Рефлексия что это в педагогике – Презентация к педсовету по теме «Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого- педагогические условия ее организации»

Содержание

Рефлексия в педагогике: понятие, компоненты и функции

Определение 1

С философской точки зрения рефлексия представляет собой размышление индивида о самом себе, самонаблюдение, анализ продуктов собственной активности и их переосмысление, изучение своих эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексию можно определить как формирование нового знания в сознании человека.

Что же такое рефлексия в педагогике? С точки же зрения психологии рефлексия рассматривается в качестве процесса самопознания личностью своих внутренних психических состояний. Социальная психология определяет рефлексию не просто в виде понимания себя самого субъектом, но и как осознание его оценивания и восприятия другими людьми. Такое осознание является следствием наличия способности индивидуума ставить себя на чужое место и понимать позицию другого человека.

Рефлексия представляет собой личностное свойство, являющееся значимым аспектом развития личности и формирования ее цельной психической культуры. Понятие рефлексии начало активно применяться в рамках педагогики только в последние несколько десятков лет. Этот факт обретает дополнительную необычность, если учитывать то, что педагогика по своей сути является понятием, которое носит рефлексивный характер. Это наблюдается в стремлении педагога посмотреть на процесс обучения глазами учащихся, оценить происходящее с их точки зрения и пытаться учитывать ее и внутренний мир воспитанников в дальнейшем.

Взаимодействуя с ребенком, педагог оценивает свои действия в рамках организации процесса в качестве одного из участников данного взаимодействия. В ходе педагогической рефлексии педагог смотрит на происходящее со стороны коллег-педагогов и воспитанников, рассматривает собственную деятельность с точки зрения определенной педагогической ситуации и технологий, а также идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия.

Главная цель процесса педагогического воздействия представляет собой достижение развития. Данный процесс является, в основном, внутренним и справедливо оценивать его может лишь непосредственно субъект такого воздействия. Оценивание продукта взаимодействия, действенности способа развития и саморазвития осуществляется субъектом путем погружения в себя, и самоанализа, другими словами с помощью рефлексии.

Определение 2

Рефлексия в педагогике определяется в качестве непосредственного процесса, а также как результат фиксирования субъектами степени своего развития, саморазвития и того, что стало их причиной. Ход педагогической рефлексии подразумевает под собой самооценку и взаимоотражение членов данного педагогического процесса и взаимодействия, осознание педагогом особенных аспектов внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.

Педагогическая рефлексия — это… Определение, характеристика, развитие, методы и применение в педагогике

Так как развитие и обучение — внутренние процессы, то управлять ими внешними способами, например, принуждением, не получится. Чтобы направить их в определенную сторону и помочь ребенку понять материал, преподаватель должен сначала представить себе эти внутренние процессы и, по возможности, внести в них коррективы. Рефлексия педагогической деятельности — это интроспективное начало познания и себя, и других.

Эта способность крайне необходима школьному учителю. По сути, это одно из тех качеств личности, которые необходимы студенту, выбравшему педагогический вуз.

Общая характеристика

С развитием философии человек все больше и больше познавал свой внутренний мир. Появилась теория познания, а в ее рамках — понятие рефлексии. Что это такое? Рефлексия дает возможность осознать свою мыслительную активность и ее направление.

рефлексия в педагогике

Чтобы яснее понять значение слова, нужно взглянуть на корни понятия. Слово «рефлексия» переводится как «возврат». Авторы по-разному определяют рефлексию, но мы остановимся на одном, более четком и конкретном определении. Педагогическая рефлексия — это определенный способ мышления, направленный на осознание компонентов педагогического процесса.

С помощью этого метода самопознания учитель осмысливает не только детские проблемы, но и свои мысли, и свои средства мышления. Выбор средства осмысления жизни — это высочайший уровень владения рефлексией.

Рефлексирование в философии, психологии и педагогике

В философию слово «рефлексия» ввел в XVII веке Джон Локк. Он понимал под рефлексированием мысленный процесс, помогающий находить и накапливать новые идеи. Рене Декарт описывал ее как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей. В психологии рефлексия рассматривается как вживание в себя прежнего и анализирование внутренних ценностей с учетом нового опыта.

профессиональное развитие педагога

Педагогика ввела понятие рефлексии, чтобы научить молодого преподавателя направлять внутренний взор на «прошлого» себя, на все свои ошибки во взаимодействии с детьми.

Рефлексия педагогической деятельности

В отличие от гносеологической философской, рефлексия педагога направлена на 3 важнейшие аспекта:

  • Анализ собственной работы.
  • Оценка деятельности учащихся.
  • Оценка вовлеченности учеников в познавательный процесс.
осмысление опыта

Самоанализ учителя включает в себя такие сферы:

  • эмоционально-чувственную;
  • сферу ценностных ориентаций;
  • сферу определения уровня потребностей учащихся;
  • гностическую — исследование приемов познания;
  • деятельностную сферу осознаний.

Трудность педагогической деятельности в том, что мышление педагога постоянно должно находиться в двух измерениях. Преподаватель в первую очередь — организатор учебного процесса, но одновременно он должен смотреть на себя и со стороны детей. Ему нужно понимать, как его материал воспринимается.

Рефлексия педагогического опыта развивает молодого специалиста. Именно на основе переосмысления своей практики учитель может планировать свои новые интересные проекты и мотивировать себя на полную самоотдачу процессу обучения.

Только благодаря рефлексивной мыслительной активности преподаватель способен воспринять личность ученика и построить с ним конструктивный диалог.

Рефлексивная дуга

Без осознания своих ошибок и достоинств ни одна творческая профессия не может существовать. Профессия преподавателя также относится к творческим, и развивать свое мастерство выбравший этот путь человек может только благодаря рефлексивной дуге. Что такое рефлексивная дуга? Это системное анализирование и личности ученика, и своей личности в контексте произошедшей ситуации.

Рефлексия педагогической практики нужна постоянно. Каждый новый опыт дает стимул к дальнейшему развитию, даже если это негативный опыт. Именно этому нужно обучать учеников в первую очередь — не бояться негативных результатов, исправлять ошибки, делать выводы и идти вперед.

Функции

Что подразумевает под собой термин «рефлексия»? Мы уже знаем, что это способность педагога в свое мышлении проецировать мышление ребенка и вести урок в соответствии с интеллектуальными и эмоциональными потребностями учащихся.

Рефлексия это

Но каковы функции педагогической рефлексии?

  1. Исследовательская. Прежде всего, преподаватель должен уметь учится сам.
  2. Организаторская. Преподаватель способен организовать учебный процесс только в том случае, если он владеет умением рефлексировать.
  3. Диагностическая. Рефлексия помогает учителю понять уровень развития своих учеников, понять, насколько эффективна его личная деятельность.
  4. Коммуникативная. Преподаватель, если он хочет, чтобы ученики его слушали и ценили, должен понимать, как найти подход к тому или иному ребенку. Главное, помнить, что каждый ученик — это личность со своими особенностями.
  5. Проектировочная. Постановка новых задач для себя.
  6. Коррекционная. Через внутреннюю рефлексию преподаватель корректирует свою деятельность в соответствии с уровнем развития учеников.

На практике, уже в процессе применения рефлексии как метода, преподаватель научится более эффективно взаимодействовать с детским коллективом. Педагогическая рефлексия — это и путь, и результат. Со временем способности к самоорганизации и рефлексии только возрастут.

Механизм включения рефлексии

Основная задача педагога — научить детей. Разбираться с родителями ребенка и переубеждать их в чем-то — не его обязанности, поэтому рефлексия включается исключительно на уроках.

педагогический опыт

Этапы в самоанализе можно выделить следующие:

  1. Исследование.
  2. Выделение затруднений.
  3. Установление причин такого положения дел.
  4. Критика старых шаблонов — самый сложный этап. Необходимо вернуться мысленно в прошлый опыт, выделить в нем положительное и отрицательное, понять, что же служило причиной прошлого поведения.
  5. Создание новых шаблонов поведения. На основе старого опыта нужно найти новые способы решения проблемных ситуаций.

Конечно, новые шаблоны не выработаются за неделю. Нужно будет преодолеть массу препятствий и найти подходящую для этого коллектива стратегию поведения, ведь в зависимости от уровня развития детей и их любознательности поведение педагога может быть различным.

Компоненты

Структура педагогической деятельности также заслуживает внимания. Рефлексия педагогической деятельности как сложная система мыслительных операций имеет свою структуру.

Деятельность педагога как субъекта, организующего учебу, включает в себя:

  • Волевой компонент — умение принимать решения и доводить начатое до конца.
  • Когнитивный — умение находить нужную информацию и эффективно самообучаться.
  • Эмоциональный — формирование отношения к своей деятельности и ее результату.
  • Мотивационный — осознание ключевой идеи. Для чего педагог проводит всю свою работу.

С помощью постоянного анализа ситуаций преподаватель осознает настоящую ценность своей работы. Когда трудности пласт за пластом наслаиваются на педагога, сложно не впасть в разочарование. Не всегда воля и знания помогают справиться с падением мотивации.

Развитие

Педагогическая рефлексия — это поддержка и развитие собственной личности. Преподаватель должен знать свои психологические особенности и адекватно оценивать свои возможности, иначе эмоциональное напряжение приведет к упадку сил и профессиональному выгоранию. Мастерство учителя заключается в постоянном самостоятельном развитии и поддержке, руководстве детей в их стремлении к познаниям и творчеству, а это сделать невозможно, если не понимаешь себя.

зрелость педагога

Одним из популярных подходов к аналитической деятельности выдвинула Г. Г. Ермакова. Она выделяет 3 критерия, на которых строится личное рефлексирование:

  1. Достаточность знаний. Знания о рефлексии могут быть глубокими или не очень, дифференцированными или нет.
  2. Отношение к самоанализу. Ценит ли сам человек свои усилия, направленные на анализ? Любит ли он преобразовывать себя и свои устремления?
  3. Поведение. В этом критерии оценивается целостность системы знаний, действий и устремлений педагога.

Педагогическая рефлексия педагогов, как видим, нужна не только для успешного взаимодействия с коллективом детей, но и для профессионального развития, и сохранения собственной трудоспособности.

Технологии

У каждого преподавателя вырабатываются свои технологии рефлексии. Они все эффективны и по-своему интересны для детей. Рефлексия в педагогическом процессе предусматривает принятие к сведению опыта учеников, который они получили после взаимодействия с учителем.

обучение детей. психология

Рассмотрим несколько популярных технологий:

  1. Ключевое слово — учащиеся выбирают одно слово, которое станет своего рода резюме опыта от урока.
  2. Рефлексивный круг — когда подведены итоги информационной части, участники взаимодействия садятся в круг и свободно рассказывают об открытиях, которые они для себя сделали, о новых знаниях и своих выводах.
  3. Рефлексивная мишень.
  4. Мини-сочинение, которое пишется в конце урока.

Эти техники может проводить даже совсем молодой преподаватель. Ему как раз будет полезно узнать, как дети относятся к его урокам. Такие занятия улучшат его самоанализ и дадут больше пищи для размышлений о развитии своего профессионализма.

Приемы рефлексии содержания

Для детей более младшего возраста подходит такой прием как «Поезд». Смысл прост: на вагонах нарисованного поезда написаны основные идеи изученного за урок материала. Ребенку предлагают выбрать из записанных идей ту, которую он лучше понял.

Можно сделать более сложную модель рефлексивного анализа. На доске рисуют рыбу. В голове рыбы располагается основная идея изученного материала, в хвосте — выводы, которые можно сделать, а на плавниках — факты, которые ребенок смог уяснить и запомнить.

Анализ своего подхода к детям

Итак, есть приемы в педагогической деятельности, касающиеся рефлексии содержания и касающиеся эмоционального восприятия учителя. Второе не менее важно.

Педагог должен быть внимательным и прозорливым собеседником. Педагогическая рефлексия учителя должна идти на каждом уроке. Иногда нужно понять ребенка, стать ему товарищем, в других ситуациях — быть строгим с ребенком, который имеет малый жизненный опыт и плохо осознает последствия своей деятельности. Свое поведение учитель воспитывает и контролирует постоянно, так как несет ответственность за развитие нового поколения.

У каждого свой опыт педагогической рефлексии. Методы подбираются наиболее интересные и для самого учителя, и для учеников. Ведь однообразие их утомляет.

Вот несколько методов:

  • «Острова». Нужно нарисовать карту, где расположены острова, определяющие эмоциональный фон. Каждый ребенок должен по окончании урока повесить свой флажок на том острове-эмоции, который он выбрал как более соответствующий своему состоянию.
  • «Комплимент». По окончании взаимодействия в коллективе каждый ученик должен сказать какой-либо комплимент учителю, чтобы последний почувствовал хоть какую-то обратную связь.

Без обратной связи работать сложно. Учитель должен получить внутреннее психическое удовлетворение от своей работы. На каждом уроке учителю нужно побуждать детей делать собственные выводы и акцентировать их внимание на пробелах в знаниях.

Осознание прошлого опыта

Подвергать сомнению все, что знаешь — путь настоящего мыслителя.

Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание.

Данте Алигьери

обучение и рефлексия

Педагогическая рефлексия — это также способность признавать свои ошибки. Поскольку человек, уверенный в том, что он всего достиг и все знает, останавливается в развитии и не может уже обучать других. Если студент хочет стать мастером своего дела, ему придется уделять много времени рассмотрению своих ошибок и поиску новых способов взаимодействия с учениками.

Рефлексия в педагогике

Понятие рефлексии

Определение 1

В философии рефлексия — это размышление индивида о себе самом, самонаблюдение, анализ собственных действий, эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексия является порождением нового знания в человеческом сознании.

Определение 2

В психологии рефлексия рассматривается как процесс самопознания внутренних психических состояний субъектом. В психологии социальной рефлексия представляет собой не просто знание, понимание субъектом себя самого, но и осознание оценки и восприятия его другими людьми. Это способность отражать мысленно позицию другого человека с его позиции.

Рефлексия является личностным свойством, представляющим собой важный фактор развития личности и построение цельной психической культуры человеческой личности. Понятие рефлексии в педагогику начало активно входить только последние десятилетия. Это не смотря на то, что педагогическая деятельность, по сути, имеет рефлексивный характер. Он проявляется в том, что, в процессе организации деятельности учащихся, педагог стремится увидеть себя и свои действия глазами воспитанников, учитывать в работе их взгляды и внутренний мир. Организуя взаимодействие с ребенком, педагог ставит себе оценку как участнику этого взаимодействия и диалога. Педагог в процессе педагогической рефлексии идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия, с определенной педагогической ситуацией, с воспитанником, с коллегами-педагогами, с разными моделями деятельности и педагогическими технологиями.

Доминантой процесса педагогического воздействия является развитие. Это процесс преимущественно внутренний и судить о нем может в первую очередь субъект развития и деятельности. Оценка результатов, эффективности развития и саморазвития реализуется субъектом посредством самонаблюдения, и самоанализа, то есть через рефлексию.

Определение 3

Соответственно, рефлексия в педагогическом процессе представляет собой непосредственный процесс, а также результат фиксирования субъектами уровня своего развития и саморазвития, причин этого.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимооценку и взаимоотображение участников педагогического процесса и взаимодействия, понятие педагогом внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.

Компоненты рефлексии

Педагогический процесс на практике предполагает обмен деятельностью между педагогом и воспитанниками, поэтому рефлексия в педагогическом процессе включает следующие основные компоненты:

  • рефлексию деятельности учащихся педагогом;
  • рефлексию педагогом собственной педагогической работы;
  • рефлексию педагогического взаимодействия педагогом;
  • рефлексию учащимся собственной деятельности;
  • рефлексию деятельности педагога учащимся;
  • рефлексию учащимся взаимодействия с педагогом.

Педагогический процесс реализуется педагогом для развития учащихся, поэтому все составляющие элементы рефлексии в педагогическом процессе обусловлены непосредственной рефлексией воспитанника собственной деятельности в этом процессе. Это делает целесообразным рефлексию взаимодействия и рефлексию работы педагога.

Функции рефлексии

Рефлексия в процессе педагогического взаимодействия является первостепенным условием для оптимизации развития и саморазвития всех участников данного процесса. Рефлексия выполняет следующие функции:

  • диагностическую функцию, которая заключается в констатации уровня развития участников педагогического процесса, а также их взаимодействия и уровень его эффективности;
  • проектировочную, которая предполагает проектирование и моделирование деятельности, тесное взаимодействие участников педагогического процесса;
  • организаторскую функцию, способствующую организации наиболее эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учеников;
  • коммуникативную функцию, которая является одним из важнейших условий общения педагога и воспитанников;
  • смыслотворческую функцию, позволяющую сформировать в сознании участников процесса смысловой основы их собственной деятельности и взаимодействия;
  • мотивационную функцию, которая задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
  • коррекционную функцию, побуждающую участников процесса корректировать свою деятельность и взаимодействие.

Выделение и реализация данных функций способствуют повышению уровня развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, помогают определить процедуру самой рефлексивной деятельности.

Педагогическая рефлексия

Определение 1

Рефлексия – это междисциплинарное понятие, имеющее многовековую историю, подразумевает обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.

Понятие педагогической рефлексии

Значение рефлексии в профессиональной деятельности, а именно в педагогической, имеет большое значение, это обусловлено следующими причинами:

  1. Рефлексия необходима для овладения педагогической профессией, так как она позволяет понять будущему педагогу, в правильном ли направлении он движется, есть ли у него педагогические задатки.
  2. На основании рефлексии осуществляется контроль и управление педагогическим процессом, а также процессом самообразования и профессионального самосовершенствования.
  3. Рефлексия имеет большое значение при изменении условий в профессионально-образовательной деятельности.
  4. Рефлексия является одним из важнейших механизмов развития педагогической деятельности.

Определение 2

Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.

Замечание 1

Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.

То есть педагог, осуществляющий рефлексию собственной деятельности, это, по сути, «вечный ученик своей профессии», который проявляет неутомимое желание и потребность самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.

Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется:

  1. Этап определения цели педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.

  2. Этап выбора способа педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.

  3. Этап определения результатов педагогической деятельности

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.

Виды (типы) педагогической рефлексии

Выделяют следующие виды педагогической рефлексии и области ее научного исследования:

  1. Кооперативная рефлексия – предполагает «высвобождение» субъекта из процесса педагогической деятельности, своеобразный «выход» во внешнюю позицию, осуществление оценки уже выполненной работы, а также предполагаемой. Акцент ставится не на результат рефлексирования, а на его отдельные процессуальные части.
  2. Коммуникативная рефлексия – является важнейшей составляющей общения и межличностного восприятия, представлена в виде специфического качества познания человека человеком.
  3. Личностная рефлексия – направлена на исследования субъектом собственных поступков, переосмысление собственного «Я», своих профессиональных знаний и умений.
  4. Интеллектуальная рефлексия – процесс оценки знаний об объекте педагогической деятельность и способов действия с ним.

Замечание 2

Последний, четвертый вид рефлексии является преобладающим, особенно в научных педагогических публикациях, отражающих специфику развития инновационных технологий и методов обучения.

Помимо указанных четырех видов рефлексии, в последнее время выделили три ее типа:

  • экзистенциальная рефлексия – занимается исследованием глубинных смыслов личности, основанных на переживаниях, личных страхах, чувстве вины, обиды и т.д.;
  • культурная рефлексия – осуществляется анализ культурных основ и компетенций личности человека;
  • саногенная рефлексия – занимается изучением и анализом эмоциональных состояний человека, в рамках его профессиональной деятельности.

Кроме того, принято выделять рефлексию педагогического общения:

  1. Социально-перцептивная рефлексия – направлена на перепроверку и переосмысление педагогом собственных мнений и представлений, которые у него были сформированы в процессе общения с учащимися, коллегами и родителями учащихся в рамках педагогического процесса и за его пределами.
  2. Коммуникативная рефлексия – состоит в осознании субъектом педагогического процесса того как его воспринимают и оценивают другие участники процесса, то есть как они видят его «Я».
  3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Функции педагогической рефлексии

В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

  • Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
  • Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.
  • Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.
  • Смыслотворческая — предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.
  • Мотивационная — направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.
  • Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — это… Что такое РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ?

  • Богин, Георгий Исаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Богин. Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929(19291223), Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо… …   Википедия

  • Богин, Георгий — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… …   Википедия

  • Богин Г. — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… …   Википедия

  • Богин Г. И. — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… …   Википедия

  • Богин Георгий Исаевич — Георгий Исаевич Богин (23 декабря 1929, Ленинград (ныне Санкт Петербург) 10 октября 2001, Тверь) российский филолог, лингвист, герменевт, педагог, был хорошо знаком с психолингвистикой. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель… …   Википедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… …   Социология: Энциклопедия

  • Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) …   Википедия

  • УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Педагог — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание …   Википедия

  • Рефлексия в образовательном процессе

    * Рефлексия в образовательном процессе Рефлексия: самопонимание самопознание...

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    * Рефлексия в образовательном процессе Рефлексия: самопонимание самопознание понимание и оценка другого отрефлексировать что-то- «пережить», пропустить через свой внутренний мир, «оценить» управлять своей собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами обеспечение осмысления прошлого и предвосхищение будущего = обобщая понятия о рефлексии многих авторов, мы рассматриваем рефлексию учебной деятельности: с одной стороны, как способность к осознанию выполняемой деятельности (совокупности компонентов), с другой стороны, как средство регуляции этой деятельности (системы действий и операций, приводящих к успешному результату)

    2 слайд Описание слайда:

    Содержание рефлексивных умений Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучения, является многообразие форм рефлексии Вербальные формы: Устное обсуждение; Рассказ; Высказывание происходящих изменений; Опрос 2. Невербальные формы: Сочинение; Письменное анкетирование; Графическое или рисуночное изображение происходящих изменений; Рефлексивные вопросы: Что нового узнал (осознал, открыл, понял) на уроке? Какие уже имеющиеся у тебя знания потребовались в решении проблемы? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным? Что бы ты изменил в своих действиях на уроке? За что бы ты себя похвалил на уроке?

    3 слайд Описание слайда:

    Классификация рефлексии, которую предлагают отечественные педагогики Ю.С.Степанов, С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев По содержанию: устная рефлексия письменная рефлексия 2. По цели: рефлексия эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания 3. По функции: личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) интеллектуальная рефлексия

    4 слайд Описание слайда:

    4. По типу урока: после усвоения знаний, умений, навыков промежуточная рефлексия контрольная рефлексия итоговая рефлексия 5. По способам проведения: анкета вопрос символ таблица ситуация рисунок 3. По форме деятельности: фронтальная (выборочная) индивидуальная групповая коллективная

    5 слайд Описание слайда:

    Целями рефлексивной деятельности учащихся являются: 1) самосознание, 2) самоконтроль, 3) самоопределение, 4) самовыражение, 5) самоутверждение 6) самооценка Становление рефлексии в младшем школьном возрасте способствует его становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя ставить цель деятельности определять результаты деятельности соотносить результаты с целью деятельности определять наличие ошибок в собственном поведении описывать прожитую ситуацию

    6 слайд Описание слайда:

    В начальной школе педагоги используют один из видов рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел, сказал – не сказал, т.д.) сенсорную ( самочувствие: комфортно – дискомфортно, весело, скучно и т.д.) интеллектуальную (понял, осознал, испытал затруднения и наоборот) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя и других и т.д.) Духовную рефлексию лучше проводить письменно, индивидуально и без огласки результатов: «На уроке я чувствовал себя …, потому что …» «За весь день я…» «Так прошло мое лето …» «В последний день четверти я думаю…» «Если бы мой школьный год можно было начать сначала…»

    7 слайд Описание слайда:

    Важнейшее условие личностного роста и развития самопознание через полученную извне информацию активная ее переработка и предметное рассмотрение оценка себя и своего поведения в различных ситуациях: Личностью человек не рождается, он становится личностью Определение личности связывают с понятием «самосознание» и «рефлексия» Результатом применения рефлексии может стать: сконструированное понятие; сформулированное противоречие; найденная причинно-следственная связь или закономерность; теоретическая конструкция по изучаемому предмету; осознание процессов познания окружающего мира; осознание своего поведения; осознание своего психологического состояния;

    8 слайд Описание слайда:

    Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап Цель Содержание Варианты вопросов Этап организ. момента Побуждение учащихся К деятельности Выражается в выборе индивидуальной цели в рамках формирования умений и навыков Прочитайте тему урока и Попробуйте сформулировать Свои задачи и цели. С чего начнете? На этапе актуали зации Выявление уровня Подготовленности. Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания. В начале работы по теме урока содержа тельная рефлексия Помочь учащимся осознать «интеллектуальный конфликт», получит знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Как поможет вам работа в парах? На завершаю- щем этапе Подвести итоги, Поставить новые Цели, выявит удовлетворенность Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение Что дала вам эта работа в парах? Какие трудности вы встретили? Что нового узнали?

    9 слайд Описание слайда:

    Приемы осуществления рефлексии: Прием «Резюме» Учащиеся письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учителю Среди вопросов предлагаю следующие: Что понравилось на уроке? Что не понравилось и почему? Можешь ли ты лучше учиться по истории? Что мешает учиться лучше? Какие действия учителя считаешь неправильными? Поставь оценку учителю по 10-бальной системе. Обоснуй ее. Прием Синквейн Составление четверостишия по схеме, 5 – ти строк Рефлексивный прием «Бортовой журнал» Положительное (понятное) Отрицательное (непонятное)

    10 слайд Описание слайда:

    Рефлексивный прием «Письменная дискуссия о заданном вопросе»: Мое мнение Интересные мысли других Рефлексивный прием «Светофор» Школьники сигналят разноцветными карточками: Зеленая – побольше таких дел, поучительно Желтая – понравилось, но не все интересно Красная – дело не понравилось, скучно Прием «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова – вопрос темы Верхние косточки – основные понятия темы Нижние косточки – суть понятий Хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, ключевые слова, фразы

    11 слайд Описание слайда:

    Прием «Эссе» Письмо самому себе» Лист моих достижений Прием «Лесенка настроения» Ученик помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лестницы Прием «Оценочная лесенка» Уверен в своих силах хорошо плохо крайне скверно

    12 слайд Описание слайда:

    Прием «Радуга» Ученикам необходимо ответить на вопрос, « каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок?» Значение цветов радуги может быть следующим: оранжевый – радостное, восторженное настроение; красный – нервозное, возбужденное состояние, агрессия; синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; зеленый – активность; желтый цвет – радость; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке предлагаю на листочке отмечать свои ответы: V — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный W — ответил по просьбе учителя, ответ правильный I — ответил по своей инициативе, ответ не правильный + — ответил по своей инициативе, ответ правильный 0 – не ответил

    13 слайд Описание слайда:

    Прием «Паучок» Вырази личностное отношение к понятию реформы Прием «Понятийное колесо» культура

    14 слайд Описание слайда:

    Прием «Благодарю» В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом выбираю тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. Цель данного приема – оценить свою активность и качество работы. Прием «Рюкзак» Суть данного приема зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, Возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

    15 слайд Описание слайда:

    Пример: (приема «Рюкзак») я научился составлять план текста и конспект; я запомнил определения по теме; я разобрался в теме; я, наконец –то, запомнил, чем реформа, отличается от революции; я почувствовал, что.. я приобрел… я научился … я смог … я попробую… меня удивило… мне захотелось… урок дал мне для жизни… Прием «Телеграмма» После завершения урока прошу заполнить бланк телеграммы по инструкции: Что было важным; Чему научились? Что понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Написать из 11 слов. На следующем уроке делюсь соображениями о полученных результатах. Как дальше будем учиться в совместной работе.

    16 слайд Описание слайда:

    Прием «Паровозик» На столе перед каждым ребенком в начале урока раскладываю по два жетона: один с улыбающимся личиком, другой с грустным В конце урока на доске приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагон, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, А «грустное личико», который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон. Рефлексивное упражнение «Ассоциация» Ученикам предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первая картинка – иллюстрирует его состояние на начало урока, вторая – по окончании урока. Каждый ученик объясняет свой выбор. Свои картинки учитель комментирует последним.

    17 слайд Описание слайда:

    Рефлексивное упражнение . Учитель напоминает известную мудрость о том, что в одну реку нельзя войти дважды, а значит, сегодня мы встретились не такими, какими расстались на прошлом уроке: что-то надо переосмыслить; какие-то новые мысли пришли в голову; Поочередно каждому желающему ученику предлагается кратко ответить на Такие вопросы: что происходило на прошлом уроке? на чем мы остановились?:

    18 слайд Описание слайда:

    Рефлексивный экран Фразы из рефлексивного экрана Сегодня я узнал … Было интересно… Было трудно … Я выполнял задания … Я понял, что … Теперь я могу … Я почувствовал, что … Я приобрел … Я научился … У меня получилось … Я попробую … Меня удивило … Урок дал мне для жизни … Мне захотелось … Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

    19 слайд Описание слайда:

    Упражнение «Плюс – минус – интересно» Можно выполнять устно и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф: «Плюс» «Минус» «Интересно» записывают все, что понравилось на уроке: информация, формы работы, положительные эмоции; либо по мнению ученика могут ему быть полезны для достижения каких-то целей записывают все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, по мнению ученика оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. записывают любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной теме, проблеме. Вопросы учителю

    20 слайд Описание слайда:

    Прием «Анкета» В конце урока можно дать анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку На уроке я работал (активно / пассивно) Своей работой на уроке я… ( доволен / недоволен) Урок для меня показался … ( коротким / длинным) Материал урока мне был ….. (стало лучше / хуже) ( понятен / непонятен) (полезен / бесполезен) (интересен / скучен) Домашнее задание мне кажется (легким / трудным)

    21 слайд Описание слайда:

    Метод стимулирования рефлексии по Б. Блуму Я М О Г У определить это? воспроизвести это? Знание дать пример этого? интерпретировать это? проиллюстрировать это? оценить это? Понимание продемонстрировать это? свести это в таблицу? управлять этим? проверить это? применить это? Применение дифференцировать это? объяснять для чего … используется? подтвердить … этим? проиллюстрировать как .. с этим? вывести из этого? Анализ подразумевать .. с этим? предложить…, используя это? заключить …, используя это? Синтез

    22 слайд Описание слайда:

    Оцени свою работу на уроке Критерии самооценки: как я усвоил урок Оценка Получил прочные знания, усвоил весь материал, работал активно, предлагал версии, давал правильные ответы, помогал товарищам (9-10 баллов) Усвоил материал, но есть над чем еще поработать, не всегда участвовал в обсуждении, в ответах ошибался (7-8 баллов) Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительного изучения, на уроке работал вяло, делал много ошибок. ( 4-6 баллов) Не усвоил материал, не ориентируюсь в теме, практически не отвечал на уроке. 0-3 балла) «5» «4» «3» «2»

    23 слайд Описание слайда:

    Что больше всего удивило на уроке? Что было особенно трудным? Какая идея оказалась самой оригинальной? Для чего … Жаль, что … Я сегодня понял, что … * Рефлексивная игра «Мяч по кругу»

    24 слайд Описание слайда:

    Что? Почему? Кто? Когда? Где? Для чего? Прием «Сюжетная таблица вопросов» для изучения текста Один ученик завершает формулировку вопросов, а второй на них отвечает, используя текст

    25 слайд Описание слайда:

    Что нового вы узнали? Насколько полезны вам полученные знания? Что можете сказать об общении друг с другом в группах, в классе? Итог

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    loading

    Краткое описание документа:

    Важно осознавать не только себя и свою активность, но и факторы предметной и социальной среды. Рефлексия как способность человека к самоотчету имеет прямое отношение к принципу сознательности в педагогике и является условием разумной регуляции, саморегуляции деятельности человека, взаимоотношений с другими людьми. Процесс рефлексии, самооценки снимает недовольство друг с другом в процессе общения между учителем и учащимися, способствует развитию толерантности. Дж. Лонг разделил отношения и рефлексию, трактуя последнюю как особые знания. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии. Рефлексия не только знания или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как понимают «рефлектующего» другие. В конце каждого занятия или его части нужно проводить рефлексию состояния обучающегося, его отношения к происходящему, его переживания или безразличие к происходящему.

    Общая информация

    Номер материала: ДБ-504991

    Похожие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Цель педагогической рефлексии

    Понятие, цель и задачи педагогической рефлексии

    Замечание 1

    В настоящее время одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является рефлексия как анализ и познание педагогом собственной деятельности, сознания и поведения. То есть, рефлексия помогает педагогу посмотреть на себя и свою работу со стороны.

    Цель рефлексии в педагогике рассматривается с двух сторон:

    1. Осуществление анализа собственного сознания субъектами педагогической деятельности, необходимого для разъяснения значений объектов и их конструирования.
    2. Осуществление понимания смысла межличностного общения участников педагогического процесса.

    Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексивных процессов:

    • самопонимание и понимание другого субъекта;
    • самооценка и оценка других субъектов;
    • самоинтерпретация и интерпретация других субъектов.

    Определение 1

    Рефлексия педагога – это самопонимание и переосмысление личного педагогического опыта.

    Замечание 2

    Таким образом, педагогическая рефлексия – это способность педагога дать отстраненную оценку собственным поступкам и деятельности и понимать, как воспринимают его окружающие.

    Значимость рефлексии заключается в том, что на современном этапе развития педагогика переходит от предметно-дисциплинарной модели обучения к творческой деятельности педагога.

    В виду актуальности и востребованности педагогической рефлексии, разрабатываются технологии, направленные на формирование рефлексивных умений и профессиональной компетенции педагога.

    Развитие педагогической рефлексии необходимо начинать с момента обучения будущих специалистов. Формирование и развитие педагогической рефлексии способствует осознанию смысла выбранной профессии, постепенной выработке индивидуальных критериев оценки себя и своей деятельности, стремлению к профессиональному самосовершенствованию и овладению критическим мышлением.

    Критерии педагогической рефлексии

    В педагогической рефлексии выделяют ряд критериев, каждый из которых имеет определенную цель.

    Первый критерий педагогической рефлексии – наличие необходимого количества рефлексивных знаний.

    Цель: формирование и развитие необходимых рефлексивных знаний.

    Показателями рефлексивных знаний являются конфликтность и проблемность. Данный критерий подразумевает наличие трех уровней – средний, низкий и высокий, каждый из которых оценивается согласно глубине, дифференцированности и сложности имеющихся знаний.

    Второй критерий педагогической рефлексии – отношение педагога к рефлексивной деятельности и педагогической рефлексии.

    Цель: выявления уровня отношения педагога к реализуемой им рефлексивной деятельности.

    Аналогично первому критерию, данный критерий так же имеет три уровня, основными признаками каждого уровня являются: рефлексивная действенность и деятельность педагога, позиция отношения педагога к осуществляемой работе.

    Третий критерий педагогической рефлексии – рефлексивное поведение педагога.

    Цель: анализ рефлексивного поведения педагога.

    Данный критерий представлен такими показателями как: профессиональная адекватность и личностная ориентированность.

    Условия организации педагогической рефлексии

    Достижение целей педагогической рефлексии реализуется посредством соблюдения ряда правил:

    1. Развитие педагогической рефлексии должно быть специально организованным. Приоритетным направлением рефлексивной деятельности педагога является ее целенаправленность. Только в этом случае будет достигаться поставленная цель.

      В этом случае педагогической рефлексии присущи следующие характеристики:

      • целенаправленность;
      • преобразующий характер;
      • предметность;
      • осознанность;
      • общность в способах и построении процесса деятельности;
      • обязательность конечных результатов.
    2. Наличие рефлексивной среды. Под рефлексивной средой понимается определенная система условий формирования и развития личности, которая раскрывает перед ней возможности самоисследования и самокоррекции. То есть среда способствует возникновению у личности потребности в рефлексии. Основная цель создания рефлексивной среды заключается в преодолении и снятии отчуждения педагога от учебного процесса, развитие профессиональной рефлексивности педагога, как одного из способов жизнедеятельности.

    3. Активизация межсубъектных взаимоотношений между всеми участниками рефлексивной педагогической деятельности. Межсубъектные взаимоотношения между педагогом и учащимися являются наиболее ценными, так как обеспечивают единство действий участников учебного процесса. Результат межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности представлен сотрудничеством, взаимопониманием и сотворчеством. Цель установления межсубъектных взаимоотношений в рефлексивной деятельности – это обеспечение установления между участниками единства целей и действий.

    4. Актуализация рефлексивности педагога – отражение в рефлексивной деятельности позиции каждого из ее субъектов. Цель актуализации рефлексивности педагога – осуществление анализа актуализации собственной потребности в пересмотре своей профессиональной позиции. Соблюдение данного правила способствует личностному и профессиональному росту педагога, изменению и ломке стереотипов.

    5. Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.

    Таким образом, понимание рефлексии помогает выйти на принципиально важное положение о том, что рефлексия является тем механизмом, посредством которого через выявление и анализ своих собственных действий педагог приводит к обоснованному решению педагогических задач и выходит на обобщение собственного опыта. Это положение приводит к выводу о необходимости развития у будущего педагога таких рефлексивных качеств, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, саморазвитие и др.

    Leave a Reply

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *