Какие существуют стереотипы: Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов – 15 самых распространенных стереотипов о разных нациях

Содержание

15 самых распространенных стереотипов о разных нациях

Хотя и некоторые воспринимают это как дискриминацию, но почти обо всех нациях существует какое-то сложившиеся мнение. Зачастую, оно бывает ошибочным, лишь с малой долей истины. Но это мнение настолько распространилось по всему миру, что стало закоренелым стереотипом, по которому воспринимаю всю страну и ее культуру.

Таких стереотипов о разных национальностях невероятное множество. Откуда они берутся – остается загадкой. Но со временем эти стереотипы превращаются не только в шутки и анекдоты, а становятся визитной карточной всей нации. Предлагаем ознакомиться с некоторыми самыми распространенными стереотипами о различных нациях.

1. Обязательный перерыв на чай

Традиция пить чай в пять часов, несмотря на все заботы и работу, пожалуй, главный стереотип, который существует об англичанах. Но эта милая традиция, на сегодняшний день, умерла для 99% процентов англичан.

Из-за ежедневных проблем, работы и других важных дел, у них просто нет времени на такую роскошь. Чайная традиция всегда была популярна больше у аристократических слоев населения. Возможно, у них до сих пор сохранилась в первозданном виде древняя традиция «чайного расписания». В общем, англичане пьют чая не больше, чем любая другая нация в мире.

Но вот что касается молока, так это вполне реальный стереотип. Во всех кафе, ресторанах, домах, если вы попросите чай, то его обязательно подадут с молоком. Так что, если вы предпочитаете обычный напиток, нужно предупреждать заранее. 

2. Все англичане очень вежливые

Вежливость – это главная черта всей английской нации. И это не стереотип, а реальность. Но их вежливость происходит не из-за доброжелательности, а из-за невероятной сдержанности. Англичане не могут открыто проявлять свои чувства, из-за этого у них больше комплексов, чем у всех других национальностей. К вежливости их, в первую очередь, обязывает общественное мнение. В душе они могут вас ненавидеть, призирать, любить, но никогда этого не покажут.

3. Англия – страна вечного тумана

Хотя погода в Англии не всегда идеальная, но этот стереотип абсолютно неправдив. Наверное, он навязан нам фильмами о Шерлоке Холмсе.

Но вот то, что англичане любят говорить о погоде – это правда. Тему погоды они используют как знак того, что вы им интересны, и они хотят продолжить разговор. Кроме того, это одна из немногих тем, где можно избежать разногласий. А англичане терпеть не могут конфликты и всячески пытаются их избежать.

4. Индусы – бедные, глупые и нечистоплотные 

Этот стереотип возник из-за тяжелой истории Индии, которая насчитывала много лет рабства и пренебрежения человеческими правами. И хотя сегодня большая часть индусов живет очень бедно, уровень развития страны с каждым годом возрастает.

Экономика Индии развивается настолько стремительно, что страна уже лидирует по изготовлению лекарств и программного обеспечения, а также в сфере киноиндустрии. Так что не стоит верить в то, что индусы глупые и у них нет образования.

Не считая бомжей и очень бедных людей, индусы очень чистоплотны, если это касается их самих или их жилья. Но вот за чистоту на улице они не беспокоятся, поэтому у них везде мусор и ужасно воняет.

5. Американцы – самая тупая нация

Этот стереотип любят подпитывать все другие нации, обосновывая низким уровнем образования в Америке.

У них нельзя скачать дипломную работу из Интернета и нужно писать ее годами, нельзя списать контрольную, а за провал экзаменов запросто могут выгнать из учебного заведения. Американское образование лишено большинства ненужных предметов. Из-за этого упрощения многие считают, что американцы глупые.

Но на самом деле, они получают только ту информацию, которую действительно можно применить в реальной жизни. В результате дети, которые знают, что такое котангенс и каллиграфически пишут, не всегда могут реализовать себя в жизни. А вот «глупые» американцы занимают первое место в мире за числом научных открытий. Кроме того, за всю историю существования Нобелевской премии ее получили 326 американцев.

6. Американцы помешаны на еде из фаст-фудов, поэтому страдают лишним весом

Как это ни печально, но американцы на самом деле занимают первое место в мире по ожирению. Но большая часть этих людей – не коренные жители, а иммигранты или их дети (латиносы и афроамериканцы).

Большая часть коренных американцев помешана на здоровом питании и спорте. Пристрастие к фаст-фудам испытывают приезжие, которые едут в Америку на работу и не имеют времени, чтобы готовить. Более того, быстрое питание – не дешевое удовольствие, и американцы предпочитают не тратить на него свои деньги. 

7. Итальянцы едят только макароны

Макароны, или как их называют – паста, считается национальным блюдом в Италии. Мастерство ее приготовление настолько высоко, что обычные полосочки теста превращаются под итальянским соусом в кулинарный шедевр.

Но итальянцы не едят пасту каждый день. Они заменяют ее рисом с овощами, супами и множеством другой еды. Так как итальянцы склонны к полноте, они просто не могут себе позволить каждый день есть много мучного.

8. Итальянские семьи самые большие

Когда-то действительно обычная итальянская семья состояла, как минимум, из 7 детей. Сейчас же итальянцам подвластна европейская традиция – заводить детей после тридцати лет. Из-за этого в Италии на первом месте проблема рождаемости и сокращения числа населения.

9. Немецкие девушки очень некрасивые

Это очень распространенный стереотип. На контрасте с нашей всегда нарядной девушкой, немки одеты просто, скромно, но удобно. Они не пытаются выделится среди других и выглядеть так, будто бы принц появится перед ней в любую минуту.

Молодежь, как и в других странах мира, следует тенденциям моды и подбирает себе стильную одежду. Но девушки постарше, которые заняты работой, предпочитают тратить деньги на отдых и полезные вещи, нежели на косметику и наряды.

10. Русские пьют водку на завтрак и ужин

Главный стереотип о русских, после медведей на улице, это водка. Ее пьют все, и дети и взрослые. по поводу и без, утром, в обед и на ужин.

Это все смешно, но Россия на самом деле занимает первое место по алкоголизму в мире. В большинстве пьют только бедные слои населения или люди в деревнях. Хотя молодежь все чаще перенимает эту традицию у взрослых.

11. Украинцы не едят ничего, кроме сала

До недавнего времени, главным стереотипом об Украине было то, что никто не знал, где она находится. Но так как этот нюанс исправили, нас прославила традиция — есть сало трижды в день. Возможно, в прошлом так и было, ведь в деревнях крестьяне всегда держали свиней. Но сейчас, большинство молодежи выступает за здоровый образ жизни и даже вегетарианство. Так что сало – это редкая роскошь за обеденным столом.

12. Каждые испанец умеет танцевать фламенко

Этот стереотип навязан нам фильмами. Далеко не каждый испанец умеет его танцевать. Кроме того, фламенко не единственный популярный танец в Испании. Каждый регион страны славится своим особенным танцем: чотис, мунейра, сардана и другие.

13. Главное зрелище Испании – коррида

Это еще один стереотип, навеянный романтическими фильмами об Испании. Сейчас коррида запрещена в большинстве регионов страны. Против нее выступают как организации защиты животных, так и защитники прав людей.

14. Ежедневная еда японцев – суши

Это еще один ложный стереотип. Пожалуй, суши – единственное популярное японское блюдо в нашей стране. А вот японцы в повседневной жизни едят больше рис, овощи, супы, рыбу и мясо.

15. Француженки всегда женственны и стильные

Так как Париж считается центром мировой моды, многим кажется, что парижанки даже в магазин выходят в обтягивающих платьях, на каблуках, с красной помадой на губах.

На самом же деле, французы, как и все европейцы, одеваются скромно, а главное – удобно. Девушки, в большинстве, носят джинсы и кофты. Но вот к чему они очень внимательны – это макияж. Он должен быть всегда легким, без вызывающих излишеств, и подчеркивать красоту.

Возрастные стереотипы в России и нужно ли с ними бороться — Рамблер/женский

Журналист Владимир Яковлев, известный как создатель газеты «Коммерсантъ», на своей странице в Фейсбуке обратился к читателям с просьбой рассказать о том, с какими возрастными стереотипами им приходилось сталкиваться. Тема вызвала живой отклик и собрала свыше 400 комментариев. Мы тоже заинтересовались, проанализировали собранные ответы и попросили специалистов их прокомментировать.

Все стереотипы, предложенные участниками дискуссии, условно можно разделить на четыре группы. Конкретных вариантов очень много, всех не перечислишь, поэтому приведем наиболее «популярные».

Возраст и запреты. После 30 лет пора «становится взрослее», после 40 лет поздно учиться, осваивать новую профессию, ходить на танцы, неприлично носить молодежную одежду, женщинам — мини-юбки. Если возникло более или мене серьезное недомогание, когда уже слегка за 40: «Ну, что вы хотите, возраст».

Возраст и деньги. Большая разница в возрасте между супругами — брак по расчету. Хороший автомобиль у очень молодого человека или девушки — подарили (родители или «спонсор»). К 30−40 годам не имеешь квартиру, машину и пару миллионов на счету — растяпа и неудачник.

Возраст и романтические отношения. До 30−35 лет обязательно надо успеть побывать в браке и родить хотя бы одного ребенка, особенно женщинам. Мужчинам, в принципе, «разрешается» погулять подольше, но если человек не женился даже ближе к 50 годам — с ним явно что-то не так, наверное, «гей».

В целом все это укладывается в известный афоризм: 20 лет, ума нет — и не будет! 30 лет, жены нет — и не будет! 40 лет, денег нет — и не будет!

Возраст и работа. Тут все очевидно: сложности возникают прежде всего и у тех, кому за 40, а также у молодых людей сразу после института (недостаточно опыта и знаний, несерьезно относятся к делу, а девушки и вовсе обязательно уйдут в декрет сразу после трудоустройства).

Примечательно, что участники опроса, проживающие в западных странах, практически всех этих стереотипов не ощущают.

Объективные ограничения

За возрастными ограничениями при поиске работы стоят не только стереотипы, но и объективные вещи, считает гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков:

— У молодежи действительно мало опыта и, естественно, работодателям хочется, чтобы к ним приходили люди, которые могут сразу включиться в работу. Это проблема неотработанного механизма между учебными заведениями и сферой занятости: в процессе учебы нет должного взаимодействия с будущими работодателями.

Что касается пожилых, там тоже есть объективные процессы, связанные с тем, что сейчас очень быстро меняются техника и технологии. Так же быстро меняются требования к тому, что должен знать и уметь работник. Современные рабочие места, особенно высокопроизводительные, требуют знания компьютера и целого ряда более сложных устройств. С другой стороны, возраст накладывает изменения на память, на реакцию.

Посмотрите на наших детей: они играют высокотехнологичными игрушками, знают иностранный язык. Даже среднее поколение всего этого лишено. Работодателю тоже приходится это все учитывать.

Нужно думать о том, как преодолевать эти ограничения. Это огромная проблема, потому что сейчас пожилые люди все больше становится не обузой общества, а очень важным ресурсом. Старение населения — объективный процесс во всем мире, и для нашего российского рынка демографическая проблема очень актуальна.

Пожилые люди все большую роль начинают играть в жизни общества, поэтому общественным организациям, работодателям, государству надо искать пути того, как облегчить им продолжение трудовой жизни.

Архаичность мышления

В России все довольно консервативно и особо не развивается. Большинство текущих стереотипов вполне подошли бы нашим дедушкам и бабушкам, то есть, в принципе это характерное для традиционного общества линейное представление о человеческой жизни, говорит социальный психолог Алексей Рощин:

— Это такой крестьянский взгляд на происходящее. Все должно проходить соответствующие стадии созревания, как в природе положено: сначала бутон, потом он распускается, вступает в самый сок, затем начинает гнить и, наконец, падает, уже никому не нужный, на землю.

Такое древнее архитипическое представление чрезвычайно живуче и сейчас, хотя, казалось бы, в связи с эпохой цифровизации, интернета, постиндустриального развития все должно меняться. Исследование подобных вещей показывает, насколько современная цивилизация проникла вглубь общества. У нас если и проникла, то только по самым верхам.

Именно отсюда представления о том, что женщина до определенного момента должна выйти замуж, потом воспитывать детей, нянчить внуков и, в принципе, ничего уже от нее дальше ждать не нужно. Мы помним, что еще в XIX веке 30−40 лет считались старостью как в России, так и в Европе. Мы видим, что у нас и сейчас так: 200 лет прошло, но в этом смысле ничего не меняется.

Отсюда же отношение к молодым людям. Несмотря на известные примеры, когда юные гении создают крупные компании и в 20 лет становятся миллиардерами — Цукерберг, Дуров — все это в тренд не превращается. Все равно люди считают это все баловством.

Это тоже понятно. Переосмысление отношения к молодости как к самому перспективному возрасту, в том числе с точки зрения способности зарабатывать деньги, связано со свободой предпринимательства и бурным развитием экономики знаний. А у нас предпринимательство все больше и больше уходит на второй план, экономика национализируется, государство снова проникло во все щели. Соответственно, сохраняются представления XIX века о том, что «в мои года не можно сметь свои суждения иметь», и что карьера делается выслугой лет.

От давления государства идет и регламентация, то есть, поведение гораздо менее свободно, и даже высокопоставленные люди в этом плане все равно оказываются скованными. Это признак повышенной корпоративности, а в нашем случае просто огосударствления всего и вся.

Самые интересные примеры надо искать там, где эта картина, полученная из опроса, хоть как-то выбивается из общего ряда. Это и будет признаком коррозии общего представления, проникновения новой цивилизации, которая господствует сейчас на Западе.

В то же время любая когнитивная деятельность не может проходить в отрыве от каких-то реально существующих отношений. Чаще всего стереотипы в значительной степени отражают реальность, то есть, так оно на самом деле в основном и есть. Но как только в реальности наступают какие-то изменения, появляются люди, которые ведут себя по другому, то первыми их заметят, наверное, деятели искусства, а вслед за тем начнут замечать и другие люди, и начнет уже осыпаться сам стереотип.

Мудрость поколений

Большинство «стереотипов» — это мудрость, которая передается из поколения в поколение и является следствием развития и взросления человека, уверена директор психологического центра «Личность» кандидат социологических наук Людмила Полянова:

— Короткую юбку после 40 лет носить действительно не надо. Это можно на отдыхе, на даче, где человек предоставлен самому себе. Точно так же мы говорим молодой девочке: «Ну что ты причесалась, как бабушка». Собственно, мы заботимся о человеке. Известна фраза: у вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. Все должно быть уместно, не надо выглядеть смешно.

Что касается здоровья, здесь все происходит закономерно. С точки зрения психофизиологии, так же, как постепенно созревает наш мозг, наш организм адаптируется к новым условиям жизни. И возраст каждый раз определяет эти условия. Безусловно, надо двигаться, но понимая, сколько тебе лет.

Но сейчас очень сильно сместилось понимание о возрасте. Мы сегодня не назовем холеных очаровательных женщин 50−70 лет бабушками. Вы заметили, что институт бабушек, который был еще в нашем детстве — в платочках, сидящих на лавочках около подъезда — исчез? Жизнь стала более динамична, у нас масса способов выглядеть и чувствовать себя лучше.

Уже давно доказано, что человек функционирует настолько, насколько он сам позволяет себе чувствовать свой возраст. И женщина в 55 лет может делать карьеру, обучаться. Она бабушка для своих внуков, опекающая и любящая, но также и интеллектуальная, развивающая и демонстрирующая своим примером, что сегодня эти стереотипы не срабатывают, что бабушка — это не только манная каша в ковшике и бесконечно плачущие внуки на руках.

Сегодняшние женщины и мужчины продолжают оставаться личностью до последнего дня своей жизни. И в этом плане, конечно, стереотип сломан. Но, опять же, это люди, которые сами этого хотят.

В отношениях мужчины и женщины тоже есть законы жанра. На бессознательном уровне, какими бы современными мы не были, мы — дети природы. Мужчина стремится к женщине, которая бессознательно демонстрирует способность к деторождению. Поэтому психологически разница «за 30» и «до 30» играет огромную роль. Механизмы привлечения очень серьезны и заложены природой. Сегодня мы рассматриваем друг друга, как сексуальных партнеров, а природа нас рассматривает как возможных родителей нашего будущего детеныша.

Европа вынуждена сейчас быть гораздо более толерантной, чем мы, поэтому там все, что естественно, ушло на второй-третий и гораздо более далекий план. Запад в данном случае вообще для нас — не показатель. И то, что там происходит — это абсолютная деградация и нивелирование ценностей семьи. Специалисты на Западе бьют тревогу: огромное количество разводов, суицидов людей, живущих браке. А у нас, например, люди, которые живут в браке, гораздо меньше страдают психосоматическими и психологическими расстройствами.

Что касается афоризма «20 лет, ума нет — и не будет! 30 лет, жены нет — и не будет! 40 лет, денег нет — и не будет!» — это не стереотип, а, скорее, мудрость наших предков, которая говорит о потенциале, заложенном в человеке. Если потенциал есть, то он реализуется постепенно на определенных этапах. И к 30−40 годам уже однозначно понятно, что из человека получится. Конечно, бывают исключения, но мы говорим о закономерностях, о том, что заложено генетически, конституционно, что приобретено в семье и социуме.

Безусловно, стереотипы существуют. Все вам скажут: не надо пить кофе, если у вас повышенное давление. Кардиологи говорят: пейте кофе, 3−4 чашки в день, это очень полезно для гипертоников, но не пейте во второй половине дня. И никто не верит, потому что очень сложно сломать стереотипы. Но все, что является запретом, стереотипом — это наши помощники. Они лишний раз заставляют задуматься — нарушать или нет. Не надо разрушать стереотипы, каждый разумный человек приходит к своим решениям.

Как формируются стереотипы

Навешивание ярлыков, попытки судить о других по первому впечатлению или стереотипному представлению – самая проигрышная тактика, которая может быть в построении честных и счастливых человеческих отношений. Но откуда берутся стереотипы, которыми оперируют не только отдельные люди, а иногда и целый мир? Как получается, что стереотипные представления о других заменяют желание принимать их такими, как они есть? Иногда это получатся неосознанно.

Навешивание ярлыков, попытки судить о других по первому впечатлению или стереотипу – самая проигрышная тактика, которая может быть в построении честных и счастливых человеческих отношений. Но откуда берутся стереотипы, которыми оперируют не только отдельные люди, а иногда и целый мир? Как получается, что стереотипные представления о других заменяют желание принимать их такими, какими они есть? Иногда это получатся неосознанно.

 

Стереотипы – это ограничения. Сознательное игнорирование многообразия мира ради удобства его восприятия.

В течение всей жизни мы встречаем множество людей. Но о скольких людях в этом списке мы можем сказать, что по-настоящему знаем их личные особенности и черты характера, понимаем мотивы и желания, мечты и стремления?

Весь тот образ, который складывается в нашем сознании о том или ином человеке, чаще всего лишь набор поверхностных впечатлений, которые мы оцениваем субъективно, исходя из нашего опыта, добавляя значительную долю фантазий, ведь, не получая всю информацию целиком, мы заполняем пробелы знаний о других людях самостоятельно. Так создаются образы, персонажи в сюжете жизни, которые в нашем представлении могут играть совсем не ту роль, которую они отводят для себя сами.

Жизнь – это истории: длинные и короткие, те, что случаются однажды утром после завтрака или длятся до тех пор, пока мы живы. Часть из них составляют сюжеты, в которых мы являемся лишь сторонними наблюдателями: это книги, кино, сериалы.

Их создатели знают, что сильный, интересный персонаж не обязательно должен быть правдивым, жизненным, ему достаточно обладать рядом качеств, которые будут его отличать среди других. Они должны быть его визитной карточкой, а все прочие просто не должны отвлекать на себя долю внимания зрителя или читателя. Прошлое персонажа – это то, что сделало его нынешним, будущее – то, к чему он должен прийти в финале.

Просто, прямолинейно, хоть и приправлено уникальными особенностями, без которых герой был бы слишком пресным. Главное отличие реальных людей от героев кино и книг  в том, что они существуют не в таком плоском пространстве, даже не в трёхмерном, а в сложной системе координат, где являются одновременно и главными героями, и второстепенными, спасителями одного мира и разрушителями другого. А мотивов, побуждающих к действию, гораздо больше, чем способен прописать один сюжет.

Но привычка мыслить «сюжетно» никуда не девается. Мы подмечаем лишь главные особенности человека, как если бы он был персонажем, выделяем для него определённое место и дальше воспринимаем лишь в соответствии с ним. И такая судьба постигает целые группы людей, сообщества, объединения, нации, страны.

 

Границы только в нашем сознании, мир гораздо шире, глубже и разнообразней, чем кажется.

Вспомните, например, какие ассоциации появляются, когда идёт речь о какой-либо религиозной группе. Какие образы возникают в голове? Или о какой-либо национальной традиции, или культуре. Какими кажутся разные их представители? Например, стереотипно считается, что немцы – строгие и педантичные, итальянцы – вспыльчивые, англичане – чопорные, японцы – сдержанные, и т.д. Мужчины – амбициозные лидеры, женщины – пассивные и эмоциональные. Молодёжь – неопытная и прогрессивная, старшее поколение – мудрое и консервативное.

Выбрав по одному представителю из каждой группы, можно было бы представить целый сюжет, где такие персонажи были бы интересными героями. А если так, не означает ли это, что всё лишь упрощено до уровня, где у каждого есть своя роль, и не более?

Если кто-то занимает лишь одно отведённое ему место, значит, все прочие качества, которые могли бы помочь занять другое, упрощены или отброшены. Стереотипы – это сознательное игнорирование многообразия мира в угоду удобства его восприятия.

У каждого из нас есть выбор: быть открытым, видеть многообразие этого мира и людей в нём, или же относиться избирательно, тем самым ограничивая и ограничиваясь, вешая ярлыки без попытки вникнуть в суть.

Как расширить свой кругозор и не допускать влияние стереотипов на восприятие мира?

На всех точках земли разные люди любят, чувствуют и мечтают о хорошем будущем, пусть даже в их речи есть не все слова, чтобы выразить эмоции, или культура не позволяет (или позволяет в большей мере, чем везде) их проявление. Но это проблема установок в обществе, а не людей, которые его составляют. И чем больше пазлов появляется в картине мира, тем более цельной она является, а значит – правдивой. Опытные путешественники не могут себе представить возможность подшучивания над человеком исходя из его религии, нации или стране проживания, они понимают, что это, как минимум, невежественно, не говоря уже о грубости и отсутствии уважения.

В независимом опросе среди 7292 человек в 18 странах более половины респондентов отметили, что в мире было бы меньше нетерпимости, если бы люди чаще путешествовали, а три четверти отметили, что путешествия изменили их отношение к разногласиям и многонациональности к лучшему.

Не обязательно покидать пределы родной страны или даже города, чтобы иметь истинное представление о людях вокруг. Для начала достаточно будет расширить круг общения, или получше познакомиться с теми, кого знаем уже не первый день. Совместное занятие или душевный разговор за чашкой чая в конце трудного дня помогут раскрыть внутренние качества даже лучше, чем человек рассказал бы о себе сам. И тогда внезапно строгий босс окажется мечтателем, который всё стремится сделать правильно, а вечно недовольный сосед – одиноким и разочарованным в жизни. С виду сильный мужчина может нуждаться в поддержке, а внешне хрупкая женщина быть непробиваемой и целеустремлённой. Больше наблюдать, больше слушать, больше понимать.

И теперь, наконец, о самих себе. Если посмотреть на себя со стороны, например, глазами иностранца или просто незнакомца, какое впечатление создалось бы поначалу? Какие стереотипы, согласно правилам их формирования, вполне органично вписались бы в это субъективное резюме? «Я родом оттуда, и это значит… Моё детство прошло так и потому я такой… Мой круг общения составляют такие люди и поэтому я такой…» Или нет? Сколько бы получилось «точных попаданий», если в самом деле провести такой тест? Было бы справедливо, если представления о нас самих составлялись только так, без попытки познакомиться ближе и узнать получше?

Иногда мы и сами склонны действовать только исходя из того, кем якобы является. Тем самым формируется замкнутый круг, тем самым реальность начинает подтверждать искусственно созданные фантазии. Наблюдения позволяют замечать новое не только в людях вокруг, но и в самих себе. И чем больше, глубже, чаще мы наблюдаем и вникаем, отбросив все ложные представления и ожидания, тем лучшее понимание открывается – стоит ли им соответствовать? “Я мужчина, поэтому должен…”, “Я женщина, поэтому должна…” Какую выбрать стратегию – упрощения себя самих для удобства восприятия другими, или же доказывать, что мир в лице тех, кто его населяет, способен удивлять постоянно и неуёмно.

 

 

Стереотип — это… Что такое Стереотип?

Проблемы с содержанием статьиПроверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.

В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

Западная традиция (У. Липпман)

Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык[2].

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

Question book-4.svgВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 мая 2011.

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Половые стереотипы

Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Советская традиция

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[4].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

Примечания

Литература

См. также

Стереотип — это… Что такое Стереотип?

Проблемы с содержанием статьиПроверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.

В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

Западная традиция (У. Липпман)

Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык[2].

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

Question book-4.svgВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 мая 2011.

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Половые стереотипы

Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Советская традиция

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[4].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

Примечания

Литература

См. также

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *