison // Dynamische Psychiatrie. — 1983. — № 16 (5–6). — P. 383–406.
    на русском языке
    • Социально-психологические проблемы исследования личности // Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. М., 2003
    • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации (неопр.). № 3 — Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Дата обращения 6 мая 2009. Архивировано 24 мая 2012 года.
    • Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21—29. Архивировано {a.
    • Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е.Н. Молодёжные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социологические исследования. — 2012. — № 6. — С. 127—132.
    • Деметрадзе М. Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. — М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. — 121 с. ISBN 978-5-8188-0199-5
    • Ильясов Ф. Н. . Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — С. 28—35.
    • Ковалёва А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996
    • Ковалёва А. И. Социализация (неопр.). № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
    • Комарова Г. А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. 2-е изд. М., 2014.
    • Кон И. С. Социализация // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 629. — 840 с. — 150 000 экз.
    • Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 2003
    • Леонтьев A. H. Проблемы развития психики. 4-е изд. M., 1981
    • Социализация / Симонова О. А. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 749. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
    на других языках
    • Giddings F. P. The theory of socialization. N. Y., 1897
    • Handbook of socialization theory and research / Ed. by D. A. Goslin. Chi., 1969
    • Hurrelmann K. Social structure and personality development. Camb., 2009
    • Parsons T., Bales R. Family: Socialization and interaction process. L., 1998
    Leave a Reply

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *