Ассоциативному поведению – Выступление на МО классных руководителей по теме «Профилактика и предупреждение ассоциативного поведения учащихся»

Содержание

Асоциальное поведение — это… Что такое Асоциальное поведение?


Асоциальное поведение

   см. Девиантное поведение

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Асмолов, Александр Григорьевич
  • Аспирант

Смотреть что такое «Асоциальное поведение» в других словарях:

  • Асоциальное поведение — (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по педагогической психологии

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Девиантное поведение, асоциальное поведение —     поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… …   Педагогический терминологический словарь

  • Поведение асоциальное — поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям …   Социологический словарь Socium

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… …   Социология: Энциклопедия

  • Поведение асоциальное

    — формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения

На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.

Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.

Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

— В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:

  • имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;

  • пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;

  • во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;

  • нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;

  • имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.

Профилактические мероприятия в учебных заведениях:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся,

по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

  «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

  • милосердие, доброта и здоровье;

  • природа и здоровье;

  • любовь и здоровье;

  • здоровье и успешная карьера;

  • мода и здоровье;

  • фигура и здоровье;

  • спорт и здоровье;

  • компьютерные игры и здоровье;

 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.

Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!

Асоциальное поведение — это… Что такое Асоциальное поведение?


Асоциальное поведение
(гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек. Асоциальное поведение у детей проявляется в агрессивности, драчливости, детском воровстве, бродяжничестве, нарушении школьных правил. Такое поведение становится предметом перевоспитания. Асоциальное поведение нередко приводит к противоправному поведению.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Аскетические добродетели
  • Аспид

Смотреть что такое «Асоциальное поведение» в других словарях:

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по педагогической психологии

  • Асоциальное поведение —    см. Девиантное поведение …   Педагогический терминологический словарь

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Девиантное поведение, асоциальное поведение —     поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… …   Педагогический терминологический словарь

  • Поведение асоциальное — поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям …   Социологический словарь Socium

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… …   Социология: Энциклопедия

  • Поведение асоциальное — формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

как проявляется и что с ним делать

Людям для нормального самочувствия необходимо взаимодействовать не только с отдельными людьми, но и с социумом в целом. Так человек начинает себя чувствовать членом какой-нибудь группы и лучше понимает, каково его положение в обществе. Сформированное знание о своей позиции может быть осознаваемой мотивацией для того, чтобы стараться занять в социуме как можно более высокое положение. Но иногда человек ведет себя социально неправильно. И такой образ действий называется «асоциальное поведение». Рассмотрим подробнее, что это такое.

На Западе выделяют даже особый тип неправильного развития личности. У нас официально это не принято. Но наши исследователи и западные подразумевают одно и то же под термином «асоциальное поведение». Это разрушительное поведение, характеризующееся скрытой или явной враждебностью и осознаваемой агрессией против окружающих. Существуют проявления разной степени выраженности. Возможно, все дело ограничивается лишь нарушением социальных правил, но может быть и гораздо хуже. Открытое пренебрежение приказами официальных структур и неформальных лидеров, нежелание признавать права других людей, лживость, склонность не уважать права людей вокруг, — это все признаки явления «асоциальное поведение».

Его на Западе диагностируют у детей с возраста трех лет. Если не обратить внимание на то, что ребенок склонен, например, мучить кошку, со временем дело может дойти и до людей. Так что ни в коем случае нельзя оставлять склонность к насилию без внимания.

Асоциальное поведение может быть откровенным. Оно проявляется в отношении братьев и сестер, родителей, учителей и одноклассников. Нередко в школьном возрасте оно принимает формы словесного оскорбления, склонности дразнить и бить других детей. А может быть и скрытым, то есть связанным с неуважением к собственности, например, воровство, вандализм или поджигательство. Социальная психология асоциального поведения рассматривает как скрытую его форму склонность ребенка лгать в ситуации, когда серьезного наказания не ожидается, или стремления втайне портить чужие игрушки. После того как такие «детишки» вырастают, они часто становятся клиентами наркодилеров и завсегдатаями алкогольных отделов магазинов.

Девочки в целом реже ведут себя асоциально по сравнению с мальчиками. Но они склонны к более изощренным проявлениям. Например, они организуют травлю представительниц одного с ними пола или провоцируют агрессию мальчиков в отношении друг друга. Представители сильного пола более склонны к открытым проявлениям социально неправильного поведения, к физической агрессии.

Во многом возникновение такого поведения связано с отношениями родителей в семье. Часто разрушительные стратегии общения у ребенка связаны с тем, что он протестует таким образом против насилия в семье или конфликтных отношений родителей между собой. Иногда такие дети проявляют агрессию в отношении домашних питомцев, после того как сами подвергнутся агрессии со стороны родителей или других детей. Во многом проявления неправильного поведения носят характер наследственных особенностей, особенно это касается темперамента ребенка и раздражительности. Такие дети обычно обладают низкими познавательными способностями и часто находятся в контакте с асоциальными сверстниками.

Можно ли что-нибудь сделать? Да, хороший психолог может помочь в том, чтобы обучить ребенка управлять своим гневом, понимать свои и чужие эмоции и находить компромиссные решения в тяжелых ситуациях. Часто помогают в этом групповые занятия. В тяжелых случаях используется лекарственная терапия, которая снижает частоту проявлений импульсивного поведения.

Статья по теме: Асоциальное поведение детей

Родительское собрание на тему «Асоциальное поведение детей» 

 Детство — это подготовка к взрослой жизни. От того, как оно организовано зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо  — обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — может обернуться большой бедой.

Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением.

  1. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества.
  2. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманам.

Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и школьников среднего звена не было и  речи. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицию, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение   школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много:

  1. грубость,
  2. нечестность,
  3. лень,
  4. сквернословие,
  5. неуважение к старшим, воровство,
  6. хулиганство,
  7. бродяжничество,
  8. курение,
  9. употребление алкоголя,
  10. наркотиков и др.

Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения в поведении, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. 

Ребенок становится трудным,  когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

Трудные дети, как правило,  плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся.   Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе.   Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.  

Психологи и педагоги выделяют несколько типов  трудных детей:

1) дети с нарушениями в сфере общения

 2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

 3) дети с недостатками умственного развития

 4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Вследствие этого могут сформироваться:

  1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушающие порядок и правила по собственному убеждению, считающие себя правыми; сознательно противопоставляющие себя обществу;
  2.  неустойчивые, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств люди; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; они подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
  3.  подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко — табаке, вине и т. д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;
  4.  аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.  

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их просто  нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Анкетирование по вопросам профилактики вредных привычек

№ п\п

Вопрос

Я:

  1. девочка
  2. мальчик

В моей семье:

  1. не курят
  2. курят все взрослые
  3. курит только отец
  4. курит только мать

Первый раз я попробовал сигарету:

  1. д/с
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. 6
  8. 7
  9. 8
  10. 9
  11. ещё не пробовал, но планирую
  12. не пробовал и не буду

В первый раз я закурил:

  1. из интереса
  2. не мог отказаться перед друзьями
  3. сам хотел научиться

Сейчас я курю:

  1. время от времени в компании
  2. не реже раза в неделю
  3. не реже раза в день
  4. выкуриваю в день несколько сигарет

Я курю:

  1. только за пределами школы
  2. даже в школе, несмотря на запреты, т. к. не могу обходиться без сигареты

Я скрываю свою привычку курить от родителей:

  1. да
  2. нет

Мои родители:

  1. крайне негативно относятся к моему курению
  2. им всё равно
  3. они уже смирились и не вмешиваются
  4. не считают  курение вредной привычкой

Я:

  1. курил, курю и буду курить
  2. хотел бы бросить, но не знаю как
  3. пытался бросить, но не получается
  4. уже бросил

В моей семье:

  1. не употребляют алкогольные напитки
  2. регулярно употребляют пиво
  3. по праздникам вино, редко пьют крепкие напитки
  4. предпочитают крепкие напитки по праздникам, в будни пьют редко
  5. пьют пиво и крепкие напитки довольно часто

В моей семье:

  1. нет проблем с алкоголем
  2. у одно их членов семьи есть проблемы с алкоголем и это мешает семье жить нормально
  3. большинство членов семьи имеют проблемы с алкоголем

В первый раз я попробовал алкогольный напиток:

  1. 3-4 года
  2. д/с
  3. 1
  4. 2
  5. 3
  1. 4
  2. 5
  3. 6
  4. 7
  5. 8
  6. 9

Мой первый алкогольный напиток был:

  1. пиво
  2. вино
  3. крепкий напиток
  4. энергетик, джинтоник

Я уже пробовал:

  1. пиво
  2. вино
  3. крепкий напиток

В первый раз я попробовал алкоголь:

  1.  в компании друзей
  2. сам в одиночестве
  3. дома с родственниками

Я попробовал, потому что:

  1. не мог отказаться
  2. сам попросил, было интересно

Сейчас я употребляю алкоголь:

  1. иногда с друзьями лёгкие напитки
  2. иногда с родственниками лёгкие напитки
  3. пью пиво не реже раза в неделю
  4. пью пиво почти каждый день
  5. иногда водку

Мои родители:

  1. Негативно относятся к употреблению алкоголя подростками
  2. Смирились и не вмешиваются в моё поведение

Мои родители знают, где, сколько, что и с кем я пью:

  1. Да
  2. Нет, потому что не интересуются этим
  3. Нет, так как я всё скрываю

Какие виды наркотических веществ знаете?

Пробовали ли вы наркотики или наркотикосодержащие вещества?

  1. Да
  2. Нет

Почему да?

Почему нет?

Хотелось бы вам попробовать наркотическое вещество?

  1. Да
  2. Нет

Есть ли у вас знакомые, друзья, которые употребляют наркотические вещества?

  1. Да
  2. Нет

Изменилось ли поведение ваших друзей или знакомых после употребления наркотических веществ?

  1. Да
  2. Нет

Есть ли среди ваших родственников те, кто употребляет наркотические вещества?

  1. Да
  2. Нет

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это… Что такое АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?


АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

  • Ассоциация
  • АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Смотреть что такое «АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:

  • Асоциальное поведение — (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний …   Словарь по педагогической психологии

  • Асоциальное поведение —    см. Девиантное поведение …   Педагогический терминологический словарь

  • АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Девиантное поведение, асоциальное поведение —     поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… …   Педагогический терминологический словарь

  • Поведение асоциальное — поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям …   Социологический словарь Socium

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… …   Социология: Энциклопедия

  • Поведение асоциальное — формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Антисоциальное поведение — это… Виды, признаки, причины и лечение

На особенности мышления и поступки индивида оказывают влияние нормы, характерные для конкретного общества. Но не все люди подчиняются установленным законам. Лица, нарушающие их, воздействуют на других членов группы, в которой они находятся. Поступки, не соответствующие моральным и правовым нормам, называются антисоциальным поведением. Это явление встречается среди разных слоев населения.

Что подразумевается под данным понятием?

Любой индивид подчиняется законам той группы, к которой он принадлежит. Человеку знакомы нормы нравственного и правового характера, существующие в обществе. Есть определенное число лиц, игнорирующих подобные правила. Это индивиды разных профессий, уровней материального достатка, возрастных категорий. Антисоциальное поведение – это намеренное нарушение законов и норм, оказывающее активное или пассивное влияние на других членов общества. Люди, у которых оно наблюдается, не соблюдают сложившихся традиций. Поэтому окружающие относятся к ним негативно.

Особенности антисоциальных лиц

Подобным индивидам свойственны такие черты:

  1. Их поступки определяются только эгоистическими потребностями.
  2. Такие люди стремятся любыми способами избавиться от того, что провоцирует отрицательные переживания.
  3. Подобные личности импульсивны, любят жить сегодняшним днем, склонны к обману.
  4. Антисоциальное поведение – это действия, которые связаны с неустойчивостью самооценки. Такие люди бурно реагируют на неудачи, недовольны собой.
  5. Они не стремятся измениться даже в том случае, если уже были наказаны за плохие проступки.
  6. Данные лица легко общаются в компаниях, собирающихся с целью развлечений.
  7. Подобным людям незнакомы такие чувства, как стыд, сострадание, раскаяние.

Наиболее часто встречаются эпизоды антисоциального поведения у подростков.

подросток с девиантным поведением

Это объясняется тем, что в пубертатном периоде происходят изменения в психике индивида, она становится чувствительной к внешним воздействиям.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия — асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

социальная изоляция

По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и криминальные поступки. Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.

Разновидности антисоциального поведения

В зависимости от того, какие сферы жизни общества затрагивает нарушение, выделяют 4 формы:

  1. Противоправные поступки. К ним относится угон машин, мотоциклов, оскорбление, драки.
  2. Криминальные действия. Это совершение поступков, противоречащих установленным в государстве законам. К подобным проявлениям причисляют насилие, ограбление, бандитизм, рэкет, убийство.
  3. Аморальное поведение (не соответствующее общепринятым нормам нравственности). Это гомосексуализм, беспорядочные половые контакты, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество.
  4. Аддикция. К ее типам относится употребление спиртосодержащей продукции и наркотиков, зависимость от компьютерных игр, анорексия и булимия.
подростки на улице

Признаки нарушений

Симптомы антисоциального поведения могут быть различными. У некоторых лиц встречаются такие отклонения, как бродяжничество, пагубные пристрастия, употребление нецензурной лексики, агрессия по отношению к родным. Такие проявления причиняют страдания лишь тем, кто проживает рядом с этим человеком или близко общается с ним. Другие признаки (розыгрыши по телефону, рисование граффити, вандализм, кражи) относятся к правонарушениям. Лица, совершающие эти поступки, попадают в отделение полиции.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение — это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

асоциальное поведение у ребенка

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции. Почему возникают подобные нарушения?

Причины развития отклонений

Антисоциальное поведение – это патология, которая появляется в результате различных факторов. В качестве таких обстоятельств можно назвать:

  1. Медицинские причины. К ним относятся заболевания матери в период вынашивания плода, плохая наследственность, душевные расстройства, а также инфекционные недуги и механические повреждения головы, перенесенные в детстве.
  2. Факторы педагогического характера. Это дурной пример родственников и недостатки воспитания. Некоторые мамы и папы чрезмерно опекают своих детей или, наоборот, предъявляют к ним слишком высокие требования. Это способствует формированию поведенческих расстройств.
  3. Причины, имеющие психологическую природу. Это совокупность медицинских факторов и ошибок в воспитании.
  4. Социальные обстоятельства. К ним относится материальное неблагополучие, издевательства со стороны одноклассников. Негативное воздействие на ребенка также оказывает наличие родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Итак, развитие отклонений во многих случаях связано с неблагоприятным микроклиматом в семье человека.

Влияние близкого окружения

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

конфликт с родителями

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Виды антисоциального поведения у лиц пубертатного возраста

К типам данного отклонения относятся:

  1. Никотиновая зависимость. Подросток начинает курить, чтобы чувствовать себя взрослым. Для покупки сигарет используются деньги, которые родители дают на другие цели. Привыкание к никотину сопряжено с неприятными симптомами (чувством тошноты, кашлем, головокружением). Но, несмотря на это, у подростков быстро формируется зависимость, развиваются опасные патологии.
  2. Пристрастие к спиртному. Сегодня она часто встречается среди молодежи. Во многих компаниях принято считать выпивку неотъемлемым атрибутом взрослой жизни и веселья. алкогольная зависимость у подростков Алкоголизм у лиц переходного возраста формируется быстро из-за незрелости организма.
  3. Употребление наркотических веществ.
  4. Бродяжничество. Возникает как способ ухода от общества, избегания проблем в школе и семье.
  5. Нарушения сексуального характера. Это группа заболеваний, включающая интимные контакты между лицами одного пола, влечение к животным, фетишизм, демонстрацию гениталий в общественных местах.
  6. Попытки самоубийства. Такая форма антисоциального поведения у подростков возникает вследствие смерти близких родственников, неудач в личной жизни, одиночества, пагубных пристрастий.
  7. Страхи и убеждения в наличии физического недостатка. Эти отклонения способствуют изоляции подростка от сверстников, замкнутости.
  8. Странные увлечения, фантазии.
  9. Пристрастие к азартным играм.
  10. Правонарушения.

Антисоциальное и девиантное поведение

Данные слова имеют много общего. Однако под вторым понятием, как правило, подразумеваются поступки, которые причиняют вред окружающим. В их число входят правонарушения (делинквентное поведение) и преступления. Первое проявляется в виде поджогов, драк, оскорблений и воровства. Второе связано с более серьезными действиями, в результате которых человек может попасть на скамью подсудимых.

Согласно статистике, такие поступки наиболее часто встречаются среди лиц мужского пола в возрасте от 14 до 29 лет. Антисоциальное делинквентное поведение — это патология, которая формируется под влиянием общественных катаклизмов, неблагополучия в семье, низкого уровня достатка, игнорирования проблем, возникающих у молодого поколения.

Диагностические мероприятия

Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:

  1. Беседы и наблюдение. В процессе разговора с родителями подростка выясняются особенности отношений между членами семьи. Психолог также обращает внимание на поведение пациента (адекватность суждений, эмоции, присутствие агрессии).
  2. Анкеты. Этот метод позволяет определить склонность к правонарушениям, жестокости, пагубным пристрастиям, патологиям сексуальной сферы.
  3. Дополнительные сведения, полученные от врачей, участковых, педагогов.
беседа психолога с подростком

Методы борьбы с нарушениями

В качестве способов решения проблемы используются следующие:

  1. Сеансы поведенческой терапии. Применяются для формирования у подростка рефлексии, способности к адекватному общению.
  2. Психотерапевтические сеансы с близкими пациента.
  3. Занятия творческого характера (живопись, лепка, театрализованные постановки).
  4. Лечение при помощи медикаментов. Используется в случае выявления душевных расстройств.

Как предупредить развитие нарушений?

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

  1. Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
  2. Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
  3. Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком. Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
  4. Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.
  5. Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.
  6. Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.
Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *