Что такое травмы: Травма — это… Что такое Травма? – классификация повреждений и их характеристика

Травма — Википедия. Что такое Травма

Тра́вма (от др.-греч. τραῦμα «рана») — повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникающее в результате внешнего воздействия[1]. В зависимости от вида повреждающего фактора различают механические (ушибы, переломы и т. п.), термические (ожоги, обморожения), химические травмы, баротравмы (под действием резких изменений атмосферного давления), электротравмы, и так далее, а также комбинированные травмы[2].

По обстоятельствам получения повреждений различают бытовые, спортивные, производственные, боевые травмы и т. п.[2].В клинической медицине существует специальный раздел — травматология, изучающий травмы, их причины, виды, течение, методы профилактики и лечения. Судебно-медицинская экспертиза решает другие задачи, связанные с точным установлением причин и объёма повреждений.

Детские травмы

Выделяют следующие характеристики повышающие опасность травмы для ребёнка:

  • Анатомические характеристики
    • Меньший размер тела ребёнка обуславливает более значительное распределение силы, являющейся причиной травмы, поэтому большее число органов оказываются повреждёнными,
    • Выступающий затылок, увеличенная пропорция головы по отношению к телу, слабые мышцы шеи, более высокий центр тяжести предрасполагают детей к травмам головы,
    • Кости черепа более тонкие, мозг в меньшей степени миелинизированный — это обуславливают большую серьезность травм головы,
    • Скелетная и связочная структура более пластична, что обусловливает более значительную передачу силы на внутренние органы,
    • Мышцы и подкожная основа обладают меньшей защитной функцией в отношении внутренних органов, что обуславливает их большую уязвимость,
    • Пластины роста ещё не соединены, что может привести к эпифизеолизу и аномалии при росте кости после выздоровления
  • Физиологические характеристики
    • Повышенная пропорция отношения площади поверхности тела к весу делает детей более предрасположенными к гипотермии, что может осложнить шоковое состояние ребёнка и ухудшить ацидоз с коагулопатией
    • Гипоксия и нарушения дыхания наиболее вероятны в детском возрасте
    • Геморрагический шок первоначально сглаживается увеличенным сердечным ритмом и периферическим сосудистым сопротивлением без существенных изменений в артериальном систолическом давлении
Основные показатели состояния организма ребёнка
ВозрастВдохов в мин.ПульсКровяное давление

(систолическое)

Новорождённый30—60100—16050—70
1—6 нед.30—60100—16070—95
6 мес.25—4090—12080—100
1 год20—4090—12080—100
3 года20—3080—12080—100
6 лет12—2570—11080—100
10 лет12—2060—9090—120

Сочетанное повреждение в детском возрасте является не исключением, а правилом. Внутренние повреждения должны всегда предполагаться, даже если они не очевидны. В отличие от взрослых детский организм в большей мере способен поддерживать артериальное систолическое давление даже при 25—30 % кровопотери. Это является одним из препятствий для диагностирования шока. Гиповолемический шок сопровождающий кровопотерю — наиболее вероятная причина шока при детских травмах. Геморрагический шок не определяется абсолютным значением кровяного давления. Острая кровопотеря стимулирует периферический и центральные рецепторы, что приводит к увеличенной выработке катехоламинов и кортикостероидов. Организм отвечает увеличенными периферическим сосудистым сопротивлением, систолическим объемом и сердечным ритмом. Организм ребёнка способен существенно увеличить сердечный ритм и периферическое сосудистое сопротивление и часто даже при гиповолемическом шоке иметь нормальное кровяное давление. С течением времени кровяное давление падает после потери 25—30 % объема крови. В подростковом возрасте кровяное давление имеет тенденцию падать при менее значительной кровопотере и поэтому обнаруживается быстрее. Незначительные изменения в сердечном ритме, кровяном давлении, пульсовом артериальном давлении, наполнении капилляров могут свидетельствовать об угрожающей сердечно-сосудистой недостаточности. Дополнительным симптомом прекращения перфузии органа могут служить уровень молочной кислоты.

При травме следует учитывать стадии шока. На компенсированной стадии имеющиеся у организма механизмы сохранения кровяного давления эффективны. Могут проявляться такие признаки: уменьшенная наполнение капилляров, уменьшенный пульс, холодные конечности, тахипноэ, однако кровяное давление — нормальное, сопровождающееся тахикардией. Компенсированный шок если не предпринимаются меры переходит в некомпенсированную стадию, для которой характерны такие признаки как уменьшенный уровень сознания, бледность, уменьшенный диурез, пониженное кровяное давление, с нитевидным пульсом, выраженная тахикардия. Шок сопровождающий травму может иметь несколько причин, однако всегда должна предполагаться кровопотеря. Шоковое состояние не должно рассматриваться как исключительно следствие травмы головы. Понижение кровяного давления при травме головы как правило происходит на терминальной стадии.

Ввиду опасности травм и высокой смертности, диагностика и лечение должны производиться одновременно. Основные показатели состояния организма должны проверятся каждый 5 минут при первичном обследовании и каждые 15 минут при вторичном обследовании до стабилизации состояния пациента.

Физикальное обследование

Первичное обследование

Первичное обследование необходимо начинать с установления уровня сознания, проходимости дыхательных путей и качества дыхания

. В отношении травмированных пациентов врач должен исходить из вероятности повреждения шейного отдела позвоночника и обеспечить линейную иммобилизацию для сохранения шейного отдела позвоночника. Позицией обеспечивающей проходимость дыхательных путей является выдвижение нижней челюсти.

Позиция выдвижения нижней челюсти, для обеспечения проходимости дыхательных путей

Полость рта должна быть обследована на наличие инородных тел, крови или секрета. Часто у детей наблюдается западание языка, что решается правильной позицией (см. выше). Дальнейшие действия по поддержанию дыхания (ручной дыхательный аппарат для искусственной вентиляции легких, эндотрахеальная интубация) при первичном обследовании осуществляется если у детей наблюдается апноэ, существенная дыхательная недостаточность, серьезная травма головы, или если проходимость дыхательных путей не может поддерживаться иным образом. Все травмированные пациенты первоначально должны быть снабжены дополнительным кислородным питанием через нереверсивную маску в концентрации 100 %. Адекватность дыхания оценивается по частоте дыхания, его интенсивности, движению и симметрии грудной клетки, трахеальным отклонениям. Также в зависимости от повреждений может понадобиться перевязка кровотечений, герметизация открытого пневмоторакса, окклюзионной (герметичной) повязкой, пунктирование для декомпрессии напряжённого пневмоторакса, установка плевральной дренажной трубки при пневмотераксе или гемотораксе

Следующий этап — оценка состояния кровообращения (См. также Шок). Необходимо установление катетера с максимальным диаметром допустимым для данного пациента, желательно в каждую локтевую ямку. В состояниях угрожающих жизни при трехкратной неудаче или невозможности такого доступа в течение 90 секунд, может быть применена внутрикостная инфузия или можно при интравенозном доступе применить катетер центральных вен или технику вскрытия вен. Необходим первоначальный внутривенный (внутрикостный) болюс 20 мл/на кг веса, изотонического кристаллоидного раствора такого как физиологического раствора или лактата Рингера должен быть влит в течение от 5 до 10 минут (например посредством большого шприца). Эту процедуру можно повторить для терапии гиповолемического шока. После того как был достигнут уровень влитого раствора в 60 мл/на кг веса, требуется вливание эритроцитарной массы объёмом 10 мл/на кг веса. Раны с высокой кровоточивостью необходимо перевязать давящей повязкой.

Вторичное обследование

После стабилизации состояния пациента проводится вторичное обследование. Осуществляется более тщательное обследование организма на наличие травм, контролируются основные показатели состояния организма как это делалось на предшествующей стадии, используются также другие способы контроля состояния организма такие как, катетер Фолея, назогастральный зонд, пульсовая оксиметрия.

Лабораторное обследование

Стандартный перечень лабораторных тестов включает: полный дифференциальный подсчет кровяных телец, анализ электролитов, азота мочевины крови, креатанина, глюкозы, амилазы, липазы, протромбинового времени, частичного тромбопластинового времени, мочи, определение группы крови и совместимости.

Основанием для оперативного вмешательства могут быть следующие признаки: гемодинамическая нестабильность несмотря на активные реанимационные действия, трансфузия более чем 50 % объема крови, пневмоперитонеум, интраперитонеальный разрыв мочевого пузыря, серьезные вазоренальное повреждение, эвисцерация, перитонит

[3].

См. также

Примечания

  1. ↑ Травма. Современная энциклопедия (2000). Проверено 26 января 2014.
  2. 1 2 Травма. Справочник по болезням (2012). Проверено 26 января 2014.
  3. Berkowitz, Carol D. Berkowitz’s Pediatrics: A Primary Care Approach. — 5th Edition. — American Academy of Pediatrics, 2014. — P. 385. — 950 p. — ISBN 978-1581108460.

Литература

  • Волков В. Н., Датий А. В. Судебная медицина: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А. Ф. Волынского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 639 с.
  • Судебная медицина : Учеб. для студентов мед. вузов / Пиголкин Ю. И., Баринов Е. Х., Богомолов Д. В., Богомолова И. Н.. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 359 с. — (XXI век). — ISBN 5-9231-0220-Х.
  • Самищенко, Сергей Степанович. Судебная медицина : учебник для магистров : учебник для студентов высших учебных заведений / С. С. Самищенко. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2013. — 471 с. — (Магистр). — ISBN 978-5-9916-2008-6.

Ссылки

ТРАВМА — это… Что такое ТРАВМА?

  • ТРАВМА —     ТРАВМА (психическая) понятие психоанализа, которое переносит на психологический уровень медицинское (хирургическое) понятие травмы (греч. trauma: повреждение с нарушением кожного покрова, возникшее в результате внешнего насилия). В результате …   Философская энциклопедия

  • Травма — (от греч. trаuma рана), повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. Различают травмы: в зависимости от вида травмирующего фактора механические, термические (ожоги, обморожения), химические травмы, баротравмы (в… …   Справочник по болезням

  • ТРАВМА — ТРАВМА, травмы, жен. (греч. trauma рана) (мед.). Повреждение тканей организма, вызванное внешним воздействием (ранением, ушибом, ожогом и т.д.). Травма от удара. Травма от осколка снаряда. ❖ Психическая травма (мед.) нервное, душевное потрясение …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРАВМА — (греч.). Рана; механическое повреждение тела. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. травма (гр. trauma) повреждение организма, вызванное внешним воздействием (механическим, химическим, электрическим и т.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • травма — контузия, коммоция, потрясение, повреждение Словарь русских синонимов. травма 1. см. повреждение. 2. см. потрясение …   Словарь синонимов

  • травма — травма: фиксация фиксация на травме Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Травма …   Большая психологическая энциклопедия

  • Травма — (от греческого trauma рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушениями их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием. Психическая травма сильное эмоциональное… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Травма — повреждение тканей, органов или всего организма человека в целом, которое возникает при внешних механических, термических, электрических, химических или иных воздействий, в определенных условиях превышающих по своей силе прочность покровных и… …   Словарь бизнес-терминов

  • ТРАВМА — (от греч. trauma рана) повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАВМА — ТРАВМА, ы, жен. Повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. Получить, нанести травму. Производственная т. (полученная на производстве в результате нарушения техники безопасности). Бытовая т. (полученная в бытовых условиях).… …   Толковый словарь Ожегова

  • Травма — Википедия. Что такое Травма

    Тра́вма (от др.-греч. τραῦμα «рана») — повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникающее в результате внешнего воздействия[1]. В зависимости от вида повреждающего фактора различают механические (ушибы, переломы и т. п.), термические (ожоги, обморожения), химические травмы, баротравмы (под действием резких изменений атмосферного давления), электротравмы, и так далее, а также комбинированные травмы[2].

    По обстоятельствам получения повреждений различают бытовые, спортивные, производственные, боевые травмы и т. п.[2].В клинической медицине существует специальный раздел — травматология, изучающий травмы, их причины, виды, течение, методы профилактики и лечения. Судебно-медицинская экспертиза решает другие задачи, связанные с точным установлением причин и объёма повреждений.

    Детские травмы

    Выделяют следующие характеристики повышающие опасность травмы для ребёнка:

    • Анатомические характеристики
      • Меньший размер тела ребёнка обуславливает более значительное распределение силы, являющейся причиной травмы, поэтому большее число органов оказываются повреждёнными,
      • Выступающий затылок, увеличенная пропорция головы по отношению к телу, слабые мышцы шеи, более высокий центр тяжести предрасполагают детей к травмам головы,
      • Кости черепа более тонкие, мозг в меньшей степени миелинизированный — это обуславливают большую серьезность травм головы,
      • Скелетная и связочная структура более пластична, что обусловливает более значительную передачу силы на внутренние органы,
      • Мышцы и подкожная основа обладают меньшей защитной функцией в отношении внутренних органов, что обуславливает их большую уязвимость,
      • Пластины роста ещё не соединены, что может привести к эпифизеолизу и аномалии при росте кости после выздоровления
    • Физиологические характеристики
      • Повышенная пропорция отношения площади поверхности тела к весу делает детей более предрасположенными к гипотермии, что может осложнить шоковое состояние ребёнка и ухудшить ацидоз с коагулопатией
      • Гипоксия и нарушения дыхания наиболее вероятны в детском возрасте
      • Геморрагический шок первоначально сглаживается увеличенным сердечным ритмом и периферическим сосудистым сопротивлением без существенных изменений в артериальном систолическом давлении
    Основные показатели состояния организма ребёнка
    ВозрастВдохов в мин.ПульсКровяное давление

    (систолическое)

    Новорождённый30—60100—16050—70
    1—6 нед.30—60100—16070—95
    6 мес.25—4090—12080—100
    1 год20—4090—12080—100
    3 года20—3080—12080—100
    6 лет12—2570—11080—100
    10 лет12—2060—9090—120

    Сочетанное повреждение в детском возрасте является не исключением, а правилом. Внутренние повреждения должны всегда предполагаться, даже если они не очевидны. В отличие от взрослых детский организм в большей мере способен поддерживать артериальное систолическое давление даже при 25—30 % кровопотери. Это является одним из препятствий для диагностирования шока. Гиповолемический шок сопровождающий кровопотерю — наиболее вероятная причина шока при детских травмах. Геморрагический шок не определяется абсолютным значением кровяного давления. Острая кровопотеря стимулирует периферический и центральные рецепторы, что приводит к увеличенной выработке катехоламинов и кортикостероидов. Организм отвечает увеличенными периферическим сосудистым сопротивлением, систолическим объемом и сердечным ритмом. Организм ребёнка способен существенно увеличить сердечный ритм и периферическое сосудистое сопротивление и часто даже при гиповолемическом шоке иметь нормальное кровяное давление. С течением времени кровяное давление падает после потери 25—30 % объема крови. В подростковом возрасте кровяное давление имеет тенденцию падать при менее значительной кровопотере и поэтому обнаруживается быстрее. Незначительные изменения в сердечном ритме, кровяном давлении, пульсовом артериальном давлении, наполнении капилляров могут свидетельствовать об угрожающей сердечно-сосудистой недостаточности. Дополнительным симптомом прекращения перфузии органа могут служить уровень молочной кислоты.

    При травме следует учитывать стадии шока. На компенсированной стадии имеющиеся у организма механизмы сохранения кровяного давления эффективны. Могут проявляться такие признаки: уменьшенная наполнение капилляров, уменьшенный пульс, холодные конечности, тахипноэ, однако кровяное давление — нормальное, сопровождающееся тахикардией. Компенсированный шок если не предпринимаются меры переходит в некомпенсированную стадию, для которой характерны такие признаки как уменьшенный уровень сознания, бледность, уменьшенный диурез, пониженное кровяное давление, с нитевидным пульсом, выраженная тахикардия. Шок сопровождающий травму может иметь несколько причин, однако всегда должна предполагаться кровопотеря. Шоковое состояние не должно рассматриваться как исключительно следствие травмы головы. Понижение кровяного давления при травме головы как правило происходит на терминальной стадии.

    Ввиду опасности травм и высокой смертности, диагностика и лечение должны производиться одновременно. Основные показатели состояния организма должны проверятся каждый 5 минут при первичном обследовании и каждые 15 минут при вторичном обследовании до стабилизации состояния пациента.

    Физикальное обследование

    Первичное обследование

    Первичное обследование необходимо начинать с установления уровня сознания, проходимости дыхательных путей и качества дыхания. В отношении травмированных пациентов врач должен исходить из вероятности повреждения шейного отдела позвоночника и обеспечить линейную иммобилизацию для сохранения шейного отдела позвоночника. Позицией обеспечивающей проходимость дыхательных путей является выдвижение нижней челюсти.

    Позиция выдвижения нижней челюсти, для обеспечения проходимости дыхательных путей

    Полость рта должна быть обследована на наличие инородных тел, крови или секрета. Часто у детей наблюдается западание языка, что решается правильной позицией (см. выше). Дальнейшие действия по поддержанию дыхания (ручной дыхательный аппарат для искусственной вентиляции легких, эндотрахеальная интубация) при первичном обследовании осуществляется если у детей наблюдается апноэ, существенная дыхательная недостаточность, серьезная травма головы, или если проходимость дыхательных путей не может поддерживаться иным образом. Все травмированные пациенты первоначально должны быть снабжены дополнительным кислородным питанием через нереверсивную маску в концентрации 100 %. Адекватность дыхания оценивается по частоте дыхания, его интенсивности, движению и симметрии грудной клетки, трахеальным отклонениям. Также в зависимости от повреждений может понадобиться перевязка кровотечений, герметизация открытого пневмоторакса, окклюзионной (герметичной) повязкой, пунктирование для декомпрессии напряжённого пневмоторакса, установка плевральной дренажной трубки при пневмотераксе или гемотораксе

    Следующий этап — оценка состояния кровообращения (См. также Шок). Необходимо установление катетера с максимальным диаметром допустимым для данного пациента, желательно в каждую локтевую ямку. В состояниях угрожающих жизни при трехкратной неудаче или невозможности такого доступа в течение 90 секунд, может быть применена внутрикостная инфузия или можно при интравенозном доступе применить катетер центральных вен или технику вскрытия вен. Необходим первоначальный внутривенный (внутрикостный) болюс 20 мл/на кг веса, изотонического кристаллоидного раствора такого как физиологического раствора или лактата Рингера должен быть влит в течение от 5 до 10 минут (например посредством большого шприца). Эту процедуру можно повторить для терапии гиповолемического шока. После того как был достигнут уровень влитого раствора в 60 мл/на кг веса, требуется вливание эритроцитарной массы объёмом 10 мл/на кг веса. Раны с высокой кровоточивостью необходимо перевязать давящей повязкой.

    Вторичное обследование

    После стабилизации состояния пациента проводится вторичное обследование. Осуществляется более тщательное обследование организма на наличие травм, контролируются основные показатели состояния организма как это делалось на предшествующей стадии, используются также другие способы контроля состояния организма такие как, катетер Фолея, назогастральный зонд, пульсовая оксиметрия.

    Лабораторное обследование

    Стандартный перечень лабораторных тестов включает: полный дифференциальный подсчет кровяных телец, анализ электролитов, азота мочевины крови, креатанина, глюкозы, амилазы, липазы, протромбинового времени, частичного тромбопластинового времени, мочи, определение группы крови и совместимости.

    Основанием для оперативного вмешательства могут быть следующие признаки: гемодинамическая нестабильность несмотря на активные реанимационные действия, трансфузия более чем 50 % объема крови, пневмоперитонеум, интраперитонеальный разрыв мочевого пузыря, серьезные вазоренальное повреждение, эвисцерация, перитонит[3].

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Травма. Современная энциклопедия (2000). Проверено 26 января 2014.
    2. 1 2 Травма. Справочник по болезням (2012). Проверено 26 января 2014.
    3. Berkowitz, Carol D. Berkowitz’s Pediatrics: A Primary Care Approach. — 5th Edition. — American Academy of Pediatrics, 2014. — P. 385. — 950 p. — ISBN 978-1581108460.

    Литература

    • Волков В. Н., Датий А. В. Судебная медицина: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А. Ф. Волынского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 639 с.
    • Судебная медицина : Учеб. для студентов мед. вузов / Пиголкин Ю. И., Баринов Е. Х., Богомолов Д. В., Богомолова И. Н.. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 359 с. — (XXI век). — ISBN 5-9231-0220-Х.
    • Самищенко, Сергей Степанович. Судебная медицина : учебник для магистров : учебник для студентов высших учебных заведений / С. С. Самищенко. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2013. — 471 с. — (Магистр). — ISBN 978-5-9916-2008-6.

    Ссылки

    травма — это… Что такое травма?

  • ТРАВМА —     ТРАВМА (психическая) понятие психоанализа, которое переносит на психологический уровень медицинское (хирургическое) понятие травмы (греч. trauma: повреждение с нарушением кожного покрова, возникшее в результате внешнего насилия). В результате …   Философская энциклопедия

  • Травма — (от греч. trаuma рана), повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. Различают травмы: в зависимости от вида травмирующего фактора механические, термические (ожоги, обморожения), химические травмы, баротравмы (в… …   Справочник по болезням

  • ТРАВМА — ТРАВМА, травмы, жен. (греч. trauma рана) (мед.). Повреждение тканей организма, вызванное внешним воздействием (ранением, ушибом, ожогом и т.д.). Травма от удара. Травма от осколка снаряда. ❖ Психическая травма (мед.) нервное, душевное потрясение …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРАВМА — (греч.). Рана; механическое повреждение тела. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. травма (гр. trauma) повреждение организма, вызванное внешним воздействием (механическим, химическим, электрическим и т.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • травма — контузия, коммоция, потрясение, повреждение Словарь русских синонимов. травма 1. см. повреждение. 2. см. потрясение …   Словарь синонимов

  • ТРАВМА — (от греческого trauma рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушениями их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием. Психическая травма сильное эмоциональное… …   Современная энциклопедия

  • Травма — (от греческого trauma рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушениями их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием. Психическая травма сильное эмоциональное… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Травма — повреждение тканей, органов или всего организма человека в целом, которое возникает при внешних механических, термических, электрических, химических или иных воздействий, в определенных условиях превышающих по своей силе прочность покровных и… …   Словарь бизнес-терминов

  • ТРАВМА — (от греч. trauma рана) повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАВМА — ТРАВМА, ы, жен. Повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. Получить, нанести травму. Производственная т. (полученная на производстве в результате нарушения техники безопасности). Бытовая т. (полученная в бытовых условиях).… …   Толковый словарь Ожегова

  • Что такое травма простым языком

    В этой статье — о механизме травмы, видах травмы. О том, КАК мы создаем трагедии и ЗАЧЕМ воспроизводим в своей взрослой жизни травматичный опыт детства. И о том, как мы блокируем свою способность испытывать удовольствие.

    Что такое травма простым языком

    Травмированная личность часто похожа на маленького ребенка. Обидчивость, злобность, требовательность, просто как грибы после дождя, растут на «травматизме» (событиях, которые поднимают детскую боль).  Даже в 40 лет травмированный  человек может быть эгоцентричным и не учитывать потребности другого, постоянно требовать к себе внимания, обижаться, манипулировать. Он хочет, чтобы его желания исполнялись здесь и сейчас, просто мгновенно. И очень злится, когда этого не происходит.

    Но это не из-за того, что он так решил себя вести. Это, на самом деле, не осознанный его выбор, а последствия травмы.

    Виды и последствия травм

    Травмы бывают двух видов: шоковые и травмы развития.

    Шоковые возникают вследствие трагического события (войны, наводнения, пожара, физическое насилие). Конечно, шоковую травму может вызвать и сильный скандал родителей, развод, сильная эмоция кого-то из родителей, так как ребенок по-своему может ее интерпретировать.

    Травма нарушает восприятие себя, мира и контакт с миром (соответственно, нарушения возникают в какой-либо сфере потребностей и человек перестает получать удовольствия в этой сфере).

    Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

    Травмы развития возникают в ситуации регулярного  морального насилия, большого потока критики, осуждения, унижения, запретов. В результате такой травмы возникает внутренний запрет выражать свое мнение, выражать чувства, испытывать эмоции, любить и сближаться. Запрет на потребности и удовольствия.

    Зачем воспроизводить свою трагедию?

    Запреты, защиты, которые сформировались на фон травмы, нарушают контакт с миром и не дают нам получать удовольствие от жизни. Мы воссоздаем свою детскую трагедию, чтобы еще раз вернуться в травму и сделать другие выводы и снять эти запреты и защиты.

    Этот запрет мы ставим сами себе, или впитываем от близких — как установки, команды. Защиты сформировались когда опыта было мало и детское сознание выбрало самые простые решения проблемы.  

    Это могли быть мысли — «я ужасный и никогда ничего не добьюсь», «мои родители хотят мне смерти», «я лишний», «я ненужный»…

    Ребенок воспринимает слова, действия, поведение родителей  буквально, «упрощенно», в силу своего детского восприятия. Развод, например, ребенок  может интерпретировать так: «это все из-за меня», «из-за того, что я нагрубил маме…», «не так ответил папе…», «принес плохую оценку…»

    Мы словно застреваем в своих наивных детских решениях, выводах.

    И, что самое интересное, когда мы, даже во взрослом возрасте попадаем в похожую на травму ситуацию — мы попадаем в такое детское состояние сознания. Возникают эмоции и ощущения того самого маленького ребенка, которого обидели, не поняли, предали и т.д.

    Что такое травма простым языком

    Как вылечить травму?

    На самом деле, чтобы «вылечить» травму — в нее необходимо погрузиться. Прямо зайти в эту боль, в этот ужас и кошмар! Только идти в эти страдания осознанно, понимая зачем (а не просто так страдать).

    В психотерапии мы, в безопасном пространстве, достаем детские переживания, «прорабатываем» их с помощью техник  и таким образом «лечим» психологические травмы.

    Но жизнь нам предоставляет еще и свои психотерапевтические возможности. Она дает нам подходящие ситуации! А вернее, она дает нам возможность создавать самим себе эти ситуации…

    Повторюсь. Мы воссоздаем ситуации (похожие на детскую травму)  — чтобы войти опять в травму и трансформировать болезненный опыт в ресурс. 

    Все бы было хорошо, только погрузившись в переживания  наше сознание просто «наполняется» искажениями. Мы все видим в темных тонах, думаем, что все хотят нам зла, мы создаем себе врагов, честно сражаемся с ними, отстаиваем свою какую-то правду.

    И, получается, вместо того, чтобы «вылечить» этот опыт (как это было задумано нашей психической природой), мы «ретравматизируемся».

    Есть потрясающая притча. Мне кажется, как раз про этот процесс:

    «Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. Рыцарь был голоден, его мучила жажда. И вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал он все оставшиеся силы и пошел к воде.

    Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.

    И тогда из последних сил дракон спросил:
     

    – Рыцарь, а ты чего хотел-то?
    – Воды попить.
    – Ну так и пил бы…»

    Травмирующий опыт заставляет нас совершать кучу бессмысленных поступков, чтобы добиться своего, отстоять право быть собой, добиться удовольствия, удовлетворения своих потребностей.

    Мы не можем просто сказать о том, чего  хотим, попросить, выразить чувства, найти другие пути удовлетворить потребности, подождать, отсрочить потребность… Мы требуем, манипулируем, заставляем, мстим и делаем все, чтобы отдалить себя от цели и, чтобы, остаться в еще большем дефиците!

    (Вспоминаю сейчас слова моего психотерапевта: — «Хочешь купить велосипед — купи велосипед». Тоже неплохая метафора, как-то отрезвила меня когда-то.)

    Пример того, как это может выглядеть в жизни.

    Ребенок 8 лет, мальчик, услышал от мамы, что он ее разочаровал. Это, конечно, не может быть само по себе травмой, но может быть такой «травматичной точкой» на фоне определенных семейных обстоятельств.

    Предположим, долгое время в их отношениях были конфликты на фоне школьной неуспеваемости. И он чувствовал на себе ее осуждающий взгляд, слышал упреки, недовольства в свой адрес (вот так, примерно, выглядит травма развития). Он понимал, что его не принимают таким как есть, что он должен быть кем-то другим, чтобы завоевать любовь и тд.

    И в силу детского восприятия, конечно,  он не мог проанализировать этот опыт; что у мамы свои проблемы, что у нее у самой был и есть до сих пор комплекс отличницы, что у нее депрессия и она одинокая женщина… И что эти все проблемы уже накапливались в роду долгое время и «передаются по наследству».

    Ребенок ведь этого не может понять, осмыслить, осознать. У него формируется в голове самая простая версия происходящего: я плохой, такой я маме не нужен, лучше бы меня не было.

    Ну и живет с этим переживанием по-жизни. Встречает женщину и начинает с ней воспроизводить свой травматичный опыт: создает ситуацию, где его любимая разочаровывается в нем.

    Скорее всего дама будет как раз подходить под его сценарий: «идеализирующая и обесценивающая», требовательная и эгоистичная, которая относится к мужчине как к функции. Мы, чаще всего, так и подбираем людей в пару — «по травме». Таким образом, из отношения разрушаются. Мужчина идет в другие отношения. И там все повторяется.

    Как он мог бы использовать ситуацию для исцеления свое травмы (и, кстати, для своего личностного и духовного роста!)?

    А если бы он нашел связь с прошлым опытом, обратил внимание на то, какую ОН ЛИЧНО роль играет в этой проблеме, понаблюдал бы КАК он создает ситуацию, искал бы новые пути решения — он бы исцелил свой негативный опыт.

    И тогда, смог бы создавать близкие отношения, получать в них удовольствие.  Для этого необходимо уметь проходить через боль, признавать свои чувства, уметь быть искренним,  уметь анализировать ситуацию и некоторый  набор человеческих качеств. Это минимум.

    Максимум — несколько лет с психотерапевтом + духовное и личностное развитие.

    Итог

    В детстве наше восприятие было ограничено нашим небольшим жизненным опытом. Теперь, когда мы взрослые, мы понимаем больше о жизни.

    И мы знаем, что воспитание ребенка — это непростая шутка.

    Что поведение родителей, чаще всего связано с их нерешенными своими проблемами.

    Что мир — это не волшебная страна, где все мечты и желания непременно и быстро должны сбываться.

    Погружаясь в переживания детского опыта — мы привносим туда свои зрелые мысли. Мы идем в травму — чтобы еще раз пересмотреть обстоятельства, переосмыслить то, что произошло в том далеком прошлом.

    И тогда мы расслабляем свои защиты и получаем внутреннее разрешение испытывать удовольствие.опубликовано econet.ru.

    Евгения Ештокина

    Задайте вопрос по теме статьи здесь

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

    ТРАВМА — это… Что такое ТРАВМА?

    – органическое повреждение или душевное потрясение, сопровождающиеся нарушением функциональной деятельности человека и способные привести к патологическим изменениям в нем.

       В психоанализе под травмой понимаются, как правило, глубокие и мучительные переживания человека, вызванные какими-либо событиями в его жизни, а также предельные накопления возбуждений, с которыми он не может справиться или которые частично преодолеваются посредством бессознательных механизмов защиты, ведущих к образованию невротических симптомов.

       Исследование и лечение невротических заболеваний привело З. Фрейда к представлениям о травме как источнике и причине возникновения неврозов. Это представление возникло у него в период использования катартического метода лечения, предшествовавшего возникновению психоанализа. Так, в написанной совместно с Й. Брейером книге «Исследования истерии» (1895) он привел небольшой фрагмент терапевтической работы с пациенткой, страдающей навязчивыми представлениями и фобиями. Разрозненные воспоминания этой пациентки о событиях детства позволили З. Фрейду выявить то глубокое впечатление, которое оказал на нее эпизод, связанный с тем, что однажды ночью она и ее сестра подверглись сексуальному нападению со стороны определенного лица мужского пола. Основываясь на этом, он пришел к заключению, что «благодаря упоминанию о сексуальной травме, полученной в ранней юности, вскрылось не только происхождение первых навязчивых представлений, но выявилась ситуация, травмировавшая ее позже». При дальнейшем анализе обнаружилось, что несвязанные с виду воспоминания на самом деле тесно связаны между собой и ведут «к искомой психической травме». Этот и другие случаи лечения пациентов вызвали у З. Фрейда необходимость соотнести имевшие место в их жизни реальные сексуальные травмы с психическими, обусловившими возникновение истерии.

       Однако вскоре З. Фрейд пришел к мысли, что в ряде случаев речь идет не о реальных, физических травмах, а о фантазиях пациентов, вызывающих у них сексуальное возбуждение, оказывающееся не менее травматическим для психики человека, неспособного справиться с накопленной энергией либидо. При этом он полагал, что дело подчас состоит не только и не столько в самой психической травме, полученной в раннем детстве, сколько в патогенных воспоминаниях о ней, остающихся бессознательными, но вызывающих сексуальное возбуждение в период полового созревания и в более позднем возрасте. Одновременно он считал, что «не надо ожидать наличия одного травмирующего воспоминания, и в качестве его ядра – единственного патогенного представления, а надо быть готовым к наличию ряда парциальных травм и сцеплений патогенных ходов мыслей».

       В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд показал, что в близкой аналогии к нервнобольным находятся так называемые травматические неврозы, являющиеся следствием железнодорожных и других страшных катастроф, а также результатом войны. В основе этих неврозов лежит фиксация на моменте травмы. Травматическая ситуация постоянно повторяется в сновидениях больных и создается впечатление, что она остается для них неразрешимой актуальной проблемой. Само понятие травмы приобретает экономический смысл, то есть оказывается связанным с количеством энергии. Поэтому З. Фрейд называет травматическим переживание, которое «в течение короткого времени приводит в душевной жизни к такому сильном увеличению раздражения, что освобождение от него или его нормальная переработка не удается, в результате чего могут наступить длительные нарушения в расходовании энергии».

       По аналогии с травматическими неврозами основатель психоанализа назвал травматическими также такие переживания, на которых фиксированы нервнобольные. Отсюда его положение о том, что «невроз следовало бы уподобить травматическому заболеванию, а его возникновение объяснить неспособностью справиться со слишком сильным аффективным переживанием». Вместе с тем З. Фрейд признавал, что условия психических заболеваний более разнообразны и не ограничиваются травмой как таковой. Бывают случаи, когда потрясающее основы жизни травматическое событие останавливает человека настолько, что он теряет интерес к настоящему и будущему, однако такой человек не обязательно должен стать невротиком.

       По мнению З. Фрейда, при образовании невроза значительную роль играют разнообразные факторы, включая конституционные предрасположения, инфантильные переживания, фиксацию на воспоминаниях, регрессию, превращение внутрипсихического конфликта в патологический. Конституционные предрасположения связаны с доисторическими переживаниями, то есть являются последствиями переживаний далеких предков, и это необходимо иметь в виду при рассмотрении причин возникновения неврозов. Однако не следует игнорировать значимость инфантильных переживаний по сравнению со значимостью переживаний предков. «Они имеют тем более тяжелые последствия, что попадают на время незавершенного развития и благодаря именно этому обстоятельству способны действовать травматически».

       Наблюдаются случаи, в которых причина заболевания кроется в основном в сексуальных переживаниях детства, оказывающих несомненное травматическое воздействие на человека. Наряду с ними бывают другие случаи, в которых более действенными являются поздние конфликты. Словом, условия, лежащие в основе возникновения неврозов, сложны и необходимо учитывать различные факторы.

       В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд соотнес травму с механизмами защиты организма человека от грозящих ему опасностей. Он назвал травматическими такие сильные возбуждения извне, которые способны проломить защиту от раздражений. Основатель психоанализа полагал, что «понятие травмы включает в себя понятие нарушения защиты от раздражения». Внешняя травма вызывает расстройство в энергетике организма и приводит в движение защитные средства. Но раздражения могут быть столь сильными, что организм оказывается не в состоянии сдержать переполнение психического аппарата большим количеством раздражений. На этой почве может возникнуть страх. Подготовленность в виде страха представляет последнюю линию защиты организма от раздражений. С точки зрения З. Фрейда, для целого рода травм разница между подготовленными и неподготовленными посредством повышения потенциала системами может быть решающим моментом для их исхода, который «больше не будет зависеть от самой силы травмы». При этом следует иметь в виду, что встречающиеся при анализе пациентов сновидения не столько воспроизводят воспоминания о психических инфантильных травмах, сколько повинуются тенденции к навязчивому повторению.

       Исходя из этих представлений, З. Фрейд выдвинул несколько положений. Во-первых, он впервые заявил об уместности признания исключения из правила, что сновидение – это исполнение желания, поскольку сновидения травматических невротиков, как и сновидения, в которых воспроизводятся воспоминания о психических инфантильных травмах, нельзя оценивать под углом зрения исполнения желаний человека. Во-вторых, механические потрясения следует рассматривать в качестве одного из источников сексуального возбуждения и, следовательно, можно сказать, что «механическая сила травмы освобождает то количество сексуального возбуждения, которое действует травматически вследствие недостаточной готовности в виде страха».

       В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд выдвинул положение о тесной связи между травмой и страхом. Он рассмотрел страх под углом зрения воспроизведения аффективных состояний, соответствующих имеющимся у человека воспоминаниям. Эти аффективные состояния, как полагал основатель психоанализа, «воплощены в психической жизни как осадки травматических переживаний отдаленной древности и в соответствующих этим переживаниям ситуациям воспроизводятся как символы воспоминания».

       Согласно З. Фрейду, реальный страх – это страх перед известной опасностью, в то время как невротический страх – это страх перед опасностью, которая неизвестна человеку. Оценка собственной силы в сравнении с величиной опасности – признание беспомощности человека против нее, материальной беспомощности в случае реальной опасности и психической беспомощности в случае опасности, исходящей от влечений. Пережитую ситуацию беспомощности З. Фрейд назвал травматической. Самосохранение человека связано с тем, что он не ждет наступления травматической ситуации опасности, а предвидит, предвосхищает ее. Ситуация ожидания становится ситуацией опасности, при наступлении которой возникает сигнал страха. Последний означает ожидание человека ситуации, напоминающей испытанное прежде травматическое переживание. Человек как бы предупреждает травму, хочет вести себя так, будто она уже наступила, пока еще не поздно отклониться от нее. «Страх является поэтому, с одной стороны, ожиданием травмы, а с другой стороны, смягченным воспроизведением ее».

       С точки зрения З. Фрейда, страх представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, которая затем репродуцируется при ситуациях опасности как сигнал помощи. Это означает, что пережившее пассивно травму Я «воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением». Я защищается при помощи реакции страха как от внешней реальной опасности, так и от внутренней, не менее реальной опасности, исходящей от влечений. Но вследствие несовершенности психического аппарата защита приводит к неврозу.

       Таким образом, в понимании основателя психоанализа существует тесная связь между травмой и неврозом. Она уходит своими корнями в прошлое и становится значимой при взаимоотношениях между матерью и ребенком. Так, ситуация, при которой мать отсутствует, оказывается для ребенка травматической, особенно в том случае, когда ребенок испытывает потребность, которую мать должна удовлетворить. Данная ситуация превращается в ситуацию опасности, если эта потребность неактуальна. Реакцией на опасность становится страх ребенка. Впоследствии потеря любви со стороны матери становится для него более постоянной опасностью и условием развития страха.

       Взаимосвязь между травмой и неврозом рассматривалась З. Фрейдом также в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938). В этой работе он подчеркнул, что травмами называет рано пережитые и позднее забытые впечатления, которым приписывается важная роль в этиологии неврозов. Одновременно он высказал следующие соображения: переживание приобретает травматический характер вследствие количественного фактора; при определенной конституции травмой становится то, что при другой не вызвало бы подобных последствий; симптомы невроза – следствия определенных переживаний и впечатлений, признаваемых за этиологические травмы; все травмы принадлежат раннему детству; «травмами являются либо переживания собственного тела, либо чувственные восприятия, большей частью от увиденного и услышанного, соответственно переживания или впечатления»; последствия травмы бывают двоякого рода – положительные и отрицательные; положительные последствия травмы связаны с усилием возвратить ее весомость, то есть вспомнить забытое переживание или, точнее, сделать его реальным, снова пережить его повторение, дать ему возродиться в отношении к какому-то другому лицу; отрицательные – связаны с реакциями, преследующими противоположную цель, то есть чтобы не было никаких воспоминаний и никаких повторений забытой травмы; положительные последствия сопряжены с усилиями в терминах фиксации на травме и навязчивого повторения, в то время как отрицательные – с защитными реакциями в форме избегания, фобий; следует признать типичным явление латентности невроза между первыми реакциями на травму и позднейшими вспышками заболевания; невроз можно рассматривать как попытку исцеления, стремление вновь примирить «отколовшиеся под влиянием травмы части Я с остальными частями»; подобная попытка удается крайне редко, если на помощь не приходит аналитическая работа; даже в случае аналитической работы попытка исцеления может оказаться неудачной и часто дело кончается «полным опустошением и расколом Я или его рабством у рано отколовшейся части, находящейся под властью травмы».

       В конечном счете основатель психоанализа предложил такую формулу для описания развития невроза: ранняя травма – защита – латентность – наступление невротического заболевания – частичное возвращение вытесненного.

       Идеи З. Фрейда о тесной связи между травмой и неврозом, травматическими переживаниями ребенка при отсутствии матери и последующими психическими заболеваниями получили свое дальнейшее развитие и углубление у ряда психоаналитиков, сосредоточивших свое внимание на исследовании разрыва эмоциональных отношений между матерью и младенцем и его последствий, чреватых невротизацией ребенка.

       
    * * *
    (греч. trauma – повреждение) – любой ущерб, нанесённый индивиду прямым или косвенным внешним воздействием, как физическим, так и психологическим.


    * * *
    Нарушение целостности и функций тканей и органов вследствие внешнего воздействия.


    * * *
    (в психологии) – событие в жизни человека, вызывающее особенно сильные негативные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции, устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни. Социальные конфликты, особенно высокой интенсивности, – одна из типичных причин психических Т. Война, вооруженный конфликт в той или иной степени травмируют большинство людей, в них участвующих. Нанесение психических Т. – вторая по значимости (после гибели и физического травматизма людей) деструктивная функция конфликтов.

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

    травма — это… Что такое травма?

  • ТРАВМА —     ТРАВМА (психическая) понятие психоанализа, которое переносит на психологический уровень медицинское (хирургическое) понятие травмы (греч. trauma: повреждение с нарушением кожного покрова, возникшее в результате внешнего насилия). В результате …   Философская энциклопедия

  • Травма — (от греч. trаuma рана), повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. Различают травмы: в зависимости от вида травмирующего фактора механические, термические (ожоги, обморожения), химические травмы, баротравмы (в… …   Справочник по болезням

  • ТРАВМА — ТРАВМА, травмы, жен. (греч. trauma рана) (мед.). Повреждение тканей организма, вызванное внешним воздействием (ранением, ушибом, ожогом и т.д.). Травма от удара. Травма от осколка снаряда. ❖ Психическая травма (мед.) нервное, душевное потрясение …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРАВМА — (греч.). Рана; механическое повреждение тела. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. травма (гр. trauma) повреждение организма, вызванное внешним воздействием (механическим, химическим, электрическим и т.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • травма — контузия, коммоция, потрясение, повреждение Словарь русских синонимов. травма 1. см. повреждение. 2. см. потрясение …   Словарь синонимов

  • травма — травма: фиксация фиксация на травме Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Травма …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТРАВМА — (от греческого trauma рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушениями их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием. Психическая травма сильное эмоциональное… …   Современная энциклопедия

  • Травма — (от греческого trauma рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушениями их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием. Психическая травма сильное эмоциональное… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Травма — повреждение тканей, органов или всего организма человека в целом, которое возникает при внешних механических, термических, электрических, химических или иных воздействий, в определенных условиях превышающих по своей силе прочность покровных и… …   Словарь бизнес-терминов

  • ТРАВМА — (от греч. trauma рана) повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАВМА — ТРАВМА, ы, жен. Повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. Получить, нанести травму. Производственная т. (полученная на производстве в результате нарушения техники безопасности). Бытовая т. (полученная в бытовых условиях).… …   Толковый словарь Ожегова

  • Leave a Reply

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *