Асоциальные явления это – 5. Молодежная субкультура и асоциальные явления среди молодежи. Культура и субкультура. Асоциальные молодежные объединения

Содержание

что это и как с бороться с этим явлением :: BusinessMan.ru

Если спросить у прохожих на улице, что значит «асоциальный образ жизни», в ответах, вероятно, будут упоминаться алкоголизм, наркомания, попрошайничество, бездомные и т. д. Чем бывает вызвано это явление? Как можно с ним бороться?

Асоциальный образ жизни

Большая часть общества каждый день делает примерно одно и то же: кто-то идет на работу, кто-то в школу или институт, некоторые остаются дома и ведут хозяйство. Одним словом, каждый выполняет свою роль, так или иначе полезную для остальных. Однако есть и такие люди, которые поступают вопреки общепринятым нормам и морали. Асоциальный образ жизни обычно понимают как деструктивный, когда человек не только отделяет себя от общества, но и противопоставляет себя ему, при этом ведет себя соответствующе. Это узкое понимание термина.

люди ведущие асоциальный образ жизни

На самом деле люди, ведущие асоциальный образ жизни, не всегда принадлежат к неблагополучным слоям общества: наркоманам, алкоголикам, бездомным, попрошайкам, лицам без определенных занятий и т. д. В классическом понимании они всего лишь максимально избегают нормальных взаимодействий с другими людьми либо просто неспособны на это. В таком случае к этой категории можно отнести, например, интровертов или людей, страдающих психическими заболеваниями.

асоциальный образ жизни

Всегда ли это плохо?

Если говорить о классическом научном понимании этого термина, асоциальность не является пороком. Более того, в некоторых условиях это даже благо. Достаточно вспомнить о монахах и отшельниках, добровольно отказывающихся от активного взаимодействия с остальной частью общества. В некоторых религиях асоциальный образ жизни свидетельствует о духовном просветлении человека, уходе от мирского, в результате чего он приобретает совершенно иное мироощущение, а иногда и некий дар. Нечто подобное практикуется и сегодня в некоторых течениях христианства, буддизме и т. д. Но подобный пример — это, скорее, исключение и не имеет ничего общего с тем, что значит асоциальный образ жизни вне каких-либо религиозных практик.

что значит асоциальный образ жизни

Последствия

Довольно сложно себе представить, чтобы сразу несколько тысяч добропорядочных граждан внезапно начали вести асоциальный образ жизни. Тем не менее можно предположить, какие это будет иметь последствия. Какие-то из них будут ощутимы только в далекой перспективе, а некоторые будут заметны почти сразу. Стоит перечислить хотя бы несколько.

  • Снижение общего уровня здоровья, усиление эпидемиологической опасности. Помимо того, что табак, алкоголь и наркотики влияют на человеческий организм разрушительным образом, некоторые люди, вероятно, перестанут тщательно относиться к личной гигиене, что отразится на размножении и распространении опасных бактерий. Беспорядочные половые связи способствуют заражению заболеваниями, передающимися половым путем, а также повышают опасность незапланированной беременности. Такая ситуация часто приводит либо к аборту, либо к отказу от ребенка сразу после рождения.
  • Появление на улице большего количества бездомных и безработных усилит криминогенность. Значительно повысится уровень преступлений, в том числе и крайне опасных, таких как убийства и изнасилования.
  • В результате снижения числа добропорядочных законопослушных граждан снизится поступление налогов, возрастет доля теневой экономики, что рано или поздно подорвет основы государства.

меры профилактики асоциального образа жизни среди молодежи

Меры по противодействию

Дети — это будущее мира, в первую очередь, потому, что при правильном воспитании одного-двух поколений можно добиться значительных сдвигов в обществе в какую-либо сторону. Привив неправильные ценности, можно позднее столкнуться с очень неприятным результатом. Именно поэтому так важны эффективные меры профилактики асоциального образа жизни среди молодежи, особенно когда речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Антиреклама алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочного образа жизни, беседы с психологами, центры помощи, горячие линии доверия, предложение доступной альтернативы в виде занятий спортом. Кроме того, иногда необходимо извлекать детей из этой среды, то есть разлучать их с семьей, чтобы привить им иные ценности, отвечающие общепринятой морали. В менее запущенных случаях достаточно патронажа, регулярных проверок. Впрочем, подобные меры не слишком популярны и могут вызывать неприятие. Также подобная власть может служить почвой для злоупотреблений. Но иногда это просто необходимо.

Асоциальный человек, асоциальное поведение

Прилагательное «асоциальный» употребляется применительно к широкому кругу понятий: асоциальный образ жизни, асоциальная личность, асоциальные семьи…

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» — это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, — поверхностные отношения, недолговременные связи.

Рекомендуем: Что такое антропофобия?

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат

Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Рекомендуем: Что делать, если ребенок дерется?

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Рекомендуем: Почему ребенок не слушается?

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это — личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

Рекомендуем: Понятие адаптации в психологии

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

5. Молодежная субкультура и асоциальные явления среди молодежи. Культура и субкультура. Асоциальные молодежные объединения

Субкультурой называют такие явления культуры, которые отличают группу от большинства общества.  Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Они могут иметь свой сленг — т. е. специфический словарь. Возникновение субкультур объясняется этническими, социальными, демографическими, возрастными различиями, существующими в обществе.  Одной из субкультур является молодежная субкультура. Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

1. Социально-экономические причины (безработица, малоинтересная работа).

2. Недостатки системы образования.              3. Проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.             4. Особенности возрастной психологии.

            5. Стремление молодежи к  возможности самовыражения.

В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:

1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры, мажоры, хиппи.

2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом «Россия для русских». К ним примыкают подростки 14 — 16 лет, их лидерам не более 20 — 23 лет. В основной своей массе эти ребята мало образованы.  

  3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются «зеленые» — экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.

Субкультуры, в известной мере, автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее.  

Исходя из результатов нашего социологического исследования, а так же излишней в последнее время  освещенности  жестокости и агрессивности средствами массовой информации, основной акцент в нашей работе мы решили сделать на асоциальном направлении молодежной субкультуры.

Готическая субкультура

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения этой самой gothic-субкультуры в мире. Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила, которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера, которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков чувствовали себя в привычной обстановке. Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе, отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного, самосовершенствование…

Эмо

На базе поклонников эмо (особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей) и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

   В начале 2000-х годов «эмо» стало популярным культурным явлением, выражающемся в субкультуре, моде на одежду и образ жизни, находясь под влиянием инди-культуры. Возникла популярная, но противоречивая субкультура эмо.

Что означает понятие «асоциальный»? Это черта характера или психическое заболевание?

Отличаться от других — хорошо это или плохо? Кто-то может сказать, что это определяет человека как независимую личность. А кто-то будет твердить, что нельзя быть другим. По факту, и те, и другие правы: человек не всегда отличается от других в лучшую сторону, и такого человека награждают эпитетом «асоциальный». Это означает личность, что выступает против норм и правил общества. Об этом и пойдет речь в публикации.

Определение

Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, это понятие имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный – это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой – это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

асоциальный это

Как используется этот термин?

Асоциальный – это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

профилактика асоциального поведения

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, асоциальная личность. Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

асоциальное поведение определение

Поведение

Асоциальный – это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие «асоциальное поведение» определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

значение слова асоциальный

Соответствующие меры

Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.
асоциальная личность определение

Подводя итоги

Асоциальный – это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой — это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Доклад «Профилактика асоциальных явлений»

ДОКЛАД

«Профилактика асоциальных явлений»

Подготовила социальный педагог

МОУ «Узуновская средняя общеобразовательная школа»

Илькина О.И.

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост асоциального поведения у детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Анализ причин роста асоциального поведения среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего,в семье

(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка). (Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.)

Профилактика асоциального поведения, правонарушений , злоупотреблений и распространения ПАВ рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних .

Важнейшие профилактические задачи в нашей школе, стоящие перед педагогическим коллективом:

сформировать у детей представления о ценности здоровья, правилах здорового образа жизни, воспитывать готовность соблюдать эти правила;

содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов;

формировать законопослушное поведение детей и подростков;

оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь детям и семьям, нуждающимся в ней;

выявлять детей и семьи, находящихся в социально- опасном положении;

осуществлять профилактику раннего семейного неблагополучия.

Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед педагогическим коллективом:

сформировать у детей представления о ценности здоровья, правилах здорового образа жизни, воспитывать готовность соблюдать эти правила;

содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов;

формировать законопослушное поведение детей и подростков;

оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь детям и семьям, нуждающимся в ней;

выявлять детей и семьи, находящихся в социально- опасном положении;

осуществлять профилактику раннего семейного неблагополучия.

Перечень документов МОУ «Узуновская СОШ»

по вопросам профилактики

вредных привычек, правонарушений безнадзорности, беспризорности, правонарушений:

 1.Социальный паспорт школы.

2. План работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений со стороны учащихся и противодействия злоупотребления и распространения ПАВ

3. План совместных мероприятий школы и Серебряно – Прудского ОМВД по формированию зоны безопасности вокруг образовательного учреждения.

4. План по профилактике суицида.

5. План работы с детьми «группы риска».

6. Программа «Здоровье»

Педагогические Советы:«Школьная бесконфликтная среда. Как ее достичь?»

Совещания при директоре.

ШМО классных руководителей:

«Воспитание правового сознания, формы и методы профилактики преступности и безнадзорности среди учащихся».

«Воспитание толерантности».

«Формы и методы формирования культуры семейных отношений».

«Воспитание культуры поведения и сознательного отношения к учебе».

«Подготовка старших школьников к осознанному выбору профессии и профиля обучения».

Родительские собрания:

«Знакомство с Законом Московской области №176, № 148. Беседа о запрещении пользования мобильными телефонами, плеерами во время учебного процесса»

«Особенности подросткового возраста»

«Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений со стороны учащихся школ и противодействие злоупотреблению и распространению ПАВ».

Администрация школы

Социально — психологическая служба

Классные руководители

Направления работы состоят из разделов :

Диагностическая работа ;

— анкетирование детей, родителей

составление социального

паспорта класса и школы;

Профилактическая работа с

обучающимися и родителями всей школы;

Профилактическая работа с детьми

«группы риска» и их семьями;

Скрытая профилактика;

Организация досуговой деятельности;

Административный контроль.

Все мероприятия планируются подробно ежемесячно на учебный год, используя все разделы направлений.

Администрация школы

Социально — психологическая служба

Классные руководители

Особенности помощи учащимся группы риска

(основные этапы работы)

Выявление учащегося группы риска через социометрическое обследование классного коллектива или через взаимодействие с классным руководителем

Составление плана индивидуальной работы с учащимся (консультации психолога, социального педагога, посещения на дому, беседы с родителями

Привлечение несовершеннолетнего во внешкольные и внеклассные мероприятия, работу кружков и факультативов, школьных трудовых бригад

Особенности помощи учащимся группы риска основные этапы работы)

Оказание психологической помощи учащемуся через индивидуальную психологическую помощь, профориетационные беседы

Привлечение к работе с учащимся структур других ведомств

Рассмотрение на Совете профилактики и помощь через социально-психологическую службу школы (обеспечение бесплатными горячими обедами, обеспечение учащегося одеждой и необходимыми школьными принадлежностями)

Рассмотрение учащегося на заседании КДН и ЗП

Помощь учащемуся через альтернативные формы обучения

(индивидуальное — домашнее обучение)

« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку.

Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…

  (Всеволод Петрович Кащенко ,

известный отечественный ученый ,

педагог, общественный деятель в книге:

«Педагогическая коррекция…»)

Социальный феномен — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2018; проверки требуют 3 правки.

Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности.[1] Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к сообществам, через социальные организации, институты.

В качестве социальных явлений выступают люди с их действиями, чувствами, отношениями, мыслями и предметы. Социальные явления это «материальные и духовные продукты человеческой деятельности, социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и тому подобное». Многие социальные явления латенты и наряду с выражением очевидных характеристик социальной действительности, выражают её глубинные процессы, хотя в этом случае не наблюдается их непосредственная связь связь с данным социальным явлением. Социологические исследования использующие «определённые приёмы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении» выступают в качестве средства его выявления (социальной практики).[1]

Различают две основных разновидности социальных явлений:[1]

  • явления, выражающие случайные (второстепенные) отношения и связи;
  • явления, которые свидетельствуют о сущностные характеристики социальных объектов.

Из всё совокупности социальных явлений чаще выделяются последние, потому что они обладают устойчивыми, повторяющимися (массовые) и типичными связями и отношениями социальной реальности. Каждое из социальных явлений отличается от другого определёнными «эмпирическими признаками», которые отмечаются в социальных показателях. Массовые (повторяющиеся) социальные явления изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности социальных явлений и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерности и тенденции их развития.

Любое социальное явление может быть рассмотрено как социальный факт в том случае, если были установлены его свойства и признаки — «повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость». Таким образом социальные явления являются отправной точкой социологического исследования. В таком сложном процессе как исследование социальной жизни общества социальное явление представляет собой определенную ступень в познании его значимых черт, как и выступает в качестве самого непосредственного и простого из наблюдаемых элементов этого процесса, является точкой отсчёта восхождения социального познания от простого к сложному, «от многообразия свойств проявления социальной жизни в его основных характеристик».[1][2]

  1. 1 2 3 4 Явление социальное // Социологический справочник. / Под ред. В. И. Воловича. — К.: Политиздат Украины, 1990.
  2. ↑ «Любое социальное явление может рассматриваться как социальный факт, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, то есть если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае социальные явления становятся исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества социальное явление выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой – наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.» — Шедий Мария Владимировна. Кoррупция как coциaльнoе явлeниe: coциoлoгичecкий aнaлиз: диссертация … доктора социологических наук: 22.00.04 / Шедий Мария Владимировна;[Место защиты: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации].- Москва, 2014. — С. 27. — 393 с.
на русском языке
на других языках

Социальное психологическое явление — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Майерс.

Дэвид Майерс (англ. David G. Myers; род. 20 сентября 1942, Сиэтл, США) — американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки, профессор психологии Хоуп-колледжа (англ.)русск. в штате Мичиган, США. Автор 17 монографий по психологии, в том числе учебных пособий и научно-популярных изданий. Лауреат профессиональной премии имени Гордона Олпорта за исследование групповой поляризации. Заслугой Майерса считается переработка большого объёма психологических исследований и адаптация их для студенческой аудитории и широкой публики. В России широко известен трудом «Социальная психология», который входит в программу курса социальной психологии психологических факультетов вузов[1].

Об авторе Дэвид Дж. Майерс — профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации Американская психологическая ассоциация (9-е отделение) присудила ему премию Гордона Оллпорта. Его научные статьи опубликованы более чем в двух десятках журналов. Д. Майерс — редактор-консультант журналов Journal of Experimental Social Psychology и The Journal of Personality and Social Psychology, автор десятков книг, в том числе научно-популярных.

Родился 20 сентября 1942 года Сиэтле.

В 1960 году окончил Сиэтлскую старшую школу королевы Анны.

В 1964 году окончил Уайтвортский колледж (англ.)русск. со степенью бакалавра естественых наук по химии. Дипломную работу Майерс защитил по социальной психологии[2].

В 1966 году в Айовском университете получил степень магистра гуманитарных наук по социальной психологии, а в 1967 году степень доктора философии по социальной психологии[3].

Дэвид Майерс прошёл путь от старшего преподавателя (1967—1970) до доцента (1970—1975) и профессора (с 1975) Хоуп-колледжа (англ.)русск.. Также он был приглашённым профессором в 1974 году в Мангеймском университете и в 1985 году в Сент-Эндрюсском университете.

С 1979 года — член Американской психологической ассоциации.

С 1989 года — член Ассоциации психологически наук (Американское психологическое общество).

С 1992 года — член Американской ассоциации прикладной и профилактической психологии (англ. American Association of Applied and Preventive Psychology).

Девид Маерс и его социальное-психологическое явление:Предыстория[править | править код]

Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери, такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие от них Золушка — а именно так звали родную дочь мужчины — была славной и доброй девушкой. Она рано поняла, что ей лучше не роптать, а подчиняться приказам надменных сводных сестер и молча сносить все их оскорбления. Но однажды, благодаря своей крестной, искусной волшебнице, Золушке удалось убежать из дома, и она оказалась на придворном балу, где ее увидел красавец-принц. Когда же позднее вспыхнувшая в сердце юноши любовь привела его в убогое жилище Золушки, он сначала не узнал ее. Невероятно? Но сказка заставляет нас поверить во власть ситуации. Дома, в присутствии властной мачехи, играя роль покорной и непривлекательной, Золушка была совсем не похожа на ту очаровательную и оживленную Золушку, с которой принц познакомился на балу. Дома она стремилась стать незаметной. А на балу, чувствуя себя красавицей, танцевала и смеялась, как красавица. Французский философ и писатель Жан-Поль Сартр без труда объяснил бы «эффект Золушки». «То, что мы, люди, представляем собой, зависит прежде всего от ситуации, — писал он. — Нас нельзя отделить от тех обстоятельств, в которых мы оказываемся, ибо они формируют нас и определяют наши 6 возможности» (Sartre, 1946, с. 59-60, авторизованный перевод). Социальная психология — это наука, которая изучает влияние различных ситуаций, обращая основное внимание на то, как мы воспринимаем друг друга и как воздействуем друг на друга. Писателю Герману Мелвиллу принадлежат следующие слова: «Наши жизни связаны тысячей невидимых нитей». Цель социальной психологии — понять суть и смысл этих связей. И она идет к ней, ища ответы на вопросы, которые интересуют всех нас. В какой мере социальный мир, в котором мы живем, — плод нашего воображения? Как будет показано ниже, изменение нашего социального поведения происходит не столько под влиянием объективных обстоятельств, сколько под влиянием нашего собственного отношения к ним. Женщина, счастливая в браке, припишет язвительное замечание своего супруга («Ты когда-нибудь научишься класть вещи на место?») каким-нибудь внешним обстоятельствам («Наверное, у него сегодня был трудный день»). Не чувствующая себя счастливой ту же самую реплику объяснит его плохим характером («Он всегда всем недоволен»), а потому может предпринять контратаку. Более того, ожидая проявлений враждебности со стороны своих супругов, такие женщины всем своим поведением могут выражать обиду и тем самым вызывать ожидаемую ими враждебность.

Девид Маерс и его социальное-психологическое явление:Суть вопроса[править | править код]

Сегодня расширяющаяся сфера интересов социальной психологии придает особое значение следующим проблемам. — Власть ситуации. Все мы — создания своих культур и конкретных обстоятельств. А это значит, что неблагоприятные ситуации оказываются сильнее добрых намерений, заставляя людей следовать ложным утверждениям и повиноваться жестокости. В начале 1990-х гг., в ходе кровавого столкновения с боснийскими мусульманами, множество сербов, к которым при других обстоятельствах мы могли бы отнестись как к соседям, превратились в жестоких насильников. — Власть личности. Мы также создаем свои социальные миры. Если группа порочна, то ее члены вносят в это свой вклад (или сопротивляются злу). На одну и ту же ситуацию люди могут прореагировать по-разному. Выйдя на свободу после многолетнего тюремного заключения, один политический деятель не способен избавиться от чувства горечи, а другой, например южноафриканец Нельсон Мандела, идет вперед и работает ради объединения своей страны. — Важность социального познания. Отчасти люди реагируют по-разному из-за того, что поразному мыслят. Наша реакция на оскорбление, нанесенное другом, зависит от того, как мы его объясняем — как отражение его враждебности или как результат того, что у него был тяжелый день. Социальная реальность — это нечто такое, что мы конструируем субъективно. Имеют значение и наши убеждения относительно самих себя. Оптимистично ли мы смотрим на жизнь? Кажется ли нам, что мы контролируем ситуацию? Считаем ли мы себя лучше или хуже других? Важно, как мы объясняем мир и самих себя. — Практическое применение принципов социальной психологии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, социальные психологи все более и более активно используют свои концепции и методы для решения таких текущих социальных проблем, как эмоциональное благополучие, здоровье, принятие решений в зале суда, изживание предрассудков, защита и сохранение окружающей среды и борьба за мир.

Девид Маерс и его социальное-психологическое явление:Критика[править | править код]

Касаемо симптомов, можно выделить три основные группы, которые разбиваются на несколько подгрупп:

Во-первых, «члены группы переоценивают её и права» (иллюзия неуязвимости, не подвергаемая сомнению вера в нравственность группы)

Во-вторых, «члены группы перестают слышать оппонентов» (рационализация, стереотипные представления об оппонентах)

В-третьих, «группы страдают от воздействия сил, подталкивающих их к единообразию (давление конформизма, самоцензура, иллюзия единодушия, «поглотители информации»)

Чтобы не попасть под этот эффект, т.е. чтобы не стать заложником влияния любой группы (от группы друзей до групп поддержки какого-то политика или политического течения) Майерс приводит следующий список:

·        Быть беспристрастным – не становиться ни на чью сторону;

·        Поощрять критическую оценку; назначать «адвоката дьявола»

·        Периодически дробить группу на подгруппы, затем вновь объединяться и обсуждать разные точки зрения;

·        Приветствовать критику со стороны тех, кто не входит в группу, и соратников;

·        Прежде чем приступить к реализации принятого решения, созвать совещание «последнего шанса» и вновь обсудить все остающиеся сомнения.

Как можно заметить, Майерс подвёл определённый итог всему, что было описано выше. Соблюдение этих мер позволит человеку не попасть ни под одну из описанных Майерсом и другими социальными психологами, иллюзий, что особенно важно в работе менеджера. Конечно, есть шанс оказаться в меньшинстве, однако, согласно экспериментам, «Когда меньшинство систематически выражает сомнения в мудрости большинства, представители последнего начинают свободней выражать свои собственные сомнения и могут даже присоединиться к меньшинству». Но для этого меньшинство должно последовательно, настойчиво и целеустремленно отстаивать своё мнение.

Помогать другим или думать только о себе? Осенним днем 1987 г. в городе Колумбус (штат Огайо) из бронированного грузовика выпали мешки с деньгами, и 2 миллиона долларов разметало по асфальту. Остановившиеся водители принялись ловить купюры. Учитывая тот факт, что водителю грузовика вернули всего 100 тысяч долларов, можно сделать вывод, что подавляющее большинство подбирало купюры вовсе не для того, чтобы помочь ему, — они это делали для себя. Когда спустя несколько месяцев аналогичные события произошли в Сан-Франциско и в Торонто, финал был точно таким же: проезжавшие и проходившие мимо присвоили большую часть денег (Bowen, 1988). Какие ситуации «запускают механизмы», делающие людей склонными к помощи или к жадности? Зависит ли то, что люди вырастают готовыми к оказанию помощи другим, от социальных контекстов, например от того, что они живут в сельской местности или в небольших городках? Через все эти вопросы красной нитью проходит одна и та же мысль — мысль о том, как люди воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Именно на эти вопросы и пытается ответить социальная психология. Она изучает установки и убеждения, конформность и независимость, любовь и ненависть. Говоря формальным языком, социальная психология — это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.

Книги, переведённые на русский язык
  • Майерс, Дэвид Дж. Социальная психология / пер. З. Замчук. — СПб.: Питер, 2013. — 800 с. — ISBN 987-5-496-00115-1.
  • Майерс, Дэвид Дж. Психология / пер. И. Карпиков, В.Старовойтова. — СПб.: Питер, 2006. — 848 с. — ISBN 985-483-633-9.
  • Майерс, Дэвид Дж. Интуиция. Возможности и опасности / пер. И. Малкова. — СПб.: Питер, 2012. — 272 с. — ISBN 978-5-459-01062-6.
  1. Карандашев В. Н. Психология. Введение в профессию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии; 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Смысл; Academia, 2008. — 511 с. — (Высшее профессиональное образование. Психология). — ISBN 978-5-89357-227-8.
  2. ↑ Interviews with Myers Архивировано 7 октября 2011 года., Counterpoint Foundation
  3. ↑ About the Author — David G. Myers Архивная копия от 21 февраля 2014 на Wayback Machine, Worth Publishing
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *