понятие, виды и уровни развития способностей.
Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности .несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. (Б.М. Теплов).
Структура способностей.
Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств ,которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики. Так, например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально-ритмическое чувство. Литературные способности состоят из следующих компонентов: высокого уровня эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию, высокого уровня развития образной памяти.
Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо через приобретение навыков, либо за счет формирования индивидуального стиля деятельности. Такого рода «замещение представляет собой компенсаторные возможности психики.
Развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст — время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития»(Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.
Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая — дебильность; средняя — имбицильность; глубокая — идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.
Виды способностей.
По широте и направленности выделяют:
Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.
studfile.net
Способности человека: виды и уровни развития
В обществе одни люди добиваются больших успехов в конкретной области, а другие прикладывают много усилий, но не получают положительного эффекта. Способности человека и их выраженность напрямую влияют на результат в выбранной сфере.


Развитие способностей влияет на результат в любой сфере
Определение способностей в психологии и обществознании
Наука психология способностями называет совокупность психологических аспектов индивида, дающих возможности овладеть знаниями, умениями без трудностей.
Трактовка понятия в обществоведении продиктовано правилами поведения в социуме. И подразумевает в качестве способностей навыки для выполнения работы.
Объединяя оба определения, можно выделить общее: способности – качества личности, которые помогают легко изучить выбранную область труда с помощью знаний и стать лучшим в ней.
Важно!
Сверхспособности представляют собой особенную энергетическую силу человека, способную воздействовать на окружающих и действительность нетрадиционными способами. Они обычно скрываются и не относятся к классической системе формирования и развития уникальных особенностей индивида.
Основа способностей и условия формирования
Задатки – это предпосылки появления способностей у индивида, единая биологическая основа. С ними человек появляется на свет. Врожденные задатки – это физиологические и анатомические особенности, которые определяет наследственность. Строение скелета и внутренних органов, развитие органов чувств, полушарий мозга, качество нервной системы и ее устойчивость не развиваются у всех одинаково.
Задатки могут появиться у индивида под влиянием социальных факторов и среды, в которой он находится.
Условия развития:
- Наличие врожденных задатков.
- Поддержка родителей и родственников. Своевременно заметив внимание ребенка к конкретной области, родители должны использовать интерес и поддерживать его в начинаниях. Это поможет укрепить чувство ответственности, волю, твердость в убеждениях, целеустремленность.
- Хорошие материальные условия, развитая структура кружков и секций.
- Грамотные специалисты, заинтересованные в положительном результате, неотъемлемая часть процесса формирования способностей.
- Продуманная программа обучения — систематический подход способен развить врожденные качества.
Развитие задатков не должно идти только в одном направлении. Интерес может и должен проявляться ко многим областям. Важно попробовать реализовать врожденные качества во всех возможных направлениях.
Функции
Способности в процессе прохождения этапов развития и становления личности человека выполняют определённые функции.
- Побудительная – особенности личности порождают желание становиться лучшим в выбранной области, развивая необходимые качества характера.
- Познавательная – постоянное изучение новых областей знаний.
- Коммуникативная – становление навыков общения и становления в социуме.
- Диагностическая – анализ и оценка сил, возможностей для работы в выбранной области.
- Проявление способностей для человека является некоторой презентацией качества его работы – презентационная функция.
- Конструктивная — предполагает укрепление мышления, наличие плана развития и становления личности.
Виды способностей
Способности представляют собой сложную систему развитых задатков у человека, полученных при рождении. Наблюдая за обществом, сравнивая поведение, можно сделать вывод, что одни вещи люди делают одинаково, а другие отличаются в выполнении. Изучение результатов делает возможным классифицировать их в соответствии с признаками.


Социальные способности развиваются под воздействием общества
По происхождению делят на группы:
- Природные или естественные – способности, относящиеся ко всем людям одновременно. Определяются принадлежностью к биологическому виду. Задатками обладает индивид с рождения и впоследствии развивает их без вмешательства.
- Социальные или специфические – формируются под влиянием окружающей среды, общества, условий жизни.
В соответствии с направлением развития способности разделяют на группы:
- Общие – проявляются у каждого индивида и необходимы для выполнения работы в любой сфере: практические, познавательные, ментальные, конструктивные, психические.
Примеры: наблюдательность, память, грамотная речь, внимательность, склонность к рассуждению, мыслительная деятельность и сопереживание.
- Специальные – позволяют человеку достичь результатов в конкретной области знаний или умений. Выделяют учебные, умственные, технические, физические, музыкальные, литературные, художественные, предпринимательские, двигательные.
Примеры: музыкальный слух, гибкость тела, мобилизационная готовность, пространственное мышление, ориентация в строении объектов, обонятельная чувствительность, логическая память и критичность мышления.


Творческие способности позволяют человеку создавать что-то новое
Классификация по уровню развития выделяет 2 вида:
- Репродуктивные – характеризуют склонность к труду по заданному образцу.
- Творческие – позволяют человеку создавать нечто новое и уникальное.
Уровни развития
Полученные задатки при рождении не гарантируют развитие способностей у человека. Желание и постоянное совершенствование в конкретной области поможет развить врожденные качества, сделав настоящим талантом.
Выделяют 3 уровня:
- Одаренность представляет собой сочетание нескольких способностей, находящихся на потенциально высоком уровне развития, выделяющих представителя из общей массы в конкретной сфере знаний или умений. Качества при этом еще находятся в процессе совершенствования. Присутствуют положительная динамика и хорошие результаты.
- Талант не является природным даром, это результат интенсивного труда над собственным развитием и совершенствованием. Работа талантливого человека значительно отличается от других новизной, креативностью, четкостью. Воля, твердость и целеустремленность присутствуют в характере индивида. Без этих качеств выраженные особенности так и могут остаться только одаренностью.
- Гениальность – высшая степень. Достигнуть такого развития могут лишь единицы. Редкая совокупность качеств индивида, уникальные способности, работа над собой и возможностями приводит к гениальности. Результаты работы индивида выражены в принципиально новом подходе к решению проблемы или вопроса. Они остаются в жизни всего общества, меняя взгляд на деятельность.
Как обнаружить способности?
Задатки у ребенка или уже взрослого человека выявить нелегко. Основу способностей составляют интересы, реализация которых приводит к обнаружению выдающихся качеств.


Скрытые способности человека выявляются с помощью психолога
В школах, детских садах, профессиональных учреждениях психологи и другие специалисты проводят тестирования и анкетирования для выявления скрытых возможностей:
- методика «ШТУР» – уровень развития интеллекта;
- методика Гипфелда – творческий потенциал;
- «Анаграммы» – уровень мышления;
- «Компасы» – пространственное мышление.
Родители без помощи специалистов в раннем возрасте ребенка могут определить склонность малыша к труду. Эти методы так же подойдут в отношении взрослого человека.
- Анализ интересов – полезно составить список областей, которые вызывают внимание.
- Тестирование – разработанные тесты помогут проанализировать скрытые задатки человека.
- Советы родственников и окружающих – взгляд со стороны способен указать на природные данные.
- Пробовать свои силы в интересных областях – это позволить укрепить уверенность в успехе или опровергнуть его.
- Изучение нового стимулирует развитие кругозора.
Задатки, полученные при рождении, становятся способностями. На это влияют родители, окружающая среда, общество и другие факторы. Могут ли способности превратиться в талант в последствие, зависит от интенсивной работы над собой и свойств характера, которые не позволят сдаться на пути развития.
Психические заболевания
lechusdoma.ru
Способности понятие, виды, уровни
Способности — индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и выступающие условием ее успешности.
От уровня развития способностей зависит скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.
Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей занимаются достаточно сложной
деятельностью, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями.
Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и самим ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, соответствующей литературы и многих других условий, без которых способности не развиваются.
Выделяют следующие уровни способностей:
• репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности;
• творческий — обеспечивает создание нового, оригинального.
Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.
Высокую степень одаренности называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант характеризуется высоким уровнем развития умений и навыков, большим объемом знаний, а поэтому немыслим без огромного труда. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества бесспорна, все без исключения были титанами труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.
Гениальность — наивысшая степень проявления одаренности и творческих сил человека. Можно сказать, что талант остается в пределах достижений эпохи, а гений прокладывает принципиально новые пути для будущих поколений.
Как и- все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде — они формируются в процессе жизни и деятельности. Только в процессе взаимодействия с действительностью и активной деятельности психика отражает окружающий мир, обнаруживая свои индивидуальные психологические качества и особенности (в том числе и способности). В этом смысле следует понимать положение о том, что способности не являются врожденными.
Различают два вида способностей: общие и специальные. Первые обеспе-
чивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и
осуществлении различных видов деятельности, вторые являются системой
свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-
либо области деятельности. Общие способности важны для многих видов дея-
тельности (например, возможности развития у человека находчивости, сообра-
зительности и т. п.), специальные – важны для какого-то конкретного вида дея-
тельности (поэтому их называют также профессиональными, например, воз-
можность развития педагогической внимательности – это важная специальная
способность, необходимая педагогу).
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и
вспомогательные свойства.
Выделяют следующие уровни способностей:
• репродуктивный, обеспечивающий высокое умение овладевать зна-
ниями, осваивать деятельность;
• творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.
У одного и того же человека могут быть разные способности, при этом од-
ни из них могут быть значительней, чем другие. С другой стороны, у разных
людей могут наблюдаться одни и те же способности, но различающиеся по
уровню развития. Иными словами, способности людей могут существенно раз-
личаться.
С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности. Для
измерения способностей использовались различные тесты. Однако более вер-
ный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в про-
цессе деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то
отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей,
присущим каждому человеку. При этом успех в овладении деятельностью мо-
жет достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той
или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием дру-
гих способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же са-
мой деятельности.
Развитие общих способностей у человека предполагает прежде всего раз-
витие его познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, мышле-
ния, воображения).
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных кон-
кретному человеку, составляет одаренность.
Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интел-
лектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одарен-
ность определяется прежде всего общими способностями, обеспечивающими
относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных
видах деятельности.
Одаренных людей отличает прежде всего: внимательность, собранность,
постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в дости-
жении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной
области, называется талантом. Талант представляет собой высокий уровень
развития специальных способностей. Так же как и способности, талант прояв-
ляется и развивается в деятельности.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гени-
альность всегда проявляется в выдающихся результатах, достигнутых одновре-
менно в различных областях деятельности.
Березовин Н.А.
Б48 Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие /
Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. — Мн.: Новое
знание, 2004. — 336 с. — (Серия «Социально-гуманитарное
образование»).
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания, б) применяет и в) преобразовывает и сохраняет знания.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
учебные и творческие
умственные и специальные
математические
конструктивно-технические
музыкальные
литературные
художественно-изобразительные
физические способности
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.
Музыкальные способности можно разделится на две группы:
технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
слуховые (музыкальный слух).
Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.
Уровни развития способностей:
репродуктивный
творческий
Стадии развития способностей:
Задатки
Способности
Одаренность
Талант
Гениальность
Уровни развития способностей:
репродуктивный
реконструктивный
творческий
mirznanii.com
17. Способности, их структура и уровни развития.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности развиваются на основе
Виды способностей:
Общие – это особенности мышления, внимания, памяти, восприятия речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и т.д. Они обеспечивают высокие результаты в самых различных областях человеческой деятельности. Их подразделяют на элементарные (способности ощущать, воспринимать, запоминать, чувствовать и т.д.) и сложные (способности к труду, учению, общению и др.).
Частные подразделяются на простые (внимание, глазомер, музыкальный слух и т.д.) и специальные – это способности к определенной деятельности, которые помогают достигать в ней высоких результатов (организаторские, педагогические, управленческие, командирские и т.д.).
Уровни развития способностей:
Репродуктивный – обеспечивает высокий уровень усвоения готового знания, овладения сложившимися образцами деятельности и общения.
Творческий обеспечивает создание нового, оригинального.
Высшая степень проявления общих способностей – называется одарённостью. Высшая степень проявления специальных способностей есть талант. Высшая степень проявления творческих способностей – гениальность.
18. Малая группа, её виды и характеристики.
Психология и поведение отдельного человека или личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные группы.
Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями.
Малые группы представляют собой небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Отличительными признаками малой группы являются: пространственное и временное соприсутствие людей, что дает возможность воспринимать человеку индивидуальность всех других людей в группе.
Основные виды малых групп:
условные (номинальные) – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Реально они не существуют;
реальные – это действительно существующие объединения людей;
лабораторные – это реальные группы, которые создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;
формальные – это естественные группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций и цели их деятельности задаются из вне;
неформальные – это естественные группы которые возникают и действуют как бы вне рамок официальных организаций и цели их деятельности определяются личными интересами членов группы;
референтная – это реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В такой группе индивид находит для себя образцы для подражания;
нереферентной считается такая группа, психология и поведение членов которой чужды или безразличны для индивида.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые.
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, атмосферу творчества.
Все социально-психологические характеристики групп можно разделить на два класса: формальные – не затрагивающие непосредственно психологию людей (число членов в группе, ее композицию, т. е. индивидуальный состав, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы) и содержательные (межличностные отношения, групповые нормы, мнения, потребности, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки и лидерство).
Как формальные, так и содержательные характеристики оказывают влияние на успешность выполнения поставленных задач перед группами.
1. Неорганизованные группы (ассоциации: случайная группа, толпа) – не имеет собственной структуры или может иметь стихийную, каждый член такой группы осуществляет самостоятельную форму деятельности и преследует личные цели деятельности.
2. Внешне организованные группы (организация: производственная, учебная, кооперация) – структура групп регламентирована извне, форма деятельности членов группы определяется внешней и внутренней организацией группы, цели деятельности общие.
3. Внутренне организованные группы: а) корпорация (групп бизнесменов) – имеет внутреннюю структуру, форма деятельности членов группы – вместе, цели деятельности – личные через групповые; б) коллективы – осуществляют совместную форму деятельности своих членов и цели их деятельности у них общие.
studfile.net
59. Понятие способностей, их структура.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых , следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства , литературы.
Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.
1. учебные и творческие 2. умственные и специальные 3. математические 4. конструктивно-технические 5. музыкальные 6. литературные 7. художественно-изобразительные 8. физические способности
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.
Исходя из этого мы должны сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.
Понятие и классификация способностей.
Понятием способности мы пользуемся тогда, когда необходимо осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения, навыки, почему разные люди при равных обстоятельствах достигают различных успехов.
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Б.М.Теплов выделил 3 признакасамого понятия способности:
1.Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2.Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
3.Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.
Б.М.Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Наличие каких-либо способностей не может гарантировать всестороннего развития личности.
Способности человека выступают как некая возможностьпо отношению к знаниям, умениям и навыкам, а действительностью будет достигнутый уровень мастерства.
Психология, отрицая тождество способностей и знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Классификация способностей.
А)Природные(или естественные) способности – это те, которые в своей основе биологически обусловлены. Б)Специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение.
А)Общие – это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь.
Б)Специальныеопределяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д. Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности.
Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей.
Учебные и творческие.
Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений.
Способности к общению, взаимодействию с людьми ипредметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены. К 1-ым относятся – речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе. 2-ые — это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.
Другая классификация делит способности на 4 группы.
1.Элементарные общие способности.
Присущи всем людям, хотя в различной степени их выраженности. Они являются основной формой психического отражения, проявляются в способности ощущать, переживать, мыслить.
2.Элементарные частные способности. Свойственны всем людям и свидетельствуют об их индивидуальности. Музыкальный слух, критичность ума, глазомер, решительность и т.д.
3.Сложные общие способности. В той или иной степени присущи всем людям – это способности к общечеловеческим видам деятельности – к труду, игре, общению, учению и т.д.
4.Сложные частные способности. Их еще называют профессиональными. Это педагогические, математические и т.д. Способности к той или иной деятельности.
Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Важно их сочетание и именно такое, какое необходимо для данной деятельности. С другой стороны, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения деятельности, т.к. она может быть компенсирована другими, входящими в комплекс. Пример: слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, отсутствие абсолютного слуха – развитием тембрального слуха.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное. Так, например, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских и коммуникативных способностей. К вспомогательным относятся: артистичность, ораторские данные и т.д. Все эти способности образуют единство.
Способности и задатки. Уровни способностей.
Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируется в жизни и деятельности. Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера, т.е., не отрицается врожденностьособенностей строения мозга, которые могут оказаться условием успешного выполнения какой-либо деятельности, т.е., задатков.
Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Б.М.Теплов говорил, что способности – это задатки в развитии.
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способности поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде своеобразного задатка. Например, чтобы усвоить высшую математику, надо знать элементарную, вот эти знания и выступают в качестве задатка и являются приобретенными способностями.
Тот факт, что задатки заключены в особенностях строения нервной системы, подсказывает предположение о возможной генетической наследуемости задатков. Вместе с тем, гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследования способностей.
Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиться различные способности.
Уровни способностей:
1.Неспособенилиспособность имеется (в различной степени ее развития).
2.Репродуктивныйилитворческийуровень имеющейся способности.
Репродуктивный уровень способности определяется тогда, когда человек хорошо работает с материалом, хорошо известным всем другим людям, но делает это более ловко, более уверенно.
studfile.net
Структура, виды и уровни развития способностей
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 21Следующая ⇒Способности как развитые функциональные системы, определяющие способы действий, свойственные той или иной человеческой деятельности, имеют сложную структуру. Структура способностей – это их строение, их состав.
Так, структура математических способностей включает в себя следующие образования: способность к обобщению, способность к свертыванию процесса математического рассуждения, высокий уровень оперативной памяти, гибкость мыслительных процессов и т.п. Структура литературных способностей предполагает высокое развитие эстетических чувств, высокую сензитивность к средовым воздействиям, развитую образную память, богатое воображение, чувство языка, высокую экспрессивность и т.п. Специфическое строение имеют музыкальные, педагогические, конструкторские, врачебные способности и.т.д. Для структуры способностей очень важны и свойства темперамента и характера, поскольку именно они обеспечивают единство, общую гармонию в реализации человеком своего потенциала.
Различают также виды способностей: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система психических свойств, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности.
Специальные способности – это такие психические свойства, которые позволяют индивиду достигать высоких результатов в какой-либо определенной сфере деятельности.
К общим способностям относится преобладающая у человека типология одного из трех типов людей, выделенных И.П.Павловым: «художественный», «мыслительный» или «средний» тип. Эта типология основана на преобладании первой или второй сигнальной системы у данного индивида. Тем, у кого преобладает первая сигнальная система, свойственны яркость образов, впечатлительность, эмоциональность. Им легче даются профессии художника, актера, музыканта, поэта. Тем, у кого преобладает вторая сигнальная система, легче оперировать абстракциями, словесно-логическими и понятийными схемами. Им легче даются профессии, относящиеся к точным наукам. «Средний» тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем. Такие люди находят себя в широком круге человеческих профессий, в частности в системах: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника».
Специальные способности обусловлены задатками и склонностями к определенному и весьма специфическому виду деятельности. Так, способность к игре в шахматы, музыкальные или двигательные способности – это именно специальные способности. Они предполагают особые задатки и особые компоненты (так, например, двигательные способности, как, скажем, к балетным танцам, предполагают особое строение тела, опорно-двигательного аппарата, нервно-мышечного аппарата, особые свойства нервной системы, обеспечивающие быстроту и точность восприятия и управления собственными движениями. Именно поэтому в хореографических училищах существует особая система отбора детей).
По уровню развития способностей выделяют следующие степени их проявления: одаренность, талантливость, гениальность.
Одаренность – это наличие у человека задатков и склонностей, которые проявляются в формировании и проявлении у него способностей к тому или иному виду деятельности, о чем можно судить по быстрым темпам овладения ею и высоких результатах осуществления. Различают общую одаренность и специальную – по характеристике проявленных способностей. О человеке говорят «одаренный» до тех пор, пока он показывает успешную динамику в овладении деятельностью и ожидается, что покажет высокие результаты.
Когда уровень развития способностей обеспечивает такие результаты деятельности, которые отличаются принципиальной новизной, недостижимостью для других и выделяются своей социальной ценностью, они определяются как талант, талантливость. Талант – это высочайший уровень развития способностей, который обеспечивает создание выдающихся произведений искусства, достижения выдающихся результатов в той или иной деятельности. Талантливый человек – огромная ценность в человеческом сообществе, поскольку все выдающиеся открытия, произведения техники и искусства созданы именно талантливыми людьми.
Высшая степень талантливости – гениальность. Гениальность – это такой уровень развития способностей человека, при котором результаты его деятельности составляют целую эпоху в жизни общества и навсегда входят в сокровищницу человеческой культуры и цивилизации. Гениальные люди – достояние всех землян. Именно гении человечества служат путеводными маяками в вековечной борьбе людей за истину, добро и красоту как высшие ценности, составляющие смысл жизни человека и человечества.
Невозможно представить себе жизнь людей без «Джоконды» гениального Леонардо да Винчи. Без бессмертных трагедий гениального Уильяма Шекспира. Гений привносит в жизнь всех людей нечто такое, что делает невозможной их прежнее существование. Становится нельзя жить так, как если бы «Моны Лизы» не было. Она есть. И сам факт присутствия этого шедевра в мире людей служит как бы напоминанием, к чему должны стремиться люди. Гений отличается от таланта тем, что открывает новые горизонты и новые пути человеческого существования. Люди, одаренные гениальными способностями к разным видам деятельности именуются конгениальными.
Развитие и формирование способностей
Развитие и формирование способностей обусловлено конкретными социально-историческими условиями жизни людей и связано с овладением человеком накопленной поколениями материальной и духовной культурой.
Непосредственным источником развития и формирования способностей выступает деятельность в разных ее видах: учебная, игровая, имитационная и производительная. Эта позиция составляет сущность деятельности подростка.
Способности развиваются постепенно, но неравномерно. На первом этапе развития способностей проявляются репродуктивные и подражательные элементы деятельности. Для последующих этапов характерно развитие и формирование самостоятельных действий. При этом одни способности проявляются раньше, другие – позже. Важным признаком проявления способностей является обучаемость, т.е. скорость овладения элементами деятельности.
Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная умственная или физическая перегрузка, приводящие к переутомлению и снижению работоспособности.
Раньше всех развиваются музыкальные и изобразительные способности (дошкольный возраст). Поэтические способности развиваются в подростковом возрасте. Математические и комбинаторные способности (способности к шахматной игре) бурно развиваются в возрасте ранней юности. Собственные открытия новых способов действий стимулируют развитие способностей. Самоуспокоенность и отсутствие адекватной мотивации резко снижают темпы развития способностей.
В ходе развития способностей ярко проявляется явление компенсации, т.е. восполнение одних способностей другими. Воспитание трудолюбия и работоспособности, любви к делу и деятельности, — залог разностороннего развития человека.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию «способности».
2. Назовите первичные умственные потенции, выделенные Л.Тэрстоуном.
3. Дайте определение креативности. Раскройте возможное соотношение между уровнем креативности и интеллекта.
4. Перечислите уровень развития способности и дайте краткую характеристику каждому из них.
5. Раскройте особенности неравномерности в развитии способностей.
6. Объясните сущность психологического понятия «задатки».
7. Охарактеризуйте структуру способностей.
8. Объясните критерии и специфику профессиональных наклонностей у трех типов людей, выделенных И. П. Павловым.
9. Проанализируйте, в чем совпадают и в чем отличаются друг от друга эпигенетический и деятельностный подходы в трактовке происхождения способностей.
10. Объясните, как и какие психофизиологические свойства нервной системы влияют на проявление различных способностей.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.: Мир, 1972.
3. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1990.
4. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Педагогика, 1986.
5. Крутецкий А. В. Психология математических способностей. – М.: Педагогика, 1968.
6. Лейтес Н. С. Способности и одаренности в детские годы. – М.: Педагогика, 1984.
7. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. – М., 1989.
8. Одаренные дети. – М.: Педагогика, 1991.
infopedia.su
Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие
Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.
Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

Виды способностей
Уровень развития способностей личности делится на два вида:
— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;
— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.
В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.
Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.
Уровни развития способностей
Выделяются следующие уровни развития данного качества:
— способность;
— одаренность;
— талант;
— гениальность.
Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.
Одаренность — второй уровень развития способности
Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.
Одаренность бывает следующих видов:
— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;
— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;
— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;
— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.
Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.
Талант – высокий уровень развития творческих способностей
Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей
Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.
Диагностика способностей
Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.
Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.
Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.
Диагностика интеллектуальных способностей
Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:
— умение находить аналогии;
— логические классификации;
— логические обобщения;
— нахождение правила построения числового ряда.
Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.
Диагностика творческих способностей
Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:
— оригинальность в составлении ассоциаций;
— семантическая и смысловая гибкость;
— умение создавать новые идеи;
— уровень развития образного мышления.
В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.
Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:
— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;
— рабочая память;
— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;
— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.
Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.
Другие методики для диагностики уровня развития способностей
Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.
Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:
— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.
— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.
— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.
— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.
— «Компасы» — изучение особенностей пространственного мышления.
— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.
— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.
— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.
— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.
— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.
Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.
Условия для повышения уровня развития способностей
Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.
Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.
fb.ru