Патологии психические – что это такое, виды отклонений у человека, все симптомы, какие существуют признаки у женщин, причины, лечение

Психопатологический симптом — Википедия

Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.

Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].

Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.

Несмотря на то, что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.

Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.

В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.

Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].

По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.

Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:

  • Симптомы кататонических расстройств:
  • Эхо-симптомы:
  • Симптомы расстройства воли:
  • Симптомы расстройств восприятия:
  • Симптомы расстройств мышления:
  • Симптомы расстройств эмоций:
  • Симптомы расстройств памяти:
  • Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:

Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]

При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.

Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.

В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.

Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы

[5][7]:

  • Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
  • Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
  • Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
  • Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.

Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.

  1. Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
  2. ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  3. 1
    2
    Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
  4. 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
  5. 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. —
    М.
    : Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
  6. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  7. 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
  • Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.

Творчество и психические расстройства — Википедия

Многочисленные исследования продемонстрировали корреляции между творчеством и психическими расстройствами. Раздел психопатологии, занимающийся исследованием всякой патологии, связанной и сопровождаемой (так или иначе) с творчеством и с творческой личностью, а также описанием психомеханизма творческих процессов, называется эвропатологией.

Ассоциативная связь между биполярным расстройством и творчеством впервые запечатлена в литературе в 1970 году, но сама идея корреляции между понятиями «безумие» и «гений» намного старше. Эта идея появилась ещё во времена Аристотеля. Древние греки верили, что творчество — дар богов или Муз (девяти дочерей царя богов Зевса), которые являются мифическим олицетворением искусств и наук. Похожего взгляда на искусство, развивающееся само по себе, а не благодаря сознательной мысли и усилиям разума, придерживались в романтическую эпоху

[1][2]. Существовало предположение, что между творчеством и биполярным расстройством есть связь, и доказательством этому было то, что сильное депрессивные состояния значительно чаще встречаются среди драматургов, романистов, биографов и художников[3]. Так, в некоторых случаях психическое расстройство позволяет творческим людям создавать произведения искусства и может служить для них источником вдохновения. В качестве примера можно привести свидетельства страдающих психозом, которые отмечают, что они могут видеть мир по-новому, то есть в буквальном смысле, видеть то, что другие не в состоянии
[4]
.

Творческие способности и психические расстройства[править | править код]

Исследование психолога Джана Филиппа Раштона доказало, что существует корреляция между творчеством и интеллектом[5]. В другом исследовании показано, что творческий потенциал в большей степени может быть присущ личности с шизотипическим расстройством, чем здоровым людям или больным шизофренией. Долгое время существовало суждение, согласно которому префронтальная кора головного мозга имела двустороннюю активность, однако было установлено, что у шизотипических личностей активность правой префронтальной коры головного мозга гораздо более выражена[6] Это исследование предполагает, что такие люди лучше справляются с активацией обоих полушарий, что позволяет им выстраивать новые ассоциативные ряды значительно быстрее. В соответствии с этой гипотезой, амбидекстрия также присуща личностям с шизотипическим расстройство или шизофренией. Три последние исследования Марка Батеу и Адриана Фурнхама продемонстрировали связь между людьми с шизотипическими расстройствами

[7][8] и с гипоманиакальным синдромом[9] и творческим потенциалом. Особенно тесные связи были определены между творчеством и перепадами настроения, в частности, с биполярным аффективным расстройством и депрессивным расстройством (оно же монополярное расстройство). В книге «Прикоснувшийся к огню: Маниакально-депрессивный психоз и артистический темперамент» (англ. Touched with Fire) Кей Редфилд Джеймисон обобщает исследования расстройства настроения у писателей, поэтов и художников. Она также изучает расстройства настроения у таких известных творческих людей, как Эрнест Хемингуэй (писатель застрелился после курса электросудорожной терапии), Вирджинии Вулф (писательница утопилась, после того как впала в глубокую депрессию), Роберт Шуман (композитор пытался покончить с собой и умер в психиатрической больнице), и даже знаменитый художник Микеланджело. Исследование 300 000 человек, страдающих шизофренией, биполярным расстройством или монополярной депрессией, и их родственников, дало новое представление о творческой профессии больных людей, а также об их братьях и сестрах, у которых не были диагностированы шизофрения или биполярное расстройство. Так, исследование показало, что нет никакой связи между теми, кто страдает шизофренией или монополярной депрессией, и их родственниками[10]. Другое исследование корреляций между творческими профессиями и психическими расстройствами, в котором приняло участие более одного миллиона человек, провели шведские специалисты в Каролинском институте. Изучение ряда факторов показало, что писатели имели более высокую предрасположенность к биполярному расстройству, шизофрении, монополярной депрессии, злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами и более склонны к совершению самоубийства. Танцоры и фотографы также более предрасположены к биполярному расстройству[11]. В журнале «Психиатрические исследования» сообщается[11], что личности творческой профессии не имеют прямую предрасположенность к психическим расстройствам, хотя, скорее всего, у них есть близкий родственник с подобным расстройством, в том числе, больной анорексией или аутизмом. По мнению психолога, доктора Роберта Эпштейна, процесс творчества может быть затруднён под влиянием стресса[12].

Позитивное настроение, психические расстройства и творчество[править | править код]

Исследования, направленные на изучение связи между настроением и творчеством, показывают, что люди больше всего проявляют творческие способности, когда они находятся в хорошем настроении,[13][14] и что обострение психических расстройств таких, как депрессия или шизофрения, напрямую уменьшает творческую активность[15][16]. У работающих в сфере искусства на протяжении всей жизни могут быть материальные проблемы, склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, психологические травмы, такие люди могут находиться в социальном отчуждении или ощущать, что их преследуют[17]. Кроме того, у творческих личностей могут встречаться и другие подобные признаки, которые связаны с психическими расстройствами. Таким образом, можно предположить, что творчество связано с положительным настроением, счастьем и психическим здоровьем.

Творчество и биполярное расстройство[править | править код]

Существует ряд типов биполярного расстройства. Люди с биполярным расстройством первого типа испытывают тяжелые виды мании и депрессии, при которых чередуются периоды хорошего самочувствия и обострения болезни. При тяжёлых маниакальных эпизодах люди не в состоянии выражать свою повышенную чувствительность и оригинальные идеи в практическом виде. Личности с биполярным расстройством второго типа испытывают средние периоды гипомании, во время которых мыслительные процессы протекают быстрее, и выше способность принимать более подробную информацию. Такие индивиды могут преобразовывать свои мысли в произведения искусства, поэзию или дизайн[18].

Есть предположение, что многие известные гениальные личности пострадали от биполярного расстройства. Людвиг ван Бетховен, Вирджиния Вулф, Эрнест Хемингуэй, Исаак Ньютон, Джуди Гарленд и Роберт Шуман — только некоторые люди, чья жизнь была исследована в попытке обнаружить признаки расстройства настроения[19]. Во многих случаях творчество и психопатология обладают общими признаками, например, такими, как склонность к нестандартному мышлению, полёт мысли, ускоренный мыслительный процесс и повышенное восприятие зрительных, слуховых и соматических раздражителей. Существует предположение, что психические расстройства, связанные с рядом психотических симптомов, таких как биполярное расстройство первого типа, могут быть возможным объяснением поведения таких личностей как Авраам, Моисей, Иисус и Святой Павел[20].

Творчество и эмоции биполярного расстройства[править | править код]

Многие люди с биполярным расстройством во время депрессивных и маниакальных фаз могут чувствовать сильные эмоции, которые потенциально помогают им создавать произведения искусства[21]. При гипоманиакальных и маниакальных состояниях теряется ощущение страха и индивидуумы становятся более смелыми и отважными. Как следствие, творческие люди обычно обладают личными качествами и характеристиками, которые имеют связь с психическими расстройствами. Частота и интенсивность проявления этих психопатологических симптомов меняется в зависимости от величины и области творческих достижений. Однако эти признаки и полная психопатология клинически-маниакального эпизода не одно и то же, так как последняя по определению влечет за собой серьёзное ухудшение состояния человека.[1]

В книге Кей Редфилд Джеймисон «Прикоснувшийся к огню: Маниакально-депрессивный психоз и артистический темперамент» приводятся примеры того, что некоторым творческим людям посмертно ставился диагноз биполярного или монополярного расстройства, который основывался на фактах их биографии, письмах, корреспонденции или других материалах[22]. В том же источнике был представлен аргумент в пользу того, что биполярное и другие аффективные расстройства схожи по своей природе, и могут быть[23] диагностированы у большинства людей творческих профессий таких, как актёры, художники, комедианты, музыканты, авторы, исполнители и поэты.

Некоторые современные клинические исследования также показывают, что существует положительная корреляция между творчеством и биполярным расстройством, хотя точная связь между ними пока недостаточно изучена[24][25][26].

Во время исследования, проведенного в 2005 году в Стэнфордском университете, измеряли творческие способности детей, для этого показывали фигуры различной сложности и симметрии и просили описать их. Эксперимент показал, что группа детей, которые имеют высокую вероятность биполярного расстройства, как правило, не любят простые или симметричные фигуры. Дети, у которых не было диагностировано нарушений, но чьи родители имели биполярное расстройство, также отрицательно реагировали на простые или симметричные фигуры.[27]

Современные культурные точки зрения[править | править код]

В книге «Пытливые художники», написанной журналистом Кристофером Зарой, показаны типичные черты характера творческого человека, не зависимо от того, в какой бы области искусства он проявляет себя. Люди, о которых говорится в книге, внесли большой вклад в соответствующих областях искусства (Чарльз Шульц, Чарли Паркер, Ленни Брюс, Микеланджело, Мадонна, Энди Уорхол, Эми Уайнхаус и десятки других). В каждом случае, автор пытается показать связь между искусством и личным страданием творческой личности.[28]

У Джеймса Джойса была дочь, которая была больна шизофренией и имела многие шизотипические черты. У Альберта Эйнштейна был сын, больной шизофренией, у самого эксцентричного физика также наблюдались некоторые шизотипические признаки[4]. В семье Бертрана Рассела многие имели шизофрению или психоз: тётя философа, дядя, сын и внучка[4]. У Уинстона Черчилля, Винсента Ван Гога и Эдгара По, как полагают учёные, также были биполярные расстройства. Роман Джоанны Гринберг «Я никогда не обещал вам сад из роз» является автобиографическим повествованием о её подростковых годах в Честнат Лодж, где она занималась с доктором Фридой Фромм-Рейхман. В то время у будущей писательницы диагностировали шизофрению, хотя два психиатра, которые изучали книгу Гринберг, в 1981 году пришли к выводу, что она не шизофреник, но имела тяжёлую депрессию и соматические заболевания[29]. В романе постоянно прослеживается контраст между психическим расстройством главной героини и её художественными способностями. Гринберг была твердо убеждена, что её творческий потенциал процветал, но это не было связано с её состоянием[30].

  1. 1 2 Dean Keith Simonton. Are Genius and Madness Related? Contemporary Answers to an Ancient Question (неопр.). Psychiatric Times (June 2005). Дата обращения 20 февраля 2007.
  2. Beveridge A. A disquieting feeling of strangeness?: the art of the mentally ill (англ.) // J R Soc Med (англ.)русск. : journal. — 2001. — November (vol. 94, no. 11). — P. 595—599. — PMID 11691904.
  3. ↑ Goodwin, F. and Jamison, K. R., Manic Depressive Illness, Oxford University Press (Oxford, 1990), p. 353.
  4. 1 2 3 Andreasen, N.C. (2011), «A journey into chaos: Creativity and the unconscious», Mens Sana Monographs, 9:1, p42-53. Retrieved 2011-03-27
  5. ↑ (Rushton, 1990)
  6. ↑ Архивированная копия (неопр.). Дата обращения 19 февраля 2006. Архивировано 15 февраля 2006 года. (Actual paper)
  7. ↑ Batey, M. Furnham, A. (2009). The relationship between creativity, schizotypy and intelligence. Individual Differences Research, 7, p.272-284.
  8. ↑ Batey, M. & Furnham, A. (2008). The relationship between measures of creativity and schizotypy. Personality and Individual Differences, 45, p.816-821.
  9. ↑ Furnham, A., Batey, M., Anand, K. & Manfield, J. (2008). Personality, hypomania, intelligence and creativity. Personality and Individual Differences, 44, p.1060-1069.
  10. ↑ Kyaga, S.; Lichtenstein, P.; Boman, M.; Hultman, C.; Långström, N.; Landén, M. (2011). «Creativity and mental disorder: Family study of 300 000 people with severe mental disorder». The British Journal of Psychiatry 199 (5): 373—379. doi:10.1192/bjp.bp.110.085316. PMID 21653945
  11. 1 2 Roberts, Michelle. Creativity ‘closely entwined with mental illness’. http://www.bbc.co.uk/news/health-19959565. 16 October 2012.
  12. ↑ The science of creativity
  13. Mark A. Davis. Understanding the relationship between mood and creativity: A meta-analysis (англ.) // Organizational Behavior and Human Decision Processes (англ.)русск. : journal. — 2009. — January (vol. 100, no. 1). — P. 25—38. — DOI:10.1016/j.obhdp.2008.04.001. Архивировано 9 сентября 2012 года.
  14. Baas, Matthijs; De Dreu, Carsten K. W.; Nijstad, Bernard A. A meta-analysis of 25 years of mood-creativity research: Hedonic tone, activation, or regulatory focus? (англ.) // Psychological Bulletin (англ.)русск. : journal. — 2008. — November (vol. 134, no. 6). — P. 779—806. — DOI:10.1037/a0012815. — PMID 18954157. Архивировано 18 июля 2011 года.
  15. Takahiro Nemotoa,Ryoko Yamazawaa, Hiroyuki Kobayashia, Nobuharu Fujitaa, Bun Chinoa, Chiyo Fujiid, Haruo Kashimaa, Yuri Rassovskye, Michael F. Greenc and Masafumi Mizunof. Cognitive training for divergent thinking in schizophrenia: A pilot study (англ.) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2009. — November (vol. 33, no. 8). — P. 1533—1536. — DOI:10.1016/j.pnpbp.2009.08.015. — PMID 19733608. (недоступная ссылка)
  16. Flaherty A. W. Frontotemporal and dopaminergic control of idea generation and creative drive (англ.) // J Comp Neurol (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 493, no. 1. — P. 147—153. — DOI:10.1002/cne.20768. — PMID 16254989.
  17. ↑ Arnold M. Ludwig (1995) The Price of Greatness: Resolving the Creativity and Madness Controversy ISBN 978-0-89862-839-5
  18. ↑ Parker, G., (ed.) «Bipolar II Disorder: modeling, measuring and managing», Cambridge University Press (Cambridge,2005).
  19. ↑ Goodnick,P.J.(ed.) Mania: clinical and research perspectives. American Psychiatric Press,Washington,1998.
  20. ↑ Murray, ED.; Cunningham MG, Price BH. (1). «The role of psychotic disorders in religious history considered». J Neuropsychiatry Clin Neuroscience 24 (4): 410-26. doi:10.1176/appi.neuropsych.11090214. PMID 23224447
  21. ↑ Are Genius and Madness Related? Contemporary Answers to an Ancient Question | Psychiatric Times
  22. Kay Redfield Jamison. Touched with Fire: Manic-Depressive Illness and the Artistic Temperament (англ.). — Free Press, 1996. — ISBN 978-0-684-83183-1.
  23. ↑ Jamison, K. R., Touched with Fire, Free Press (New York, 1993), pp 82 ff.
  24. C. M. Santosa, C. M. Strong, C. Nowakowska, P. W. Wang, C. M. Rennicke, T. A. Ketter. Enhanced creativity in bipolar disorder patients: a controlled study (англ.) // J Affect Disord (англ.)русск. : journal. — 2007. — June (vol. 100, no. 1—3). — P. 31—9. — DOI:10.1016/j.jad.2006.10.013. — PMID 17126406.
  25. Z. Rihmer, X. Gonda, A. Rihmer. [Creativity and mental illness] (венг.) // Psychiatr Hung. — 2006. — Т. 21, № 4. — С. 288—294. — PMID 17170470.
  26. C. Nowakowska, C. M. Strong, C. M. Santosa, P. W. Wang, T. A. Ketter. Temperamental commonalities and differences in euthymic mood disorder patients, creative controls, and healthy controls (англ.) // J Affect Disord (англ.)русск. : journal. — 2005. — March (vol. 85, no. 1—2). — P. 207—215. — DOI:10.1016/j.jad.2003.11.012. — PMID 15780691.
  27. ↑ Children Of Bipolar Parents Score Higher On Creativity Test, Stanford Study Finds
  28. Zara, Christopher. Tortured Artists (неопр.). — Avon, Mass: Adams Media, 2012. — С. 272. — ISBN 1440530033.
  29. Dava Sobel. Schizophrenia In Popular Books: A Study Finds Too Much Hope, The New York Times (17 февраля 1981).
  30. ↑ «I wrote [I Never Promised You a Rose Garden] as a way of describing mental illness without the romanticisation [sic] that it underwent in the sixties and seventies when people were taking LSD to simulate what they thought was a liberating experience. During those days, people often confused creativity with insanity. There is no creativity in madness; madness is the opposite of creativity, although people may be creative in spite of being mentally ill.» This statement from Greenberg originally appeared on the page for Rose Garden at amazon.com and has been quoted in many places including Asylum: A Mid-Century Madhouse and Its Lessons About Our Mentally Ill Today, by Enoch Callaway, M.D. (Praeger, 2007), p. 82.

Органические психические расстройства

Сущность понятия «органическое психическое расстройство»

Определение 1

Органические психические расстройства – это психические расстройства, возникающие в результате поражения головного мозга.

Термин «органическое психическое расстройство» используется тогда, когда заболевание, связанное с поражением головного мозга, доказано специалистами.

Термин также относится к тем психическим расстройствам, которые стали следствием мозговой дисфункции, например, микседемы. Умственную отсталость специалисты не включают в группу органических психических расстройств, несмотря на то, что заболевание связано с поражением головного мозга. Исключаются биохимические нарушения, например, нарушение обмена катехоламинов, имеющее место в ряде психопатологических синдромов.

Клинические проявления органических психических расстройств разнообразны – от интеллектуально-мнестических нарушений до деменции. Кроме этого они могут проявляться в виде галлюцинаций и бреда, нарушения сознания, расстройств настроения.

Из всех причин органических психических расстройств наиболее частыми являются черепно-мозговые травмы, патологические последствия раннего периода развития, сосудистые заболевания мозга, хронические и острые интоксикации, инфекции.

Под заболеванием специалисты понимают болезненные декомпенсации, обострения, включая психотические проявления и возрастание психоорганических расстройств. Эти состояния соответствуют модели хронического психического расстройства.

Когда психический процесс протекает активно и к нему присоединяются бредовые расстройства, происходит нарастание интеллектуально-мнестических и поведенческих нарушений, то это является свидетельством того, что человек не способен к осознанной регуляции своего поведения.

Психические декомпенсации иногда могут соответствовать «временному психическому расстройству» и в дальнейшем юридически значимые интеллектуально-волевые функции восстанавливаются.

Органические психические расстройства могут возникать внезапно, в этом случае они называются острыми, например, органический галлюциноз, и хроническими, как правило, начинающимися медленно и незаметно.

Органические психические расстройства хронического типа необратимы, например, деменция.

Социальная значимость клинической картины данных расстройств имеет большое значение. На астенической стадии больные обслуживают себя и даже могут работать, но, когда тяжесть заболевания нарастает, больные становятся опасными не только для себя, но и для окружающих.

Замечание 1

В любом случае такие больные должны обратиться к психиатру за своевременной коррекцией.

Классификация органических психических расстройств

Для диагностики последствий органического поражения головного мозга значение имеют три принципиальных обстоятельства:

  1. прежде всего, факт наличия экзогенной причины;
  2. наличие в рамках церебральной дисфункции патогномоничных психопатологических проявлений;
  3. возможность выявления церебрального патоморфологического субстрата.

Органическое психологическое расстройство классифицируется как первичная или как вторичная дисфункция.

Замечание 2

При первичной дисфункции непосредственное поражение имеет мозг, при вторичной дисфункции – мозг поражается как один из многих органов при системных заболеваниях.

Суть диагностического подхода состоит в сужении круга симптомов, характерных для органических психических расстройств.

Каждая психиатрическая школа имеет свою классификацию психических болезней и применяет свои способы разделения заболеваний психики.

Однако А.В. Снежневский считает, что существующие системы классификаций включают три основные группы психологической патологии:

  1. эндогенные заболевания, чаще всего наследственные – маниакально-депрессивный психоз, шизофрения и др.;
  2. экзогенные заболевания с участием внешних причин – травмы, интоксикации, инфекции, соматические заболевания и др.;
  3. психические расстройства – расстройства личности, умственная отсталость.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения предлагают такие классификации психических расстройств, которые были бы приемлемы для большинства государств.

В России, например, с 1997 г введена «Классификация психических и поведенческих расстройств» Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

До этого в России действовала систематика МКБ-9 начала 80-х годов.

Современная классификация психических расстройств имеет следующие диагностические разделы:

  • F0 – органические расстройства, включая симптоматические, психические;
  • F1– поведенческие и психические расстройства, возникающие при употреблении психоактивных веществ;
  • F2 – бредовые и шизотимические расстройства, шизофрения;
  • F3 – аффективные расстройства настроения;
  • F4 – соматоформные расстройства и связанные со стрессом невротические расстройства;
  • F5 – расстройства зрелой личности и поведения у взрослых;
  • F6 – умственная отсталость.

Замечание 3

Данная классификация содержит и другие разделы, которые не имеют судебно-психиатрического значения.

Помимо определения свидетельств заболевания, дисфункции, травмы головного мозга, МКБ-10 для постановки диагноза требует наличие ещё нескольких критериев, среди которых снижение работоспособности, наличия аффективных проявлений, подозрительность, параноидные идеи, изменение плавности и темпа речи, изменение сексуального поведения.

Симптоматика и формы заболевания

Органические психические расстройства имеют свои формы проявления — органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство, проявлением которого является астенический синдром.

Характеристиками этого синдрома являются слабость, сниженная моторика, раздражительность и головокружение, утомляемость и слезливость.

Астеническое органическое расстройство, проявляющееся в изменении психики – происходит сочетание неврозоподобного и церебрастенического синдрома, а это свойственно сосудистым заболеваниям головного мозга. Синдром проявляется в самом начале заболевания и сохраняется до конечной стадии – сосудистого слабоумия.

Симптоматические психические расстройства являются типичными для соматических заболеваний. Заболевание характеризуется затрудненной концентрацией внимания, повышенной утомляемостью, ослаблением памяти, ранимостью психики. Кроме этого больные могут страдать нарушением сна, гиперстезией, множественными вегетативными проявлениями.

Тревожное расстройство проявляется тремором, дискомфортом в эпигастральной области, учащенном сердцебиении, сухостью во рту, бледностью кожных покровов, тревогой и паническим страхом.

Для шизофреноподобного расстройства характерны постоянный, либо периодически возникающий бред, негативное изменение личности, возможное нарушение сознания, возбуждение.

Экзогенные органические расстройства проявляются в виде интеллектуально-мнестических, депрессивных вегетативных нарушений, неуправляемости, озлобленности, конфликтности.

Особенность депрессивного расстройства личности заключается в том, что у больного над психической преобладает сомато-неврологическая симптоматика – расстраивается сон, повышается утомляемость, расстраивается память, аппетит, появляется частое мочеотделение.

В основе аффективного расстройста лежит патология эндокринных желез, опухоли лобной доли головного мозга, черепно-мозговые травмы.

Причина речевых расстройств, вызванных различными патологиями в детском и во взрослом возрасте, заключается в атеросклерозе сосудов головного мозга, гипертонии, сахарном диабете.

Резидуально-органические расстройства характерны для подросткового и детского возраста. Они являются следствием перенесенной органической церебральной патологии и проявляются в умственной отсталости.

Расстройство сосудистого генеза является следствием разных видов сосудистых заболеваний головного мозга – атеросклероза, гипертонии, отдельных сосудистых патологий. Отличаются от другой разновидности расстройств психики, что не имеют ярко выраженной психопатологии и преобладанием неврологических расстройств.

Расстройство личности сложного генеза, как диагноз ставится тогда, когда есть более одной причины развития данной патологии.

Психический дефект — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Психический дефект или дефект психики (от лат. dēfectus — отсутствие, недостача) — снижение уровня личности или неполноценность интеллектуальных функций человека по сравнению с нормой (врождённый дефект) или с преморбидным состоянием (приобретённый дефект после болезни)[1]. Нарушения, которые образуют психический дефект, могут быть компенсированы определёнными действиями человека или преодолеваться патологическим образом, путём гиперкомпенсации. Понятие «психический дефект» гораздо шире, чем понятие слабоумие, поскольку включает не только признаки интеллектуальной недостаточности, но и снижение уровня личности в целом.

История развития психического дефекта[править | править код]

Появление понятия «психический дефект» связано с развитием специальной психологии в рамках которого рассматривают различные дефекты снижения уровня личности или неполноценности функционирования человеческого интеллекта. Дефекты психики получили большое распространение с появлением гуманистических идей в середине ХVIII столетия. В конце века учеными была предпринята попытка развития основных направлений психического дефекта. К ним традиционно относили такие понятия, как тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология. Значительный вклад в развитие понятия «психического дефекта» внёс Лев Семёнович Выготский, который разработал структуру дефекта психического развития. Тем не менее, сам Выготский показывает, что такая психическая отсталость — предмет более глубокого изучения дефектологии в целом.

«Понятие умственной отсталости есть самое неопределенное и трудное понятие специальной педагогики. Мы до сих пор не имеем сколько-нибудь точных научных критериев для распознавания истинного характера и степени отсталости и не выходим в этой области за пределы самого приблизительного и грубого эмпиризма».

Первым и самым основным симптомом психического дефекта является частичная потеря памяти. Пациент перестает запоминать определённые события, произошедшие совсем недавно (в течение 1-3 дней), происходит ослабление памяти. Также у пациента начинает формироваться хроническое переедание, человек не отдает отчет о том, что и сколько он ест. Пациент, у которого наблюдается психический дефект, становится неопрятным, перестает следить за собой, уходит от всяческого контакта с людьми, становится асоциальным субъектом. Чаще всего больные, у которых наблюдаются все вышеперечисленные симптомы, прикованы к кровати или же абсолютно беспомощны. Самая опасная симптоматика психического дефекта проявляется у больных с распадом личности.[3].

С развитием заболевания из памяти выпадают и события, произошедшие в жизни больного достаточно давно. Больной, у которого наблюдается психический дефект, становится раздражительным, сварливым, в поведении человека появляется черствость, снижается интерес к любым видам познавательной деятельности. Человек теряет способность критиковать совершенные поступки и отдавать себе отчет о сказанном. Больного нередко сопровождает чувство эйфории, что приводит человека к совершению нелепых, осуждаемых обществом поступков. У людей с психическим дефектом достаточно развита мимика лица, которая передает истинные эмоции человека. Физиогномика лица позволяет с определённой точностью вычислить психический дефект у человека и определить дальнейшее лечение.

  • Врождённый — наследственный психический дефект, может быть передан генетически от отца или матери. Врожденное слабоумие (олигофрения) может также формироваться в течение трёх первых лет жизни, которое проявляется в основном в снижении интеллекта.
  • Приобретённый — может включать в себя личностные, интеллектуальные негативные расстройства или их сочетание. Приобретенный психический дефект, в свою очередь, может быть разделен на три группы: дефекты, определяемые преимущественно личностными расстройствами; глубокие личностные дефекты; глубокие психические дефекты, в которых на первый план выступает деменция.[4].
  • В 2009 году в Бангладеш состоялась пятая международная конференция по врожденному слабоумию, то есть по олигофрении. Участники мероприятия обсуждали формы психического дефекта, причины, а также методы лечения данного расстройства.
  • В 2013 году в ФГАУ «ФИРО» прошла Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам организации и содержания обучения детей с умственной отсталостью, то есть с различными психическими дефектами. В конференции приняли участия как педагоги — специалисты по врожденным и приобретенным формам психического дефекта, а также преподаватели высших учебных заведений и образовательных учреждений среднего образования.[5].

Врожденная форма психического дефекта находит отражение в книге «Олигофрен» Гани Манаб. Главный герой романа обладает врожденным слабоумием и одновременно выступает в роли рассказчика. Юноша, лишенный всех человеческих благ и нормальной семьи, влюбляется в девушку из достаточно обеспеченной семьи. Усугубляющим фактором становится психический дефект героя, который проявляется в неполноценности его интеллектуальных функций.

Главным героем с психическим расстройством делает и автор нашумевшего романа «Форрест Гамп» Уинстон Грум. Повествование ведется от первого лица, то есть сам юноша, страдающий от психического дефекта, рассказывает о своей жизни и ежедневных происшествиях. Уинстон Грум показывает, что индивид, страдающий определённой формой снижения уровня личности, может достичь определённых успехов в обществе.

Позднее, по мотивам романа был снят фильм, ставший самой кассовой картиной 1994 года.

« Самый кассовый фильм 1994 года, классика душевного кино и лучшая иллюстрация поговорки „дуракам везет“ — история жизни умственно отсталого парня, который фантастическим образом превращается в известного футболиста, героя въетнамской войны и становится миллиардером, но остается таким же бесхитростным, наивным и добрым.»[6]

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *