Способность сопереживать другому человеку называется – Темная сторона эмпатии. Почему сопереживание само по себе не делает лучше ни нас, ни окружающий мир

Содержание

что такое и можно ли развить

Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.

что такое эмпатия

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.

Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.

Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.

Виды и уровни эмпатии

Эдвард Титчнер

Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.

  • Эмоциональная. Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
  • Когнитивная. В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
  • Предикативная. Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.

Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.

  • Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
  • Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
  • Высокий уровень. Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
  • Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.

Плюсы и минусы эмпатии

Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?

Плюсы:

  • благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
  • умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
  • способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
  • способность распознавать ложь и неискренность;
  • умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.

Минусы:

  • неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
  • эмоциональное выгорание;
  • постоянное переживание из-за чужих проблем;
  • склонность к психическим расстройствам;
  • другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
  • повышенная тревожность и ранимость.

Как развить эмпатию?

Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.

Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.

Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.

Упражнение 1

Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.

Упражнение 2

Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.

Упражнение 3

Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).

Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.

yapsiholog.ru

развитие, уровни, диагностика и примеры

 Эмпатия  – умение понимать чувства и эмоции других людей, а также адекватно на них реагировать. Способность человека к сопереживанию считается важной составляющей личности, определяющей её взаимоотношения с окружающими.

ЭмпатияЭмпатия

Эмпатия — способность понимать и сопереживать

Виды эмпатии

Слово «эмпатия» происходит от греческого словосочетания «ἐν πάθος», что переводится как «в чувстве». В психологии под этим термином подразумевают умение понимать любые эмоции окружающих людей, а также сопереживать им.

В медицине под «эмпатией» зачастую подразумевают «эмпатическое слушание»: так называют сопереживание чувствам человека, явно демонстрируемое эмпатом. Эмпатическое слушание широко используется психиатрами и психотерапевтами в общении с пациентом: это позволяет человеку понять, что врач не только слушает, но и хорошо понимает его состояние.

Выделяют следующие виды чувства эмпатии:

  1. Эмоциональный подвид, основанный на эмоциональном восприятии чувств человека.
  2. Когнитивный тип, базирующийся на интеллектуальном восприятии чужих чувств: при помощи сравнений, аналогий, проведения параллелей.
  3. Предикативная эмпатия, проявляемая в способности предсказывать эмоциональные отклики и реакции другого человека в конкретных ситуациях.
  4. Сопереживание, характеризующееся переживанием эмоциональных состояний другого человека при помощи идентификации себя с ним.
  5. Сочувствие, представляющее собой социальный аспект, выражающий состояние эмпата по поводу переживаний других человека.

Специалисты подчеркивают: эмпатичный человек обязательно должен осознавать, что испытываемые им чувства отражают эмоции другого человека, но не являются его собственными. Если такого понимания нет, состояние эмпатией не считается.

Уровни эмпатии

Формирование эмпатии начинается еще в младенческом возрасте. Чем старше становится человек, и чем больше жизненного опыта он приобретает, тем лучше и проще он понимает чувства окружающих. Но все же, вне зависимости от возраста, умение сопереживать проявляется у людей в разной степени.

Психологи выделяют 4 основных уровня эмпатии: низкий, нормальный, высокий и повышенный.

Низкий уровень

Людей, обладающих слабой способностью к сопереживанию, называют «не-эмпатами» или «антиэмпатами». Они склонны во всем полагаться на факты, логику и рациональность. Эмоциональные поступки, совершенные под влиянием чувств, не-эмпатичные люди считают бессмысленными и непонятными.

Антиэмпаты с трудом сопереживают окружающим, плохо понимают чужие чувства и воспринимают любые проблемы только со своей позиции. Они неспособны признавать другую точку зрения, отличную от их собственной и не подкрепленную логикой.

АнтиэмпатыАнтиэмпаты

Антиэмпаты неспособны сопереживать, для них это чувство чуждо

Из-за неумения сопереживать таким людям сложно уживаться с окружающими. Они склонны избегать больших компаний, редко общаются с коллегами или соседями, имеют ограниченный круг друзей. Согласно статистике, низкая эмпатия в большей степени характерна для мужчин: среди не-эмпатов они встречаются в 4 раза чаще, нежели женщины.

Важно!

Важно понимать: низкий уровень эмпатии не равен её отсутствию. Полное отсутствие эмпатии встречается крайне редко, и считается признаком заболеваний психики. Абсолютным неумением сопереживать отличаются алекситимики, психопаты, социопаты, некоторые подвиды шизофреников.

Нормальный уровень

Для большинства характерен нормальный, или стандартный уровень эмпатии: им обладают около 80% людей. Такие люди способны понимать чувства и эмоции окружающих, но нечасто сопереживают, проникаются чужими ощущениями.

Нормальный уровень эмпатииНормальный уровень эмпатии

Этот уровень присутствует практически у каждого 2-го жителя планеты

Люди со средней степенью эмпатии чаще всего остаются равнодушны к тому, что чувствуют окружающие. Они внимательны и чутки только к эмоциям, испытываемым ими самими либо их близким окружением: членами семьи, друзьями, хорошими знакомыми.

Высокий уровень

Люди с высоким уровнем сопереживания встречаются нечасто. Именно таких личностей и принято называть «эмпатами». Они отлично понимают чувства и эмоции окружающих людей, сопереживают чужим проблемам, внимательно слушают и никогда не упускают важных деталей.

Высокий уровень эмпатииВысокий уровень эмпатии

Для людей с высоким уровнем эмпатии характерно сопереживание в любых ситуациях

Эмпаты отличаются прекрасной коммуникабельностью, социальной активностью. Они с легкостью заводят новые знакомства, имеют большое количество друзей. Умение общаться с окружающими позволяет им добиться заметных достижений в социальной и личной жизни, карьерных высот.

Несмотря на то, что человек с высоким уровнем сопереживания способен понимать других людей, он не делает это в ущерб себе. Эмоциональное восприятие чужих чувств не вызывает у него дискомфорта, беспокойства или страданий.

Повышенный уровень

В отличие от людей с высоким уровнем эмпатии, личности с повышенной степенью сопереживания, или «гипер-эмпаты» причиняют себе дискомфорт этим умением. При повышенной эмпатии способность понимать чувства других людей гипертрофируется, и человек перестает разделять свои и чужие проблемы.

Гипер-эмпатия сопровождается такими признаками:

  • излишняя ранимость и впечатлительность;
  • острое переживание чужих эмоций и чувств;
  • необоснованное чувство вины за муки других людей;
  • страдание и беспокойство из-за проблем окружающих.
Гипер-эмпатГипер-эмпат

Гипер-эмпаты испытывают повышенное чувство сострадания и сильно переживают из-за проблем окружающих

Такой уровень сопереживания негативно сказывается на личной жизни человека, ухудшает его коммуникативные навыки, может стать причиной психических заболеваний. Чтобы способность к сочувствию приносила эмпату лишь плюсы, повышенную эмпатию нужно корректировать при помощи самостоятельных занятий и психотерапии.

Преимущества и недостатки

Проявление сопереживания по отношению к другим людям имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К плюсам этой способности относят такие особенности:

  • простота и легкость в общении с окружающими;
  • умение помогать близким в тяжелых психологических ситуациях;
  • возможность избегать скандалов, подавлять конфликты «в зародыше»;
  • чувствительность к обману.

Кроме того, умение понимать чувства других людей полезно во многих профессиях. Хорошим эмпатам открыто больше возможностей для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста, нежели личностям, неспособных к сопереживанию.

Среди минусов эмпатии выделяют следующее:

  • быстрое эмоциональное сгорание;
  • повышенный риск психических патологий;
  • высокая ранимость и чувствительность;
  • возможное непонимание со стороны окружающих.
Высокая чувствительностьВысокая чувствительность

Недостатком эмпатии считается быстрое эмоциональное сгорание и высокая чувствительность к проблемам окружающих

Стоит отметить, что эти недостатки затрагивают лишь излишне эмпатичных людей. Личности, обладающие средним или высоким уровнем этой способности, не сталкиваются с такими отрицательными сторонами.

Развитие чувства сопереживания

 Эмпатия  – это не дар свыше и не сверхъестественная сила. В той или иной степени, к ней способны все психически здоровые люди. Несмотря на то, что склонность к сопереживанию зачастую является врождённой, умение понимать чужие чувства можно развить.

Существует множество простых групповых упражнений, помогающих научиться сопереживанию:

  1.  Угадай чувство.  Людям раздаются карточки, где прописаны названия чувств. Участники по очереди изображают выпавшее им чувство при помощи мимики, а остальные члены группы пытаются угадать, что человек старается отобразить.
  2.  Зеркало и обезьяна.  Члены группы разбиваются попарно. Один участник в паре становится «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна» мимически демонстрирует различные чувства, а «зеркало» их копирует. После члены пары меняются ролями.
  3.  Телефон.  Все участники получают карточки, в которых указан воображаемый собеседник: начальство, вторая половинка, родитель, ребенок или иной человек. Члены группы по очереди имитируют разговор, а другие люди пробуют угадать, с кем ведется «беседа».

Также распространены упражнение на копирование голоса, жестов, речевых особенностей другого человека. Выполняя подобные упражнения в группе, совместно с другими людьми, человек осваивает навык сопереживания, учится создавать эмпатические связи и настраиваться на одну эмоциональную волну с окружающими.

Диагностика эмпатии

Зачатки эмпатии можно наблюдать уже у детей-дошкольников. К школьному возрасту базовое умение сопереживать и понимать чужие чувства формируется окончательно.

Чтобы определить, насколько у человека развито это умение, проводится психометрическая диагностика:

  • диагностический опросник И. М. Юсупова;
  • тест на эмпатическое сопереживание Бойко;
  • опросник «Уровень сопереживания» Косоногова.

Тестирования могут комбинироваться между собой или применяться по отдельности. Также они дополняются личной беседой с психотерапевтом, позволяющей понять, насколько хорошо разбирается в чужих эмоциях опрашиваемый человек.

Как избавиться от чувства сострадания?

Людям с гипертрофированным чувством сопереживания живётся намного сложнее, нежели антиэмпатам. Они склонны переносить проблемы всех окружающих на себя, излишне переживать за других людей. Такое состояние может привести к эмоциональным срывам, к тяжелым психологическим проблемам и патологиям.

Чтобы избавиться от гипер-эмпатии, научитесь соблюдать такие советы:

Сосредоточьтесь

Чувствуя, что вы начинаете излишне сопереживать другому человеку, попробуйте сконцентрироваться на чём-то другом. Если это возможно, прекратите разговор, уйдите в другое место и помолчите несколько минут, чтобы полностью успокоиться внутренне.

СосредоточениеСосредоточение

Если понимаете, что слишком переживаете по поводу другого человека, то лучше переведите фокус внимания на что-то другое

Если вы не хотите обижать человека и прерывать беседу с ним, просто постарайтесь переключиться на другую идею. Подумайте о чём-то отвлечённом, медленно сосчитайте до 10, а после сосредоточьтесь на своих чувствах. Вы ощутите, что чужие эмоции исчезли.

Осознайте, кому вы сопереживаете

 Механизмы эмпатии не запускаются сам по себе  – её всегда вызывают другие люди. Чтобы научиться контролировать процесс сопереживания, постарайтесь определить: кто вызывает сочувствие именно у вас, и почему? Из-за чего вы сопереживаете именно этому человеку или группе людей?

Проделывайте это простое упражнение каждый раз, когда ощущаете, что вас захлестывает чужими эмоциями. Это позволит вам отвлечься, взять себя в руки, а впоследствии – освоить сознательную эмпатию.

Сочувствуйте осознанно

   

 «Осознанная», или «сознательная» эмпатия  – это чувство сопереживания, не причиняющее ущерба самому эмпату. Такое умение позволяет понимать чувства других людей, не пропуская их через себя, и не испытывая чужих негативных эмоций.

Осознанная эмпатияОсознанная эмпатия

Умейте сопереживать так, чтобы не причинять вред самому себе

Чтобы освоить сознательную эмпатию, вам нужно научиться «отключать» сопереживание на подсознательном уровне. Для достижения этой цели можно освоить дыхательную гимнастику или медитацию, или просто думать о посторонних вещах во время беседы.

Со временем эмоциональное «отключение» войдет в привычку, и вы научитесь слушать и понимать других людей, а также оказывать им поддержку без дискомфорта для себя.

Бороться с гипертрофированной эмпатией в одиночку очень сложно. Если у вас не получается справиться с излишними переживаниями, стоит обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист обязательно научит вас абстрагироваться от чужих эмоций.

Примеры эмпатии

Варианты выражения сопереживания могут быть различными. Так, психологическая или педагогическая эмпатия совершенно непохожи друг на друга, хотя являются подвидами одного и того же умения. Разберем 3 примера эмпатии, проявляемых в разных ситуациях.

Психологическая эмпатия

Проявляется во время консультации у психотерапевта или психолога. Во время сеанса специалист внимательно слушает своего пациента, понимает его эмоциональное состояние, выражает сопереживание его проблемам. Такое поведение в психологии называется «эмпатическим слушанием».

Психологическая эмпатияПсихологическая эмпатия

На приеме у психолога или психотерапевта пациенту оказывается повышенное внимание

Педагогическая

В педагогике чувство сопереживания проявляется при коммуникации учителя с учениками. Педагог-эмпат легче налаживает контакт с детьми, потому что лучше понимает их чувства и потребности, способен учитывать личные особенности и склонности каждого ученика. Такой учитель не оспаривает точку зрения ребёнка и умеет направить его к верному ответу мягко, ненавязчиво.

Творческая эмпатия

Выражается при «вживании» актера в свою роль. Чтобы правильно изобразить героя, человек ассоциирует себя с персонажем, проникается его чувствами и эмоциями, осознает причины его поступков. В итоге зритель, наблюдая за поведением актера в театре или на экране, верит в актерскую игру.

Творческая эмпатияТворческая эмпатия

Такая эмпатия проявляется, когда, например, актер пытается вжиться в роль и прочувствовать все переживания героя

 Способность к эмпатии  – важное умение, позволяющее лучше взаимодействовать с людьми. Однако, помимо преимуществ, у него есть и заметные недостатки. Выполняя специальные упражнения, человек может скорректировать это умение: повысить уровень сопереживания или научиться контролировать способность, не перенося чужие проблемы и чувства на себя.

Психические заболевания

lechusdoma.ru

определение, что это за способность у человека

Эмпатия это способность к сопереживанию, уважению чувств собеседника. Люди, склонные к эмпатии, тонко реагируют на чувства и эмоции посторонних, буквально «пропускают» их через себя. Ощущения проходят на эмоциональном или рациональном уровне, с различной степенью воздействия.

Люди, склонные к сопереживанию

Люди, склонные к сопереживанию

Эмпатия что это в психологии

Empatheia переводится с греческого как сочувствие. Эмпатия это в психологии осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния окружающих. Эмпатами называют людей, обладающих способностью определять настроение собеседников.

Желая разобраться, что такое эмпатия в общении, следует учесть характерную особенность дара – многоплановость эмоций: легкий отклик или глубокое погружение во внутренний мир людей. Механизм эмпатии не изучен до конца, считается, что за ее проявление отвечают зеркальные нейроны.

Виды эмпатии

Выделяют 4 вида эмпатии:

  1. Эмоциональная форма эмпатии – это способность человека к воспроизведению механизма психического заражения. Сильно выражена у людей с чувствительной нервной системой, воспринимающих передаваемые партнером эмоциональные сигналы различными органами чувств. Люди, склонные к психоэмоциональной форме эмпатии, страдают от чрезмерной чувствительности и нервной перегрузки.
  2. Когнитивный тип. Способность сопереживать другому человеку на интеллектуальных процессах называется рациональной эмпатией. Ощущения построены на сравнении, аналогии, ассоциации с ранее пережитыми ситуациями. Человек, рассматривая поведение партнера, вспоминает подобную ситуацию и переживает близкие чувства. Эффективность рациональной эмпатии определяется богатством эмоционального опыта индивида.
  3. Эстетическая эмпатия – определение в психологии дает понятие проникновенности художественным образом, объектом, вызывающим эстетическую реакцию.
  4. Предикативная эмпатия проявляется как способность предсказывать реакции другого человека в конкретных случаях.
Группа поддержки

Группа поддержки

Уровни

Различают 4 уровня эмпатии, характеризующие способность человека к сочувствию:

  1. Низкий уровень присущ людям, которые сконцентрированы на собственных чувствах и эмоциях. Им сложно прочувствовать ощущения собеседника. Эмоционально черствые люди ограждаются от окружающих, сужают круг общения.
  2. Средний уровень определяет способность понять переживания партнера, но остаться равнодушным к проблеме. Только близкие люди заставят индивида искренне сочувствовать и помочь.
  3. Высокий уровень сопереживания дает хорошую возможность понимать эмоции окружающих, не проецируя их на себя. Обладатели высокого уровня эмпатии коммуникабельны и легко идут на контакт, ждут аналогичного проявления от окружения.
  4. Повышенная степень сопереживания максимально точно определяет, что такое эмпатия в психологии, дар редких людей заключается в умении переживать чужие эмоции аналогично своим. Данная черта провоцирует по жизни множество проблем в силу ранимости и чувства вины. Если человек научится справляться с повышенной степенью сопереживания, он станет отличным медиком или психологом.

Формы

Особые формы эмпатичности – это в психологии сопереживание (принятие субъектом эмоциональных состояний, аналогичных собеседнику) и сочувствие (выражение своего состояния относительно переживаний собеседника в форме рассуждений).

Психологические механизмы эмпатии

Психическое заражение

Механизм психологического заражения возник с зарождением эволюции как взаимный обмен эмоциями в группе особей или индивидов. У людей механизм хорошо заметен при заразительном смехе или глухом раздражении в переполненном транспорте. Функция заставляет людей интуитивно понимать, что могут значить изменения мимики партнера, сердечного ритма, дыхания, потоотделения.

Идентификация

Идентификация – способность представить себя на месте другого человека. Главным условием успешной идентификации является собственный опыт. Пример – педагог может представить себя на месте студента и прочувствовать состояние оппонента на основе соответствующего опыта. Учащийся не идентифицирует себя с учителем, поскольку никогда не был на его месте.

Важно! Отсутствие идентификации зачастую является следствием жестокости детей, черствости успешных, благополучных людей.

Проявление идентификации у детей

Проявление идентификации у детей

Децентрация и рефлексия

Децентрация – это эмпатийные способности, основанные на принятии чужой точки зрения. Не согласиться, а рассмотреть вопрос с чужой позиции. Необходимость механизма вызвана искаженным образом себя и своего отношения к окружающим. Социальная рефлексия придает процессу эмпатии осознанный и объективный вид.

Как развить эмпатию у человека

Активное слушание

Многие люди слушают безучастно, одновременно занимаются другими делами или погружаются в собственные мысли. Восприятие информации с эмпатией может выражаться только в полной отдаче другому человеку. Как развить навык:

  • Нужно давать спикеру высказаться;
  • Уделять собеседнику абсолютное внимание;
  • Периодически повторять услышанное, обобщать информацию;
  • Включать эмоции в разговор;
  • Ставить себя на место партнера;
  • Исключить суждения.

Дальнейшие действия с информацией, полученной в ходе слушания, также важны. Часто люди стремятся предложить решение проблемы на основе собственного опыта. Более эффективным вариантом сочувствия станут следующие фразы: «Ты хорошо держишься», «Чем я могу помочь?», «Судьба дает нам столько испытаний, сколько мы можем выдержать».

Проговаривание комплиментов

Комплименты помогают вывести людей из подавленного состояния. Словесные внушения заставляют слушателя поверить в слабо выраженные качества, исправить несовершенства. Слова «Не унывай, ты молодой, талантливый, красивый, еще все впереди», содержат больше веры и добра, нежели произношение в аналогичной ситуации «Да, тебе не повезло, дела твои плохи, и никто не сможет помочь».

К сведению. Хороший комплимент окрылит, вылечит душу: «Меня ценят! Во мне видят хорошее».

Упражнение «Убежище»

Следует устроиться в удобном положении, максимально расслабиться и представить идеальное убежище: это детская комната, хижина в горах, шалаш в лесу, песчаный пляж или другая планета. Единственный критерий – ощущение покоя, комфорта, безопасности. Нужно побыть в укромном месте столько времени, сколько понадобится, чтобы успокоиться, отдохнуть. Простые фантазии снимут эмоциональное напряжение и помогут «сбросить» лишний груз.

Духовный проводник

Духовный проводник

Анализ своего поведения

Самоанализ выступает логическим продолжением самоконтроля. За счет подробных воспоминаний хорошо тренируется память, необходимость отмечать детали формирует наблюдательность. В ходе глубокого самоанализа человек создает мысленные образы событий и разговоров, что помогает воспроизвести в памяти определенные детали, улучшается воображение.

Важно! Краткий самоанализ дает возможность извлекать урок из успехов и ошибок, выявлять недостатки.

Умение анализировать собственные поступки уберегает человека от ненужных конфликтов. Лишенные данного умения люди эгоцентричны, слова и поступки не подвергаются сомнению с их стороны. Эгоисты неприятны для окружающих и становятся опасными при получении власти.

Характерные проявления эмпатии

Под понятие, что такое эмпатия определение в психологии, попадают люди с высокими показателями эмоциональных откликов:

  • на эмоциональные воздействия индивидуумы реагируют кожной проводимостью и частым сердцебиением;
  • страдают повышенной эмоциональностью, часто плачут;
  • много времени проводят с родителями, ярко проявляют эмоции и делятся внутренними переживаниями;
  • оказывают людям реальную помощь;
  • поддерживают и укрепляют дружеские отношения;
  • расценивают позитивные социальные черты как важные;
  • ориентируются на моральные ценности.

Диагностике эмпатичной личности подлежат 6 векторов сопереживания: к родителям, животным, престарелым людям, детям, героям художественных произведений и сверстникам в межличностных отношениях. Шесть шкал теста открывают каналы эмпатии: рациональные, эмоциональные, интуитивные, а также установки, сопутствующие или ограничивающие сопереживание.

В силу отсутствия сведений о способе выделения шкал, сложно делать выводы об обоснованности анализа эмпатии как многопланового, целостного явления. Более надежным психодиагностическим средством оценки сопереживания выступает тест Мехрабьяна и Эпштейна, измеряющий эмпатию как узкую эмоциональную отзывчивость.

Сопереживание

Сопереживание

Методы контроля эмпатии

Существует несколько простых способов контроля эмпатических свойств:

  1. Нужно несколько раз в день думать исключительно о собственных чувствах, не связанных с посторонними людьми.
  2. Критически мыслить. Соглашаясь помочь собеседнику, важно поддать осмыслению, хочет ли эмпат выполнять данную функцию, и сделать верное решение.
  3. Медитировать. Практику потребуется занять удобное положение, сидя или лежа, закрыть глаза и представить возврат энергии, растраченной на посторонних людей.
  4. Наслаждаться жизнью. Большинство эмпатов эмоционально подавлено, несут свой дар, словно «крест». Однако оказание реальной помощи требует приведения в порядок собственных мыслей и чувств, достижения гармонии, радости. Рекомендуется сосредоточиться на радости от взаимодействия с окружающими, визуализировать распространение внутреннего позитива на людей и отказаться от общения с неприятными личностями.

Эмпатия требует самоконтроля: чтобы мудро использовать дар, следует научиться управлению собственными чувствами и эмоциями, вспомнить о любви к себе.

Видео

srazu.pro

нужно ли нам умение сопереживать

Способность к сопереживанию и сочувствию другим людям есть не у каждого человека. Некоторые индивиды уверены, что эти чувства бесполезны. Другие убеждены, что только благодаря таким качествам человечество заняло высшую ступень развития.

Чувство сострадания имеет разные формы проявления

Чувство сострадания имеет разные формы проявления

Если обратиться к психологическим книгам, то можно увидеть следующее определение сочувствия: это способность индивида разделять отрицательные эмоции другого. При сострадании человек не только разделяет чувства, но и стремится помочь.

Понятие в буддизме

В буддизме под сочувствием понимается стремление раствориться в чувствах другого человека. Это касается не только отрицательных, но и положительных моментов. Сострадание в таком случае означает полное восприятие чужой боли и желание ее прекратить. Оно не связывается с конкретным человеком.

Простой пример сострадания в буддизме – боль пострадавших от войны становится болью буддиста. Он занимается благотворительностью и помогает пострадавшим. Таким образом, он проявляет сострадание.

Нужны ли эти чувства

У философов нет единого ответа на такой вопрос. У каждого человека свое понимание границ сочувствия. Считается, что с помощью таких чувств индивид становится добрым и мягким. В школах дети на уроках литературы и русского языка пишут сочинения, читают классику и учатся анализировать житейские темы. С помощью сочувствия и сострадания человек определяет, насколько допустимы его поступки, не совершил ли он чего-то плохого по отношению к другой личности.

Отличия

Далеко не всегда понятна разница между двумя терминами. Сочувствие – это способность сопереживать человеку в трудную минуту. Это может касаться как знакомого, так и незнакомого индивида.

Сострадание – более глобальное чувство, которое распространяется на определенную группу, например, малоимущих

Сострадание – более глобальное чувство, которое распространяется на определенную группу, например, малоимущих

Эмоциональное восприятие или сопереживание по-другому называется эмпатией. Оно важно для некоторых специалистов: психологов, педагогов, врачей и других. Такое чувство помогает находить общий язык с разными людьми.

Важно! Способность сопереживать не всегда проявляется уместно, иногда это выглядит слишком навязчиво.

При жалости индивид не стремится пережить эмоции другого, но такое чувство может выражаться в ободряющих словах. Сострадание иногда называют милосердием, оно проявляется в заботе и помощи тем, кто в этом нуждается.

Не зря одна из самых крупных благотворительных организаций называет своих сотрудниц сестрами милосердия. Они бесплатно ухаживают за тяжелобольными и нуждающимися людьми.

Не стоит путать сострадание с соболезнованием. Последнее всего лишь констатация факта, т.е. индивид обозначает, что он понимает чужое горе. У такого вида чувств нет особого эмоционального окраса.

Хорошо или плохо

Встречаются разные мнения о том, что такое сочувствие и сострадание. Некоторые считают эти проявления негативными и ненужными. Особо радикально настроенные личности уверены, что такие чувства позволяют другим паразитировать на сильных людях.

Простой пример – знакомая женщина постоянно жалуется влиятельной и преуспевающей подруге на свою жизнь. В итоге ее бедам сочувствуют, и она получает денежную помощь.

Поэтому каждый индивид должен сам решать, почему ему нужно проявлять сочувствие, и стоит ли это делать. Не всегда помощь является благом, иногда она может привести к еще более серьезным проблемам.

Нельзя сказать, что кто-то должен вести себя сострадательно или как-то проявлять участие. Подобные философские вопросы каждый решает для себя сам. Некоторые предпочитают организовывать благотворительные организации для определенной категории, другие никак не участвуют в помощи для других лиц.

К сведению. Многие влиятельные личности уверены, что сочувствие и сострадание – это то, что не дает обществу стать злым и черствым.

Что лучше

Не все позитивно относятся к эмоциональным переживаниям. Кто-то считает необходимым оказывать реальную помощь, а не разводить жалостливое состояние. Для того чтобы человек начал что-то предпринимать, у него должно появляться такое желание.

Именно от умения сострадать зависит то, как часто и активно индивид принимает участие в благотворительности и волонтерстве. Каждый человек сам определяет, зачем ему та или иная деятельность. Сочувствие к другим людям – это то, что мотивирует помогать, поддерживать, заниматься тем, что не приносит деньги.

За кормление бездомных волонтеры не получают зарплату, но они испытывают моральное удовлетворение

За кормление бездомных волонтеры не получают зарплату, но они испытывают моральное удовлетворение

Именно умение поставить себя на место другого делает личность доброй. Индивид понимает, что не хотел бы к себе определенного отношения, и это останавливает это его от плохих поступков к другим людям.

Поэтому можно сделать вывод на тему «нужно ли сострадание?» простым: да, нужно, так как оно позволяет перейти к настоящим поступкам.

Как научиться

Выработать в себе лучшие моральные качества сложно, для этого придется ежедневно трудиться. Начать вести себя должным образом можно только при высоком уровне самоконтроля.

Важно! Особенно ценно умение рефлексировать, т.е. анализировать свои действия и поступки.

Необходимый уровень эмпатии можно развить в процессе тренировок. Для этого при общении нужно ставить себя на место другого, пытаться понять его эмоции и чувства.

При рассуждениях важно стараться не осуждать человека, не высказываться негативно о нем. Подобные поступки не принесут пользу. Лучше поразмышлять, как решить проблему.

Можно попробовать принять участие в благотворительных проектах. На сегодня их можно найти в большинстве городов России. Во время помощи разным людям будет формироваться сочувствие.

Грани проявления

Сострадание – это особое внутреннее состояние, которое позволяет чувствовать боль всех живых существ. Но не всегда это чувство искреннее и правильное. Например, кто-то через него самоутверждается за счет слабого, вырабатывает болезную привязанность.

При манипуляциях спасатель становится агрессором, проявляет злость и физическое насилие

При манипуляциях спасатель становится агрессором, проявляет злость и физическое насилие

В таком состоянии жертва не способна самостоятельно уйти. Подобная ситуация не является настоящим состраданием. Некоторые люди не могут правильно сочувствовать из-за мягкого характера. Ими легко манипулировать, и они охотно ведутся на разговоры о несчастьях.

В итоге сочувствующий человек не видит разницы между разумной помощью и паразитированием. Он постоянно помогает морально и материально, тогда жертва отлично живет за чужой счет.

Для развития душевной части личности нужно заниматься благотворительностью. Это приносит моральное удовлетворение, но стоит помнить: помощь должна быть ограниченной, при этом нуждающегося учат справляться с проблемами самостоятельно.

Каждый индивид сам определяет, что для него могут значить разные термины, особенно, если они не имеют строгих определений. Сочувствие и сострадание мало чем отличаются. Оба качества нужны для существования цивилизации. Без них людям было бы сложно сосуществовать и совершать добрые поступки.

Способность к сопереживанию и сочувствию к другим называется эмпатией, это чувство очень важно для коммуникации. С его помощью один индивид определяет границы допустимого в общении с другим человеком. Особенно это важно для психологов и врачей, которые ежедневно сталкиваются с чужим горем.

Подобное качество помогает сделать семейную жизнь прекрасной

Подобное качество помогает сделать семейную жизнь прекрасной

Через милосердие люди поддерживают друг друга в тяжелые минуты. Таким образом переживаются тяжелые ситуации: катастрофы, несчастные случаи, разрушительные природные явления. Люди из разных стран в такие моменты оказывают помощь. Даже не в глобальном смысле каждый индивид сам решает, нужно ли в жизни сочувствие, и как оно должно проявляться.

Видео

srazu.pro

что это такое и как этому научиться

Сопереживание – это категория, использующаяся как в контексте описания личностной черты, так и наработанного морального качества, навыка общения или стиля взаимодействия с действительностью. Сопереживание как качество личности проявляется во внутренней потребности человека разделить переживания другого, причём делается это не осознанно, когда предлагается помощь или выражается сочувствие, а эмоциональная сфера самостоятельно подключается к состоянию другого. Во время сопереживания эмоциональные сферы нескольких людей сливаются и их переживания объединяются, независимо, кто первый начал испытывать эмоции.

Качество сопереживание, как категория навыка, подразумевает то, что данную способность человек не получает от рождения, а может развивать самостоятельно или же данный навык формирует социум. Как стиль взаимодействия сопереживание часто подменяется другими не тождественными понятиями сострадания или милосердия. Важно понимать, что идёт слияние любых эмоций – можно сорадоваться, созавидовать, сонадеяться и т.д. это главное отличие от других моральных категорий, регулирующих эмоциональные отношения в обществе.

Пожалуй, именно способность выражать сопереживание другому человеку является наиболее ценным качеством, поскольку даже в дружбе люди могут оставаться рядом в проблемах, помогать и выслушивать многие неприятности, но при этом неспособны вынести счастье и успех другого. Сопереживание всего эмоционального спектра ярче всего представлено в детско-родительских отношениях, кода радость малыша ещё больше радует родителей, а когда его боль у себя внутри болит ещё сильнее.

Что это такое

Эмоциональное сопереживание является термином обозначающим состояние человека, когда он подключается к эмоциональной сфере другого, обычно при этом подразумевается негативная окраска эмоций. Но сопереживание не имеет ограничений по проявлениям, поэтому в результате даёт ощущение близости, душевной теплоты и поддержки. Такое взаимодействие наиболее полно описывает дружбу и веру в человека, т.к. подразумевает не столько практическую помощь, предоставляемую холодно из логического расчёта, сколько принятия душевных переживаний, и предоставление другому ощущения целостности.

Данное качество человек может проявить только самостоятельно, невозможно другого заставить чувствовать примерный спектр своих эмоций или переживать за незначимую для него тему. Со стороны принимающего сопереживание всегда воспринимается, как нечто приятное, дарящее ощущение спокойствия и отсутствия одиночества перед навалившимися эмоциями. Но если подобное поведение требовать от людей, помня, насколько оно было благоприятно, то ничего кроме сильного сопротивления хоть как-либо участвовать во взаимодействии не получится.

Сопереживание невозможно контролировать или вызывать намеренно, хотя данный навык можно тренировать. Оно имеет по своей структуре нечто схожее с собственными чувствами, возникающими спонтанно относительно окружающей реальности, но малоконтролируемыми, хотя при определённых практиках, длительной психотерапии или самоанализе человек может получить возможность их трансформации.

Именно разница отношения окружающих и внутренние процессы, происходящие с личностью во время сопереживания, не дают отнести данную категорию только к позитивным проявлениям личностям. Хорошей чертой это считается у тех, кто хочет получить поддержку и сочувствие при этом эмоциональное состояние сопереживания самого человека уносит его в чувственную сферу другого, где теряется не только собственная идентичность, но и контроль. Это где-то похоже на потерю своего я, когда желания другого воспринимаются как собственные, его идеи кажутся исключительно правильными, а трезвая оценка возможна только, когда люди выходят из слияния, и нет общей эмоциональной сферы. Чтобы не терять себя в душевных порывах необходимо уметь дистанцироваться, причём как от чужой радости, способной унести в неведомую эйфорию, так и о чужой боли, которая разрушает нервную систему и психику.

Наличие данного чувства является исключительно субъективной категорией, оказывающей большое влияние на общий процесс становления или фрустрации моральных норм общества.

Сопереживание часто граничит с жалостью и милосердием, способностью к самопожертвованию и эмпатией – все эти категории являются прямыми ключами, укрепляющими гуманистическое направление развития человечества. Развитие сопереживания происходит с детского возраста, и хоть имеет врождённую базу в качестве способности к эмпатии, требует дальнейшей внутренней работы.

Как научиться сопереживать

Навык чувствования чужого настроения, состояния и мыслей для некоторых людей является врождённым или приобретённым вследствие независящих от личности факторов (особенности воспитания и социальной среды). Не обладающие высокоразвитой эмпатийной направленностью своей чувственной сферы и понимающие необходимость её дальнейшего применения в жизни, могут специально научиться сопереживать. Не всему можно научиться осознанно, поскольку испытывать какие-то эмоции мы можем не только под воздействием мыслительной сферы, но проработать внутренние барьеры, мешающие чувствительности или снять психотравмирующие блоки под силу каждому.

Первоочередным заданием, чтобы научиться чувствовать, что происходит с другими – важно во всех тонких нюансах понимать, что происходит в собственной эмоциональной сфере. Для этого придётся познакомиться не только с основными чувствами, доступными человеку, причём в их ярких проявлениях, но также научиться признавать те, что обычно заталкиваются подсознанием подальше или делить эмоции на полутона и различные сочетания.

Принятие и проживание собственной негативной чувственной палитры открывает чувствительность к другим. Чем больше человек отгораживается от неприятных переживаний, переключаясь, тем больше утрачивается способность вообще распознавать данные эмоции, как у себя, так и у других. Поэтому устраивая себе возможность проработки горя и грусти, злости и недовольства, без бегства от этих переживаний в итоге даёт возможность замечать такие переживания у окружающих. В редких вариантах необходимо разрешить себе чувствовать удовольствие, радость, желания, как возможность проявления эмпатии с позитивной стороны. Психологические блоки относительно хороших чувств встречаются реже и обычно сопровождаются серьёзной травмой (например, когда нельзя было открыто выражать любовь) и требуют личной психотерапии.

Для ориентировки в эмоциях и открытия себе доступа ко всем их проявлениям необходимо ежедневно выпускать свои чувства. Это может быть в формате диалога или записей в дневнике, кому-то помогает рисунок или спорт, занятия танцами или ведение блога – формат абсолютно не важен. После того, как сформируется навык опознавания своих чувств необходимо постепенно переключать внимание на окружающих людей, для чего использовать активное слушание. Не стоит делать акцент на тексте, произносимом собеседником – ваша задача состоит в том, чтобы уловить изменения голоса, интонации, жесты и прочие проявления эмоциональной окраски повествования.

Важным моментом при оценке состояния другого и попытке прочувствовать его необходимо на момент восприятия забывать обиды или радости, связывавшие вас с человеком, его действия в прошлом или ваши надежды на дальнейшее развитие событий. Чем меньше привязок к эмоциональному восприятию будет изначально, тем выше вероятность, что при рассказе вы испытаете тот же спектр чувств, что чувствует собеседник. Необходимо искоренить страх почувствовать дискомфорт или боль, потому что именно нежелание испытывать негативные эмоции заставляет людей становиться жёстче, отворачиваться от страданий, отписываться от групп, рассказывающих о несчастьях.

Безусловно, сопереживание может приносить не только радость разделения победы или ощущения что помог другу, но также требует душевных сил на проживание чужой боли, как своей собственной. Потом будет необходимо восстановить силы, привести в порядок нервную систему, пострадавшую, хоть и меньше почувствовавшую боль.

Отлично работает практика, когда пытаетесь представить себя на месте собеседника, в принципе как в основном и объясняют сопереживание. Это схоже с тем, как мы проникаемся судьбой персонажей книг или фильмов, когда не спим ночами, чтобы дочитать или отпрашиваемся с работы, потому что вышло продолжение. Эти переживания будут схожи с подобными ощущениями ожидания возвращения любимого, даже если у вас нет отношений или чувством слежки, когда перечитали детективов, при том, что вы пекарь в кондитерской. Подобные погружения в чужой мир возможны при высоком уровне искреннего интереса, соответственно необходимо найти собственный интерес либо в личности собеседника (тогда автоматически каждая история будет восприниматься ярко и полностью) или же в рассказе (лучше чтобы он цеплял личные значимые темы, тогда поиск ответов заставит переживать и за другого).

Формирование навыков сопереживания

Существует вполне практичная сторона формирования сопереживания, основывающаяся на применении различных вербальных посылов и невербальных действий. Наш мозг считывает информацию и может быть закрыт или открыт для новых переживаний не только в зависимости от их тематики, но также того, в какой обстановке происходит само действие.

Каждый раз необходимо подготавливать не только своё психологическое пространство, но и физическое. Лучше восприятие другого происходит, если отсутствуют видимые преграды, создающие барьер (сюда относятся столы, стоящие между разговаривающими, спинки кресел, ширмы). Этот приём можно использовать также для обратного – если вам необходимо быть крайне независимым от эмоционального влияния другого человека, то поставьте между вами хоть какую-то преграду, а чем она внушительнее, тем больше получаете защиты. Как на материальном уровне убираются преграды их необходимо убрать на невербальном уровне своего тела – не должно быть скрещенных конечностей, закрытых и отвёрнутых поз. Это всё тому, что собеседник более охотно и детально рассказывает, но и вы автоматически становитесь более открытыми для получения информации.

Чтобы внимание улавливало все нюансы изменения интонаций или мимики необходимо заранее минимизировать окружающие шумы, отвлекающие факторы, возможности резкого прекращения разговора (открытая дверь, зазвонивший телефон и пр.). То, что поможет сохранить внимание – попытки повторить позу и жесты говорящего. Наши физические проявления отражают психическое состояние, есть подтверждённые исследования, когда при помощи повторения позы человека другой мог назвать его эмоции. Если ещё и вслушаться в текст, то информация и детализация переживаний собеседника становится ещё более четкой. Подобные процессы происходят благодаря задействованию зеркальных нейронов и биологическому переформатированию эмоциональной сферы под её физическое выражение.

Чтобы узнавать о людях больше, чем они преподносят только текстом, необходимо развивать в себе постоянное желание узнавать больше информации. Это своеобразный наркотик, восполнить который может только информационная или эмоциональная пища. Чем больше вы будете стремиться узнавать о людях ежедневно, тем выше будет сопереживание, причём необходимо интересоваться как биографиями известных личностей, так и вчерашним днём соседки пенсионного возраста. Спрашивайте людей об их переживаниях, когда смотрят на закат или когда пьют лавандовый чай – стремитесь узнавать ответы у совершенно различных людей, путешествуя если не по всему миру, то хотя бы по окрестным городам.

Чтобы разобраться в правильности диагностирования и чувствования чужих эмоций хорошо попросить потренироваться кого-то из близких. Просто человек должен честно вам говорить, правильно ли вы озвучиваете его чувства. Вы же можете говорить о своих переживаниях относительно эмоциональной сферы другого, тогда когда ощущаете что-то и тогда, когда логически можете предположить испытываемую эмоцию.

psihomed.com

эмпатия — это… Что такое эмпатия?

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia — сопереживание) — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

   В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. — empathy). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом сопереживание.

   В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом — в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

   Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии — например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

   Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, — это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

   Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

   Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия, который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

   В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса — тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете — такому изменению структуры Я, которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

   Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

   Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это — типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, этооценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате.

   Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение — терапист— заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

   При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации — весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

   Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно — с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

   Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Темная сторона эмпатии. Почему сопереживание само по себе не делает лучше ни нас, ни окружающий мир

После инсульта 49-летний мужчина из Бразилии сильно изменился. Он стал добрым и щедрым — даже слишком щедрым. Встретив на улице бездомных детей, он отдавал им все свои деньги. Он оставил работу в офисе и открыл фирму по продаже домашней картошки фри. Бизнес провалился: большую часть еды мужчина раздавал бесплатно. Только благодаря пристальному вниманию жены семья не погрузилась в долги.

Оказалось, что после инсульта у мужчины была повреждена часть мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями и принятие решений. Он чувствовал желание помочь — и тут же приступал к делу, не принимая во внимание другие факторы.

Способность к сопереживанию не случайно считается добродетелью. Без эмпатии мы не смогли бы выйти за рамки своего «я», понимать чужие эмоции, создавать доверительные и близкие отношения.

А еще эмпатия выматывает, вводит в заблуждение и подталкивает к несправедливым поступкам. Руководствуясь самыми благородными чувствами, мы часто причиняем зло не только себе, но и другим людям.

Против эмпатии

Когда психолог Пол Блум написал книгу «Против эмпатии», даже некоторые его студенты решили, что он перегнул палку. Если ты выступаешь против эмпатии, для общества это звучит так, будто ты ненавидишь котят. Как утверждает популярный спикер и писательница Брене Браун, «эмпатия способна растворять стыд, уничтожать ощущение разобщенности, объединять и даже исцелять». И вы утверждаете, что против эмпатии? Вы, наверное, неудачно пошутили.

Психологи выделяют три основных вида эмпатии:
  • Эмоциональная эмпатия — способность переживать те же чувства и эмоции, что и другой человек. Возникает еще в младенческом возрасте: когда плачет один ребенок, начинает плакать другой.
  • Когнитивная эмпатия — способность поставить себя на место другого человека и понять, как он думает. Это интеллектуальный процесс, который уже далек от непроизвольной реакции.
  • Эмпатическая забота — способность, которая побуждает заботиться о других людях и оказывать им помощь.

Пола Блума и некоторых его коллег больше всего беспокоит первый вид, эмоциональная эмпатия. Интуитивно кажется, что способность ощущать чужие эмоции должна автоматически подталкивать к добрым поступкам. Неслучайно репутацию жестоких и безжалостных людей имеют психопаты — люди, у которых эмоциональная эмпатия атрофирована. Но на практике всё гораздо сложнее.

В крупном исследовании ученые из университета Миннесоты не обнаружили почти никакой взаимосвязи между агрессией и низким уровнем эмпатии.

Оказалось, что агрессивными людей делает не отсутствие сопереживания, а слабый контроль над импульсами и эмоциями.

Даже среди психопатов далеко не все становятся маньяками и насильниками. Люди с аутизмом и синдромом Аспергера, несмотря на проблемы с эмпатией, часто придерживаются очень строгих моральных правил.

Эмпатия не защищает от агрессии — именно с помощью призывов к состраданию людей можно подтолкнуть к чудовищным поступкам. «Когда люди думают об эмпатии, они думают о доброте. А я думаю о войне», — пишет Пол Блум.

«Всевозможные зверства, как правило, мотивируются историями о жертвах — белых женщинах, подвергшихся нападению чернокожих, историями о немецких детях, подвергшихся нападению евреев-педофилов».

Мы сочувствуем «своим» — и именно поэтому становимся агрессивнее к «чужим». Можно сколько угодно призывать к христианским добродетелям, но эмпатия так не работает. Попробуйте сопереживать человеку, который убил вашего друга.

Необязательно использовать такой радикальный пример. В одном известном исследовании футбольные фанаты должны были наблюдать, как другим болельщикам причиняют боль с помощью тока. При сканировании мозга было заметно, что болельщики сопереживают только фанатам своего клуба, а в других случаях эмпатическая реакция подавляется. Более того, страдания болельщиков клуба-соперника активировали центры мозга, связанные с удовольствием.

Эмпатия не всегда делает нас добрыми и справедливыми — часто всё происходит ровно наоборот.

Когда сострадания слишком много

Способность разделять чужие эмоции может стать невыносимой обузой. Об этом хорошо знают высокоэмпатичные люди и специалисты помогающих профессий — медсестры, врачи и психотерапевты.

Специалист в области реабилитационных программ Марк Стебницки ввел понятие «эмпатическая усталость». Постоянно сталкиваясь с горем и потерями других, люди испытывают эмоциональное выгорание — чувство опустошенности, физическое истощение и потерю интереса к жизни.

Исследования медсестер показали, что «усталость от сочувствия» приводит к невыходам на работу и частым ошибкам при выдаче лекарств.

Гипотезу о том, что эмпатия подталкивает к альтруизму, много лет исследовал американский профессор-социолог Дэниел Бэтсон. «Эмпатия помогает разрушить границы между одним человеком и другим, она выступает против эгоизма и безразличия», — утверждает он. Но запасы эмпатии не безграничны. К счастью, чтобы помочь другому человеку, необязательно разделять его эмоции. Гораздо чаще более продуктивный шаг — обуздать свои чувства и посмотреть на ситуацию со стороны.

Когда сочувствие заходит слишком далеко, мы перестаем думать о других людях — нас слишком беспокоят собственные страдания. Чтобы эмпатия приносила пользу, ее нужно сдерживать и направлять в нужную сторону.

Однажды в Непале молодая женщина по имени Сита пришла ко мне на консультацию. Ее сестра только что покончила с собой. Ей не давала покоя вина за то, что она не смогла этого предотвратить. Не в силах на чем-то сосредоточиться, она плакала целыми днями, а когда слезы закончились, погрузилась в оцепенение.

Во время одной из наших сессий она посмотрела мне прямо в глаза и сказала: «Вы знаете, каково это — потерять сестру? Я этого не переживу. С тех пор как я родилась, мы жили в одной спальне, мы всё делали вместе. Я не смогла удержать ее».

Ее страдание было таким интенсивным, что застигло меня врасплох. Я вспомнил о самоубийстве своего шестнадцатилетнего двоюродного брата. Мне пришлось приложить огромные усилия, чтобы взять себя в руки и не разрыдаться. Глубина эмоционального резонанса совершенно меня поразила. Но я знал, что, если я заплачу вместе с Ситой, то не смогу ей помочь.

Мне удалось успокоиться и перестать думать о своем колотящемся сердце, о своих глазах, затуманенных слезами, и подавить воспоминание о своем брате. Наконец, когда накал эмоций ушел, я сказал Сите: «Я понимаю твое горе. Я действительно тебя понимаю. Но ты не одинока. Я тоже потерял двоюродного брата почти в том же возрасте, что и ты. Я знаю, как это тяжело. Но я понял и принял тот факт, что я никак не мог этому помешать. Это не моя вина. Эту боль можно преодолеть».

Она вдруг подняла голову и посмотрела прямо в мои глаза, чтобы увидеть, говорю ли я правду. К моему большому удивлению, она встала и обняла меня, пробормотав: «Я попробую. Спасибо».

Из книги Матьё Рикара «Altruism: The Power of Compassion to Change Yourself and the World»

От эмпатии — к рациональному состраданию

Матьё Рикара называют «самым счастливым человеком на земле». Буддийский монах, в прошлом доктор молекулярной биологии, стал героем пионерских исследований о влиянии медитации на мозг.

В одном из экспериментов его попросили смотреть на фотографии и сопереживать страданиям людей, которые были на них изображены. «Эмпатический резонанс очень быстро стал для меня невыносимым. Я почувствовал эмоциональное истощение», — признался Рикар. Затем он вышел из этого состояния и сосредоточился на ощущениях любви и заботы.

Вместо того чтобы просто отражать боль другого человека, медитация любви и сострадания активировала совершенно другие участки мозга.

Исследователь Таня Сингер из Общества им. Макса Планка повторила это исследование на 60 добровольцах, которые не были монахами. В первой груп­пе участники развивали чувство эмпатии к окру­жающим, а во второй — практиковали медитацию любви и сострадания.

Участники из первой группы испытывали больше стресса и негативных эмоций — разница была заметна уже спустя восемь часов тренировок. Медитация сострадания заглушала эмпатический стресс, взращивала чувство заботы и готовность помочь другому.

Подлинный альтруизм имеет мало общего с эмоциональной эмпатией, считают многие исследователи.

Эмпатия быстро истощается, ограничивает круг нашей заботы одним человеком и подталкивает к неэффективным решениям. Интенсивные чувства — плохой ориентир, когда речь идет о моральном выборе.

Так, в исследовании Дэниела Бэтсона участникам рассказали о десятилетней девочке по имени Шери Саммерс со смертельной болезнью — она ждала очереди на лечение, которое должно было уменьшить ее боль. Затем участникам предложили переместить девочку в начало очереди. Когда их просто спросили, стоит ли это сделать, они отказались — ведь есть и другие дети, которым нужна помощь. Но если участников сначала просили представить, как чувствует себя Шери, они решили, что помощь стоит оказать именно ей. Сочувствие оказалось сильнее справедливости.

«Всеми средствами следует обуздать печаль, чтобы сделать мир лучше», — пишет Оксфордский философ и специалист по этике Уильям Макаскилл. Трезвый расчет, а не сопереживание — вот что необходимо, если мы действительно хотим помогать другим. Легко почувствовать себя благородным альтруистом. Гораздо сложнее приносить людям реальную пользу.

Эмоции — плохой помощник в исполнении альтруистических порывов. Иногда благородные намерения наносят огромный вред.

Пожертвования в Африку поддерживают деспотические режимы. Гиперопекающие родители воспитывают детей-невротиков, которые неспособны ко взрослой жизни. Войны и конфликты подогреваются состраданием к жертвам.

Безоглядная эмпатия к немногим может привести к катастрофическим последствиям для всех. Но хотя у эмпатии есть ограничения, конечно, не стоит отказываться от нее целиком.

После кругосветного путешествия на корабле «Бигль» Чарлз Дарвин стал убежденным противником рабства. Согласно современным теориям его времени, белые и негры имели различное происхождение: негры занимали промежуточный уровень между человеком и животным, и обращались с ними соответственно.

До плавания Дарвин, как и многие викторианские джентльмены, считал это вполне справедливым. Только когда он сам увидел страдания и унижение рабов, его мнение изменилось — он стал считать рабство отвратительным и гнусным явлением. С помощью рациональности он вряд ли смог бы прийти к этому выводу.

Эмпатия дарит чувство человеческого контакта, которое не заменить никакими умозаключениями.

Важно помнить, что эмпатия — это средство, а не самоцель.

Как пишет Лесли Джеймисон, «опасность эмпатии не в том, что она заставляет почувствовать себя плохо, а в том, что она заставляет почувствовать себя хорошо». Эмпатия — мощная сила, которую можно использовать как во благо, так и во зло.

Вы не становитесь хорошим человеком просто от того, что можете кому-то сопереживать. Но это неплохое начало.

knife.media

Leave a Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *