Пример стереотипа – Стереотип пример из жизни по обществознанию. Стереотип это? Гендерные, этнические, социальные стереотипы. Откуда берутся стереотипы? Кому выгодны? Как с ними бороться? Есть ли польза от стереотипов? Питание и ЗОЖ

Содержание

что это такое и чем они плохи?

На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.

Что такое стереотип?

Стереотип — это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.

Стереотипы — это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами

стереотипы не являются чем-то врожденным. Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.

Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.

Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.

Пройти тест на характер человека

Примеры стереотипов:

  • Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
  • Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
  • Все богатеи – воры.
  • Заработать много денег честным трудом невозможно.
  • Бьет – значит любит.
  • Самое дорогое – самое качественное.

Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.

История понятия «стереотип».

Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.

В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.

У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:

  • Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
  • Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
  • Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
  • Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.

Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.

Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.

Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.

Пройти тест на тип восприятия

5 стереотипов, которые мешают нам жить.

Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.

Этностереотипы.

Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:

  • «Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
  • «Типичный китаец»: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
  • «Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
  • «Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.

Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.

Гендер или пол.

Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:

  • Мужики не плачут.
  • Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
  • Все блондинки – глупые.
  • Домашняя работа для мужика – позор.

Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.

Отношения и семейная жизнь.

В наши головы с детства вкладывают шаблоны об идеальных отношениях. Большинство информации мы получаем от родителей, но свои коррективы вносят книги и рассказы окружающих «о том, как надо». Часто юноши и девушки завязывают отношения и вступают в брак, надев розовые очки. Главное правило прочных отношений звучит так: никто не знает, как будет лучше именно для вас. Но есть несколько популярных шаблонов, которые наверняка приведут к неприятностям и усложнят жизнь:

  • Он изменится после свадьбы.
  • Своего человека я узнаю с первого взгляда.
  • Настоящая любовь – это всегда праздник.
  • В отношениях не должно быть обязательств.
  • Противоположности притягиваются.

Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются. То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Реклама.

В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы, мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:

  • В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
  • В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
  • В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
  • В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).

Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.

Питание и ЗОЖ.

Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:

  • Похудение невозможно без клизмы.
  • Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
  • Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
  • Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
  • Самые полезные продукты – обезжиренные.

Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.

Выводы:

  • С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
  • Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
  • Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
  • Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
  • Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
  • Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
  • Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Стереотип — Википедия

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός «твёр­дый» + τύπος «отпечаток») — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий[править | править код]

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира[править | править код]

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки[править | править код]

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтён и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[1], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Х.‑Г. Гадамера «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков, а также показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов[править | править код]

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Советская традиция[править | править код]

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[2].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

  • Стереотип // Большая российская энциклопедия. Том 31. — М., 2016. — С. 235—236.
  • Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  • Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. — 2005. — № 4. — С. 125—141.
  • Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V, вып. 1—2 (15-16). — С. 120—139.

Этнические стереотипы: примеры, функции, виды

В межрасовых, равно как и в межгрупповых отношениях, важную роль играют этнические стереотипы. Они представляют собой упрощенные образы индивидуумов, которые имеют высокую степень согласованности. Как правило, все стереотипы усваиваются в детстве, причем это никогда не является следствием опыта. Обычно их получают из вторичных источников, глядя на родителей, друзей, бабушек, дедушек и так далее. Плюс ко всему, это происходит задолго до того, как ребенок начнет давать себе оценку, относить себя к какой-либо определенной группе или иметь представление о собственной личности.

Общая информация

Впервые о таком элементе, как этнические стереотипы поведения, заговорили в 1922 году. Сделал это популярный американский журналист, проводивший собственное расследование. Он сообщил, что образование стереотипов является естественной вещью, которая только играет на руку человеку.

Во-первых, когда люди вступают в контакт со сложным социальным объектом, которого они до этого не видели, то попросту не знают, как себя надо вести. И в этом случае им помогут «картинки мира», которые находятся в головах и мыслях, передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, с помощью стереотипов каждый человек сможет себя оправдать, защитить. Следовательно, его позиции, права и ценности всегда будут иметь определенный вес.

этнические стереотипы

Таким образом, стереотипы помогают человечеству справиться с восприятием мира, сохранить при этом личные качества, а также сориентироваться в сложных ситуациях. Соответственно, если речь идет об этнических предубеждениях, то люди смогут нормально себя чувствовать в обществе иностранцев, поскольку часть информации о них имеется.

Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, множество сформировавшихся в детстве стереотипов поменять будет невозможно (за редким исключением). Вероятно, именно поэтому человечество не может продвигаться дальше в развитии, так как оно застряло на стадии предубеждений.

Стереотипы на заре истории

Изначально этнические стереотипы означали только одно: все чужие – враги. В первобытном обществе встреча с другими племенами сулила только смерти и войны, поэтому длительное время люди не могли наладить между собой связь.

Когда межплеменные контакты начали расширяться, к примеру, появился обмен, человек стал узнавать новое не только о своих соседях, но и о самом себе. Теперь он понял, что не всегда может поднять свое орудие против другого члена первобытного общества. Он становился не простым соплеменником, помогающим в охоте, а другом, отцом или братом в эмоциональном смысле.

этнические стереотипы поведенияДалее предубеждения начинали развиваться полным ходом, ведь сколько было племен, столько существовало и стереотипов. Причем определение образов другой этнической группы основывалось на определенных исторических моментах. К примеру, если с одним обществом другое постоянно конфликтовало, то оно оценивалось как агрессивное, злобное. Если же обмен начинался сразу, да еще и на выгодных условиях, то племя получало более щадящую оценку, оно становилось добрым, дружелюбным.

Примеры

Очень разнообразны этнические стереотипы, примеры соответствующего поведения или мышления можно приводить бесконечно долго. Более того, предубеждения будут основываться только на одной народности, в них заключена мысль людей, связанных культурой, родиной и особенностями поведения.

Можно выделить несколько стереотипов, которые русские относят к другим жителям планеты:

  • Все немцы пунктуальны и педантичны.
  • Все евреи умные, но жадные.
  • Все американцы имеют стандартное мышление, они не могут отклоняться от курса, заданного в детстве или законодательством. К примеру, ни один американец не станет самостоятельно вкручивать новую лампочку, если та перегорела. Этим займется специально обученный человек.
  • Все испанцы слишком эмоциональны, они вспыльчивы.

В то же время о русском человеке у других наций также складывается определенный стереотип. Наиболее распространенным из них является прирученный медведь, который играет на балалайке, и, конечно, водка – ею все россияне завтракают, обедают и ужинают.

Классификация

Если рассматривать не только этнические стереотипы, примеры отношений между конкретными людьми или полноценными обществами будут разделяться на несколько видов:

  1. Восприятие людей относительно друг друга. То есть это те предубеждения, которые складываются в рамках узкой группы людей. Например, родителей надо уважать, старших почитать и так далее. Такие стереотипы будут укладываться в головах младшего поколения только при условии, что старшие занимаются их выполнением, а не только пустыми разговорами.
  2. Межполовые стереотипы. Примеры: женщины должны заниматься домом, а мужчины – работать; мальчики не плачут, девочки всегда глупые.
  3. Возрастные стереотипы. Примеры: подростки трудны в воспитании и контролировании, старики всегда ворчат.
  4. Этнические стереотипы.
этнические стереотипы примеры

В принципе, виды этнических стереотипов образовались в процессе развития социума. Кроме того, они формируются у каждого отдельно взятого человека. Если предположить, что индивид приехал в Прагу, и на вокзале у него украли кошелек, то он может думать, что все чехи – воры. То есть существуют общепринятые этнические предубеждения и частные.

Как происходит процесс формирования

Проблема предрассудков существовала всегда, и формирование этнических стереотипов сказывается на ней в большей мере. Даже сегодня, когда любой человек может найти все информацию, которая его интересует, стабильность предубеждений все-таки присутствует.

Формирование начинается с раннего детства. Однако в юном возрасте ребенок не может мыслить в рамках отношений между нациями, и он складывает стереотипы относительно своей семьи и ее отношениями с другими людьми. Но сам процесс закладывается непосредственно в это время.

этнический стереотип и этнический образЭтнические стереотипы впервые дают о себе знать в подростковом возрасте, когда человек максимально беззащитен перед ними. Если у девушки или парня еще не сложилось собственное мнение по какому-то поводу, то навязанные идеи заменят самостоятельное мышление. Именно поэтому любая пропаганда станет для молодежи мгновенно впитываемой информацией. Этим обусловлено то, что у стереотипов имеется ригидность. Подростки, которые получили заданный темп развития мышления, попросту не представляют, как можно думать по-другому. Но все-таки изменения присутствуют, и интернет играет в этом далеко не последнюю роль.

Этническая картина мира

Сегодня функции этнических стереотипов постепенно начинают угасать, но пока еще исключать их полностью нельзя. Первобытная этническая картина мира представляет собой совсем иное. Тогда предубеждения играли особую роль, они помогали племенам выживать. К примеру, с одними общинами отношения могли быть налаженными, с другими – враждебными. И чем раньше новый член социума об этом узнавал, тем больше у него было шансов на выживание.

функции этнических стереотиповВ современности этнические стереотипы основываются больше на эмоциях, нежели на враждебности и так далее. Чаще всего они несут негативную нагрузку. Например, если русский общается с американцем, то из-за предубеждений он изначально может несерьезно оценивать своего собеседника. Его предвзятое отношение добавит плохих эмоций, причем обоим. Так же обстоят дела и с другими нациями.

Этническая толерантность

Сегодня этнический стереотип и этнический образ постепенно начинают сливаться в одно понятие. Ранее было по-другому. Например, русские думали о том, что все шотландцы носят юбки (как мужчины, так и женщины). Это этнический стереотип. Но они могли быть знакомы с отдельно взятым шотландцем, который одевался так же, как и все, то есть в брюки или джинсы. Это этнический образ.

этнические стереотипы русскихВ современности, чтобы гражданское общество формировалось правильно, необходимо воспитывать в подрастающем поколении толерантность. В последней закладывается умение ценить и уважать культуру других народов, их традиции и обычаи. Если взять в пример ту же самую Шотландию, то ношение килта никак не должно высмеиваться. Это и будет толерантностью.

Межнациональное общение

Этнические стереотипы русских, как и многих других народов, формируются в подростковом возрасте. И задачей родителей, учителей или наставников является создание таких условий, при которых молодежь не будет идти на поводу навязанного мнения. Подростки должны самостоятельно выработать свой процесс мышления, а значит, и свои стереотипы.

Если не давать таковой возможности молодому поколению, то человечество не продолжит своего духовного развития. К примеру, стереотипы могут создать крайне негативную ситуацию в ходе межнационального общения. Более того, если человек получил какие-то предубеждения, то он не будет их опровергать в процессе жизни. Напротив, он станет постоянно находить примеры, которые их подтверждают.

формирование этнических стереотиповСоответственно, чтобы межнациональное общение выходило на новый толерантный уровень, необходимо отказываться от стереотипов.

Заключение

Таким образом, этнические стереотипы поведения являются вовсе не тем продуктом, который обобщает одинаковые или схожие черты одной нации. В них личностные качества отдельных людей заменяются заведомо односторонним предубеждением. Последнее, в свою очередь, представляет собой негативную установку по отношению к отдельной группе людей.

В результате соответствующего поведения образуется настороженность, причем с обеих сторон. Первые идут на поводу у своих стереотипов, вторые ведут себя плохо вследствие неуважительного отношения. Образуется некая отчужденность, которая вызывает недоразумения, а также затрудняет все последующее взаимодействие.

Гендерные стереотипы в обществе и на работе

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Гендерные стереотипы

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

генденые роли

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

перед телевизором

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

***

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

***

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

***

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

***

О стереотипах. Кому они на руку. Примеры

Может и не совсем в тему, но всё же:

На миру и смерть красна

Журналист Максим Кононенко — о еще одной яркой странице в истории рукопожатного бесстыдства

Буквально вчера, готовя итоговую реплику для радио, я анализировал топовые запросы к Google и «Яндекс» за уходящий год. Они вообще довольно слабо друг с другом коррелируют — разве что цвет сине-черно-бело-золотого платья интересовал обе аудитории. Политические события нас и их интересовали разные (у нас свои теракты, у них — свои), спортивные события — тоже. Но самое интересное расхождение я обнаружил в категории «Люди».

Аудитория Google интересовалась вот такими людьми: Ламар Одом, Кейтлин Дженнер, Ронда Роуси. А также сменой пола отчима Ким Кардашьян. Сейчас совершенно неважно, кто эти люди (я, например, не знал из них никого, кроме Ким Кардашьян). Важно то, что все эти люди — живые.

А вот кем интересовалась аудитория «Яндекс»: Борис Немцов, Жанна Фриске, Батырхан Шукенов, Майя Плисецкая, Елена Образцова, Олесь Бузина, Демис Руссос. То есть — мертвые люди.

Этот феномен хорошо объясняет некоторые аспекты произошедшего с погибшим на днях Владиславом Колесниковым. Вернее, даже не с ним (он уже умер), а с теми, кто на эту смерть реагировал.

История вкратце такова: минувшим летом 17-летний студент подольского колледжа (специальность — повар) пришел в учебное заведение с нашитым на футболку украинским флагом. На флаге было написано «Вернуть Крым!». Случился конфликт, домой к студенту зачем-то пришла полиция, о произошедшем узнал дед Владислава, у которого он и жил.

Дальнейшее сам Владислав и его дед описывали по-разному.

Студент написал, что дед немедленно отобрал у него паспорт и отправил домой, к отцу, в город Жигулевск Самарской области. Дед рассказывал какую-то сложную историю про бабушку, которой не нравился бардак в квартире.

Версия студента выглядит более достоверной, откуда можно предположить, что обстановка в семье была напряженной.

Переехав в Жигулевск, студент продолжил борьбу. Во время медкомиссии в военкомате он включил на телефоне гимн Украины. Правда, в отличие от Подольска, там это ни на кого никакого особенного впечатления не произвело. Кроме этого, юноша продолжал периодически писать на Facebook, где у него сложился довольно большой круг поддержки.

Важную роль в этой поддержке практически с самого начала играло «Радио Свобода».

«Влад обрел множество друзей в интернете, однако его проклял родной дед, бывший сотрудник КГБ», — писал сайт «Свободы» в худших традициях ранних восьмидесятых. Молодому человеку всё это льстило. Он с удовольствием выкладывал ссылки на материалы «Свободы», любил упоминать рядом с собой фамилии «Навальный» и «Новодворская».

Был у Владислава в Подольске друг по имени Николай. С ним вместе они, собственно, и боролись. У Николая были какие-то психиатрические проблемы, и он принимал психотропные препараты. С этими препаратами он и приехал несколько дней назад в гости к Владу в Жигулевск. Они купили алкоголя, выпили, а потом Влад по каким-то причинам принял еще и энергетиков с таблетками Николая.

Быть может, это было самоубийство от провинциальной тоски и уныния. Быть может, это была просто попытка избежать провинциальной тоски и уныния. Мы не знаем. Мы знаем только одно: Владислав умер. Николая удалось откачать.

На этом история Владислава Колесникова заканчивается и начинается совсем другая история. История бесстыдства и подлости.

Вот всего несколько тематических цитат первого дня.

Виктор Шендерович: «Отрицательная селекция продолжается». Рустем Адагамов: «Еще одна жертва этого мерзкого времени». Саша Сотник: «Мы начали жрать младенцев. Собственных детей принялись пожирать». Аркадий Бабченко: «Эта страна умеет только одно — убивать своих лучших». Виталий Портников: «На самом деле самоубийство Влада Колесникова — это, конечно же, обычное российское убийство». Марк Гальперин: «Влада Колесникова могла убить ФСБ». Айдер Муждабаев: «Именем этого парня мы назовем улицы в Крыму».

Самое интересное в этих цитатах — кто их говорит. Дело в том, что об истории Влада Колесникова знали на протяжении этого полугода тысячи людей. Но все эти тысячи людей были замкнуты в своем герметичном кругу. Я, например, хоть и обладаю довольно широким кругозором, узнал о погибшем только после его смерти. То есть помочь находящемуся в сложной психологической обстановке подростку не мог. А все процитированные выше — могли, потому что все они знали об этой истории с самого начала.

Могли, но не помогли.

И вот парень, которого они месяца подбадривали: «Давай, не сдавайся!», не выдержал. Решил отрешиться — быть может, временно, а может, и навсегда. И умер. Что делают в подобной ситуации (мог помочь — но не помог) люди с остатками совести? Они или каются, или молчат.

Что делают люди, лишенные остатков совести? Они пользуются страстью русского человека к мертвым героям. Они поднимают мертвого героя на щит и обвиняют в его смерти ту часть мира, которая ни сном и ни духом. Они делают из трагически погибшего ребенка памятник уже в день его похорон, при этом не забывая помянуть недобрым словом родных этого ребенка. Которые, на минуточку, в эти самые часы хоронят своего ребенка! И на похоронах, кроме них, никого нет.

Никого из процитированных выше.

Ни одного.

http://izvestia.ru/news/600840

приведите примеры стереотипов восприятия партнеров по общению

Примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека. * женщины — слабый пол; * предназначение женщины — быть матерью и женой; * женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры» ; * женщина не может быть руководителем; * все женщины хотят одного — выйти замуж; * умная женщина не может быть счастлива в личной жизни; * мужчины — сильный пол; * мужчины не плачут; * мужчины умнее женщин; * все мужья изменяют женам; мужчины должны руководить; мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины.

да вся теория о толковании поз и жестов один большой стереотип. Села бочком подогнув ноги — стеснительная значит, в себе не уверена. А у меня колено болит, мне так сидеть удобнее — вот и вся теория

Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами

Ответы@Mail.Ru: Что такое «стереотип»?

определённое сложившееся мнение, представление о чём-то

Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток» ) . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип» , в зависимости от методологического направления научной школы. Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.

Это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами.

Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток» ) . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип» , в зависимости от методологического направления научной школы. Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.

Это когда сортируешь что-то у себя в голове без размышлений. Например, » все мужики — сволочи » или » нет Щастья в жизни» )))

Определенное устойчивое мнение, отношение по отношению к фактам, событиям, людям, бытующее в обществе, группы людей, у отдельной личности. Стереотипы живучи, с ними трудно бороться. Например, мужской стереотип — баба дура, актерский — публика дура, женский — мужики сволочи, у правительства — народ быдло.

устойчивый образ каких-либо людей или явлений

Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами все дети — чисты душой

Стереоти́п (от др. -греч. στερεός — твёрдый, объёмный [1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы. В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т. д. Содержание [убрать] 1Западная традиция (У. Липпман) 1.1Экономия усилий 1.2Разметка мира 1.3Стереотипы и предрассудки 1.4Динамика стереотипов 1.5Гендерные стереотипы 2Советская традиция 3Примечания 4Литература 5См. также Западная традиция (У. Липпман) [править | править вики-текст] Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г. Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т. к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык. Экономия усилий [править | править вики-текст] Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Разметка мира [править | править вики-текст] Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипо

Стереотип- это определённое сложившееся мнение, представление о чём-либо.

русские стереотип медведь водка велосипед а евреи жадные но это не так

Это — что буржуи о нас думают

Стереоти́п изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.

тереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток» ) . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип» , в зависимости от методологического направления научной школы.

стереотип-это устойчивый образ какого- либо человека, складывающегося в условиях нехватки информациию.

Ничоси!!! Ты уже 7 лет сдесь, в маил ру Да ты ветеран

Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток» ) . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип» , в зависимости от методологического направления научной школы. Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.

Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. Характерный пример стереотипа – представление русских о чукчах или французов – о бельгийцах.

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *